Проектирование и разработка информационной системы гостиниц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 21:06, курсовая работа

Описание

В результате выполнения курсовой работы был сделан вывод, что сегодня внедрение информационных систем может способствовать:
• получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т.д.
• освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
• обеспечению достоверности информации;
• замене бумажных носителей данных на магнитные и оптические, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов бумажных документов;
• уменьшению затрат на производство продуктов и услуг.

Содержание

Введение
Цель курсового проектирования
Исследование функций и целей организации
Постановка задачи
Анализ возможностей методологии и инструментальных средств
проектирования заданной ИС
1. Создание модели ИС с
AllFusion Process Modeler 4.1 (Bpwin 4.1)
1.1 Создание модели в стандарте IDEF0
1.2 Дополнение созданной модели процессов
организационными диаграммами
1.2.1 Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming)
1.2.2 Диаграммы методологии IDEF3 (Workflow Diagramming)
2. Создание модели данных с помощью
AllFusion Erwin Data Modeler 4.1
Информационная модель в нотации IDEF1X
3. Поиск и исправление ошибок с помощью Erwin Examiner
4. Модели в нотации языка UML
4.1 Диаграмма размещения (Deployment diagram)
4.2 Диаграмма компонентов (Component diagram)
4.3 Диаграмма классов (Class diagram)
5. Связь с СУБД Access
6. Разработка экранных форм
Заключение
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовой проект - Проектирование и разработка информационной системы гостиницы.doc

— 1.14 Мб (Скачать документ)


Оглавление

Оглавление. 2

Обозначения и сокращения. 3

Введение. 3

Цель курсового проектирования. 3

Исследование функций и целей организации. 3

Постановка задачи. 4

Анализ возможностей методологии и инструментальных средств  4

проектирования заданной ИС.. 4

1. Создание модели ИС с. 4

AllFusion Process Modeler 4.1 (Bpwin 4.1) 4

1.1 Создание модели в стандарте IDEF0. 4

1.2 Дополнение созданной модели процессов. 12

организационными диаграммами. 12

1.2.1 Диаграммы потоков данных (Data Flow Diagramming) 12

1.2.2 Диаграммы методологии IDEF3 (Workflow Diagramming) 14

2. Создание модели данных с помощью.. 17

AllFusion Erwin Data Modeler 4.1. 17

Информационная модель в нотации IDEF1X.. 17

3. Поиск и исправление ошибок с помощью Erwin Examiner. 20

4. Модели в нотации языка UML. 23

4.1 Диаграмма размещения (Deployment diagram) 23

4.2 Диаграмма компонентов (Component diagram) 24

4.3 Диаграмма классов (Class diagram) 25

5. Связь с СУБД Access. 25

6. Разработка экранных форм.. 26

Заключение. 31

Список используемой литературы. 32

 


Обозначения и сокращения

В настоящей работе применяются следующие термины с соответствующими определениями:

ИС - информационная система;

БД – база данных;

СУБД – система управления баз данных.

Введение

С развитием информационных технологий компьютеры, с их расширенными функциональными возможностями, активно применяются в различных сферах человеческой деятельности, связанных с обработкой информации, представлением данных.

В современном обществе, которое функционирует в жестких рыночных условиях, своевременная обработка информации способствует совершенствованию организации производства, оперативному и долгосрочному планированию, прогнозированию и анализу хозяйственной деятельности, что позволяет успешно конкурировать на рынке. Каждая организация стремиться минимизировать затраты времени, материальных, трудовых ресурсов в ходе своей деятельности и упростить процесс обработки информации. Эти задачи можно решить с использованием автоматизированных информационных систем.

Использование баз данных и информационных систем становится неотъемлемой составляющей деловой деятельности современного человека и функционирования преуспевающих организаций. В связи с этим большую актуальность приобретает освоение принципов построения и эффективного применения соответствующих технологий и программных продуктов: систем управления базами данных, CASE-средств автоматизации проектирования и других.

Цель курсового проектирования

Целью данного курсового проекта является разработка информационной системы “Гостиница”.

Исследование функций и целей организации

В данном курсовом проекте в качестве исследуемой организации рассматривается гостиница, которая предоставляет номера постояльцам с целью получения прибыли.

Гостиница оказывает следующие услуги:

        предоставление номеров,

        их обслуживание,

        администрирование телефонных переговоров.

Средства автоматизации предназначены для эффективной работы с информацией.

Постановка задачи

Разработать в архитектуре “клиент - сервер” ИС, предназначенную для гостиницы, БД информационной системы, содержащую сведения о номерах гостиницы: категория, количество мест, стоимость проживания за сутки.

Информационная система автоматизирует резервирование номеров и  регистрацию новоприбывших постояльцев (фамилия, имя, отчество, сведения о документе, удостоверяющем личность, место постоянного жительства, номер апартамента, дата въезда, дата выезда), ведет учет платежей за проживание и за телефонные переговоры, облегчает учет занятых, зарезервированных и свободных на данный момент апартаментов гостиницы.

Прототип ИС разработать средствами MS Access и MS SQL.

При разработке использовать результаты инфологического проектирования.

Анализ возможностей методологии и инструментальных средств

проектирования заданной ИС

 При разработке ИС “Гостиница” был использован системный структурный подход. Методология этого подхода заключается в разработке модели на основе представления о функциях ИС или на элементах (планах, данных, оборудовании и т.д.). Модели ИС (активностные модели) согласно методологии представляются в виде диаграмм, которые иерархически упорядочены. Активностная модель представляет собой совокупность активностей взаимосвязанных через объекты (элементы) системы.

Для проведения анализа и организации бизнес-процессов гостиницы используется CASE-средство верхнего уровня BPWin.

1. Создание модели ИС с

AllFusion Process Modeler 4.1 (Bpwin 4.1)

Для проведения анализа и реорганизации бизнес - процессов предназна­чено CASE-средство верхнего уровня AllFusion Process Modeler (BPwin), поддерживающее  методологии:

        IDEF0  (функциональная  модель);

        DFD (DataFlow Diagram);

        IDEF3 (Workflow Diagram).

1.1 Создание модели в стандарте IDEF0

Функциональная модель предназначена для описания существующих бизнес - процессов на предпри­ятии (так называемая модель AS-1S) и идеального положения вещей - того, к чему нужно стремиться (модель ТО-ВЕ). Методология IDEF0 предписы­вает построение иерархической системы диаграмм - единичных описаний фрагментов системы.

Построение модели ИС начинается с описания функционирования предприятия (системы) в целом в виде контекстной диаграммы. На Рис. 1 представлена контекстная диаграмма ИС «Гостиница»:

 

Рис.  1 Контекстная диаграмма IDEF0. Функционирование гостиницы.

Взаимодействие системы с окружающей средой описывается в терминах входа (на рис.1 это “Клиенты” и ”Плата за услуги”), выхода (основной результат процесса - “Оказанные услуги” и “Прибыль”), управления (“Законы РФ” и “Устав гостиницы”) и механизмов (“Материальная база”, “Помещение”, “Персонал” – это ресурсы, необходимые для процесса функционирования гостиницы).

“Клиенты” – те, для кого гостиница работает. Они платят гостинице деньги в качестве платы за оказываемые услуги. Получение прибыли – цель коммерческой деятельности. Значит, чтобы добиться этой цели гостиница должна оказать услуги клиентам.

“Законы РФ” и “Устав гостиницы” – это правила, которыми управляется процесс функционирования гостиницы, как предприятия со своими внутренними правилами, и также обязанного “жить” согласно законодательству конкретной страны .

В оказании услуг принимает участие “Персонал” гостиницы. Чтобы предоставить номера и получить прибыль, в деятельности гостиницы должны участвовать “Помещение” и “Материальная база” – обстановка здания, техника в номерах, инвентарь и т.д.

Model Name: Гостница

Definition: Модель описывает деятельность гостиницы,

а именно следующие предоставляемые ею услуги:

предоставление номеров,

их обслуживание,

администрирование телефонных переговоров.

После описания контекстной диаграммы проводится функциональная декомпозиция - система разбивается на под­системы и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Затем каждая подсистема разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени подробности. В результате такого разбиения, каждый фрагмент системы изображается на отдельной диаграмме декомпозиции (Рис. 2).

Рис. 2  Диаграмма декомпозиции IDEF0. Функционирование гостиницы.

Весь процесс “Функционирования гостиницы” разбивается 3:

1)     “Предоставление номеров” иллюстрирует деятельность сдачи номеров с предварительной регистрацией;

2)     “Обслуживание номеров” представляет собой процесс поддержания персоналом гостиницы порядка в номерах;

3)      “Обеспечение телефонных переговоров” – это совокупность оказываемых гостиницей услуг по предоставлению постояльцам телефона, взиманию платы за переговоры и ведению учета переговоров.

После дальнейшего разбиения диаграммы получаем 3 диаграммы декомпозиции, описывающие каждая одну из работ, представленных на диаграмме верхнего уровня (на рис. 2).


Общие стрелки, перешедшие с диаграммы верхнего уровня, опишем с помощью отчета:

Link Name: Прибыль

Link Definition: Сумма  всех выплат за услуги, оказанные клиентам. Часть этой суммы покроет расходы гостиницы, часть - вернётся в гостиницу в виде вложений для поддержания уровня услуг, частичного обновления хоз. части. Оставшаяся прибыль - это чистый доход.

Link Status: WORKING

Link Author: ЕфановаЮ.Н.

 

Link Name: Персонал

Link Definition: Люди, работающие в гостинице, осуществляющие приём клиентов, администрирование номеров, уборку комнат и холлов, оказание услуг, связанных с телефонными переговорами из гостинницы.

Link Status: WORKING

Link Author: ЕфановаЮ.Н.

 

Link Name: Помещение

Link Definition: Само помещение гостиницы. Платежи по аренде этого помещения включены в оплату услуг, то есть ежемесячные расходы, покрываемые из прибыли. (В случае покупки помещения  до начала функционирования гостиницы, эти расходы причисляются к вложенному изначально капиталу - не наш случай.)

Link Status: WORKING

Link Author: ЕфановаЮ.Н.

 

Link Name: Плата за услуги

Link Definition: Часть прибыли, формирующейся из оплаты оказываемых услуг, снова возвращается в систему. Это необходимо для поддержания высокого качества сервиса, для хозяйственных нужд и выплаты заработной платы персоналу.

Link Status: WORKING

Link Author: ЕфановаЮ.Н.

 

Link Name: Клиенты

Link Definition: Люди, создающие спрос на услуги гостиницы.

Link Status: WORKING

Link Author: ЕфановаЮ.Н.

 

Link Name: Материальная база

Link Definition: В это определение включены:  обстановка комнат и холлов, различные бытовые средства и приспособления для уборки помещений, а также постельное бельё и предметы гигиены, предоставляемые клиентам навсегда или на время.

Link Status: WORKING

Link Author: ЕфановаЮ.Н.

 

Link Name: Устав гостиницы

Link Definition: Свод правил, которым должны подчиняться все служащие гостиницы.

Link Status: WORKING

Link Author: Efanova J. N.

 

Link Name: Законы РФ

Link Definition: Законы по защите прав потребителя, и те, которые тем или иным образом контролируют качество, оказываемых нами услуг. (Обязательство конфиденциальности почтовых пакетов, телефонных разговоров и обеспечение сохранности вещей клиентов в номерах, гарантируемая системой ключей и ответственностью персонала).

Link Status: WORKING

Link Author: ЕфановаЮ.Н.

 

Рис.  3  Диаграмма декомпозиции IDEF0. Предоставление номеров.

Опишем диаграмму, представленную на рис. 3, с помощью отчета, сгенерированного Bpwin:

Activity Name: Резервирование  номеров

Activity Definition: Предоставление услуги резервирования номера позволяет клиентам заранее запланировать и оговорить пребывание в нашей гостинице.   Эту возможность будет поддерживать и наше приложение, автоматизируя тем самым сопоставление новоприбывших клиентов со списков зарезервированных номеров.

Activity Status: WORKING

Activity Author: ЕфановаЮ.Н.

Object Type: Activity

Activity Number: A11

 

Activity Name: Оформление  поселения

Activity Definition: Оформление въезда включает в себя процедуру идентификации личности в согласии с законами РФ, то есть при поселении в гостинице необходимо иметь с собой паспорт ( удостоверяющий вашу личность документ). Регистрацию клиентов аувтоматизируем в ходе нашего курсового проектирования.

Activity Status: WORKING

Activity Author: ЕфановаЮ.Н.

Object Type: Activity

Activity Number: A12

 

Activity Name: Приём  предоплаты

Activity Definition: Поселение в гостинице осуществляется после внесения предоплаты за оговоренный при въезде срок пребывания или при изменении срока пребывания (дополнительная оплата после окончания срока проживания и при желании его продления). 

Activity Status: WORKING

Activity Author: ЕфановаЮ.Н.

Object Type: Activity

Activity Number: A13

 

Activity Name: Аминистр-ние ключей

Activity Definition: Администрирование ключей  осуществляется в согласии с законом РФ и включает в себя: хранение ключей от номеров, их охрану и выдачу только лично постояльцу в руки. Этот вид деятельности мы не автоматизируем в ходе нашего курсового проектирования.

Activity Status: WORKING

Activity Author: ЕфановаЮ.Н.

Object Type: Activity

Activity Number: A14

 

Activity Name: Оформление выезда

Activity Definition: Оформление выезда включает в себя   формирование итогового счёта за вычетом предоплат, 

Activity Status: WORKING

Activity Author: ЕфановаЮ.Н.

Object Type: Activity

Activity Number: A15

Работа “Проверка  счетов “ иллюстрирует деятельность по формированию итогового и текущих счетов в отделе бухгалтерии. Работу бухгалтерии мы не автоматизируем полностью в ходе курсового проектирования, но значительно облегчаем. Наше клиентское приложение в дальнейшем будет по требованию формировать суммарную стоимость оказанных постояльцу услуг, суммарную стоимость переговоров и стоимость проживания. Неавтоматизированным останется только сам процесс выписки чека.

Слабые связи, не представленные на диаграмме высшего уровня:

Неоплаченные счета – итоговый счет или сводка текущих платежей за проживание в гостинице и пользование услугами, подсчитанный и проверенный бухгалтерией и направляемый администратору гостиницы для предъявления постояльцу.

 Счёт – частичные данные о платежах и счетах клиента в том виде, в каком они  фиксировались у администратора и в отделе по регистрации телефонных переговоров. Это также запрос в бухгалтерию на формирование суммарных счетов постояльца.

Зарезер. Номера – номера гостиницы, которые займут уже известные клиенты, по запросу при оформлении въезда. До тех пор они не участвуют в деятельности по оформлению въездов.

Ключи от номеров – получаемые при въезде ключи от номера.

Выбранные тарифы – категория номера , выбранная на стадии оформления въезда, влечет за собой суточный тариф проживания в гостинице.

 

Рис. 4 Диаграмма декомпозиции IDEF0. Обслуживание номеров.

Опишем диаграмму, представленную на рис. 4, с помощью отчета, сгенерированного BPwin

Activity Name: Подготовка номеров

Activity Definition: Подготовка  -  это уборка номера перед въездом следующего постояльца.

Activity Status: WORKING

Activity Author: ЕфановаЮ.Н.

Информация о работе Проектирование и разработка информационной системы гостиниц