Рекреалогия. Рекреационная сущность экологического туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:16, реферат

Описание

Рекреационные концепции развиваются в рамках рекреалогии - междисциплинарной науки о рекреационных системах, основанной на научных принципах экологии человека. Эти принципы впервые сформулированы научным коллективом отечественной школы рекреалогии и рекреационной географии под руководством Владимира Сергеевича Преображенского. С 1976 г. основные исследования в области рекреалогии сосредоточиваются во Всесоюзной научно-исследовательской лаборатории по туризму и экскурсиям (ВНИЛТЭ). В 1992 г. многолетние научные исследования в области рекреации были обобщены в теоретической монографии "Теория рекреалогии и рекреационной географии".

Работа состоит из  1 файл

РЕКРЕАЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА.docx

— 30.44 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ЛУГАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО

ИНСТИТУТ ТОРГОВЛИ, ОБСЛУЖИВАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ТУРИЗМА

КАФЕДРА ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА 
 
 
 
 
 

Доклад  на тему:

«Рекреалогия. Рекреационная сущность экологического туризма.» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Луганск-2011

Рекреационные концепции развиваются в рамках рекреалогии - междисциплинарной науки о рекреационных системах, основанной на научных принципах экологии человека. Эти принципы впервые сформулированы научным коллективом отечественной школы рекреалогии и рекреационной географии под руководством Владимира Сергеевича Преображенского. С 1976 г. основные исследования в области рекреалогии сосредоточиваются во Всесоюзной научно-исследовательской лаборатории по туризму и экскурсиям (ВНИЛТЭ). В 1992 г. многолетние научные исследования в области рекреации были обобщены в теоретической монографии "Теория рекреалогии и рекреационной географии".  

Среди исследователей общепризнано определение рекреалогии как науки о процессах и методах восстановления живых сил человека.  

Исходные  постулаты рекреалогии:  

1. Среди множества  потребностей человека и общества  выделяется группа (подмножество) разнородных  потребностей, реализация которых  связана со специфическими потребностями  человека в восстановлении и  развитии живых сил и определенными  условиями их удовлетворения - со  свободным временем и особыми  свойствами пространства.

2. Наличие этих потребностей побуждает человека к рекреационной деятельности, отличной от повседневной трудовой (и бытовой), а общество (и его институты) - к созданию для нее специальных условий.

3. Вовлекая в  сферу рекреационной деятельности  природные объекты (природные  явления, тела и комплексы)  и культурные комплексы, создавая  и используя технические системы,  а также других людей, человек  находит и формирует, а общество  создает, поддерживает и развивает  особые системы для удовлетворения  потребностей - рекреационные. 

4. Для описания  рекреационной системы необходимо  охарактеризовать: потребности, направления  деятельности, вызвавшие к жизни  формирование системы и определяющие  ее функционирование и развитие, ее элементы, внутренние (между элементами) и внешние (с суперсистемой  и одноранговыми системами) системообразующие связи, эффективность. Основной системообразующей связью выступает деятельность отдыхающих и организаторов отдыха.

5. Назначения  систем (и их свойства) определяются  функциями рекреационной деятельности.

6. По своему  характеру рекреационные системы  относятся к группе социо(демо)- экологических, пространственных, динамических систем.  

Таким образом, основным объектом исследования общей  рекреалогии выступает рекреационная система.  

Рекреация как  процесс расширенного воспроизводства  физических, психических и интеллектуальных сил человека составляет одну из важнейших  основ туризма, а наука о рекреации - рекреалогия - составная часть туристики. Исследование рекреации и рекреационной деятельности - одно из наиболее молодых направлений современной науки. В 1963-1975 гг. коллективом специалистов Института географии АН СССР (В.С. Преображенский, Ю.А. Веденин, И.В. Зорин, Б.Н. Лиханов, Л.И. Мухина, Л.С. Филиппович и др.) была подготовлена монография "Теоретические основы рекреационной географии". Содержащиеся в ней идеи послужили основой для дальнейших исследований того же коллектива ("География рекреационных систем СССР", 1980; "Территориальная организация отдыха населения Москвы и Московской области", 1986; "Рекреационные ресурсы СССР", 1990) и получили отклик в отечественных и зарубежных исследованиях. Они нашли отражение также в учебных курсах вузов. В 1992 г. в Российской международной академии туризма вышла новая монография "Теория рекреалогии и рекреационной географии" (В.С. Преображенский, Ю.А. Веденин, И.В. Зорин, В.А. Квартальнов, В.М. Кривошеев, Л.С. Филиппович). В ней были обобщены результаты многолетних исследований и сформулированы начала рекреалогии как междисциплинарной науки: изложена совокупность складывающихся представлений и концепций: о рекреационной системе; рекреационных потребностях как генерирующем факторе; рекреационной деятельности как системообразующем факторе; о моделях рекреационной системы.  

Основные  понятия рекреалогии:  

Рекреационные потребности общества - потребности  в простом и расширенном воспроизводстве  его социально-трудового и социально-культурного  потенциала.  

Рекреационная деятельность отдыхающих - деятельность, направленная на реализацию рекреационных  потребностей, восстановление и развитие физических и духовных сил человека, его интеллектуальное совершенствование  и характеризуемая самоценностью не только результатов, но и самого процесса.  

Туристская деятельность организаторов отдыха - деятельность, направленная на формирование оптимальных  условий отдыха населения, системы  предоставления услуг, путей создания, обеспечения, функционирования и развития рекреационных систем.  

Рекреационное занятие - простейший элемент рекреационной  деятельности отдыхающих.  

Рекреационное время - часть социального времени, используемого для рекреационной  деятельности.  

Рекреационное пространство - часть социального  пространства, используемого для  рекреационной деятельности; формируется  в результате деятельности отдыхающих и организаторов отдыха.  

Рекреационная система (PC) - социальная демоэкологическая система (т.е. система, в центре которой помещен человек, население), состоящая из взаимосвязанных подсистем: групп отдыхающих, природных и культурных комплексов, технических систем, обслуживающего персонала, органа управления и обладающая функциональной целостностью; целевой функцией системы является удовлетворение рекреационных потребностей.

Принципы  рекреалогии : 

Рекреалогия - одна из первых научных дисциплин, которая обозначила востребование ландшафта как целостности. А ведь, действительно, кому он был нужен, этот ландшафт? Черной металлургии? Нефтегазодобывающей и перерабатывающей индустрии? Автомобильной промышленности? Даже сельскому хозяйству он оказался не нужен. И вдруг туризм - сфера, предмет труда которой состоит не в изменении природы, а в ее восприятии. Единственная сфера, заинтересованная в сохранении целостного ландшафта, потому что только он может обеспечить целостную деятельность. В этом и есть суть ландшафтно-деятельностного принципа Преображенского. Согласно В.С. Преображенскому, деятельность - это инвариантная часть системы, связующая субъекта с ландшафтом. При этом связь, несущая как сущностные признаки субъекта, так и сущностные признаки ландшафта.  

Однажды в совместной статье А.А. Минц и В.С. Преображенский сформулировали позицию, согласно которой при анализе территориальных систем не столь важен субстрат (состояние подсистем), сколько отношения, связи между ними. Принцип Преображенского позволяет точно локализовать деятельность не только как связь, но и как структуру. Действительно, состоянию деятельности инвариантны все остальные состояния рекреационной системы. Например, различия познавательной, курортной и спортивной рекреационной деятельности определят специфику требований и состояний природного комплекса, обслуживающего персонала, технических систем, функций управления в рекреационной системе.  

Приложение ландшафтно-деятельностного принципа Преображенского к проблемам рекреационного проектирования - только один из примеров, демонстрирующий принципиально новые подходы и возможности проектирования эколого-туристских систем - национальных парков и туристских маршрутов.  

Значительное  внимание, уделяемое рекреалогией рекреационной деятельности, обусловлено тем, что объектом рекреалогии является человек, а предметом исследования - деятельность в свободное время, представляющая собой неотъемлемую часть физической, социальной и духовной жизни личности.  

Рекреационные потребности определяются как осознанная человеком, группой людей, обществом  необходимость в восстановлении и развитии физических и духовных сил. Потребности могут быть реализованы  только через деятельность: физическую, психическую, интеллектуальную; в силу этого они выступают как побуждение к деятельности.  

