Происхождение этрусков
В VII веке до н. э. народы
Этрурии овладели письменностью
и, поскольку писали они на этрусском
языке, правомерно называть регион и
народ, его населявший, упомянутыми
выше именами. До этого периода правомерно
использовать лишь археологические
термины, обозначающие определенные местные
культуры. На страницах этой книги
упоминаются два Виллановианских
периода (IX и VIII века до н. э.), за которыми
последовали ориентализирующий и архаический
периоды, датируемые приблизительно VII
и VI веками до н. э. соответственно. Впрочем,
можно называть эти этапы архаическими
периодами I—IV, подчеркивая тем самым
их непрерывность и преемственность, как
это делал Паллоттино и другие ученые.
Столь разная терминология напоминает
нам о шаткости свидетельств, касающихся
происхождения этрусков. Наиболее конструктивным
подходом будет попытка проследить постепенную
эволюцию народа, населявшего Северный
Лаций и Тоскану на протяжении семи столетий.
Важно помнить, что формирование общности
людей зависит от множества самых разных
влияний – социальных, культурных, политических
или экономических, – которым подвергается
народ на всем протяжении своего развития.
Интересующие нас данные можно частично
получить, изучив материал, обнаруженный
в ходе археологических раскопок, но не
следует забывать и об известных нам исторических
и лингвистических свидетельствах. Только
путем постоянного пересмотра и переоценки
всех этих свидетельств мы сможем, наконец,
решить, были ли этруски родом из Италии
и насколько правомерна исторически значимая
версия о миграции этого народа из Восточного
Средиземноморья.[4] Начнем с обсуждения
доводов, приводимых в поддержку этих
двух соперничающих теорий, внимательно
рассмотрим свидетельства, содержащиеся
в античных документальных источниках,
а также взглянем на проблему с лингвистической
точки зрения. Античные историки любили
рассказывать предания и легенды, повествующие
о происхождении городов и народов, часто
придавая им этимологический оттенок.
В нашем случае наиболее важными представляются
труды Геродота, появившиеся на свет в
V веке до н. э. Приведем предание, изложенное
Геродотом, утверждавшим, что оно было
рассказано самими лидийцами: «В правление
Атиса, сына Манеса, поразил Лидию страшный
голод… Минуло восемнадцать лет. Бедствие,
постигшее страну, все усугублялось. И
вот решил царь разделить свой народ на
две половины, и пришлось им тянуть жребий
– кому остаться, а кому покинуть страну.
Царь должен был править оставшимися,
а прочим дал он в вожди своего сына Тиррена.
Жребий был брошен, и те, кто должен был
покинуть страну, отбыли в Смирну, построили
корабли и отплыли на поиски новой родины
и лучшей доли. Миновав много стран, они
прибыли в Умбрию, где основали город.
Отказавшись от прежнего своего названия
«лидийцы», народ стал называть себя по
имени сына царя, бывшего их вождем, «тирренами».
Гелланик с острова Лесбос, писавший о
том же историческом периоде, что и Геродот,
упоминает предание о пеласгах, которые
прибыли в Италию и стали называться тирренами.
Путаница между пеласгами и тирренами
присутствует во многих трудах античных
авторов. Связана она, видимо, с тем, что
о пеласгах помнили как о народе, не говорящем
по-гречески, который однажды заселил
побережье Эгейского моря и который, подобно
тирренам, был каким-то образом связан
с островом Лемнос. Античные историки
признавали факт миграции этрусков с востока
в Италию в далеком прошлом. По мнению
Геродота, это произошло почти одновременно
с Троянской войной. В Восточном Средиземноморье
тогда рухнула микенская цивилизация
и пала империя хеттов, другими словами,
датировать исход этрусков, по Геродоту,
следует XIII веком до н. э. или чуть более
поздним временем. Прочие греческие и
римские авторы сочли это предание занимательным
и приукрасили его, добавив интересные
вариации. Резюмировал общее мнение Сенека,
написавший, что «Азия заявляет права
на этрусков». Трудно сказать, как это
предание согласуется с историей легендарного
бегства на запад троянского героя Энея
и основания римского государства, имевшей,
судя по всему, особую значимость для этрусков:
в Этрурии было обнаружено несколько изображений
героя, включая статую Энея, несущего на
плечах своего престарелого отца. Статуя
была обнаружена в Вейях и датируется
V веком до н. э. К сожалению, в нашем распоряжении
слишком мало сведений, почерпнутых непосредственно
из этрусских источников. Самым важным
из них представляется этрусское летоисчисление
saecula (столетий). По мнению этрусков, каждому
народу отводился определенный период
существования. При этом самим этрускам
было отпущено десять столетий – периодов
неравноценной длины, в основе которых
лежала продолжительность жизни самого
долгоживущего человека, считая с конца
предыдущего столетия. Некоторые римские
авторы упоминают об этой системе летоисчисления,
но расходятся в своих подсчетах. Наиболее
вероятным представляется вариант самих
этрусков, согласно которому их первое
столетие, saeculum, началось примерно в XI
или X веке до н. э. Судя по всему, даже сами
этруски не впаолне верили в предание
о миграции с востока, а в I веке до н. э.
