Ресурсы для развития сельского зеленого туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 18:11, курсовая работа

Описание

Цель у участников Союза была одна - сделать отдых на селе прибыльным делом, вовлечь в него селян, которых не привлекает фермерство, и дать горожанам альтернативу отдыху на заморских курортах. До 2003 года, когда был принят закон, разрешающий владельцу частного хозяйства устраивать в своем подворье условия для приема туристов, такие усадьбы работали полулегально.

Содержание

Вступление.


1. Развитие сельского туризма.


2. Аспекты сельского туризма.


3. Проблемы и некоторые пути развития сельского зеленого туризма в Украине.


4. Экспертный подход к обоснованию перспектив развития сельского зеленого туризма на примере Большого Севастополя.


а) Перспективность.


б) Необходимость развития сельского туризма.


в) Культурное и историческое наследие.


г) Ресурсы для развития сельского зеленого туризма.


Выводы.


Литература.

Работа состоит из  1 файл

Документ WordPad.doc

— 100.83 Кб (Скачать документ)

План 

Вступление. 

1. Развитие сельского туризма. 

2. Аспекты сельского туризма. 

3. Проблемы и некоторые пути развития сельского зеленого туризма в Украине. 

4. Экспертный подход к обоснованию перспектив развития сельского зеленого туризма на примере Большого Севастополя. 

а) Перспективность. 

б) Необходимость развития сельского туризма. 

в) Культурное и историческое наследие. 

г) Ресурсы для развития сельского зеленого туризма. 

Выводы. 

Литература. 

 

Зеленый (сельский) туризм это рекреационные путешествия в сельскую местность как реакция на «экологическое давление» в городах. Это один из видов малого бизнеса, который поднимает роль краеведения, усредняет элементы активной деятельности и отдыха, создает жизненную среду, приближенную к природе. Этот вид туризма все более распространяется в развитых странах. 

Впервые о зеленом туризме как о новом виде отдыха у нас заговорили в 1996 году, когда группа единомышленников из Ужгорода, Киева, Симферополя и Берегового обратилась в Минюст с просьбой зарегистрировать устав Союза содействия развитию сельского зеленого туризма. 

Цель у участников Союза была одна - сделать отдых на селе прибыльным делом, вовлечь в него селян, которых не привлекает фермерство, и дать горожанам альтернативу отдыху на заморских курортах. До 2003 года, когда был принят закон, разрешающий владельцу частного хозяйства устраивать в своем подворье условия для приема туристов, такие усадьбы работали полулегально. За 11 лет существования в Украине «зеленого туризма» появились более тысячи таких усадеб. 

И если ранее, чтобы получить информацию о том, как их найти и сколько стоит провести уик-энд в сельской усадьбе Полесья или степной зоне Херсонщины, нужно было перерыть сотни журналов и не один десяток интернет-сайтов, то теперь сведения о них можно получить из одного источника - сайта Союза содействия развитию сельского зеленого туризма www.greentour.com.ua. 

Пользоваться электронной базой просто и удобно: выбираете нужный подраздел с перечнем всех областей, где можно найти приют в комфортных усадьбах. Здесь можно увидеть фотографию «садиби», и если она пришлась по душе - пройтись по ссылке и узнать более подробную информацию. Вплоть до того, какие птицы разбудят вас утром и какие ягоды можно найти в лесу. 

Европейцы давно раскусили, что организация отдыха на селе если и не так прибыльна, как на известных морских и горнолыжных курортах, то стабильный доход принести все же может. Сейчас зеленый туризм невероятно популярен в странах ЕС. По некоторым оценкам, сельский туризм в Европе приносит от 10% до 20% от общего дохода туриндустрии. Причем 35% жителей стран ЕС отдыху в селе предпочитают любой другой. 

В Италии, к примеру, прошлым летом хитом сезона считалось снять «номер» в старинной мельнице или древнем монастыре. Провести уик-энд среди кулей с мукой или в мрачной келье монаха стоило от 75 до 150 евро в сутки. В Испании же популярно отдохнуть от рабочих будней на живописной ферме, среди коров и кур. [xii] 

Сельский зеленый туризм - явление многогранное. Один из его аспектов, ввиду современного состояния социально-экономического развития страны, - социальный. Поэтому сельский зеленый туризм следует рассматривать как одно из средств диверсификации источников доходов сельского населения, как компонент комплексного развития сельских территорий и сельской инфраструктуры, а также как один из факторов стратегии преодоления бедности в сельской местности. Именно поэтому, в странах, которые развиваются, сельский зеленый туризм всячески поддерживается и поощряется государством, доступ к деятельности в этой сфере максимально упрощен, а субъекты, которые предоставляют услуги в этой сфере, получают всевозможные преференции, в том числе и налоговые. Второй аспект заключается в получении дополнительных возможностей для популяризации украинской культуры, распространения знаний и информации об исторических, естественных, этнографических особенностях Украины, которая является основанием для признания сельского зеленого туризма общественно ценной и полезной сферой отношений, которая заслуживает на всевозможную поддержку со стороны государства. Исходя из этого, а также из опыта европейских стран, классическая форма сельского зеленого туризма не касается более известного в Украине понятия - предоставления гостиничных услуг. Центральной фигурой в организации отдыха на селе выступает сельская семья, которая проживает в селе, осуществляет основную деятельность, связанную с ведением личного крестьянского хозяйства, и побочную, - с использованием имущества этого хозяйства для предоставления услуг в сфере сельского зеленого туризма, а именно: обеспечением отдыхающих жильем, питанием, ознакомлением с местной культурой и традициями. 

 

Проблемы и некоторые пути развития сельского зеленого туризма в Украине. 

1. Для устойчивого развития сельского зеленого туризма в Украине необходимо определить роль и место государственных институций, в частности, Министерства аграрной политики Украины, в создании благоприятной правовой среды для деятельности сельского населения, учебы владельцев личных крестьянских хозяйств, предоставления, на условиях конкурса проектов через программу «Собственный дом», долгосрочных льготных кредитов для создания бифункционального жилья и содействия в привлечении инвестиций для перестройки инфраструктуры в селе и тому подобное. Как результат, появится агротуристический продукт, который будет идентифицировать украинский сельский зеленый туризм на внутреннем и международном рынках. Исходя из этого, центральный орган исполнительной власти в сфере туризма будет заботиться о вопросах популяризации отдыха в украинском селе, разработкой туристических программ и маршрутов и осуществлением регуляторной политики относительно субъектов туристической деятельности, которые предоставляют гостиничные услуги, экскурсионное обслуживание в сельской местности и тому подобное. Одним из элементов механизма развития и функционирования сельского зеленого туризма должны быть предоставлены полномочия (компетенции) Союзу содействия развитию сельского зеленого туризма в Украине относительно создания добровольной системы категоризации мест размещения (качества услуг), а также осуществления контроля за соблюдение этих норм хозяевами. 

2. В соответствии с Законом Украины «О личном крестьянском хозяйстве» (¹742-IV, 15.05.03р.) сельский хозяин, который не является субъектом предпринимательской деятельности, имеет право предоставлять услуги в сфере сельского туризма с использованием имущества личного крестьянского хозяйства. Положения данного закона не работают, что сдерживает развитие этой сферы. Для нормирования развития сельского зеленого туризма необходимо принятие Закона Украины «О сельском зеленом туризме» и осуществлении государством регуляторной функции, направленной не на установление жесткой регламентации деятельности владельцев личных крестьянских хозяйств, которые предоставляют услуги в этой сфере, а на создание системы стимулов, поощрений и условий для последующего развития. Последующее промедление в создании благоприятной среды для этой деятельности или попытки установить многочисленные требования и разрешительные процедуры к сельскому хозяину станет ощутимой задержкой развития сферы сельского зеленого туризма и повлечет последующее нелегальное предоставление услуг сельского зеленого туризма. 

Экспертный подход к обоснованию перспектив развития сельского зеленого туризма на примере Большого Севастополя 

Живописность ландшафтов, богатая событиями история, обилие археологических, культурных и природных достопримечательностей Крымского полуострова делают его одним из привлекательнейших и перспективных туристских районов не только страны, но и мира. Постоянно возрастающая привлекательность Крыма для туризма обусловлена значительным разнообразием его ландшафтов, сосредоточенных на небольшой и относительно легкодоступной территории, контрастностью их смен (море - суша, равнины - горы, умеренный пояс - субтропики, сухие полупустынные степи - влажные буково-грабовые леса и луга и т.п.). Кроме того, географическое положение полуострова в окраинах восточной части Средиземноморья способствовало лучшему сохранению разнообразия и относительно меньшей антропогенной трансформации естественных ландшафтов, чем например, на Балканском, Пиренейском и Аппенинском полуостровах[i], что подчеркивают посетившие Крым иностранцы, а это условие ныне особо актуально в связи с важнейшим требованием современного процесса развития цивилизации - экологизации технологий всех видов производств и туристического процесса в том числе. Поэтому в Комплексной долгосрочной программе социально-экономического развития и структурной перестройки Автономной Республики Крым (АРК) в качестве основной цели реструктуризации туристической отрасли декларировано создание благоприятной экономической, социальной среды для эффективного развития рекреационно-туристической индустрии и формирования конкурентоспособной отрасли на мировом рынке на основе эффективного использования природно-ресурсного, историко-культурного и географического положения Крыма[ii]. 

В числе альтернативных видов туристического бизнеса которые могли бы полностью удовлетворять требованиям стратегических целей эколого-социально-экономического развития АРК, целесообразно выделить сельский зеленый туризм, который по праву называют наиболее перспективным в XXI веке. Появившись в начале XIX века, сельский туризм, основанный на приеме горожан на отдых жителями сельской местности, приобрел ныне огромную популярность, особенно в Венгрии, Чехии, Великобритании и других странах, объединившихся под эгидой Совета Европы в Центрально-Восточноевропейскую Федерацию по развитию сельского зеленого туризма. Достаточно заметным этот вид туристического бизнеса в Украине стал лишь в XX веке. Основными центрами развития такового не случайно стали Прикарпатье и Крым. В 1997 г. в Киеве был создан Союз поддержки сельского зеленого туризма в Украине, а ныне разрабатывается специальная программа по развитию этого вида туризма[iii]. Форвардами в развитии данного вида туристического бизнеса в Украине по праву являются Львовская (Росточье), Ивано-Франковская (Косовский, Надворнянский, Калушский, Рогатинский районы), Полтавская (Михайловка, Диканька) и, конечно же, Республика Крым (Алушта, Форос, Мухалатка, Коктебель, Партенит, Рыбачье, Междуречье, Чернополье (Белогорский район), Александровка (Красногвар-дейский район), Лобановка (Джанкойский район) и другие. Региональным представителем Союза поддержки сельского зеленого туризма в Крыму является частная туристическая фирма «Скифия»[iv]. 

Заметный интерес к развитию сельского зеленого туризма связан с изменением условий существования человека, ритма его жизни, а соответственно уровня его здоровья, с появлением т.н. «болезней цивилизации», в связи с чем возрастает необходимость обеспечения оптимальных условий отдыха, профилактики, лечения и восстановления здоровья населения всех возрастов и профессий. По нашему мнению, сельский туризм может решить проблему необходимости реабилитации, психического оздоровления за счет влияния на здоровье человека природных, экологических факторов. Популярность сельского зеленого туризма как вида отдыха связана с тем, что он в наибольшей степени отвечает рекреационным потребностям людей, живущих в условиях урбанизированной среды, в районах со сложной экологической ситуацией, испытывающих гиподинамию и постоянное нервное перенапряжение, усиливающееся в странах с переходным типом экономики, социальным неблагополучием, финансово-экономической неспособностью удовлетворить свои потребности. К сожалению, на сегодняшний день лишь небольшой процент населения Украины имеет возможность посещения престижных зарубежных курортов. Цены же на услуги в сфере сельского туристического бизнеса находятся в пределах покупательной способности населения в количественном выражении в 2-5 раз ниже, нежели в отелях. Но следует учитывать и тот факт, что по уровню доходов населения, стоимости "потребительской корзины", их соотношению АРК находится в числе аутсайдеров среди областей Украины, что свидетельствует о низком уровне жизни и всех вытекающих из этого последствиях. 

Разнообразие циклов туристических занятий: познавательных (ознакомление с культурно-историческими, этнографическими, природными ценностями территории), развлекательных (рыбная ловля, охота, сбор грибов, ягод, лекарственных трав, катание на лодках, осуществление радиальных выходов в горы), оздоровительных (купание в водоемах, занятие физическим трудом), смена впечатлений и почти постоянный контакт с природой в сочетании с приемлемыми финансовыми расходами - все это делает привлекательным сельский зеленый туризм, превращает его в один из эффективнейших видов оздоровительной и в целом рекреационной деятельности. 

Существующая за рубежом экономика здравого смысла давно научила сельских и городских жителей строить свои отношения на взаимовыгодной основе. Так, в результате развития сельского туризма горожане имеют возможность получать здоровый отдых по вполне приемлемым ценам, а сельские жители - возможность более эффективно использовать свой жилой фонд, реализовать часть произведенной сельскохозяйственной продукции прямо на месте. К тому же, по подсчетам экономистов, доход за 3 года от одного койко-места, используемого в сельском туристическом бизнесе, эквивалентен доходу, получаемому за то же время от одной коровы, содержащейся в домашнем приусадебном хозяйстве сельского жителя[v], что в нынешних кризисных социально-экономических условиях, особенно в аграрном секторе экономики Крыма, актуализирует развитие этого вида малого бизнеса. Кроме того, экономичность сельского туризма проявляется и в возможности решения проблемы занятости как сельского, так и городского населения, ведь не секрет, что сельские жители в осенне-зимний период не заняты на сельхозработах, а городские, зачастую не прочь поработать в поле, на виноградниках. Именно поэтому, на наш взгляд, этот вид малого бизнеса в перспективе может стать надежным импульсом в процессе возрождения села, воспитания патриотических чувств жителей на основе бережного отношения к самобытной культуре, природно-историческому наследию Крыма. В числе основных предпосылок формирования системы сельского зеленого туризма на конкретной территории выделяются, на наш взгляд, туристические ресурсы, представляющие собой совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для создания туристского продукта. Эта совокупность включает экономические (финансовые, жилищные условия), природные (экологически благоприятные и аттрактивные особенности ландшафтов), культурно-исторические (памятники истории, культуры, древности и современности), трудовые (возможность занятости туристов и специфика занятости хозяев), социальные (уровень культуры, образования принимающих туристов), производственные (возможность предоставления услуг связи и транспорта). Вышеуказанные ресурсные аспекты дифференцируемы на природные, социально-экономические и экологические. Именно наличие сочетания вышеуказанных ресурсных аспектов, необходимых для развития сельского туристического бизнеса, в состоянии, на наш взгляд, обеспечить более эффективное его функционирование. Определяющим является набор вышеуказанных ресурсов с позиции определения перспективных территорий и объектов в целях развития сельского зеленого туризма. Это возможно, по нашему мнению, на основе проведения комплексной эколого-социально-экономической экспертизы (ЭСЭЭ), признанной за рубежом в качестве наиболее эффективного инструмента идентификации эколого-социально-экономической эффективности любого вида хозяйственной деятельности. В связи с рассматриваемой проблемой перспектив развития сельского зеленого туризма в Крыму, ЭСЭЭ территории следует понимать как процесс географического моделирования и прогнозирования эколого-социально-экономической ситуации в ее пределах в связи с развитием туристического бизнеса, на основе использования интегрального потенциала территории с целью прогноза его социально-экономической эффективности. 

Информация о работе Ресурсы для развития сельского зеленого туризма