Сезонность в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:06, реферат

Описание

Для туристского рынка и связанной с ним туристской индустрии характерны значительные сезонные колебания спроса на турист¬ские продукты. Сезонность — явление сложное и по своим по¬следствиям противоречивое. Появление на рынке турпродуктов обуславливает пик сезонных колебаний продажи и цен в летний период. Ему соответствует и сезонный подъем спроса.

Работа состоит из  1 файл

сезонность в туризме.doc

— 36.00 Кб (Скачать документ)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Южный Институт Менеджмента 
 
 

Кафедра социально-культурного сервиса

и физкультурно-оздоровительной  работы 
 
 
 
 
 
 

Доклад 

на тему: Сезонность в туризме

по дисциплине « Маркетинг в СКСТ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      Выполнила студентка

                      3го  курса 07-СТ

                      Кузьменко Елизавета

                      Преподаватель

                      Лилякова  Д. С 
                       
                       
                       
                       
                       

Краснодар

2010

     Для туристского рынка и связанной  с ним туристской индустрии характерны значительные сезонные колебания спроса на туристские продукты. Сезонность — явление сложное и по своим последствиям противоречивое. Появление на рынке турпродуктов обуславливает пик сезонных колебаний продажи и цен в летний период. Ему соответствует и сезонный подъем спроса.

   По  степени интенсивности туристских поездок различают четыре сезона туристской деятельности:

  • сезон пик — период, наиболее благоприятный для организации рекреационной деятельности людей, характеризующийся максимальной плотностью туристов и наиболее комфортными условиями для рекреации;
  • сезон высокий — период наибольшей деловой активности на туристском рынке, время действия наиболее высоких тарифов на туристский продукт и услуги;
  • сезон низкий — период снижения деловой активности на туристском рынке, для которого характерны самые низкие цены на туристский продукт и услуги;
  • сезон «мертвый» — максимально неблагоприятный период для организации рекреационной деятельности.

   Сезонность  в туризме налагает отпечаток  на спрос и производство, оказывает значительное влияние на рентабельность всех туристских предприятий, а также других производств, ориентированных на обслуживание туристов. Особенно это сказывается на предприятиях с высокой трудоемкостью и капиталоемкостью, а также на сфере услуг. Сезонный спад вызывает временное высвобождение рабочей силы. Влияет он и на распределение издержек производства, что тесно связано с политикой цен на товары и услуги для туристов и т. д.

   Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодовой динамики того или иного явления, которая  проявляется во внутригодовых повышениях (понижениях) уровней того или иного показателя на протяжении ряда лет.

     Сезонность  определяется целым рядом факторов. Факторы сезонных колебаний в  литературе подразделяются на первичные  и вторичные.

К первичным  факторам сезонных колебаний относятся факторы, формирующиеся под воздействием природно-климатических условий, количества и качества специфических благ для развития спортивного, оздоровительного, познавательного и других видов туризма. Природно-географические условия являются определяющими в выборе туристами того или иного района для посещения.

К вторичным  факторам сезонных колебаний относятся:

  • экономические — структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения;
  • демографические — дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам;
  • психологические — традиции, мода, подражание;
  • материально-технические — развитие сети размещения, питания, транспорта, культурно-оздоровительного обслуживания;
  • технологические — комплексный подход в предоставлении качественных услуг;
  • политическая обстановка и международное окружение.

   Объем реализованных услуг туризма  имеет явно выраженный сезонный характер, который обусловлен многими факторами (временем года, периодом отпуска, каникулами и т. п.). Поэтому в процессе анализа и планирования объема реализованных услуг туристского предприятия необходимо учитывать закономерность отклонений показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей. В этих целях проводится статистическое изучение сезонных колебаний.

     Сезонные  колебания измеряются при помощи индексов сезонности, которые рассчитываются как процентное отношение средних месячных уровней за ряд лет к общему среднемесячному объему реализованных услуг за весь расчетный период по формуле.

     В практике экономического анализа используются различные методы расчета индекса  сезонности: простой средней, аналитического выравнивания, относительных чисел, скользящей средней и др.

Наиболее  легким из них является метод простой средней, который применяется для вычисления сезонных колебаний в тех случаях, когда внутригодовое изменение объема реализации услуг колеблется на протяжении года около определенного (постоянного) уровня.

     Изучение  сезонности позволяет влиять на неравномерность спроса в туризме. В настоящее время на туристском рынке экономически развитых стран прослеживается тенденция к снижению сезонной неравномерности в услугах туризма за счет опережающего развития предложения относительно спроса.

Например, во Франции и Италии развит морской туризм, а в Швейцарии и Австрии — горный. В ряде регионов отрицательное воздействие сезонности в туризме смягчается с помощью цен: устанавливается такой их уровень, который обеспечил бы хороший спрос и соответствующую рентабельность производства.

     Одновременно  с дифференциацией цен для  решения проблемы рентабельности применяются  и другие методы. Одним из них  является развитие несезонных форм отдыха и обслуживания. Это может быть организация хобби-туров в курортных гостиницах в осенний и весенний периоды; использование материальной базы для проведения фестивалей, съездов, конгрессов, симпозиумов; организация познавательных маршрутных туров по курортным местам с осмотром достопримечательностей и т. п. Все это позволяет загружать материальную базу вне сезона, активизировать деятельность агентско-операторских компаний и сглаживать экономические проблемы рентабельности в разные сезоны года.


Информация о работе Сезонность в туризме