Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика туристского предприятия".
В сфере туризма сущ. след. формы оплаты труда:
сдельная – з/п устанавливается по расценкам за единицу выполняемой работы, зависит от объема
повременная – з/п по установленной тарифной ставке за фактически отработанное время(час экскурсии).
Оплата труда работникам производится по след. ситемам: *прямая – по установленным расценкам, *премиальная – гарантированная плюс премия за заслуги ;*прогрессивная – при выработке сверх нормы ОТ осуществляется по повышенным расценкам.
В совр. условиях существуют и др. системы: контрактная, аккордная (за общий объем).
Сдельная и повременная формы всё чаще дополняются поощрительными системами: система нормирования труда на основе учёта операций, система интенсификации труда на основе увеличения норм обслуживания, различные системы премирования для увеличения объёмов продаж, использ-е гибкого графика рабочего времени, неполной рабочей недели, максимальной недельной нагрузки.
Вопрос 7. Формы и проблемы планирования и подбора кадров на предприятиях СКСиТ. Проблемы текучести кадров.
Кадры – основной состав работников предприятия (руководители, специалисты, служащие, рабочие). Основной принцип отбора персонала - нужный человек в нужное время на нужном месте. Реализация этого принципа требует системного подхода и первым шагом является планирование персонала. Необходимость в хорошо обученных работниках с опытом работы в тур индустрии и проблема большой текучести рабочей силы предопределяет актуальность эффективного планирования кадров.
Текучесть кадров, — это уход работников с предприятия, как по собственной инициативе, так и по инициативе администрации. Кроме того, происходит демографическое движение персонала, — это перемещение работников в связи с возрастными изменениями, по производственной необходимости и другое. Проблема текучести кадров существует на многих предприятиях. Причины тому самые разные: низкая заработная плата; отдаленность рабочего места от дома; неблагоустроенность рабочего места; неудобный график работы; непрестижность компании; низкий уровень организационной культуры фирмы; плохой моральный климат в коллективе (или наоборот — отсутствие коллектива, необходимость работать в одиночку); отсутствие перспективы роста и другие факторы. В настоящее время распространена ситуация, когда решающее значение имеет уровень зарплаты.
Процесс кадрового планирования состоит из 4 этапов: анализ действующего персонала, оценка ожидаемых изменений в предложении кадров в планируемый период времени. Прогноз спроса на кадры в планируемый период. Принятие мер для обеспечения доступности требуемых кадров в нужный момент.
На каждом предприятии есть план по кадрам. Он позволяет решить след. вопросы: определение количества и структуры персонала, определение динамики и потребности в персонале.
Руководство должно разработать программу для удовлетворения потребностей в кадрах. Она должна включать: график и мероприятия по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников. Необходимо проводить анализ работы, кот. явл. основой для большинства последующих мероприятий по планированию и набору персонала. На основе анализа создаётся должностная инструкция – перечень основных обязанностей, требующихся знаний и навыков, а также прав работников. Она имеет силу юридического документа. Следующим шагом явл. подбор кандидатур на выполнению конкретных производственных и управленческих функций.
Подбор работников на должности может осуществляться 2 способами:1.Продвижение лиц уже работающих на предприятии,2.Путём привлечения кандидатов со стороны – биржа тура, учебн. заведения, др. предприятия. Формы подбора: собеседование, тестирование, деловые игры.
План по труду начинается с определения численности и составления штатного расписания. Например, на предприятии питания общая численность работников и их состав определяется исходя из режима работы, товарооборота, организации снабжения полуфабрикатами, от типа предприятия и т.д.
В туризме применяют несколько методов определения численности:
1. Нормативный – в качестве ориентира служат разработанные нормы. Например, в питании – нормы обслуживания, которые зависят от типа и категории предприятия (ресторан высшей категории: на 1 официанта в смену 16 клиентов, при бригадной форме – на 15% больше).
2. С использованием коэффициента эластичности в зависимости от товарооборота:
Кэл. = Темп прироста числ-ти / Темп прироста товарооборота.
Тогда плановая численность = число работников * Кэл.
3. На базе индекса трудоемкости.
Трудоемкость = число занятых / объем производства.
Если в планируемом году трудоемкость снизится на 5%, т.е. индекс = 0,95, то плановая численность работников = число занятых * 0,95
В санаторно-курортн. сфере по сравнению с другими видами бизнеса сильнее распространена текучесть кадров. Этот процесс дорого обходится для компании и имеет воздействие на моральную атмосферу в организации, на мотивацию персонала, на удовлетворение потребностей клиентов.
Показателем стабильности кадров явл. коэффициент текучести.
Кт = численность уволенных / среднесписочный состав* 100% = 30/100*100% = 30%.
Вопрос 8. Экономическая сущность основных фондов предприятий в туризме, показатели оценки их состояния и механизм воспроизводства.
Любое предприятие действует по опред. принципу. Любая коммерческая деятельность начинается с денег (инвестиции), чтобы построить предприятие.
Деньги – Товар (средства производства (ОПФ и Об.ср-ва)+раб.сила) – Производство – Товар* - Деньги*
Средства производства принимают форму основных фондов: здания, сооружения, оборудование, инвентарь. Т.е. ОФ – это материально-вещественные ценности долгосрочного использования, которые не меняют своей физ. формы и по мере износа переносят свою стоимость на создаваемые услуги процедурой А*. Оборотные производственные фонды – то, из чего производим.
Чтобы получить прибыль Д* д.б. больше Д.
В зависимости от характера участия в производственном процессе можно выделить: 1)производственные ОФ, кот. неоднократно участвуют в производственном процессе и переносят свою стоимость по частям, 2)непроизводственные ОФ – не участвуют в производственном процессе и предназначаются для непроизводственного потребления и использования, и переносят свою стоимость по частям.
В зависимости от функционального назначения ОПФ делятся: здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование, транспортные средства, инструменты, производственный инвентарь, хозяйственный инвентарь и пр. По принадлежности: собственные, арендованные, предоставленные в аренду. ОПФ в туризме используются в процессе производства: общепит – плита…
На предприятиях оценка ОПФ ведется в натуральной (количество единиц) и денежной формах(стоимость).
Виды денежной оценки:
- балансовая: цена, по которой были куплены
- восстановительная: переоценка с учетом инфляции
- остаточная: балансовая минус износ
- ликвидационная: теоретически равна 0, но в реальной жизни предприятия продают изношенный станок или мебель…
ОПФ в процессе эксплуатации подвержены износу:
1. Физический – потеря потребительной стоимости (полезности), зависит от времени использования, интенсивности, квалификации персонала. М.б. полный и частичный физ. износ.
2. Моральный – несоответствие ОПФ современным требованиям (появление новых более производительных образцов).
3. Экономический – потеря стоимости.
Возмещение экономического износа обеспечивает процедура амортизации. А – денежное возмещение износа ОПФ путем включения части их стоимости в затраты (с/с) товаров или услуг. А нужна для замены ОПФ при их выбытии. Для расчеты величины А отчислений используют показатель нормы А. Норма А = 100%/СПИ, СПИ – срок полезного использования. А отчисления за год = Норма А * стоимость оборудования.
Показатели использования ОФ. Конечная эффективность использования ОФ характеризуется следующими показателями: 1)Фондоемкость - это доля стоимости ОФ, приходящихся на 1 руб. выручки. 2)Фондоотдача показывает сумму выручки, приходящуюся на 1 руб. стоимости ОФ. 3)рентабельность - показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование всех ресурсов. Пр. стоимость = 5000р, А отчисления при Норме А = 20%, будут = 1000р. в год. Т.о. оборудование окупится через 5 лет.
Вопрос 9. Сущность, состав и структура оборотных средств предприятий в туризме, показатели эффективно управления оборотными средствами.
Оборотные средства(ОС) – совокупность денежных средств для создания оборотных фондов и фондов обращения.
