Проблемы въездного туризма в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 21:44, курсовая работа

Описание

Тема актуальна потому, что туризм играет не последнюю роль в экономике страны. Эта отрасль экономики развивается быстрыми темпами и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором. В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире и к 2007 г. туризм должен выйти на первое место в мировой торговле товарами и услугами. Также туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения, является активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает воздействие на платежный баланс страны. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

Содержание

Введение

Глава 1. Развитие и становление туризма в РФ

1.1 Этапы развития туризма в Российской Федерации

1.2 Туристские зоны России

Глава 2. Проблемы въездного туризма и пути их решения

2.1 Современное состояние туристского рынка России

2.2 Состояние материально-технической базы въездного туризма в РФ

2.3 Регионы и виды туризма, пользующиеся популярностью у иностранных граждан

2.4 Государственное регулирование в сфере въездного туризма

Заключение

Использованная литература

Работа состоит из  1 файл

Курсовая- Въездной туризм - 2008.rtf

— 422.19 Кб (Скачать документ)

 

      Глава 2. Проблемы въездного туризма и пути их решения 

     2.1 Современное состояние туристского рынка России 

     Формирование российского туристского рынка началось с 1990 г. Одновременно шло три процесса:

  • распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий);
  • создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами или турагентами;
  • модификация старых туристских предприятий путём перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя. На первом этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит выездного туризма в СССР сформировал повышенный спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Китай, Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые страны (Франция, Испания). Большим спросом пользовались шоп-туры, туры познавательного характера, отдых в Турции, Италии, Греции, ОАЭ, развлекательный и молодёжный туризм, образовательный и деловой туры, горнолыжный туризм, лечение и оздоровление, морские круизы. Выездной характер российского туризма был обусловлен следующими причинами: новизна иностранного продукта для российского потребителя (отсутствие выездного туризма в СССР); упрощение порядка выезда; расширение внешних деловых контактов; увеличение числа предприятий и отдельных граждан, располагавших валютными средствами; доступность цен на выездные туры; большая конкурентоспособность иностранного туристского продукта (лучшие условия проживания и гостиничный сервис в целом, комфортабельный транспорт в турах и транстурах). Развитию туризма был нанесён существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса (август 1998 г.). Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и выездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм.

     Наиболее приоритетными направлениями внутреннего туризма стали средняя полоса и юг России. Разрабатываемые туры в основном отличались непритязательностью: отдых в курортных местах России и Украины (Сочи, Геленджик, Дагомыс, Ялта и др.), познавательный туризм в культурно-исторические центры (“Золотое кольцо”, Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург и др.), экологический туризм, сафари-туры (охота, рыбалка), речные круизы по Волге, Лене, Иртышу, Енисею, отдых, лечение. Приоритетные направления въездного туризма: познавательный, экологический, сафари-туры (рыбалка, охота), отдых, морские круизы на Дальнем Востоке.

     Недостатки, тормозящие развитие въездного и внутреннего туризма:

  • несоответствие дорожно-транспортной инфраструктуры международным стандартам. Мало строится и реконструируется старых аэропортов, авто- и железнодорожных вокзалов, автостоянок с высоким сервисом обслуживания (заправка, ремонт и мойка машин);
  • несоответствие гостиничной базы мировым стандартам, в частности, классности гостиниц и уровню сервиса в них;
  • завышенные цены на гостиничные и ресторанные услуги в городах;
  • несовершенство законодательного и экономического стимулирования российского въездного и внутреннего туризма на государственном и местном уровне;
  • недостаточно квалифицированная организация обслуживания туристов, что создаёт отрицательный имидж как конкретному туристскому центру, так и стране в целом;
  • недостатки в политике государства и местных властей по созданию положительного имиджа России как страны привлекательной для туризма.

     Однако, в последние годы наблюдается тенденция улучшения развития туризма в России: увеличивается поток желающих посетить не только зарубежные страны, но и достопримечательные отечественные места, улучшается качество обслуживания, развивается детский туризм (предлагаются всевозможные детские поездки на морские курорты, в различные лагеря (от палаточных до комфортабельных) и зарубежные страны с познавательной целью и т.д., разрабатываются новые маршруты туров.  

     2.2 Состояние материально-технической базы въездного туризма в РФ 

     Для успешного развития въездного туризма в нашей стране необходима адекватная туристская индустрия с хорошо развитой материально-технической базой. Иными словами, это средства производства туристских услуг и необходимая для них производственная инфраструктура, а также, безусловно, специально подготовленные профессиональные кадры и прогрессивные технологии, которые обеспечивают высокое качество обслуживания туристов, соответствующее мировым стандартам.

     Современная материально-техническая база туризма в наши дни охватывает:

  • средства размещения;
  • предприятия общественного питания;
  • средства пассажирских перевозок;
  • культурно-зрелищные предприятия и учреждения;
  • сувенирное производство;
  • информационно-справочная служба;
  • предприятия и объекты туристской производственной инфраструктуры.

