Общая характеристика функций свободного времени в науке рекреалогии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 23:45, реферат

Описание

С точки зрения специалистов рекреация – восстановление сил, перемена деятельности, осуществление процесса отдыха. В свою очередь, рекреационная деятельность осознанно или неосознанно сопоставляется с трудовой деятельностью и рассматривается как особый вид социальной деятельности, неотъемлемая часть образа жизни, и именно рекреационная деятельность обеспечивает расширенное воспроизводство рабочей силы.

Работа состоит из  1 файл

реферот по рекреологии.docx

— 42.85 Кб (Скачать документ)

1.Общая характеристика  функций  свободного времени  в науке рекреалогии.

Рекреалогия – наука о восстановлении и развитии живых сил организма.

 

Основная задача рекреалогии - изучение содержания и условий  деятельности человека, осуществляемой в нерабочее время.

Рекреалогия как наука  сформировалась приблизительно в 1960 году. Конечно, она существовала и до нашей  эры, например бани в древнем Риме или ароматические воды. Но системно она начала формироваться в 1950-х  годах. Предпосылками зарождения науки  рекреалогии выступили:

революционные процессы, которые  осуществлялись в последние 50 лет, происходящие в сфере человековедения (т.е. экологии человека, физиологии, психологии).

труд стал очень интенсивным  не только физически, но и психически (это связано с научно-техническим  прогрессом) следовательно, возросла потребность  в научно-организованном отдыхе.

С точки зрения специалистов рекреация – восстановление сил, перемена деятельности, осуществление  процесса отдыха. В свою очередь, рекреационная  деятельность осознанно или неосознанно  сопоставляется с трудовой деятельностью  и рассматривается как особый вид социальной деятельности, неотъемлемая часть образа жизни, и именно рекреационная  деятельность обеспечивает расширенное  воспроизводство рабочей силы.

Можно выделить две основные функции свободного времени:

1) восстановление сил  человека, поглощаемых средой труда  и иными непреложными занятиями; 

2) духовное и физическое  развитие. Восстановительные функции  (психофизиологические) включают питание,  сон, движение. Они выполняют функции  простого восстановления психофизиологических  параметров. Функции развития (духовно-интеллектуальные) включают оздоровление, познание, общение.  Рекреационные занятия. Виды рекреационной  деятельности имеют определенное  количество способов реализации, называемыми рекреационными занятиями.  Среда совокупности занятий, совершаемых  в процессе рекреационной деятельности, можно выделить собственно рекреационные  занятия (купание, пешие прогулки, сбор грибов и ягод и т.д.), отличные от удовлетворения повседневных  физиологически необходимых потребностей (сон, питание).

Функции рекреационной деятельности:

  1. Воспроизводящая функция – направлена  на восстановление сил, затраченных в процессе производства и выполнения бытовых функций.
  2. Воспитательная функция – направлена на воспитание в человеческом сознании гуманного отношения к человеку, природе и обществу.
  3. Гуманитарная функция – состоит в представлении возможностей для развития личности, расширения познавательного горизонта, творческого потенциала личности.

Традиционно в качестве важнейших  форм социального времени выделяют рабочее и нерабочее время.

      Рабочее время – время производства материальных и духовных благ в процессе общественно необходимого труда.

      Нерабочее время включает в себя:

-атраты связанные с перемещением к месту работы и обратно, производство материальных благ.

-затраты на домашний труд и самообслуживание

-удовлетворение различных физических потребностей

-свободное время (чем больше свободного времени, тем более высоко развито общество)

-время бесцельного время провождения

-рекреационное время

Свободное время представляет собой часть нерабочего времени остающуюся у человека за вычетом неопределенных и неприложенных затрат.

     С точки  зрения туризма, в свободное  время не входит:

-сон

-уход за детьми

-занятие домашним хозяйством.

      Чрезвычайно  важным моментом при анализе  свободного времени является  определение его роли и места  в жизни общества и образе  жизни. Так как представление  о свободном времени является  диалектичным, необходимо иметь  понятие о том, что нужно  компенсировать с более высоким  показателем, чтобы оптимально  увеличить полезный уровень.

Разнообразные занятия людей  в свободное время, направленные на восстановление здоровья и физических сил, всестороннее развитие личности, называются рекреационной деятельностью. Рекреационная деятельность отличается высокой подвижностью населения, обменом  людьми между разными регионами  внутри страны и между различными странами. Для рекреационной деятельности характерны сезонные колебания: летом — морские пляжи, зимой — районы лыжного и горно-лыжного спорта, суббота-воскресенье — пригородные лесопарки и т.д. Рекреационная деятельность нуждается в организации, т.е. в осуществлении большого числа мероприятий, направленных на удовлетворение постоянно возрастающих рекреационных потребностей населения. В содержании и формах организации рекреационной деятельности происходят постоянные изменения: постепенно снижается значение пассивных видов отдыха, а активных — повышается.

       Рекреационное время – это часть социального времени личности, социальной группы используемая:

-для сохранения человека

-для восстановления человека

-для развития физического и духовного здоровья человека

-для интеллектуального совершенствования человека

      Право личности  на развитие и самоутверждение,  как носителя определенных культурных  ценностей, понимание необходимости  сохранения и передачи последующим  поколениям всего накопленного  ранее духовного и интеллектуального  богатства – все это является  обоснованием для определения  истинной ценности времени человека  на протяжении всего его жизненного  цикла. Только на основе этого  подхода может быть оценена  социальная значимость рекреационного  времени на протяжении всей  жизни человека, включая детство  и старость.

В целом ,количество свободного времени никакого реального влияния на развитие рекреационной деятельности  не оказывает. В зависимости от типа  культуры и уровня развитости общества, понятия свободного времени и рекреация существенно различаются. Оба эти понятия в высшей степени относительны, и нет никаких оснований или данных для приведения их к общему знаменателю.

Вместе с тем не следует  путать данное понятие с понятием «рекреационное время »,под которым  понимается  время реализации реализации рекреационной функции (расширенное воспроизводство живых сил человека).

Рекреационное время (как  и свободное) имеет определенную структуру.

Типичный пример –структура рекреационного времени в течении  жизни человека (таб.1)

Структура рекреационного времени  в течении жизни человека

Виды рекреационного времени

                    Продолжительность

тыс.часов

доля, %

Инклюзивная (в течении  рабочего времени)

20,0

4,0

Ежедневно (после работы)

204,4

40,0

Уик-енд (в конце рабочей  недели)

178,1

34,8

Отпускное

40,3

8,0

Пенсионное

70,1

13,2

Итого

512,9

100,0


Таб.1

Выделенные массивы  рекреационного времени по-разному выполняют  функции простого и расширенного воспроизводства сил индивида.

Инклюзивное время – время  простого компенсаторного восстановления сил, ежедневное время- компенсаторно-расширенного восстановление, уик-енд –расширенно-компенсаторное восстановление, отпускное –расширенное восстановление. При этом структура общественно организованной рекреации не соответствуют структуре рекреационного времени. Согласно структуре рекреационного времени выделяются и соответствующие типы рекреации:

-инклюзивная - рекреационная деятельность, встроенная в бытовую и трудовую деятельнность;

-ежедневная - постоянная рекреационная деятельность: краткосрочные прогулки, утренняя зарядка, купание, чтение;

-еженедельная – рекреационная деятельность, отнесенная на конец рабочей недели (уик-енд): поездки за город, на дачу и т.д.;

-отпускная – рекреационная деятельность, отнесенная на конец рабочего года;

-компенсаторная – рекреационная деятельность, компенсирующая затраты живых сил человека до нормального уровня;

-расширенная- рекреационная деятельность, позволяющая компенсировать

затраты живых сил человека с определенным запасом.

Традиционно в качестве важнейших  форм социального времени  выделяют рабочее, нерабочее (син.- внерабочее) время, а в рамках последнего – свободное время. Рабочее время рассматривается как время производства материальных и духовных благ в процессе общественно необходимого труда.

Нерабочее время характеризуют  чаще всего как время, включающее: затраты, связанные с работой  на производстве (передвижение к месту  работы и обратно, затраты времени  на предприятиях, не входящие в состав оплачиваемого времени и т.д.) , на домашний труд, самообслуживание, удовлетворение физических потребностей. Особую роль в его рамках занимает свободное время, представляющее собой часть «нерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающееся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат.»

Рекреационное время – часть социального времени личности, группы, общ9ества, используемая для сохранения, восстановления и развития физического, духовного здоровья и интеллектуального совершенствования.

