Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 13:00, курсовая работа
Цель работы: дать характеристику и методические рекомендации по экологическим маршрутам Холмского городского округа для оценки туристических возможностей и для дальнейшего развития туризма на этой территории.
Основные задачи курсовой работы:
- оценить туристические ресурсы МО «Холмский городской округ»;
- разработать экскурсии по территории МО «Холмский городской округ»;
- предложить оптимальный туристический маршрут по МО «Холмский городской округ».
Введение………………………………………...………………………………...3
1 Теория экологического туризма……………………………………………..4
Определение экологического туризма……………………………………...4
История развития экологического туризма………………………………...9
Виды экологического туризма……………………………………………...10
Почему экологический туризм подходит для МО Холмский городской округ……………………………………………………………….……….…19
2 Физико-географическая характеристика МО Холмский городской округ…………………………………………………………………………......25
3 Рекомендации по развитию экологического туризма на территории МО Холмский городской округ…………………………………………...….29
3.1 ООПТ Мыс Слепиковского ………………...…………............................…29
3.2 «Чертов» мост ……………………………………………………………....30
3.3 Гора Бернизет …………………………………………………………….…31
Заключение……………………………………………………...…………......37
Список используемых источников…………
Обоснование создания ООПТ и ее значимость: Памятник природы является одним из важнейших мест отдыха и кормежки птиц при весенних и осенних перелетах. Здесь отмечен целый ряд видов растений и животных, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области. Растительные сообщества песчаных дюн с редкими и эндемичными видами растений, озерные комплексы с редкими видами растений, птиц, земноводных и млекопитающих; виды растений, занесенные в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области: тис остроконечный, можжевельник Саржента, можжевельник прибрежный, кубышка малая, кувшинка четырехгранная; виды птиц, занесенные в Красные книги Российской Федерации и Сахалинской области: мандаринка, японский бекас, черная кряква, лебедь-кликун, малый (тундровый) лебедь, пискулька, цапля белая (малая, средняя, большая) и другие; редкий вид земноводных – дальневосточная квакша (ведет древесный образ жизни).
Ведомственная подчиненность: Министерство сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Сахалинской области.
Основные черты природы: Памятник природы, является уникальным природным комплексом, сочетающем в себе разнообразные объекты живой и неживой природы. Рельеф представлен системой чередующихся песчаных грив, вытянувшихся вдоль морского побережья, и заболоченных понижений между ними. Широкий спектр экологических условий определяет богатство растительного и животного мира. Разнообразие экотипов, представленных на территории памятника природы, позволяет совместно произрастать и проживать большому количеству видов растений (около 300), грибов, лишайников (более 20) и 12 видов млекопитающих, 80 видов птиц, 5 видов амфибий, 2 вида рептилий.
Памятник природы является местом отдыха и кормежки птиц, занесенных в Красные книги Российской Федерации и (или) Сахалинской области: малый (тундровый) лебедь, лебедь-кликун, мандаринка, лопатень и др., а также местом обитания редкого вида с ограниченным ареалом распространения - дальневосточной квакши.
На территории памятника природы отмечены включенные в Красные книги различного ранга виды растений: тис остроконечный, можжевельник Саржента, можжевельник прибрежный, кубышка малая, кувшинка четырехгранная.
На территории памятника природы запрещается:
- геологоразведочные работы;
- добыча полезных ископаемых;
- сбор редких и эндемичных
растений, отлов насекомых и животных,
занесенных в Красные книги
Российской Федерации и
- предоставление земельных
участков под строительство
- проведение гидромелиоративных и ирригационных работ;
- применение ядохимикатов,
минеральных удобрений,
- выпас скота;
- повреждение почвенно-
- движение транспортных
средств вне существующих
- складирование отходов,
загрязнение и захламление
На территории памятника природы разрешается:
- рекреация, туризм;
- научные исследования;
- любительская и промысловая охота.
На основании проведенной мной и Федоровым Константином экскурсии
на мыс, 10 октября 2011 г. для студентов ЮСПК предлагаю следующие рекомендации по проведению экскурсионного маршрута (Рис 1):
8:00 Выезд из Южно-Сахалинска. Оптимальное время для того что бы отправится в путешествие. Перед началом экскурсии обязательная инструкция по технике безопасности ( желательно в интерактивно игровой форме если есть дети ). Ознакомить экскурсантов с движением по маршруту и графиком экскурсии.
9:30 Памятник на Холмском
перевале. Первая остановка на
маршруте памятник на вершине
холмского перевала
10:00 г. Холмск. Краткая история возникновения города и основных событиях.
11:00 Чеховский перевал.
С вершины чеховского перевала
открывается прекрасная
Рис.1 – Картосхема экологического маршрута на мыс Слепиковского МО «Холмский городской округ»
11:30 мыс Слепиковского.
Непосредственно на территории
уже самого мыса экскурсовод
расскажет об особенностях
14:00 Выезд в Южно-Сахалинск.
16:00-16:30 Прибытие в Южно-Сахалинск
Особенность данного маршрута в его объединяющей концепции. По ходу следования экскурсант получает интересные исторические справки связанные между собой и плавно переходящие к основному объекту, от чего в голове экскурсанта складывается ясная картина экскурсии. Так же данный вариант полезен своими остановками как способом «размяться» от изматывающей дороги, не делая бесполезных остановок.
Помимо варианта тура выходного дня, на мысе можно проводить многодневный отдых.
3.2 «Чертов» и «Ведьмин» мосты
Железная дорога Холмск — Южно-Сахалинск была построена японцами в 20-х годах XX века и соединяла восточный берег острова с западным, пересекая Сахалинские горы. Сложный рельеф местности потребовал сооружения множества тоннелей и мостов. После войны дорога активно использовалась уже Советским Союзом как прямой путь от парома в Холмске к Южно-Сахалинску, однако в 1993 году движение было прекращено из-за аварийного состояния некоторых участков.
Большая часть железнодорожных путей южной части острова Сахалин, которыми мы пользуемся в настоящее время, была возведена в период японской оккупации. Этот факт известен многим, но мало кто знает, насколько уникальными являются некоторые участки.
9 октября 2011 я в составе
группы из 22 человек, прошли и
проехали по маршруту Южно-
Рис. 9 – Мост-петля
на железнодорожной линии
(фото с японской открытки).
Описание движения по маршруту
8:00 Выезд из Южно-Сахалинска на автотранспорте.
9:30 Прибытие в г. Холмск откуда дальше основная группа студентов поехала на поезде до станции Николайчук, а небольшая часть на автотранспорте до той же станции.
11:30 От станции Николайчук
пешим маршрутом группа вышла
в направление к «Чертовому
мосту». Расстояние от станции
Николайчук до моста около
4 км. Вся пешая часть маршрута
проходит по недействующей
12:00 «Чертов мост» (высота моста более 57 метров!). Железная дорога приводит группу под мост где и расположен первый тоннель. Пройдя два, идущих друг за другом туннеля дорога выводит прямиком на сам мост.
13:00 После первого моста
продолжая движение по
15:00 Начало движения в обратном направлении.
16:00 Выезд в Южно-Сахалинск на автотранспорте.
17:30 Прибытие в Южно-Сахалинск
Рис.1 – Картосхема экологического маршрута на «Чертов мост» МО «Холмский городской округ»
Наиболее благоприятное время для прохождения по маршруту с мая по октябрь – ноябрь месяц. Рекомендую, перед выходом на маршрут убедится о наличие у всех членов группы фонариков. Так же как и маршрут на мыс Слепиковского данное направление рекомендую использовать для походов выходного дня.
3.3 Гора Бернизет.
Мной этот маршрут был пройден 8 октября 2011 года, в составе группы из трех человек:
1. Костинский Евгений
2. Федоров Константин
3. Нечаскин Сергей
В 8:00 мы на автотранспорте выехали из г. Южно-Сахалинска в п. Пионеры МО Холмского городского округа. По пути следования в отличие от маршрута на мыс. Слепиковского ни каких остановок не делалось с целью экономии времени т.к. маршрут ранее не проходился, и имелись только теоретические знания о его прохождении. По прибытие в п. Пионеры ориентируясь по данным карты мы продолжили движение в восточном направлении к верховьям реки Пионерка откуда и нужно начинать пешую часть маршрута к вершине г. Бернизет по одному из ручьев стекающих по ее склону.
В 10:30 мы вышли на пеший маршрут по одному из ручьев. Ориентировочное время восхождения по нашим расчетам составляло около трех с половиной часов, плюс, минус полчаса. Трудности на пути продвижения по маршруту составляли только заросли бамбука высотой около 180 см. произраставшие непосредственно уже перед самой вершиной. Погодные условия были благоприятными, солнечная безветренная погода.
13:00 мы были на вершине
г. Бернизет, где стоит трелюгационный
пункт и старый вкопанный в
землю бетонный столб, которым
высоты обозначали японцы. На
вершине расположены «площадка»
Рис.1 – Картосхема экологического маршрута на гору Бернизет МО «Холмский городской округ»
14:00 группа начала движение в обратном направлении по тому же маршруту. Движение вниз по склону было намного проще в результате чего спуск занял 1 час 30 минут.
15:30 группа вернулась к автотранспорту и выдвинулась в направление Южно-Сахалинска.
17:30 прибытие в Южно-Сахалинск.
Для небольшой группы туристов
я предлагаю именно такой вариант
прохождения этого
Заключение
Экотуризм - это концепция,
целью которой является сохранение
естественных пейзажей. Как форма
турпродукта для специальных
рыночных ниш, она была успешно принята
туроператорами в Европе. Длительные
путешествия в неизмененные природные
области имели очень высокие
показатели прироста. В запланированных
и реализуемых процессах
Холмский район обладает уникальным комплексом ресурсов, способным обеспечить динамичное развитие туристской отрасли, следовательно, получить в ближайшее время значительный социально-экономический эффект.
Большое внимание следует уделить также такой важной составляющей туризма, как туризм выходного дня. По проведенному мониторингу развития туризма в некоторых зарубежных странах этот вид поездок занимает первое место по поступлениям денежных средств в местные бюджеты. Зачастую доходы от него в несколько раз превышают доходы от въездного туризма.
Формирование туристического
комплекса Холмского района окажет
стимулирующее воздействие на развитие
предприятий других отраслей экономики
(гостиничного хозяйства, пищевой промышленности,
торговли, производства товаров народных
промыслов, учреждений культуры, дорожной
сети и средств связи), внесет существенный
вклад в структурную
В данной курсовой работе сделана попытка теоретического и практического обоснования природно-ресурсного потенциала и туристических возможностей МО «Холмский городской округ» Сахалинской области.
Проведен анализ перспектив
развития туризма в районе, определены
перспективные направления
На основании анализа сделаны выводы о наиболее выгодных туристических направлениях, приведены примеры маршрутов оптимальных для представленной территории, даны рекомендации по экскурсионной деятельности благоприятной для г. Холмск.
В работе рассмотрены физико-
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
В связи с активным развитием
въездного туризма в
Природно-ресурсная база МО «Холмский городской округ» позволит предоставить туристам разнообразные маршруты: от спортивно-туристических до экскурсионно-рекреационных.
Литература