Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 13:38, реферат
Туристическая индустрия, как системообразующая отрасль экономики России, является сегодня одним из важных механизмов оживления экономики и оказывает стимулирующее воздействие на социально-экономическое развитие общества.
Туристско-рекреационный потенциал России огромен. Он занимает пятое место в мире по уникальным природным объектам и девятое по объектам историко-культурного наследия. По оценке Всемирной туристской организации Россия может принимать до 40 миллионов туристов.
Перспективы развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации
Туристическая индустрия, как
системообразующая отрасль
Туристско-рекреационный потенциал России
огромен. Он занимает пятое место в мире
по уникальным природным объектам и девятое
по объектам историко-культурного наследия.
По оценке Всемирной туристской организации
Россия может принимать до 40 миллионов
туристов.
Правительством Российской Федерации
одобрена концепция Федеральной целевой
программы «Развитие внутреннего и въездного
туризма в Российской Федерации (2011 –
2016 годы)». Она должна стать важным инструментом
и правовой базой государственной поддержки
отрасли, и впервые за последние годы туризм
получит возможность мощного развития.
В первую очередь, получат развитие
наиболее популярные в нашей стране виды
туризма: курортно-рекреационный, пляжный,
культурно-познавательный, горнолыжный,
круизный, а также активные виды отдыха.
Ответственными за формирование и реализацию
Программы являются Министерство спорта,
туризма и молодежной политики Российской
Федерации (государственный заказчик-координатор),
Министерство регионального развития
Российской Федерации, Федеральное агентство
по туризму.
При формировании перечня мероприятий
(проектов) для включения в Программу использовались
следующие принципы:
Общий объем финансирования Программы
составляет 332 миллиарда рублей, в
том числе средства федерального
бюджета 96 миллиардов рублей (28,9 процента),
средства бюджетов субъектов Российской
Федерации, включая бюджеты муниципальных
образований, - 25 миллиардов рублей (7,5
процента), внебюджетные средства - 211 миллиардов
рублей (63,6 процента). Предполагается,
что к моменту завершения реализации
Программы (2016 год) туризм станет значимой
для валового продукта страны отраслью
экономики.
Сегодня мы воспринимаем туризм как самый массовый феномен XX столетия, как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое реально проникает во все сферы нашей жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие намного шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.
Туризм по праву считается одним из крупнейших,высокодоходных и наиболее динамично развивающихся секторов экономики,являясь активным источником поступлений иностранной валюты,оказывающим влияние на платежный баланс страны. Развитие международного въездного туризма, способного превратится не только в мощный источник валютных поступлений в экономическую систему страны,фактор стабилизации региональных рынков труда, но и в инструмент включения в общемировые процессы, в Российской Федерации в настоящее время официально признано стратегическим приоритетом. Помимо влияния на экономику многих стран, международный туризм воздействует на их социальную, культурную и экологическую среду. Поэтому неслучайно, что интерес к этой деятельности возрастает с каждым годом, вовлекая в нее практически все страны мира, в том числе и Россию.
С каждым годом туристический
рынок становится все более устойчивым
и равновесным, формы сотрудничества
туроператоров с поставщиками туристических
услуг – все более
Оценка положительного воздействия
въездного туризма во многом очевидна,
поскольку растущие прибытия иностранных
граждан в регион, несомненно, вызывают
позитивные экономические явления,
Для России развитие туризма особенно важно, т.к. данная отрасль является благоприятной средой для функционирования предприятий малого бизнеса, способных развиваться без значительных бюджетных ассигнований, и перспективна для привлечения иностранных инвестиций в широких масштабах и в короткие сроки. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д.
Потенциал российского въездного туризма объясняется,во-первых, наличием у нашей страны многочисленных туристических ресурсов, которые благодаря своей уникальности, экзотичности,доступности чрезвычайно востребованы среди потенциальных иностранных туристов. Во-вторых, проявляемый иностранными средствами массовой информации и простыми обывателями интерес к России и происходящим к ней событиям упрощают продвижение национального туристического продукта России на мировом туристическом рынке, обеспечивая известность национальных туристических центров и объектов туристического показа. В-третьих, культура российских народов,благодаря мировой известности их наиболее ярких представителей,историческим триумфам и, не в последнюю очередь, многочисленным мигрантам, проживающим в настоящее время во многих странах мира,популярна практически повсеместно. Наконец, в четвертых, формирование конкурентоспособного российского туристического продукта вполне возможно благодаря сравнительно высокой квалификации рабочей силы.
Россия, несмотря на богатейшие туристские ресурсы, занимает незначительную долю в мировом туристском потоке. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют принимать до 40 млн. иностранных туристов в год, что в 5,4 раза больше, чем на сегодняшний день [4, с. 88]. Статистика въезда в Россию иностранных туристов отражена в таблице. 1.
Таблица 1
Прибытие иностранных граждан в Россию
Показатель |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Всего: В том числе по целям поездок: |
22 908 625 |
23 676 140 |
23 676 140 |
22 281 217 |
туризм |
2 213 597 |
2 295 074 |
2 295 074 |
2 133 869 |
служебная |
3 270 312 |
4 112 477 |
4 112 477 |
4 432 077 |
частная |
15 328 121 |
14 216 589 |
14 139 698 |
15 211 723 |
Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных,так и со стороны отечественных инвесторов.
