Правовое обеспечение туристской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:47, курсовая работа

Описание

Сфера туризма - это сложно регулируемый комплекс, который занимает важнейшее место в экономике большинства развитых стран. Показатели занятости в туризме очень значимый индикатор для экономики, поскольку новые рабочие места в туриндустрии активно стимулируют развитие связанных с туризмом отраслей. По расчетам экспертов, одно рабочее место в туристическом секторе ведет к появлению не менее двадцати рабочих мест в сопутствующих отраслях.

Содержание

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Туристическая деятельность как одна из форм предпринимательской деятельности
1.2. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие туристическую деятельность в Российской Федерации
Глава 2. Группы федеральных законов в Российской Федерации.
1.1. Первая группа федеральных законов:
1.2. Вторая группа федеральных законов:
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 32.57 Кб (Скачать документ)

   Закон как нормативный правовой акт  высшей юридической силы определил  главные цели государственного регулирования  сферы туризма, охватив широкий  круг вопросов - от обеспечения с  помощью туризма конституционных  прав граждан на отдых, свободу передвижения, образование до решения собственно экономических и социальных проблем (создание новых рабочих мест, увеличение доходов и т.п.). Среди всех, предусмотренных  Законом, видов туризма намеренно  не указывается приоритетность выездного  туризма. Это продиктовано не политическими, а экономическими соображениями (дабы деньги тратились не за рубежом, а  внутри страны). Среди основных методов  государственного регулирования туристской деятельности Закон ставит на первое место методы правового обеспечения  отношений в сфере туристской индустрии. Предмет Закона составляет туристская деятельность (т.е. деятельность туроператоров и тур агентов), являющаяся видом предпринимательской деятельности. Тем самым Закон регулирует отношения между гражданами и предпринимателями, а также отношения между последними. Следовательно, в основном его нормы являются нормами гражданского права. Вместе с тем Закон содержит нормы государственного права, определяющие политику государства в рассматриваемой области. Несмотря на то что согласно Конституции РФ гражданское законодательство отнесено к исключительному ведению РФ и органы субъектов РФ не вправе принимать акты, содержащие нормы гражданского права, в т.ч. и в области туристской деятельности, тем не менее, в ряде субъектов РФ приняты специальные Законы о регулировании туристской деятельности на территории соответствующих субъектов РФ.

   Координацию туристской деятельности в РФ закон  возложил на федеральные органы исполнительной власти в сфере туризма. Таким  органом на период принятия Закона являлся Государственный комитет  РФ по физической культуре и туризму, затем Департамент туризма Министерства экономического развития и торговли РФ, а в данный момент Федеральное  агентство по туризму. Дальнейшая проработка законоположений в этой сфере содержится в законопроекте «О туризме и туристской индустрии в РФ».     Правовой статус государственных органов по регулированию туризма в России. В условиях быстрого развития в нашей стране сферы туризма государственные органы также преобразуются в соответствии с происходящими изменениями. В последнее время такие преобразования происходили неоднократно. Так, Указом Президента РФ от 9.03.2ОО4г.  «О системе и структуре органов исполнительной власти»  вопросы государственного управления и межотраслевой координации в сфере туризма были вначале переданы в ведение Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму, подведомственному Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Однако 18 ноября 2004г, данное агентство было вновь реорганизовано в две самостоятельных структуры - Федеральное агентство по туризму и Федеральное агентство по физической культуре и спорту. Тем самым руководство деятельностью Федерального агентства по туризму было передано Правительству РФ. В соответствии с действующим Постановлением Правительства РФ от 6.04.2004г. № 166 Федеральное агентство направляет по согласованию с Министерством иностранных дел РФ своих представителей в постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях (например, ВТОИ) и осуществляет оперативное руководство деятельностью этих представителей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. ГРУППЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ.

1.1. Первая группа  федеральных законов:

  1. Конституция РФ - закон, принятый всенародным голосованием 12 декабря 1993г. Он закрепил основные права и свободы человека и гражданина, важные для сферы туризма, в том числе: право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства; право на отдых, право на охрану здоровья, в связи, с чем в РФ поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта. В Конституции РФ закрепляется также гарантия государства обеспечивать своим гражданам защиту и покровительство за пределами РФ.