Оборотные фонды – предметы труда, вещественные элементы которых расходуются в каждом хоз. цикле, а их стоимость переносится на производимые товары или услуги сразу и целиком. При этом они теряют свою натуральную форму и потребительную стоимость.
Об.фонды: мат. запасы (сырье, материалы, топливо, зап. части), находящиеся в производстве: полуфабрикаты, незавершенка, расходы будущих периодов.
Фонды обращения: нереализованная продукция (готовая продукция-на_складе отгруженная, но не оплаченная, товары для перепродажи), 2)денежные средства (касса, расчетный счет, валютный счет, цен. бум., расчеты с другими организациями).
Источники формирования ОС: 1)выпуск ценных бумаг, 2)имеющиеся денежные средства, 3)банковские кредиты, 4)инновационные средства, 5)прибыль, 6)фонды развития производства, 7)госбюджет, 8)устойчивые пассивы.
Структура ОС по степени управляемости: 1) Нормируемые, 2) ненормируемые (продукция-отправленная, но не оплаченная, все виды денежных средств и расчетов). По форме собственности: 1)заемные, 2)собственные. По способу отражения в балансе: 1) материальные ОС, 2) дебиторская задолженность, денежные средства. По степени ликвидности: 1)наиболее ликвидные(двнежные ср-ва, краткосрочные фин. вложения), 2)быстро реализуемые активы (товары отгруженные; дебиторская задолженность), 3)медленно реализуемые активы (запасы).
Эффективное использование оборотных средств высвобождает материальные и денежные ресурсы, которые являются дополнительным внутренним источником дальних инвестиций, и способствует повышению финансовой устойчивости предприятия и его платежеспособности. Поэтому ОС надо управлять: определять оптимальную структуру, источники (собственные, заемные, привлеченные), нормы запаса, сохранность и т.д..
Эффективность использования ОС определяется следующими показателями:
1)оборачиваемость ОС - длительность одного полного кругооборота средств – от момента превращения ОС в денежной форме в производственные запасы до выхода готовой продукции,
- длительность одного оборота (в днях),
- коэф-т оборачиваемости - количество оборотов за год
2)материалоемкость – стоимость продукции на рубль ОС.
3)материалоотдача - стоимость ОС, приходящаяся на рубль реализованной продукции.
Вопрос 10. Экономическая природа и источники образования прибыли, ее распределение и использование. Рентабельность предприятий в туризме.
Целью деятельности предприятия явл. прибыль. Прибыль – экономическая разница между выручкой и издержками производства. Выручка – доход от реализации собственного производства. Прибыль выполняет 3 функции:
1. эффективности – показатель эффективности хозяйства, рентабельность
2. стимулирования – за счет прибыли создаются резервные фонды, фонд накопления и фонд потребления
3. источник формирования бюджетов различных уровней.
Рассчитывают общий объем прибыли и за единицу продукции или услуг.
Валовая Пр = Выручка (валовый доход) – Валовые издержки.
Пр на единицу = Цена – с/с.
Виды прибыли: валовая (балансовая), налогооблагаемая, недополученная, чистая ( валовая за вычетом налогов, % по кредиту, ненормативных затрат).
Распределение прибыли: налоги в гос. бюджет, отчисления на благотворительность, прибыль, оставшаяся на предприятии.
Использование прибыли: формирование и пополнение резервного капитала, фонд оплаты дивидендов, фонды спец. назначения:
- фонд накопления – на развитие и модернизацию производства
- фонд потребления – расходы на соц. нужды, премии.
Рентабельность – относительный показатель доходности предприятия. Позволяет улавливать динамику и тенденции развития. Рентабельность исчисляется отношением прибыли к неким величинам, доходность которых мы хотим выразить.
Ркапитала = чист.Пр / чист.активы*100%
Реализации= Пр / выручка от реализации*100%
Риздержек = Пр / издержки*100%
Рфот = Пр/ ФОТ*100%.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Экономика туристского предприятия"