Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 10:35, реферат
Словакия лежит в самом сердце Европы. С площадью около 49 034 км² и почти 5,5 миллионов человек населения она не входит в число крупных держав. Словакия лишь чуть больше чем Дания, Швейцария или Голландия
1. Особенности туристического рынка Словакии 2
2. Государственное регулирование туризма в Словакии 11
3. Основные показатели развития туристического рынка 15
4. Развитие индустрии туризма 17
5. Тенденции развития 19
Источники информации 21
Госрегулирование
С тем, что в Словакии есть что рекламировать, соглашаются не только заинтересованные в развитии туризма, но и сами туристы. Словакия устраивала «показательное шоу» для иностранных журналистов, пригласив их к себе в гости. Познакомившись с историей, культурой и природными богатствами страны, многие из них остались в восторге. Кроме лыжных курортов, иностранные гости отметили большой потенциал термальных источников, которыми богата Словакия.
Несмотря на заверения чиновников о том, что все идет так, как надо, Словакия по сравнению с соседними странами в развитии туризма отстает. Если в странах Европы туризм составляет около 13 процентов валового национального продукта, то в Словакии всего лишь 3 процента. По мнению экспертов, основная причина – в отсутствии нужного законодательства.
В законодательстве Словакии не существует ни одной соответствующей нормы, которая бы вывела туризм на должный уровень, - считают специалисты.
Страны Европы уже давно убедились, что основой развития въездного туризма является качественный закон, устанавливающий для всех одинаковые правила игры. В Словакии такой закон был подготовлен еще в 30-е годы прошлого столетия. Однако до сих пор он не был принят, несмотря на то, что в 90-х годах туризм был назван одной из приоритетных отраслей развития индустрии страны. По мнению председателя контрольного совета Ассоциации горных селений Словакии Штефана Лабуды, радикальных изменений не требовалось, достаточно было лишь приспособить существующий закон к нынешней ситуации.
В 2010 году были внесены поправки в Закон «О Туризме» относительно деятельности правительства и центральных органов государственного управления в сфере туризма. Со вступлением в силу Закона с принятыми поправками произошли передача полномочий в сфере туризма Министерству Экономики. По мнению генерального директора секции туризма при Министерстве Экономики Словацкой республики Габриэла Кулиффая, закон определит сферы ответственности и способы финансирования отрасли. Централизованно руководить туризмом нельзя, как считает Габриэл Кулиффая. Его надо развивать на местах в регионах. Поэтому государство ищет пути для сотрудничества и решения проблем на местах. Сейчас трудно сказать об эффективности внесенных изменений. Со временем это станет известно.
Также регулируется деятельность в сфере туризма органами на местах – региональными и муниципальными, как, например, Депертамент туризма и маркетинга в Братиславе.
В сферу полномочий региональных и муниципальных органов управлением туризмом в Словакии входят следующие действия:
а) разработка программы и планов экономического, социального и культурного развития, в том числе туризма
б)ежегодный план мероприятий и мониторинг докладов о развитии туризма в регионе
в) создание условий для сотрудничества с бизнес-субъектами, действующих на его территории
г) создание условий для повышения уровня информированности населения
д) сотрудничество с центральными органами власти, осуществлять политику в области туризма на территории Словацкой Республики
е) поддерживает развитие трансграничного, межрегионального
и транснациональное сотрудничества в области туризма
ж) обеспечение поддержки механизмов и инструментариев на своей территории для развития туризма, повышения качества услуг и конкурентоспособности,
з) сотрудничество с советом Словацкой Республики для унифицированного представления Словакии за рубежом
Ведение предпринимательской деятельности в сфере туризма в Словакии осуществляется посредством регестрации организации, занимающейся соответсвующей деятельностью. Департамент туризма ведет реестр, который представляет собой список всех организаций, ведущих на территории Словакии предпринимательскую деятельность в сфере туризма. Контроль за деятельностью туристических предприятий производится муниципальными органами государственного регулирования, которые в свою очередь составляют отчетные ведомости для вышестоящих управленческих органов – областных, региональных туристических администраций и департамента Туризма. Если органами госрегулирования выявлены несоответствия в деятельности предприятия установленным нормам и правилам, высший орган в сфере туризма имеет право ликвидировать предприятие и вычеркнуть его из реестра. Процедура лицензирования отсутствует как таковая. Однако, в Словакии существует Ассоциация туристических агенств – SACKA и Ассоциация гостиниц и ресторанов Словацкой республики - ZHR SR, членство в которых и является гарантом официальной предпринимательской деятельности и предоставления качественных услуг. И, безусловно, служит имиджем и фактором, формирующим доверие потенциальных потребителей.
Категоризация средств размещения и предприятий общественного питания практически идентична украинской системе. Предприятия гостиничного типа включают в себя гостиницы, которым могут быть присвоена категория от 1 до 5 звезд в зависимости от уровня и качества обслуживания и соответствия установленным стандартам. Естественно, проводится сертификация, которая является добровольной. Производится специалистами, которые являются членами городских органов регулирования в сфере туризма. Пансионаты и санатории также могут оцениваться по звездной системе. Очень популярны горные отели, зачастую частные мини-отели, а также, так называемые, словацкие «хаты» и «халупы», которые могут относиться к гостиничному типу, так и остальным средствам размещения, в зависимости от того, предоставляется ли в них соответсвующий сервис.