   2. ФКЗ20 «О Правительстве РФ» от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ. Данный  нормативный акт закрепляет обязанности  Правительства, непосредственно  или опосредованно касающиеся  сферы туризма (по обеспечению  свободы перемещения товаров,  услуг и финансовых средств), а  также защиты интересов отечественных  производителей товаров, исполнителен  работ и услуг. Кроме того, в  соответствии с данным НПА Правительство принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение, как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов РФ.

   3. Гражданский кодекс РФ. Он применяется  в гражданско-правовом регулировании  различных форм деятельности, в  том числе туристской. В нем  закрепляются базовые принципы  гражданского права,22 понятие и  признаки юридического лица, различные  организационно-правовые формы юридических  лиц, которые  тут применяются в том числе и в туристкой сфере. В Гражданском кодексе РФ сформулированы общие положения о договоре в специальном подразделе Общей части обязательственного права, куда включены статьи определяющие понятие, условия и виды договоров. Эти нормы являются основополагающими при реализации туристского продукта.

   4. ФЗ «О защите прав потребителей»  от 7.02.1992г. №2300-1. Он регулирует взаимоотношения, возникающие между потребителями и исполнителями тур услуг, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), государственную и общественную защиту интересов потребителей, а также определяет механизм реализации их прав.

   5. Закон РФ «О порядке выезда  из РФ и въезда в РФ» от 15.08.1996г. №114-ФЗ. Он регулирует  основные вопросы туристских  формальностей, включая паспортный, визовый, таможенный и санитарный  контроль туристов.6. К федеральным  законам общего характера относятся  также Таможенный кодекс РФ; Закон  РФ « О Государственной границе  РФ», Закон РФ «О валютном  регулировании и валютном контроле»  и некоторые другие, которые регулируют  различные стороны общественных  отношений, касающихся сферы туризма.  
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.2. Вторая группа  федеральных законов:

   Вторую  группу составляют следующие федеральные  законы, относящиеся к специальному законодательству по вопросам туристской деятельности:

   1. ФЗ « Об основах туристской  деятельности в РФ» от 24 ноября 1996г. № 132-ФЗ. В нем закрепляются базовые понятия, используемые в сфере туризма (туризм, туристская деятельность, турист, туристская индустрия, туристские ресурсы, туризм внутренний и т.д.); основные виды туризма (внутренний, въездной, выездной, социальный, самодеятельный). Закон отражает роль туризма в экономике России, закрепляет принципы государственного регулирования туристской деятельности, цели, приоритетные направления и способы государственного регулирования сферы туризма.

   2. ФЗ «О лицензировании отдельных  видов деятельности» от 08.08.2001г.  №128-ФЗ. Данный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, в том числе туристской.

   3. ФЗ - «О техническом регулировании»  О7 27Л2.2002г . Данный закон

   регулирует  отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении на обязательной и добровольной основе требований к продукции, процессам. производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг (в т.ч. туристских), оценке соответствия. Важное место в правовом обеспечении туризма занимают подзаконные акты. Прежде всего это Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ. Их действие распространяется на всю территорию страны и на весь круг лиц. По юридической силе они следуют за законами. Важной группой подзаконных актов, регулирующих сферу туризма являются нормативные документы различных министерств и ведомств. К ним можно отнести нормативные акты Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства иностранных дел РФ, Министерства транспорта и связи РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Федеральной таможенной службы РФ, Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии и других государственных учреждений. Источниками национального законодательства по вопросам регулирования туристской деятельности являются также нормативные правовые акты субъектов РФ. К ним относятся как законы субъектов РФ, так и подзаконные акты, принимаемые исполнительными органами этих субъектов. Так например, 1 апреля 2002г.в Санкт-Петербурге вступил в силу местный Закон № 98-11 «О целевой программе Санкт-Петербурга "Развитие туризма в Санкт-Петербурге"» на 2002-2005 годы». Данная программа разработана в целях превратить туризм в одну из высокодоходных отраслей экономики Санкт-Петербурга.