В настоящее время рекреационное  время для большинства групп  людей не выходит за пределы свободного времени: более того, сегодня только часть свободного времени, расходуемая на восстановление и развитие здоровья населения и его интеллектуального совершенствования, может быть определенно как рекреационное. На повестку дня встала новая задача – превращение свободного и нерабочего времени (т.е. 75% общего недельного бюджета времени) в рекреационное время.

В рамках рекреационного времени  приходится различать время отдыхающих и организаторов отдыха. Если для отдыхающих рекреационное время рассматривается, прежде всего, с личностных позиций, то время организаторов отдыха – это время формирования и функционирования  деятельности, направленной на обеспечение рекреационных потребностей населения.

Характерными свойствами рекреационного времени выступают иерархичность, квантованность, изменчивость и функциональность.

Иерархичность рекреационного времени обусловлена разномасштабностью отрезков свободного времени в социальном времени. Единицами измерения, изучения социального времени выступают жизнь (детство, зрелость, старость), год, неделя, сутки. В рамках этих периодов формируется структура социального времени, определенный ритм в чередовании рабочего и нерабочего времени.

- В суточный период, характеризующий обычный трудовой день, включены компактные периоды нерабочего времени – до работы, во время обеденного перерыва, после работы.

- Недельный период включает помимо регулярно повторяющихся интервалов суточного нерабочего времени и время «уик-энда», обычно совпадающего с днями субботно - воскресного отдыха.

- Годовой период включает еще один-два интервала компактного нерабочего времени – это отпускное время. Для учащихся вместо отпуска выделяется время каникул (от четырех до двух интервалов в год).

- Жизненный период охватывает всю жизнь человека, включая и то время, когда человек не занят на производстве – детство, нахождение на пенсии.

В рамках исследуемого социального времени  отмечается определенная пропорциональность, квантованность. Это отпускное время, «уик-эндное» время и отрезки  времени, выделяемые на рекреацию в  течение будничного дня.

Нерабочее рекреационное время в течение  будничного дня – это, прежде всего, время после работы (длительность которого может достигать 4-5 часов). «Уик-эндное» время для большей  части трудящихся составляет 2 дня. Продолжительность отпускного времени  постепенно растет и у некоторых  групп трудящихся доходит до 36-48 рабочих дней. Режимное время определяется, прежде всего, социально-экономическими возможностями общества и сложившимися стереотипами поведения населения. Характерное индивидуальное и групповое  время обусловливается потребностями  людей, особенностями их физиологии и психической организации условий  деятельности.

 

2.Характеристика  классификаций и групп рекреационной  деятельности в рекреалогии.

В научной литературе встречаются  разнообразные классификации и  группировки рекреационной деятельности. Чаще всего в их основе лежат: цель путешествия; характер организации; правовой статус; продолжительность путешествия  и пребывания рекреанта в определенном месте; сезонность; характер передвижения рекреанта; его возраст; активность занятий и т. д. 

По характеру  используемых транспортных средств

Автомобильная (индивидуальная), автобусная, авиационная (рейсовая и  чартерная), железнодорожная, теплоходные (морская, речная, круизная)

По степени  подвижности

- Стационарная 

- Кочевая

По количеству участников

- Индивидуальная 

- Групповая

По возрастному  признаку

- Детская 

- Взрослый - Смешанная

По характеру  организации

- Регламентированная (плановая)

- Самодеятельная: организованная, неорганизованная

По сезонностью

- Круглогодичная 

- Сезонная: летняя, зимняя

По территориальному признаку

- Пригородная  (местная) 

- Внутрирайонных (общегосударственная) - Международная

По продолжительности

- Кратковременная 

- Длительная

По правовому  статусу

- Национальная (внутренняя)

- Международная  (иностранная)

По характеру  использования рекреационных ресурсов

- Климатолечебных,  бальнеологическая, грязелечебные 

- Маршрутная, прогулочная  и спортивная, промышленно-прогулочная,  купально-пляжная, водно-спортивная, водно прогулочная, подводное  плавание, рыбалка, охотничье, горнолыжная,  альпинизм - Натуралистическая, культурно-историческая

По главным  мотивом рекреации

- Лечебная 

- Оздоровительная  и спортивная - Познавательная

Информация о работе Общая характеристика функций свободного времени в науке рекреалогии