Исторически понятие "рекреационная деятельность" означает деятельность человека и групп  населения, с ним связаны понятия "рекреационные занятия" и "циклы  занятий". Рекреационная деятельность обладает как общими для любых  видов человеческой деятельности, так  и своими специфическими чертами. Как  и многие другие виды, рекреационная  деятельность - это и одна из обязательных сфер освоения и познания человеком  окружающего мира и самого себя. Рекреационная деятельность выступает  как сфера соприкосновения, взаимообмена общечеловеческой и национальной, городской  и сельской культур (Ю. Веденин).  

Для рекреационной  деятельности типичны упорядоченность  и одновременно периодичность. Они обусловлены как природными ритмами и циклами (суточными, сезонными, космическими), так и цикличностью (чередованием труда и быта) социально -бытовой деятельности отдыхающих и общества (в частности, организаторов отдыха). Циклы - одна из характернейших форм организованности рекреационной деятельности отдыхающих (циклы рекреационной деятельности) и организаторов отдыха (циклы рекреационного обслуживания). Циклы рекреационной деятельности формируются на основе типизации рекреационных занятий. (И. Зорин, А. Зорин, 1999).  

Элементарное  рекреационное занятие (ЭРЗ) - внутренне  целостный, однородный, неразделимый на технологические компоненты элемент  рекреационной деятельности.  

ЭРЗ (a) - основа формирования программ отдыха. Социологи насчитывают около 100 тысяч ЭРЗ, и число их каждые 10 лет удваивается. Очевидно, что оперирование такой базой требует применения типизации ЭРЗ и сведения их в более крупные группы - типы рекреационных действий (ТРД). Для этого используются такие свойства ЭРЗ, как альтернативность и взаимозаменяемость. Условием объединения нескольких ЭРЗ в один ТРД является возможность без видимого ущерба для целей рекреации заменить одно ЭРЗ другим.  

Тип рекреационной  деятельности - однородная группировка  ЭРЗ, каждое из которых взаимозаменяемо  и альтернативно для всех других элементарных рекреационных занятий  данной группы, т.е. к одному ТРД относятся  взаимозаменяемые ЭРЗ. Это условие окажется очень важным в практике конкретного туроперейтинга, когда возможностей для осуществления какого-либо ЭРЗ может и не быть, но необходимо компенсировать этот недостаток предложением туристу других ЭРЗ. Например, в негрибной период можно предложить туристам компенсировать этот недостаток сбором ягод, трав, орехов и т.п.  

В сущности, ТРД  и представляют собой своеобразные "буквы", из которых туроператор  может составить "слова" - циклы  рекреационной деятельности, а далее  из циклов и предложения - программу  отдыха.  

При конструировании  циклов рекреационной деятельности важными свойствами ТРД выступают  взаимообусловленность и взаимопротивопоказанность. Именно они позволяют сводить ТРД в новые комбинации - циклы рекреационной деятельности.  

Цикл рекреационной  деятельности (ЦРД) - взаимосвязанное  и взаимообусловленное сочетание  ТРД, возникающее на базе ведущего ТРД.  

ЦРД представляет собой как бы сюжетную канву будущей  туристской программы, позволяет на основе поведенческих возможностей и образцов реализовать конкретные рекреационные цели, мотивации и  притязания туристов посредством выбора сочетаний ТРД как эталонов рекреационной  деятельности.  

В отсутствие ТРД  каждый человек самостоятельно неосознанно  конструирует ЦРД, исходя из собственных  представлений о полезности и  аттрактивности рекреационной деятельности, привычек, моды, цен, денежных доходов и других факторов.  

Чаще всего таким образом самостоятельно организованная деятельность не может удовлетворить двум фундаментальным требованиям эффективности: рекреационной полезности и индивидуальной привлекательности. Разработанная нами процедура формирования ЦРД позволяет проделать эту работу за туриста и рекомендовать ему оптимальные сочетания. ЦРД выступают структурной композицией рекреационной деятельности, обладающей внутренней целостностью и консервативностью, являются предметом организации и конструирования в рекреационных системах и туристских центрах. Таким образом, ЦРД составляют системную структуру, адекватно отражающую свойства и отношения как субъекта, так и объекта рекреации. С их помощью можно учесть рекреационные потребности и сформулировать требования к условиям их реализации, определить технологию обслуживания.  

Информация о работе Рекреалогия. Рекреационная сущность экологического туризма