   Также в 2003г. вступил в силу Закон Санкт-Петербурга от 9 июля 2003г. №409-52 «О поддержке Санкт-Петербургом  развития туризма в Санкт-Петербурге», Он установил формы поддержки  развития туризма органами государственной  власти Санкт-Петербурга; порядок учета  субъектов туристской индустрии  СПб, нуждающихся в поддержке; закрепил приоритетные направления туризма  в СПб (въездной, внутренний, социальный,  конгрессно - выставочный, культурно-познавательный, водный); ввел институт Туристского реестра Санкт-Петербурга. Например, «Правила оказания услуг общественного питания», утв. Постановлением Правительства РФ; Указ Президента РФ «О мерах но обеспечению права граждан РФ на свободный выезд и» РФ», Пост, Президента РФ «О специализированных службах но обеспечению безопасности туристов», Положение ой оказании помощи но страховым случаям гражданам РФ, находящимся на территории иностранного государства, утв. Постановлением Правительства РФ и другие. 

Заключение

   Во  многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего  продукта, создании дополнительных рабочих  мест и обеспечении занятости  населения, активизации внешнеторгового  баланса.

   Как любая другая отрасль, туризм и туристская деятельность должны иметь поддержку  и регулирование со стороны государственного аппарата . Государство содействует туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Российской Федерации как стране, благоприятной для туризма; осуществляет поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

   Я могу предложить следующий вывод.  Итак, рассмотрев основные положения законодательства Российской Федерации в области туристской деятельности, можно сделать ряд выводов: общей целью законодательства, регулирующего отношения в области развития туризма, как части правовой системы Российской Федерации, является создание и сохранение правопорядка, укрепление законности в данной сфере жизнедеятельности в интересах настоящих и будущих поколений россиян. Специальную же цель законодательства можно обозначить как реализацию конституционного права каждого на отдых, свободу передвижения, охрану и укрепление здоровья, на благоприятную окружающую среду посредством развития в Российской Федерации ответственного, устойчивого и всеобще доступного туризма.

Мы исследовали  задачи: изучили туризм как предпринимательскую  деятельность, а так же рассмотрели нормативно правовые акты.

И одной из главных  задач государственного аппарата на сегодняшний день, я считаю, является устранение недостатков и пробелов в законодательстве, поскольку у  России огромный потенциал в развитии туризма, а без юридически сильной и стабильной законодательной базы его невозможно будет реализовать в полной мере. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. ФЗ  от 24.11.1996г. №132-Ф3 «Об основах  туристской деятельности в Российской  Федерации» 

2. ФЗ  от 08.08.2001г. №128-ФЗ «О лицензировании  отдельных видов деятельности» 

3. ФЗ  от 27.12.2002г. №184-ФЗ «О техническом  регулировании» 

4. ФЗ  от 15.08.1996г. №114-ФЗ. «О порядке выезда  из Российской Федерации и  въезда в Российскую Федерацию» 

5. ФЗ  от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав  потребителей» 

6. ФЗ  от 08.08.2001 №129-ФЗ. «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей» 

7. Постановление  правительства РФ от 11.02.2002г. №95. «О лицензировании тур операторской и тур агентской деятельности»

8. Постановление  Правительства РФ от 10.10.2002г. №753. «О лицензировании деятельности  по продаже прав на клубный  отдых» 

9. Приказ  Минэкономразвития России от 21 июня 2003г. № 197 «Об утверждении положения  о государственной системе классификации  гостиниц и других средств  размещения» 

10. Инструкция  о порядке оформления и выдачи  паспортов гражданам РФ для  выезда из Российской Федерации  и въезда в Российскую Федерацию 

11.Учебное пособие. Вахмистров В.П ,  Вахмистрова С.И, В 22 Правовое обеспечение туризма 1, учебное пособие- Спб. 1. Изд-во Михайлова В.А, 2005 г. – 299 с. I SBN 5-8016-0209-7 УДК 379 . 85 ББК 75.81.

Информация о работе Правовое обеспечение туристской деятельности