Дионисий Галикарнасский написал свою
историю, намереваясь показать, что римляне,
тогда являвшиеся властителями Средиземноморья,
имели греческие корни. Он заключил, что
этруски были коренной италийской народностью,
однако приведенные им доводы вызывают
сомнение. К античным теориям можно прибавить
современное предположение о том, что
этруски мигрировали с севера. Эта гипотеза
была популярна в XIX столетии и основывалась
на лингвистических свидетельствах, а
именно на том, что некоторые надписи,
сделанные на этрусском диалекте, были
обнаружены в Ретийских Альпах в верхнем
бассейне Адиже. Впрочем, ученые пришли
к выводу, что эти надписи датируются IV
веком до н. э. или более поздним периодом.
Они могли быть сделаны людьми, говорящими
на этрусском языке, которые вынуждены
были бежать из долины По в горы во время
набегов галлов. Эту теорию в свое время
поддерживал Ливий и другие авторы. Самая
недавняя гипотеза в защиту северного
происхождения этрусков исходит от тех
ученых, кто отождествляет этрусков с
их предшественниками, виллановианцами,
и кто считает, что культура Вилланова
зародилась в регионе близ Болоньи. В соответствии
с этой теорией этрусский язык мигрировал
на юг через Апеннины вместе с другими
культурными особенностями виллановианцев.
За пределами Италии наиболее близкий
к этрусскому из известных нам языков
обнаружен в надписях, датируемых VII и
VI веками до н. э., на острове Лемнос, который
у греков ассоциировался с тирренами.
Для всех, кто убежден, что у этрусков были
восточные корни, это свидетельство подтверждает
наличие некоторого сходства между этрусским
языком и некоторыми ранними диалектами
эгейского региона. С другой стороны, те,
кто считает, что этруски являлись коренной
италийской народностью, предполагают,
что ранний диалект Лемноса и этрусский
язык представляли собой разрозненные
остатки языка, на котором некогда говорили
по всему Средиземноморью до прибытия
греков и италийских народов – представителей
индоевропейской языковой семьи. Могут
ли результаты археологических раскопок
пролить свет на эту путаницу? Некоторые
ученые, отмечая перемены, происходившие
в Северном Лации и Тоскане с VIII века до
н. э., считают, что эти изменения могут
служить доказательством прибытия нового
и доминирующего национального единства
– этрусков, которые сумели подчинить
себе виллановианцев. В поддержку этой
теории было высказано много доводов:
постепенная смена ингумации кремацией
в погребальных обрядах; сходство некоторых
этрусских захоронений с теми, что были
обнаружены на Востоке, в особенности
с захоронениями царского дома Лидии;
положение, занимаемое в обществе женщинами,
и традиция писать имя матери наравне
с именем отца в надгробных надписях, что
напоминает ликийский обычай. Другие свидетельства
в поддержку этой теории мы находим в тех
видах гаданий, которые использовались
этрусками для толкования воли богов,
в особенности это касается гадания на
внутренностях животных, известное вавилонянам
и другим народам Востока. Последнее, но
не менее важное свидетельство – число
и влияние богов, заимствованных у эгейцев
и народов Восточного Средиземноморья.
Этот факт убедил некоторых ученых в реальности
миграции этрусков с Востока в эпоху колонизации.
Здесь следует отметить два момента. Прежде
чем говорить об убедительности той или
иной теории, необходимо установить источник
миграции и время, когда она могла иметь
место. Кроме того, нам известно, что торговые
пути греков пролегали вдоль восточного
побережья Италии с начала VIII века до н.
э. и что финикийцы могли посещать Западное
Средиземноморье и в более ранний период.
Таким образом, прежде чем высказывать
предположение о миграции целого народа,
мы должны быть уверены, что упомянутых
торговых контактов было недостаточно,
чтобы объяснить появление в Этрурии элементов
культуры Восточного Средиземноморья.