В настоящее время в стране насчитывается более 6 тысяч гостиниц, тогда как в 2004 году их насчитывалось только 4 тысячи [1, с.16]. С учетом количества иных средств размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха,туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч [1, с.16]. Численность российских граждан, проживавших в 2006 году в гостиницах, санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, составила 26,6 млн.человек, из них в гостиницах - 16,4 млн.человек [4, с.46]. По прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007году в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%,инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2% [1,с.17]. Туристический бизнес стимулирует развитие других отраслей хозяйства: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, связи и т.д.
В России достаточно регионов, которые обладают высоким потенциалом для развития туризма (Рис. 1).
Рис. 2. Прогноз количества туристических прибытий в регионы РФ, млн.чел
Однако, несмотря на положительные сдвиги России в развитии въездного туризма, существует ряд проблем, среди которых:острый недостаток качественной гостиничной инфраструктуры; для многих регионов существует проблема транспортной доступности туристических центров; низкий уровень бюджетных расходов на отрасль ограничивает продвижение туристических возможностей России в целом и ее регионов на мировом рынке; существует высокий дефицит квалифицированного персонала, способного предложить качественное обслуживание туриста;не создано эффективное законодательство для привлечения частных инвестиций в отрасль; во многих регионах не создана предпринимательская среда, которая необходима для развития туристической отрасли; в России наиболее строгий среди стран,ориентированных на развитие туризма, визовый режим (стоимость получения российских виз варьируется от 60 до 480 $ [3 с.228];высокая стоимость туристических услуг (проживание в гостиницах,питание, транспорт и др.); недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны на зарубежных направляющих и на внутреннем рынках и др.
Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма. Одной из актуальных проблем является проблема транспортной составляющей в обеспечении дальнейшего развития туризма в России. Это относится к авиа-, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог. Также в России существует проблема недостаточного развития туристической территории. (Рис. 2). Государство оказывает поддержку развитию туристской инфраструктуры в основном в рамках Федеральной целевой программы «Юг России». Так, за период 2006-2007 гг. в рамках ФЦП «Юг России» в регионах Южного Федерального округа были пущены в эксплуатацию две канатные дороги: на Домбае –Карачаево-Черкесская Республика и на Эльбрусе –Кабардино-Балкарская Республика. Введена в строй первая очередь подъездных дорог на горнолыжный курорт Лаго-Наки – Республика Адыгея. [2, с.33]. Пуск в 2007 году в эксплуатацию перечисленных объектов позволил увеличить поток туристов на Домбай с 70 до 90 тыс.человек и привлечь на строительство 51 малого гостиничного комплекса свыше 500 млн. рублей частных инвестиций. [1, с.34]
Таким образом, туризм – одна из наиболее перспективных отраслей мировой экономики, потенциал которой в России сильно недоиспользован. Туризм, являясь выгодной отраслью экономики,может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России. Для достижения положительного баланса между ввозимыми в страну деньгами (въездной туризм) и вывозимыми из страны (выездной туризм) необходимо всячески поддерживать и развивать внутренний туризм с тем, чтобы деньги тратились внутри страны, а не за ее пределами. Хорошо спланированная политика национального туризма приводит в конечном итоге к выгоде для страны. Если развитие туризма планируется недостаточно профессионально, может случиться так, что страна будет вкладывать в туризм больше, чем получать от него.
РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ |
РАЗРАБОТКА ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ |
ПОДГОТОВКА МАСТЕР-ПЛАНА |
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНВЕСТОРОВ |
РАЗРАБОТКА ПЛАНА МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИИ |
УПРАВЛЕНИЕ
РАЗВИТИЕМ ТУРИСТИЧЕСКОЙ | |||||
▪ Оценка потенциального туристического потока
▪ Определение наиболее привлекательных видов туризма и целевых клиентских групп
▪ Анализ ключевых проблем, сдерживающих развитие привлекательных направлений туризма и возможных способов их решения |
▪ Определение перечня необходимых объектов туристической инфраструктуры и их мощности с учетом планируемого туристического потока
▪ Определение потребности в создании инженерно – транспортной инфраструктуры
▪ Сметно-финансовый расчет стоимости строительства требуемой инфраструктуры
▪ Ориентировочные сроки для строительства инфраструктуры
▪ ТЭО |
▪ Принципы архитектурно – планировочного решения
▪ Эскизные предложения по архитектурным решениям
▪ Схема генерального плана и транспортная схема |
▪ Определение механизмов привлечения
частных и государственных
▪ Проведение переговоров |
▪ Разработка механизмов привлечения
частных и государственных
▪ Определение наиболее эффективных механизмов продвижения туристического продукта для целевой аудитории |
▪ Подготовка кадров
▪ Взаимодействие с частными инвесторами и государством
▪ Продвижение региона в России и мире |
Информация о работе Перспективы развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации