Развитие сферы туризма в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 12:40, курсовая работа

Описание

Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

Работа состоит из  1 файл

Туризм.docx

— 153.88 Кб (Скачать документ)

Серьезным препятствием для развития туризма на побережье Азовского моря является сложная планировочная ситуация, отсутствие или плохое состояние инженерной инфраструктуры, ограниченные ресурсы пресной воды питьевого качества. Дефицит энергоресурсов в курортный сезон, недостаточное развитие дорожных сетей, коммунальной инфраструктуры, особенно водоснабжения, требуют серьезных капиталовложений в модернизацию, реконструкцию и новое строительство инженерной инфраструктуры.

В настоящее время освоение побережья носит очаговый характер и представлено мелкими, стихийно сформировавшимися рекреационными предприятиями.

Вместе с тем побережье Азовского моря с учетом продолжительности купального сезона, количества солнечных дней, существования лечебных грязей благоприятно для развития пляжного туризма и создания спа- комплексов.

Создание туристских комплексов на российском побережье Азовского моря, расположенном на территории Краснодарского края и Ростовской области, сможет существенно увеличить внутренний туристский поток, особенно в летний период, и повысить качество массового отдыха населения страны со средними доходами.

Каспийское побережье обладает большими запасами целебных вод и лечебных грязей, протяженностью песчаных пляжей около 490 км, богатым природным, историческим и культурным наследием, хорошей транспортной доступностью, располагает экологически чистыми продуктами питания и в целом является прекрасной базой для развития туристско-рекреационного комплекса федерального значения.

Кроме возможностей пляжного туризма прикаспийские территории Дагестана обладают уникальным культурно-историческим наследием. Здесь расположен древний город Дербент, насчитывающий около 5000 лет с момента основания. Это усиливает перспективы успешного туристского освоения данных территорий.

Целью Программы является создание дополнительных условий для развития внутреннего туризма в Российской Федерации за счет увеличения территорий для пляжного, оздоровительного и культурно-познавательного видов туризма.

Реализация Программы будет способствовать развитию сельского хозяйства, повышению занятости населения и его доходов, стабилизации политической обстановки.

В соответствии с этим задачами федеральной целевой программы являются создание современной туристской, в том числе инженерной, инфраструктуры для развития туристских комплексов на прибрежных территориях Азовского и Каспийского морей, повышение качества жизни и уровня занятости населения, обеспечение мер безопасности туристов и местных жителей.

Ожидаемые результаты: создание современных рекреационно-туристических комплексов на прибрежных территориях Азовского и Каспийского морей; улучшение социального климата и повышение занятости и уровня жизни населения Дагестана, Астраханской области, Калмыкии, Краснодарского края, Ростовской области; стимулирование развития пляжного, оздоровительного и спа-туризма; рост внутреннего туристского потока в Российской Федерации, увеличение поступлений в бюджеты всех уровней; увеличение объема инвестиций в туристические объекты [3].

 

 

 

Заключение

 

Туризм – мощная мировая индустрия, в которой задействованы огромные массы работников, основных средств, это категория, испытывающая сильное влияние экономики и политики. А осуществляют и организовывают обслуживание туристов предприятия индустрии туризма – турфирмы при взаимодействии с гостиничными предприятиями и предприятиями общественного питания.

Оборотный капитал предприятия в сфере туризма имеет особые характерные черты. Обусловлено это тем, что турист в настоящее время имеет определенный вкус, предпочтения и интересы. Предприятия должны мгновенно улавливать настроения туристов, так как прибыль зависит от качества предлагаемых услуг и интересных предложений, т.е. предприятие должно быть конкурентоспособным. В туризме процессы производства, реализации и организации потребления турпродукта соединены в единый производственно-обслуживающий процесс.

Значение туризма, как стимулятора развития других отраслей хозяйства, таких как строительство, торговля, производство товаров народного потребления, связи и т.д. постоянно растет. В туристской индустрии динамика роста объемов предоставляемых услуг приводит к увеличению числа рабочих мест не много быстрее, чем в других отраслях. Временной промежуток между ростом спроса на туристские услуги и появлением новых рабочих мест в туристском бизнесе минимальны.

Данный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: небольшие стартовые инвестиции, растущих спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности.

Несмотря на продолжающийся туристский бум в России, влияние туризма на экономику страны пока незначительно, так как государство, в свою очередь, характеризуется отсутствием реальных инвестиций в данную область экономики, низким уровнем частичного сервиса, недостаточным количеством гостиничных мест, дефицитом квалифицированных кадров. В рамках страны туризм способствует стабильному положению национальной экономики. Туризм оказывает положительное влияние на сохранение мира во всем мире. Повышение интереса одного народа к культуре другого ведет к взаимопониманию.

В заключение, хочется сделать несколько выводов по специфике развития туризма в России.

Этапы развития туризма в России были обусловлены историческими, экономическими, политическими, культурными аспектами.

1. Первые путешествия, совершаемые с утилитарными, познавательными, политическими и религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах, народах, а также знакомили с достижениями их культуры. Последующие туристские передвижения первоначально носили экскурсионно-познавательный характер: горные восхождения, пешие прогулки, походы, путешествия за границу.

2. Развитие различных видов туризма: отдых, лечение, деловые поездки, пролетарский туризм, семейный, детский, молодёжный туризм, туризм элитного характера, спортивные путешествия, транспортные туры, экологический туризм и др.

3. Создание туристской инфраструктуры (от хижины и приютов к комфортабельным гостиничным комплексам) и материально-технической базы (различные снаряжения, инвентарь и т.д.)

4. Развитие транспортных средств привело к массовому туризму.

5. Постепенное формирование рынка услуг.

6. Повышение качества туристских услуг и обслуживания.

7. Создание административно-правовых норм в туризме. 8. Информационное обеспечение туристского бизнеса: издание газет, журналов, буклетов, организация выставок.

 

Список литературы

 

  1. Боголюбов В.С., Орловская В.П. Экономика туризма. М., 2005.
  2. Громов Е.С. Тенденции развития туристского бизнеса в Росии //

http://www.djoen.ru/notebook/vto-i-turisticheskij-biznes-v-rossii.html.

  1. Добровольская А. Время Новых возможностей // Российская газета. 2009. № 4869. // www.rg.ru/2009/03/18/nazimova.html
  2. Здоров А.В. Экономика туризма. М., 2004.
  3. Папирян Г.А. Международные экономические отношения: маркетинг в туризме. М., 2001.
  4. Свиридова Е. Современное состояние и перспективы развития российского туризма // www.leisure-moscow.ru/RU/about/reviews/
  5. Стаханов В.Н., Стаханов Д.В. Маркетинг сферы услуг. М., Экспертное бюро, 2001.
  6. Шпилько С.Н., Шенгелия Н.О. Концепция программы развития туризма в Российской Федерации // Труды академии туризма. Вып. 1. СПб., 1995.
  7. Туризм как объект управления. / Под ред. В.А.Квартальнова. М., 2004.
  8. Уткин Э.А. Стратегическое планирование. М., 2003.
  9. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма. М., 2009.

 

 

 

Приложение 1

 

Таблица. Крупнейшие горнолыжные комплексы России

Московская область

«Волен»

«Яхрома»

«Шуколово»

«Сорочаны»

320

Краснодарский край

«Красная Поляна»

260

Челябинская область

«Завъялиха»

«Аджигардак»

«Две долины»

235

Мурманская область

«Кировск»

«Полярные зори»

230

Карачаево-Черкесская

Республика

«Домбай»

195

Ленинградская область

«Охта Парк»

«Золотая долина»

180

Кабардино-Балкарская Республика

«Приэльбрусье»

100

Республика Башкортостан

«Абзаково»

100

Кемеровская область

«Шерегеш»

90

Красноярский край

«Бобровый лог»

90

Нижегородская область

«Хабарское»

85

Республика Татарстан

«Казань»

76

Сахалинская область

«Горный воздух»

75

Республика Северная Осетия-Алания

«Цей»

40


 

 

 

Приложение 2

 

Таблица. преимущества и недостатки России на внутреннем и въездном туристских направлениях

Конкурентные преимущества

Конкурентные слабости

Политическая стабильность

Высокая стоимость туристских услуг (проживание в гостиницах, питание, транспорт и др.)

Стабильность национальной валюты

Недостаточно развитая туристская инфраструктура, малое количество гостиниц туристского класса

Наличие богатейших культурных и природных ресурсов

Высокая стоимость и неразвитая сеть авиа- и железнодорожных перевозок внутри страны

Наличие новых туристских продуктов, удовлетворяющих потребность в путешествиях в более отдаленные, менее известные и малодоступные места

Наличие административных барьеров и невыгодных условий земельной аренды для привлечения инвестиций в региональную туристскую инфраструктуру

Рост доходов граждан на душу населения

Сохранение негативных стереотипов восприятия образа России, поддерживаемых отдельными зарубежными СМИ

 

Недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны на зарубежных направляющих и на внутреннем рынках.

 

Недостаточно высокий уровень личной безопасности туристов

 

Несовершенная визовая политика в отношении государств, не представляющих миграционной опасности

 

Завышенные тарифы для иностранных туристов на услуги государственных музеев

 

Невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за дефицита квалифицированных кадров

 

Неудовлетворительное качество дорог для развития туризма с использованием автотранспорта


 

 

Приложение 3

 

Таблица. Страны – мировые лидеры по объему потребительских расходов в сфере международного туризма в 2006 году

Страны

Туристские расходы, млрд.долл. США

Изменения местных валют, в %,

2006/

2005

Доля рынка,

%,

2006

Насел.

млн.

Затраты

на чел.

долл. США

2005

2006

Всего в мире

676

733

 

100

6526

112

1.Германия

74,4

74,8

-0,3

10,2

82

908

2.США

69,0

72,0

4,4

9,8

298

241

3.Великобритания

59,6

63,1

4,6

8,6

61

1037

4.Франция

31,2

32,2

2,2

4,4

61

529

5.Япония

27,3

26,9

3.8

3,7

127

211

6.Китай

21,8

24,3

11,8

3,3

1314

19

7.Италия

22,4

23,1

2,2

3,2

58

397

8.Канада

18,2

20,5

5,7

2.8

33

621

9.Российская Федерация

17.8

18,8

5,6

2,6

142

132

10.Корея

15,4

18,2

18,4

2,5

49

1373

Информация о работе Развитие сферы туризма в России