Необходимо учитывать воздействие торговых
контактов, а также растущую покупательную
способность народа, что все вместе способствовало
росту благосостояния, возникновению
правящего класса и быстрой смене культурных
представлений. Учитывая все вышеизложенное,
можно под новым углом взглянуть на результаты
археологических раскопок. По мере того
как появляется все больше информации
о местных культурных центрах VIII и VII столетиий
до н. э., все яснее становится, что существует
четкая преемственность, проходящая красной
нитью от культуры Вилланова I через культуру
Вилланова II с импортом товаров с востока
Средиземноморья и Греции до ориентализирующего
периода, когда возникают свидетельства
появления этрусков в Этрурии. Изменение
погребальных обрядов не было внезапным
и могло стать следствием возвращения
старой италийской формы ритуала. Совершенствование
типов захоронений можно расценить как
постепенный прогресс, в основе которого
могла лежать иная форма погребального
обряда, и частично как свидетельство
роста благосостояния народа. Социальное
положение этрусских женщин выглядит
явной аномалией среди италийских народов.
К сожалению, нам неизвестно, когда именно
этот социальный обычай или практика гадания
на внутренностях животных попали в Италию.
Кроме всего прочего, изучение товаров,
импортируемых в течение VIII и VII веков
до н. э., показывает, что именно торговля,
а не миграция могла лежать в основе перемен
и начала новой эпохи. Некоторые греческие
и восточносредиземноморские товары начали
появляться в Северном Лации в начале
VIII века до н. э. По всей вероятности, поставщиками
выступали эвбейские греки, которые обосновались
на острове Искья еще до середины столетия.
В конце периода Вилланова II и на протяжении
ориентализирующего периода отмечается
постепенное увеличение объема импортируемых
товаров. Сначала это не оказывало никакого
влияния на виллановианские ремесла, но
время шло, и местные ремесленники все
чаще и чаще стали копировать чужеземные
формы. В начале VII века до н. э. уже появляются
изделия, авторами которых были приезжие
греческие гончары, работавшие в Этрурии,
а немного позже можно говорить о появлении
ремесленников-беженцев с Восточного
Средиземноморья, в особенности из тех
его регионов, что попали под власть Ассирии.
К этому времени западные финикийцы и
особенно уроженцы Сардинии расширили
свою торговлю. Количество ввозимых товаров
увеличивается, отражая растущее благосостояние
Этрурии. Спектр ввозимых товаров демонстрирует
сложную систему торговли. Товары импортировались
из нескольких регионов с высокоразвитой
культурой на востоке Средиземноморья.
Кроме того, многие товары, произведенные
на Востоке и предназначенные для Этрурии,
могли проходить через руки греков, а другие
изделия греки либо переделывали, либо
копировали, прежде чем отправить их дальше
на Запад. Можно сказать, что среди обширного
ассортимента ввозимых товаров почти
нет таких, которые бы беспрепятственно
добирались с Востока на Запад. Отсюда
можно сделать вывод, что речь идет не
о миграции народа с Востока, а о высокоразвитой
системе торговли, развивавшейся более
столетия.
Изучив типы ввозимых
товаров, можно нарисовать схему
торговли, особенно показательными в
этом плане являются изделия из бронзы,
которые иногда путешествовали на значительные
расстояния. Помимо местных имитаций
существовали и подлинные импортные
товары. Довольно рано, в период Вилланова,
появляется новая форма конской упряжи
с бронзовой нащечной пластиной (рис. 6,à).
Внешний вид этого предмета был, вероятно,
позаимствован из иранской конской упряжи,
но потом иранский стиль смешался в Этрурии
с греческим геометрическим стилем. Форма
шлемов на головах, укрепленных на конце
бронзовой подставки, обнаруженной в Ветулонии
и датируемой VII веком до н. э., близка по
форме к шлемам Урарту – царства железного
века, расположенного на территории современной
Армении (рис. 6,á). Необычная, снабженная
колесами подставка из Бизенцио представляет
собой местную копию, изготовленную в
начале VII века до н. э., тип этот был хорошо
известен в кипрском позднем бронзовом
веке, откуда он попал на Крит и, по всей
вероятности, в Италию.
Древняя Этрурия
22 May, 2011 No Comment Древняя
Этрурия, расположенная между Флоренцией
и Римом, всегда влекла к себе путешественников,
стремящихся увидеть красоту средиземноморского
побережья, холмистую местность, покрытую
виноградниками, и полные очарования города,
известные своими превосходными собраниями
произведений искусства Средневековья
и эпохи Возрождения. В этом регионе и
по сей день встречаются следы древних
культур, и в первую очередь культуры этрусков.
Именно этруски основали поселение на
вершине холма Фьезоле, возвышающегося
над Флоренцией, а также заложили город
в Орвието, на скале, нависающей над современной
автострадой, ведущей на юг, к Риму. Это
была родина этрусских городов-государств.
К VII веку до н. э. некоторые полисы уже
достигли своего расцвета, другие сохраняли
свое могущество вплоть до III столетия
до н. э. – периода завершения римского
завоевания. Даже после утраты политической
независимости этруски сохранили в I веке
до н. э. свои ремесла и продолжали говорить
на своем языке. В течение семи столетий
кульминации своего расцвета достигла
греческая цивилизация, представленная
в Италии южными колониальными городами,
а Римская республика выросла в самое
могущественное государство в Средиземноморье.
Все вышесказанное позволяет предположить,
что должен был существовать широкий спектр
письменных памятников, в которых античные
авторы описали современное им этрусское
общество. К сожалению, однако, большая
часть этрусских литературных произведений
не дошла до нас, а те надписи, которыми
мы располагаем и можем расшифровать,
содержат крайне мало полезной информации,
касающейся повседневной жизни этрусков.
В отношении письменных свидетельств
приходится полагаться в основном на работы
греческих и римских авторов, зачастую
описывавших то или иное событие спустя
долгое время после того, как оно свершилось.
Эти античные источники содержат бесценные
описания исторических событий, затронувших
жизнь этрусков, и скупо комментируют
жизнь самой Этрурии. Поэтому говорить
о типах и характере городов Этрурии, об
искусстве и культуре этрусков, укладе
их жизни можно, лишь полагаясь в основном
на результаты археологических раскопок,
которые велись в регионе в течение последних
ста пятидесяти лет. С каждым годом наши
знания об этрусках расширяются благодаря
продолжающимся раскопкам этрусских городов
и некрополей, детальному изучению памятников
и изделий из керамики и металла и прочих
находок. Кроме того, на помощь приходят
другие научные дисциплины, призванные
расширить наше представление о языке
этрусков, его грамматике и лексическом
составе, его связи с другими языками,
а также об их искусстве, религиозных верованиях
и других аспектах жизни. Изучая доступные
нам свидетельства, можно представить
себе общие черты и некоторые отдельные
моменты жизни этрусского общества, но
все же пробелы в наших знаниях велики.
Мы пока не можем разгадать загадку происхождения
этрусков, также не вполне понятен нам
и их язык. Поскольку упоминания в письменных
источниках абстрактных аспектов жизни
этрусков редки и весьма туманны, проще
сначала изучить более осязаемые свидетельства
в виде дошедших до нас памятников и предметов
быта, используя все приемы современной
науки, попытаться определить характер
цивилизации на основании ее художественных
и технических достижений, а изучив письменные
свидетельства, понять характер народа
и таким образом представить себе жизнь,
которую вели этруски.
VII-IV века до нашей
эры
Этруски - это
древние народности, существовавшие
в первом тысячелетии до нашей
эры на территории Апеннинского полуострова,
в его северо-западной части (современная
Тоскана на территории Италии). Этруски
- народ во многом загадочный: точно не
установлено ни их происхождение, ни их
языковые корни, ни их исчезновение. Существует
две основные гипотезы происхождения
этрусков. Согласно одной из них, эти народности
появились из первобытных племен Апеннин.
Согласно другой, этруски пришли из Средиземноморья
или же Малой Азии. Письменность появилась
у этрусков в VII веке до нашей эры. Развитие
культуры этрусков происходило на фоне
развития древнегреческих цивилизаций
начиная с гомеровского периода, и влияние
греческой культуры оказывалось достаточно
существенным. Тем не менее искусство
этрусков настолько отличается от древнегреческого,
что дает основания полагать наличие других,
более древних, корней. Этруски славились
прежде всего как опытные инженеры и земледельцы.
Именно они, впервые в истории человечества,
сумели организовать крупные компанию
по изменению природных территорий - осушению
болот, организации искусственного орошения
и др. Этруски были и морским народом, установившим
прочные торговые связи с древними цивилизациями
античности: Египтом, Финикией, Карфагеном,
Грецией, Сицилией. В VII-VI веках до нашей
эры этруски починили своему влиянию практически
все западное Средиземноморье и построили
такие города, как Цере, Тарквиний, Клузий.
Эти города были окружены массивными крепостными
стенами, а внутри содержали развитую
сеть мостов, каналов и дорог. Этрурия
того времени представляла собой сеть
независимых городов-государств, управляемых
царями. Среди наиболее близкого окружения
владык были и жрецы, и богатые рабовладельцы,
составляющие этрусскую аристократию.
В VI-V веках 12 самых крупных этрусских городов
образуют союз, во главе которого стоял
храм Вольтумны. С VI века до н.э. на цивилизацию
этрусков все большее воздействие оказывает
через греческие колонии на юге Италии
эллинская культура, греческое искусство.
Этруски заимствовали греческий алфавит,
театральное искусство и мифологические
представления Древней Эллады. По греческому
образцу стали чеканить золотые монеты.
Аристократы Этрурии увлекались чернофигурными
и краснофигурными вазами, и не случайно
именно в этрусских гробницах обнаружены
многие великолепные произведения греческой
керамики.