Стратегическая цель развития туризма в Словакии является повышение ее конкурентоспособности, рациональное использование потенциала с целью обеспечения сбалансированности региональных диспропорций и создания рабочих мест. Туризм в разных регионах Словацкой Республики специализируется на разработке основных продуктов в соответствии с установленными новыми формами стратегии развития туризма Словацкой Республики до 2013 года.
В целях
улучшения регионального
SACR также
способствует развитию туризма
в различных регионах на
Департамент политики и работы туризма осуществляет работу не только в целях поощрения и развития внутреннего туризма, но и готовит документы для работы других департаментов и для реализации их работы, организовывает информативные поездки иностранных журналистов и туроператоров, семинары, выставки и торговые ярмарки, пресс-релизы и рекламные объявления в средствах массовой информации, снабжает информацией, содержащейся в базах данных Иностранных представительств. [3,4,7]
Основные показатели развития туристического рынка
Таблица 1. Место Словакии в структуре мирового, макрорегионального и субрегионального туристических рынков.
Основные показатели за 2010 г. | Значение показателей | Место страны в структуре тур. рынка | ||
мирового | макрорегионального | субрегионального | ||
Кол-во прибытий интуристов | 1298000 | После 50 | 37 из 49 | 14 из 16 |
Доходы от вьездного туризма, доллар | 2336000 | После 50 | 30 из 47 | 8 из 18 |
Затраты на выездной туризм, доллар | 1975000 | После 50 | 39 из 49 | 9 из 17 |
Сальдо тур. баланса | 1,18 |
Сальдо турбаланса Словакии положительное, что говорит о том, что Словакия все же является рецептивным туристическим рынком. Определить место Словакии на мировом уровне не по одному из параметров не представляется возможным, так как даже в пределах 50 стран, рассматриваемых в «Туристическом Барометре» сайта ВТО, Словакия не числится, что говорит, к сожалению, о ее несостоятельности на мировом туристическом рынке.
Таблица 2. Анализ показателей развития международного туризма за 1995-2010 гг.
Годы | Доходы от вьездного туризма | Затраты на выездной туризм | Сальдо тур. баланса |
1995 | 186000 | 148000 | 1,25 |
2000 | 433000 | 289000 | 1,5 |
2005 | 1513000 | 924000 | 1,3 |
2010 | 2336000 | 1975000 | 1,18 |
Отношение показателей 2010 к 1995 году, раз | 12,5 | 13,3 | 0,94 |
В течении 15 лет развития туристического рынка Словакии наблюдается значительный рост и прирост как доходов от вьездного туризма, так и расходов словацких туристов зарубежом. Однако, Словакия как была так и осталась рецептивным тур. рынком. Страна экономически средне развитая. Уровень доходов в целом очень не высокий, к тому же широко распространена безработица – около 20 % населения фициально не работают, что и является причиной очень скромно развитого выездного туризма.
Таблица
3. Анализ средней стоимости
Показатели | Ед.измер. | Годы | Отношения показателей 2010 г к 1995г, раз | |||
1995 | 2000 | 2005 | 2010 | |||
Доходы от вьездного туризма | US$ | 186000 | 433000 | 1513000 | 2336000 | 12,5 |
Кол-во прибываний иностр. туристов | 245000 | 481000 | 1612000 | 1845000 | 7,5 | |
Ср. доход от обсл. 1 туриста | US$ | 759 | 900 | 938 | 1266 | 1,6 |
Рассматривая доходы от вьездного туризма за разные годы, не возможно не заметить результат, так как он очень значимый. В 12,5 раз возросли доходы от въездного туризма в Словакию в 2010 году относительно 1995 года. И количество пребываний иностранных туристов не менее значительно увеличилось в 7,5 раз. А вот средний доход от обслуживания одного туриста увеличился лишь в полтора раза. Но нужно учитывать колебания на рынке валюты во-первых, а во-вторых, туристический продукт «тур с Словакию» уже не новинка, соответственно туроператоры сбавляют цены на свой продукт, чтобы клиент остался заинтересованным.
Развитие индустрии гостеприимства.
По данным
статистического сайта о
В условиях
жесткой конкуренции с
Транспорт
представлен автобусными
Автобус в Словакии – средство в основном ближних и средних поездок, но существуют и маршруты через всю страну – например, Братислава-Кошице (6-7 часов, 10 евро). Перевозки осуществляются двумя десятками автобусных компаний, каждая из которых базируется в своем городе. Автобусное сообщение несколько дороже, чем железнодорожное, но более "гибкое" и связывает большее количество населенных пунктов. Билеты на автобус продаются как в кассах автовокзалов, так и у водителей. В среднем стоимость билета составляет около 1 евро за 50 км. пути. Как и на железнодорожном транспорте, работает европейская система студенческих и молодежных скидок, а также более обширная, чем на электричках, система скидок выходного дня. График движения автобусов может подвергаться местным изменениям, о чем обязательно должна вывешиваться информация на табло автовокзала ("premava" означает "автобус ходит", a "nepremdra" - "не ходит"). Предварительная продажа билетов производится на автобусы, которые помечены буквой "R" на информационном табло.