     По своему составу, мощности, количеству и качеству отдельных элементов материально-техническая база туризма в регионе должна соответствовать потребностям туристов. Без такого соответствия резко снижаются уровень и качество обслуживания, что, в свою очередь, вызывает уменьшение объема выручки от реализации туристского продукта.

     К большому сожалению, ситуация у нас в стране складывается таким образом, что мы теряем огромные денежные средства, которые мог бы принести въездной туризм, из-за несоответствия нашего сервиса мировым стандартам. Во многих странах, например, Западной Европы, въездной туризм является высокодоходной отраслью, обеспечивающий странам огромный приток валюты. В ситуации отрицательного баланса, т.е. превышения выездного туризма над въездным, складывающегося в России с начала 90х годов прошлого века, государство вынуждено покрывать эту разницу за счет других высокодоходных отраслей, таких как, например, нефтедобывающая промышленность. Но, как известно, ничто не вечно, запасы нефти и газа скоро иссякнут, причем произойти это может, учитывая темпы добычи наших полезных ископаемых, уже в этом столетии. А вот путешествовать люди будут стремиться всегда. На мой взгляд, очень грамотно в этом отношении поступают арабские страны, которые уже давно учли эту «маленькую» особенность полезных ископаемых, и вкладывают огромные денежные средства в развитие в своих странах туризма, преимущественно рекреационного. Причем делают это они весьма прогрессивно, если вспомнить, хотя бы, их шикарные отели, которым скупо будет присвоить даже «шесть звезд», или искусственно созданные «Пальмовые острова» в Дубаи.

     Для того, что бы в полной мере представить себе картину современного состояния въездного туризма в нашей стране, рассмотрим характеристику каждого объекта материально-технической базы.

     Средства размещения. К средствам размещения относятся отели, гостиницы, пансионаты, туристские базы и лагеря, автокемпинги. Большинство гостиничных предприятий сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге (25% всех гостиничных мест в России), в то время как другие туристские регионы испытывают серьезный недостаток со средствами размещения при приеме туристов. Кроме того, значительная часть предприятий гостиничной индустрии эксплуатируется с советских времен и не может похвастаться техническим оснащением и планировкой, отвечающей современным стандартам. Многие гостиницы, особенно, на периферии еще не овладели в достаточной мере методами и приемами качественного обслуживания клиентов, поэтому проблемы гостиничного сервиса тесно сопряжены с квалификационной подготовкой обслуживающего персонала.

     Для развития массового туризма при строительстве приоритет должен быть отдан гостиницам туристского типа, что для нашей страны тоже является проблемой. Ситуация стала меняться только в последнее время. Не случайно сегодня в Москве развернута крупномасштабная программа строительства трех- и четырехзвездочных гостиниц. По заявлению мера Москвы, новые гостиницы эконом-класса будут располагаться в радиусе Садового кольца. За период с 2000 года по 2007 год было введено в эксплуатацию 50 гостиниц на 11,530 тыс. мест. Большой критике со стороны иностранных туристов подвергаются цены на гостиничные и другие услуги, которые не соответствуют предоставляемому качеству. Более того, московские гостиницы не просто часто повышают цены, но делают это в сезон, когда туроператоры уже подтвердили заявки партнеров по старым ценам. Такая обстановка совершенно не стимулирует массовый въездной туризм в РФ.4

     Предприятия общественного питания. Они включают рестораны, кафе, кафетерии, бары, входящие в состав гостиничных предприятий и других средств размещения или в качестве самостоятельных предприятий. Следует отметить, что возможности предпринимательства положительно отразились в сфере общественного питания. В большинстве туристских центрах РФ открыто много небольших предприятий различного уровня в достаточной мере удовлетворяющих спрос на услуги питания, а также кейтеринговые услуги. Следовательно, иностранные туристы имеют возможность выбирать различные по своей форме предприятия общепита. Например, наиболее частой формой организации дневного рациона для иностранных туристов является их обслуживание завтраком в гостинице, а обедом и ужином - в различных городских кафе или ресторанах.

     Основным требованием ко всем предприятиям общепита является контроль над качеством приготовления пищи и культурой обслуживания иностранных туристов, также предприятия общепита должны брать во внимание вкусы и привычки туристов разных стран и подстраивать режим своей работы под программы их путешествия. Основной недостаток - практически подавляющая часть предприятий общественного питания не способна обслуживать клиентов по кредитным картам, что отрицательно сказывается на уровне генерации налогооблагаемой базы.

     Средства пассажирских перевозок. Наибольшее число иностранных туристов прибывает к нам по средством автомобильного транспорта (41,1%), железнодорожного (34%), авиационного (15,5%), морского (4,1%), пешком (5,3%).

