Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 17:19, реферат
Сезонность в туризме налагает отпечаток на спрос и произ¬водство, оказывает значительное влияние на рентабельность всех туристических предприятий, а также других производств, ориентиро¬ванных на обслуживание туристов. Особенно это сказывается на предприятиях с высокой трудоемкостью и капиталоемкостью, а также на сфере услуг. Сезонный спад вызывает временное высво¬бождение рабочей силы. Влияет он и на распределение издержек производства, что тесно связано с политикой цен на товары и ус¬луги для туристов и т. д.
ВВЕДЕНИЕ
Туризм сегодня - это одна из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. На эту сферу приходится около 6% мирового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-ое рабочее место и 11% мировых потребительских расходов. Для некоторых стран туристическая деятельность является важным, а иногда и единственным источником дохода. Кроме того, туризм предоставляет возможность для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями страны и ее народа. Поэтому все вопросы, связанные с туристической деятельностью актуальны.
В этом отношении необходимо учитывать, что функционирование туристического рынка и связанных с ним предприятий туристической индустрии подвержено резким сезонным колебаниям спроса на туристские услуги. Это объясняется тем, что для туристической отрасли, также как и для многих других, характерна экономическая (производственная) цикличность, или сезонность. Фактор сезонности играет важную роль в политике ценообразования туристических фирм, анализ сезонных колебаний цен на рынке туристических услуг (особенно на рынке пляжного отдыха) является одним из направлений маркетинговых исследований. Знание закономерностей и основных тенденций сезонности необходимо также для проектирования новых турпродуктов, планировании рекламной компании и много другого.
Сезонность в туризме налагает отпечаток на спрос и производство, оказывает значительное влияние на рентабельность всех туристических предприятий, а также других производств, ориентированных на обслуживание туристов. Особенно это сказывается на предприятиях с высокой трудоемкостью и капиталоемкостью, а также на сфере услуг. Сезонный спад вызывает временное высвобождение рабочей силы. Влияет он и на распределение издержек производства, что тесно связано с политикой цен на товары и услуги для туристов и т. д.
ГЛАВА 1. ЯВЛЕНИЕ СЕЗОННОСТИ В ТУРИЗМЕ
1.1 Сущность понятия сезонность
Туристический рынок - это динамично развивающаяся отрасль экономики, и характерным явлением для неё является цикличность. Цикличность означает повторяемость основных тенденций и интенсивности развития. Цикличность может обуславливаться как внешними факторами, так и внутренними глубинными свойствами рынка. Можно выделить два вида цикличности:
Таким
образом, цикличность - это регулярно
повторяющиеся во времени изменения
уровня, вектора, скорости и характера
его развития. Под сезонностью, или
сезонными колебаниями, понимают более
или менее устойчивую закономерность
внутригодовой динамики социально-экономических
явлений. Их причинами являются особенности
товарного предложения, покупательского
спроса, изменения затрат в зависимости
от изменения климатических
По сути своей сезонность - довольно сложное явление. Часто её последствия противоречивы. Довольно часто появление на рынке туристского продукта обуславливает пик сезонных колебаний и цен, особенно в летний период времени. Ему соответствует и сезонный подъём спроса. Однако в настоящее время многие туристские фирмы имеют достаточно широкий ассортимент туристских программ и маршрутов, который обеспечивает им спрос практически в течение всего года. Это оказывает сглаживающее влияние на сезонные колебания. Однако все равно чаще всего можно наблюдать в качестве "мёртвого" сезона раннюю весну. Таким образом, в значительной мере сезонность - это проявление действия рыночного механизма, сбалансированности спроса и предложения.
Однако
в некоторых странах отмечается
прямо противоположная
Менеджер по туризму всегда должен помнить о факторе сезонности. В целом, можно выделить четыре типа сезона туристской деятельности:
Сезон пик (топ). Так называют период времени, который в наибольшей степени благоприятен для организации рекреационной деятельности туристов. Он характеризуется максимальной плотностью туристов, поскольку обладает наиболее комфортными условиями для оздоровления и отдыха.
Высокий сезон - период повышенной активности туристов. В это время устанавливаются наиболее высокие тарифы на туристские услуги. В северном полушарии наибольшая интенсивность спроса на них приходится на третий квартал года, а также на время новогодних (рождественских) и пасхальных каникул.
Низкий
сезон характеризуется
"Мертвый" сезон - так называют период времени, в течение которого на рассматриваемой дестинации можно наблюдать максимально неблагоприятные условия для рекреационной деятельности. К таким условиям мы может отнести, например, дискомфортную погоду (сезон дождей, низкие температуры, высокая влажность воздуха и др.)
Однако сезонность в туризме определятся не только природно-климатическими факторами, имеется и ряд других, не менее важных, их называют вторичными. В первую очередь, это экономические - то есть структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения и пр.
1.2 Роль сезонности в реализации туристического продукта
Как уже отмечалось, сезонность спроса играет важную роль при реализации туристских услуг. Это явление имеет как положительные, так и отрицательные последствия.
С одной стороны, сезонность является причиной неравномерного распределения рабочего времени. Это значит, что в высокий туристский сезон обслуживающий туристическую отрасль персонал имеет много сверхурочной работы. В тоже время для межсезонья характерна недостаточная загруженность.
Однако, по сравнению с курортными предприятиями размещения и питания, туристические фирмы не так страдают от фактора сезонности. Туроператоры и турагенты - это довольно гибкие организации, которые достаточно быстро приспосабливаются к изменениям спроса. Так, например, некий туроператор специализируется на турах во Францию. С приближением зимы экскурсионно-познавательный и пляжный отдых становится уже не таким популярным, и наш туроператор способен оперативно "переключиться" на продажу горнолыжных туров во французские Альпы. В то же время гостиницы и рестораны привязаны к своему месторасположению и круглый год несут постоянные издержки, например, зарплата штатных сотрудников. Также, независимо от загрузки отеля (будь то положенные 70% или же случайно заехавшие 2-3 постояльца), владельцы отеля обязаны поддерживать помещения в чистоте, платить за обогрев и электроэнергию здания и т.п. По этой причине многие курортные гостиницы в низкий сезон закрываются совсем. Отсюда вытекает следующая проблема - как нанять и сохранить квалифицированных работников. В таких условиях и заинтересованность в труде организовать сложно, так как не работает основной метод стимулирования сотрудников - карьерная лестница.
С другой стороны, сезонность в туризме способствует широкому профилю персонала, поскольку одному и тому же работнику приходится выполнять разные функции в зависимости от сезонных особенностей.
Сезонность по сути своей нельзя ликвидировать, её возможно только смягчить. В несезон этому служат рекламные туры, скидки, организация специальных событий для привлечения туристов (фестивалей, выставок, праздников).
В мире проблема сезонности решается по-разному. В Великобритании школьные каникулы длятся значительно меньше, чем в других странах. Данным вопросом занималась Палата лордов, принявшая решение скорректировать сроки и продолжительность каникул с целью равномерного распределения внутреннего туристического потока по сезонам. Прямо противоположная ситуация в Италии. Здесь ежегодно в августе закрывается подавляющее большинство предприятий - страна отправляется в отпуск. Не сложно догадаться, что в этот период цены на рекреационные услуги и размещение в гостиницах становятся заоблачными.
Другое направление - это разработка и продвижение новых видов турпродукта, не подверженных сезонным колебаниям. Это, прежде всего, развитие событийного туризма, а также социального туризма для целевых групп: познавательного - для пенсионеров и образовательного - для молодёжи.
1.3 Методы учёта фактора сезонности при реализации туристского продукта.
В процессе реализации туристических услуг часто возникает необходимость в моделировании сезонности как экономического явления для оценки существующих колебательных процессов в отрасли.
В условиях постоянно меняющихся сезонов изменяется и интенсивность динамики в фирме. Это может выражаться в постоянных спадах и подъёмах следующих показателях деятельности организации: производительность труда, себестоимость туристского продукта, прибыль, объём выпускаемой продукции. Иногда деятельность компании может даже временно приостанавливаться.
Кроме того, необходимо, по возможности, исключить случайные колебания. Случайные колебания (случайные ошибки) - это компоненты, которые могут сказаться на исследуемом процессе крайне непредсказуемо. Например, случилась экстремально тёплая зима, и спрос в турфирме на горнолыжные туры был практически неощутимым.
Чаще
всего для сглаживания
Для выявления и отображения сезонных колебаний можно использовать различные статистические приёмы. Простейшим способом выявления сезонных колебаний служит расчёт индекса сезонности:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Очевидно,
что поток туристов в течение
календарного года не может быть равномерным,
он подвержен сезонным колебаниям.
Для уменьшения степени неопределенности
и риска туристическое
Изучение
сезонности в туризме позволяет
определить степень влияния природно-
Фактор сезонности является весьма значительным явлением в сфере туризма, который всегда должен учитываться грамотным менеджером в работе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
INTERNET: