Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 10:34, реферат
Современное состояние нашего общества требует гуманизации всех сторон его жизни. В связи с этим особое место должно быть уделено инвалидам, имеющим недостатки в умственном и физическом развитии.
Инвалидность сопряжена не только с потерей трудоспособности, но и с ограничением двигательной деятельности, поэтому данная категория людей находится в вынужденных условиях дефицита двигательной активности. В силу этого инвалиды в значительной степени подвержены негативному воздействию факторов гиподинамии и гипокинезии.
Современные аспекты развития инвалидного спорта.
Кузьмина И.М., врач национальной Паралимпийской сборной РБ;
Загородный Г.М., к.м.н., заведующий кафедрой спортивной медицины и ЛФК.
Современное состояние нашего общества требует гуманизации всех сторон его жизни. В связи с этим особое место должно быть уделено инвалидам, имеющим недостатки в умственном и физическом развитии.
Инвалидность сопряжена не только с потерей трудоспособности, но и с ограничением двигательной деятельности, поэтому данная категория людей находится в вынужденных условиях дефицита двигательной активности. В силу этого инвалиды в значительной степени подвержены негативному воздействию факторов гиподинамии и гипокинезии.
Физическая культура имеет большие возможности для коррекции и совершенствования моторики инвалида. Многообразие физических упражнений и вариативность их выполнения позволяют отбирать целесообразные сочетания для каждого отдельного случая, что обусловливает преимущество средств физического воспитания перед трудотерапией.
Физическое воспитание способствует сглаживанию и преодолению множества отклонений, поскольку именно движение осуществляет ту непосредственную связь человека с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психических процессов и организма в целом.
"Неэкономичность" функционирования различных систем приводит в конечном счете к истощению компенсаторных возможностей организма, снижению его функциональных резервов. Кумулятивное воздействие гипокинезии и гиподинамии как факторов, способствующих расстройству жизнедеятельности организма, является причиной гиподинамической болезни. Исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, свидетельствуют о том, что гиподинамия является причиной как снижения функциональных возможностей и сокращения сроков профессиональной пригодности, так и сокращения продолжительности жизни. Очевидная целесообразность и необходимость профилактики негативного влияния этих факторов у инвалидов подчеркивает особую актуальность проблемы разработки и внедрения специальных комплексов адекватных средств, форм и методов адаптивной физической культуры. Специфика данной проблемы связана в основном с ограничением возможностей реализации широкого спектра средств физической культуры и спорта инвалидов.
В нашей стране ежегодно около 25 000 человек становятся инвалидами в трудоспособном возрасте, и ещё более 4 000 становятся инвалидами в возрасте до 18 лет. Общее число людей, имеющих различные степени ограничения трудоспособности увеличивается почти на 30 000 чел. в год. К сожалению, часть из них находится в самом начале своей жизни или в её расцвете. Поэтому привлечение инвалидов к занятиям спортом и физической культурой рассматривается как один из факторов «социализации» лиц с ограниченными возможностями.
Физическая культура представляет собой единство реальной (практической) и идеальной (психической) деятельности. Адаптивная физическая культура - это сложное и многофункциональное явление. Оно состоит из органически взаимосвязанных частей, каждая из которых имеет свою цель, задачи, функции. К таким частям относятся адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт, адаптивная рекреация. Адаптивное физическое воспитание и спорт занимают сегодня одно из ведущих мест в системе комплексной реабилитации инвалидов, обеспечивая условия для всестороннего развития личности наиболее социально не защищенной категории граждан.
Физическое воспитание в целом отражает необходимость в планомерной, систематической и целенаправленной физической подготовке обществом подрастающего поколения к практической жизнедеятельности. Адаптивное физическое воспитание - необходимая предпосылка для занятий массовым спортом и непременное условие формирования физической культуры личности, которая включает в себя ценностную ориентацию, организованность, целенаправленность в деятельности инвалида.
Другим составляющим адаптивной физической культуры является адаптивный спорт. Если физическое воспитание создает начальную базу для разностороннего развития физических способностей и двигательных навыков, предпосылки для формирования двигательной базы, то адаптивный спорт способствует полному раскрытию этих возможностей и позволяет испытывать чувство радости, полноты жизни и владения своим телом, преодоления определенных трудностей.
Адаптивный спорт содействует интеграции инвалидов в общественную жизнь. Он позволяет расширить социальные контакты. В спорте человек с ограниченными возможностями получает возможность самореализации и самосовершенствования. Кроме этих психологических элементов участие в спортивном движении способствует активизации всех систем организма, моторной коррекции и формированию ряда необходимых двигательных компенсаций. И это, в свою очередь, существенный фактор физической и социальной реабилитации инвалида.
Участие в спортивных соревнованиях, спортивные тренировки предъявляют повышенные требования к организму человека, функционированию всех его систем. Именно поэтому спортивное движение инвалидов и по сей день - предмет дискуссий ученых и специалистов по физической культуре и спорту.
Спортивное движение инвалидов представлено паралимпийским движением и программой ''Спешиал олимпикс".
В паралимпийском движении участвуют спортсмены-инвалиды с поражениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями слуха и зрения. Паралимпийская программа требует от спортсмена регулярной системы тренировки, участия во всех крупных международных соревнованиях, а главное - уровня спортивного мастерства не ниже КМС. По сути дела, паралимпийские игры представляют собой олимпийские игры, но только для инвалидов, т.е. требуют использования всех резервных возможностей организма в период как соревнований, так и тренировок.
Первые попытки приобщения инвалидов к спорту были предприняты в XIX ст., когда, в 1888 г., в Берлине формировался первый спортивный клуб для глухих. Впервые “Олимпийские игры для глухих” проведены в Париже 10-17 августа 1924 г. Программа Игр включала соревнования по легкой атлетике, велоспорту, футболу, стрельбе и плаванию.
Инвалиды с
повреждениями опорно-
В 1989 г. состоялись первые международные спортивные соревнования людей с пересаженным сердцем, а в 1990 г. в Каракасе (Венесуэла) спортсмены с чужим сердцем преодолели марафонскую дистанцию.
Всемирные Игры инвалидов, фактически I Паралимпийские игры. Однако, понятие “паралимпийский спорт” вошло в спортивную практику только с 1964 г. В термине “Паралимпиада” используется латинское значение префикса “раrа” – “присоединившийся”. Таким образом, термин “паралимпийские” означает, что Игры инвалидов присоединяются к Олимпийским, организуются и проводятся вместе с ними.
Первые зимние Паралимпийские игры состоялись в 1976 г. в Орнсколддсвике (Швеция). Соревнования для спортсменов с ампутированными конечностями и нарушением зрения были организованы на треке и в поле..
Спортсмены-инвалиды с нарушениями интеллекта стали принимать участие в Паралимпийских играх не так давно. Для инвалидов с умственной отсталостью главным спортивным мероприятием являются игры " Спешиал олимпикс". Эта программа представляет собой особый вид спортивного движения, в котором победителем становится каждый участник. Программа не предполагает высокого уровня спортивного мастерства, не требует от участника выполнения разрядных нормативов. Применяемый в ней принцип деления на дивизионы позволяет наградить медалью или лентой каждого участника. Помимо соревновательных программ, требующих определенного уровня психической и тактической подготовленности, существует также раздел "Моторная активность", позволяющий участвовать в соревнованиях и занятиях инвалидам с тяжелыми степенями поражения ЦНС и опорно-двигательного аппарата.
Спортсмен-инвалид в течение года может участвовать в целом ряде соревнований различного уровня. Их количество и определяет динамику тренировочного процесса; однако, вопрос применения существующих тренажеров на занятиях инвалидов сегодня изучен недостаточно.
Организация соревнований для инвалидов отличается от организации соревнований для здоровых необходимостью предварительного отбора и классификации спортсменов по их функциональным возможностям для формирования групп. С этой целью используется специально разработанная спортивно-медицинская классификация. Разделение участников на функциональные классы с учетом степени поражения позволяет создавать всем спортсменам равные возможности для победы в своей категории, а также обеспечивает определенный уровень безопасности спортсменов-инвалидов.
Сегодня число спортсменов-инвалидов в Беларуси, регулярно участвующих в международных соревнованиях, составляет около 200 человек. В составе команды по инваспорту находится 85 человек.
В настоящее время физкультурно-спортивная работа в Беларуси ведется с четырьмя группами инвалидов: с дефектами органов зрения, слуха, поражениями опорно-двигательного аппарата, с нарушениями интеллекта. Это объясняется существованием организаций, объединяющих перечисленные группы.
На наш взгляд, основные проблемы в паралимпийском движении в нашей стране являются:
Перспективным направлением развития паралимпийского движения является объединение специалистов СНГ для формирования единых организационно-методических подходов, взаимовыгодного обмена опытом и сотрудничества на международном уровне.
Развитие спортивных клубов для лиц с ограниченными возможностями и увеличение их численности позволит решить задачу повышения массовости физкультурно-спортивного движения и создания условий социальной реабилитации инвалидов различных категорий.
Информация о работе Современные аспекты развития инвалидного спорта