     Широкая транспортная сеть на территории РФ позволяет создавать различные варианты маршрутов для путешествий иностранных туристов. Большое количество терминалов в различных регионах страны помогают разгрузить Москву и Санкт-Петербург от чрезмерного потока туристов. Для российских транспортных компаний международные перевозки туристов являются привлекательным бизнесом, поэтому они постоянно с переменным успехом ведут конкурентную борьбу с иностранными пассажирскими перевозчиками. Например, российские авиакомпании долгое время имели преимуществ в тарифной политике, предлагая более низкие цены на международных линиях. Но в последние годы они были вынуждены повысить тарифы в связи с ростом цен на топливо, почти сровняв цены со своими конкурентами. Кроме того, в последнее время в европейских странах стали появляться и успешно работать, так называемые, малозатратные авиакомпании, которые составляют достаточно сильную конкуренцию для наших компаний. Все это говорит о необходимости проведения со стороны российских авиационных компаний постоянной и жесткой конкурентной борьбы за иностранных пассажиров.

     Соответствующая конкурентная борьба должна проводиться и российскими автобусными предприятиями. К сожалению, из-за отсутствия современного автобусного парка российские предприятия потеряли не только рынок иностранных пассажиров, но и очень выгодный рынок российского выездного автобусного туризма.

     Более завидное положение занимают российские железные дороги, так как они являются монополистами пассажирских перевозок между Россией и странами СНГ. Кроме того, разница в ширине железнодорожной колеи сильно затрудняет проникновение иностранных железнодорожных компаний на рынок международных перевозок в нашу страну.

     Острыми проблемами для перевозки иностранцев по внутренним маршрутам являются:

  • Непрекращающийся рост тарифов на всех видах транспорта, что ведет к общему повышению стоимости путешествия в Россию.
  • Большая изношенность техники (авиационной, железнодорожной, автобусной), из-за чего очень сильно страдает качество перевозки.
  • Неблагоустроенность многих пассажирских терминалов (вокзалов), что также отрицательно влияет на качество транспортных услуг.
  • Низкое по сравнению с западными образцами качество обслуживания пассажиров в пути.

     Культурно-зрелищные предприятия. Работа музеев является также проблемой сервиса. Сегодня в Москве функционируют более ста музеев, и в большинстве из них выходные дни приходятся на понедельник и вторник, но туристы приезжают и в эти дни. Есть интересные маленькие музеи, как, например, Музей предпринимательства и меценатства, который находиться в запущенном состоянии, требует ремонта. Необходимо, чтобы правительство уделяло больше внимание работе музеев, взяло их под свою опеку. Одна из важнейших проблем - недостаточное количество экскурсоводов. Сегодня работают экскурсоводы, средний возраст которых 45-50 лет. Это люди высокопрофессинальные, с энциклопедическими знаниями, получившими образование в советское время. Кто придёт им на смену?

     Информационно-справочная служба. Ещё одной проблемой сервиса является информационное обеспечение. Сегодня выпускаются всевозможные сборники, справочники, буклеты в основном только на английском языке. Тогда как, исходя из статистики, больше всего в Россию приезжает граждан Китая, а на их родном языке информация отсутствует. Наблюдается дефицит полноценных карт и буклетов, содержащих сведения не только о маршруте следования, но и пояснения к объектам и достопримечательностям. А европейцы любят самостоятельно путешествовать. Нет элементарных музейных карт - однодневных, трёхдневных, в мире они продаются во всех киосках, в метро. Так же экспертами отмечалось, что обычные туристы не имеют возможности хорошо ориентироваться по городу и чувствуют себя зачастую потерянными. Они ловят такси, но водитель не говорит даже на английском; они хотят купить карту или путеводитель на родном языке, но по близости такой возможности нет. Эту ситуацию можно было бы изменить, если уже в аэропортах, можно было бы бесплатно получить, а вернее просто взять такую карту. И это не из области фантастики: сколько мы видим красочных рекламных листовок на глянцевой бумаге, разбросанных по всему городу - они бесплатны потому что выгодны рекламодателю. А теперь можно представить, что если бы какое-нибудь издательство запланировало выпуск таких карт с информационными указателями, которые в последствие попадут в руки туристов - потенциальных покупателей, так как они на отдыхе и соответственно будут тратить деньги, то ему бы не стоило и труда заключить контракты на печатанье на полях этой карты рекламы ресторанов, кафе, магазинов, служб такси, заказа билетов и.т.д. Тем самым, реклама окупила бы расходы, и эти карты были бы доступны всем туристам и лежали бы повсюду, как и простые рекламные буклеты. И иностранец, попав в город уже имел бы какой-то ориентир, которым мог бы воспользоваться, показывая пальцем таксисту, куда ему нужно. Но не всё так безнадёжно и уже предпринимаются шаги по изменению сложившейся ситуации. Так в Москве создан туристский информационный центр - прекрасная задумка.

Информация о работе Проблемы въездного туризма в современной России