Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:53, доклад
Цель:
показать туристскую привлекательность природных объектов;
повышение общей культуры и расширение кругозора экскурсантов.
Задачи:
организации экологического воспитания и формирование экологической культуры;
знакомство экскурсантов с явлениями и объектами природы;
воспитанию интереса к природе;
укрепление здоровья.
Введение ……………………………………………………………................. 3с.
Природоведческие экскурсии: основные понятия ………………………......4-6с.
Заключение ………………………………………………………………………8с.
Источники ……………………………………………………............................9с.
Воронежский Государственный Педагогический Университет
Кафедра экономической и социальной географии
Доклад
по дисциплине:
«Экскурсоведение»
Тема: «Природоведческие экскурсии»
специальности «Туризм»
Проверила:
Волкова И. С.
Воронеж 2013
План
Введение
Цель:
Задачи:
По содержанию природоведческие экскурсии классифицируются на обзорные и тематические (ботанические, зоологические, гидрологические, геологические, по уникальным памятникам природы и т.д.)
Из тематических экскурсий наиболее распространены ботанические. В городе ими могут быть «По садам и паркам города», «В ботанический сад», за городом - «В гости к зеленому другу», «Наша степь» и др. В ходе экскурсии экскурсовод рассказывает о растительном мире данного края, показывает и называет наиболее типичные для данной местности, а также реликтовые и экзотические растения, дает представления о их использовании в народном хозяйстве, медицине и т. д. Задача ботанической экскурсии состоит не только в ознакомлении с растительным миром, но и в необходимости раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности природных процессов и явлений, их хозяйственного и оздоровительного назначения.
Довольно сложно проводить зоогеографические экскурсии, в которых необходимо раскрыть влияние биологических условий на видовой состав, развитие, численность, миграцию животных, рассказать о их приспособляемости к окружающей среде, их значении для человека, народного хозяйства, а также об охране животных.
Гидрологические экскурсии организуются по морям, океанам, озерам и водопадам. В них рассказывается о значении водных ресурсов в быту, народном хозяйстве, о развитии гидроэнергетики и принятом в нашей стране водном законодательстве по охране вод от загрязнения и истощения. Обязательно в гидрологических экскурсиях делается рассказ о рыбных ресурсах.
Геологические экскурсии знакомят экскурсантов с происхождением и строением Земли, богатствами недр, рассказывают о значении и добыче полезных ископаемых. Здесь обязательно должна прозвучать подтема «Охрана недр».
Одной из разновидностей
геологических экскурсий
Обзорные природоведческие экскурсии отличаются от тематических тем, что в них включаются разнообразные объекты природы. На обзорных экскурсиях раскрываются географическое положение данной территории и ее природные условия: геологическое строение и полезные ископаемые, рельеф, климат, почвы, растительный и животный мир. Таким образом, обзорная экскурсия должна строится на подтемах, которые объединяются между собой логическими переходами, отражающими взаимосвязь всех предметов и явлений в природе. Экскурсоводу следует рассказать, какие меры принимаются в нашей стране по охране атмосферы, вод, недр, земельных ресурсов, растительного и животного мира и рациональному использованию природных богатств.
К обзорным природоведческим
экскурсиям можно отнести экскурсии
по заповедникам. При проведении экскурсий
по заповедникам необходимо передвигаться
только по строго определенному маршруту,
на котором предусмотрены
Описание природы в качестве подтемы может включаться в литературные экскурсии, в которых читаются стихи, отрывки прозы, созданные писателем, поэтом во время пребывания в отдельных уголках природы. Тема природы занимает различное место в путевой экскурсионной информации на загородных экскурсиях, маршрутах выходного дня.
Методика проведения природоведческих экскурсий обусловлена, прежде всего тем, что экскурсанты могут вступать в непосредственный контакт с объектами осмотра. Для показа выбираются самые живописные уголки природы с тем, чтобы экскурсия имела не только научно – познавательную ценность, но и могла вызвать у экскурсантов глубокие эстетические переживания, желание оберегать увиденную красоту. При подготовке экскурсии сначала определяются объекты, затем подбирается литература. Выбранный объект должен быть доступен для осмотра, наблюдения, изучения, и его местонахождение – удобным для транспортного сообщения и отдыха экскурсантов. На каждый объект составляется карточка. Отличительной особенностью методики показа объекта природы является то, что источником информации выступает сам объект, а не события с ним связанные. В отличии от объектов исторических, архитектурных, литературных и других объектов живой и неживой природы находятся в постоянном движении, во взаимосвязи, меняют свой облик.
При показе объектов природы применяется естественнонаучный анализ, сравнение по сходству и различию. В природоведческих экскурсиях широко используется прием зрительной реконструкции. Можно, например, представить заросшие низкорослым кустарником и осокой болото вместо территории, превращенной после проведения мелиорации в высокопродуктивное пастбище, выжженную летом безводную степь вообразить ярко цветущий ранней весной.
Из методических приемов
рассказа в природоведческих экскурсиях
наиболее часто прибегают к описанию
или характеристике и объяснению,
благодаря которым можно
В плане экскурсии следует
предусматривать и отдых
Из природоведческих экскурсий в самостоятельную группу выделяются географические экскурсии. Круг вопросов, которые освещаются в географических экскурсиях, шире, чем в природоведческих. Географические экскурсии изучают не только природу страны, но и хозяйство, быт и культуру народа т. е. природные и культурно – экономические особенности территории. Географические экскурсии по размерам изучаемы территорий или по масштабу, разделяются на краеведческие и страноведческие.
Краеведческие экскурсии знакомят экскурсантов с городом, поселком и ближайшими его окрестностями в пределах нескольких десятков километров и позволяют детально ознакомиться с территорией. Страноведческие оказывают более обширные пространства – область, край, республику или несколько соседних областей или республик. В данном случае экскурсантам дается представление о существенных чертах больших территорий выборочно и более поверхностно.
Для страноведческих экскурсий удобнее строить линейный маршрут без возвращения в отправной пункт, для краеведческих – кольцевой или радиальный, в которых исходный и конечный пункт один и тот же. В кольцевых трассах отрезки маршрута не повторяются, поэтому они предпочтительно радиальные.
Большинство географических
экскурсий относится к
Вполне оправдано проведение, тематических географических экскурсий, знакомящих с отдельными компонентами ландшафта: рельефом, растительностью, почвами и т. д. , если в них раскрывается влияние того или иного компонента ландшафта на хозяйственное освоение и использование территории. Тематической географической экскурсией может быть и этнографическая, если в ее содержание включается не только культура и быт населения, но и его хозяйственная деятельность.
На природоведческих и географических экскурсиях экскурсовод должен прививать экскурсантам любовь к природе, стремление бережно охранять ее. Нельзя допускать, чтобы экскурсанты на маршруте загрязняли места привалов, лес, оставляли росписи на коре деревьев, на скалах. Именно подтемой «Охрана природы» следует заканчивать любую природоведческую экскурсию.
Заключение
Природоведческие экскурсии важны для человека, потому что они помогают ему в получении новых впечатлений и знаний. На человека оказывает эмоциональное влияние все окружающее, хотелось бы, чтобы оказывало оно только положительное влияние. Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании человека. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием людей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья.
Источники: