2.3 Современное состояние и проблемы спортивного
туризма в России
Современный этап развития
туризма в нашей стране начался
с распада и преобразования государственных
структур России. В этот период завершилась
реорганизация и акционирование советских
органов управления туризмом: Госкомтуриста
СССР, Центрального совета по туризму
при ВЦСПС и БММТ «Спутник» при ЦК ВЛКСМ.
С 1992 года начат процесс формирования
Федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего государственное регулирование
в сфере туризма. Следует отметить, что
в период с 1992 г. по настоящее время происходила
и происходит неоднократная реорганизация
государственной системы управления туризмом.
Таким образом, с января 1992 года профсоюзный
туризм перестал существовать, как и Советы
по туризму и экскурсиям. Это поставило
самодеятельный массовый туризм на грань
исчезновения [8].
Начиная с 1990
года, практически ликвидирована
система централизованного финансирования
самодеятельного туризма, его подчиненности
и финансовой зависимости от центральных
органов. Прекратилось финансирование
туристских спортивных общественных организаций,
туристских клубов, союзов, федераций
и т.п. Стала развиваться система самофинансирования
за счет разнообразной коммерческой деятельности.
В этот период особенно остро встала проблема
сохранения единого туристского пространства
для развития самодеятельного туризма
в нашей стране [7].
С 1993 года самодеятельный
спортивный туризм «перешел» в систему
Госкомспорта России. С мая 2000 года руководство спортивным туризмом
в стране было передано Государственному
комитету Российской Федерации по физической
культуре, спорту и туризму; остальные
виды туристской деятельности – Министерству
экономического развития и торговли. В
настоящее время в соответствии с Указом
Президента РФ от 18 ноября 2004 года № 1453 «О Федеральном
агентстве по туризму и Федеральном агентстве
по физической культуре и спорту» государственное
регулирование самодеятельным спортивным
туризмом в России осуществляется Федеральным
агентством по физической культуре и спорту,
которое непосредственно подчинено Правительству
РФ.
Усилиями туристского актива страны
при поддержке Государственного
комитета Российской Федерации по физической
культуре, спорту и туризму удалось
стабилизировать деятельность самодеятельного
спортивного туризма. Был выполнен значительный
объём работ по корректировке старых и
разработке новых нормативно-правовых
документов по спортивно-оздоровительному
туризму с учётом социальных и экономических
изменений в стране [9].
В конце ХХ века в спортивном туризме
появились новые виды туризма, в спортивную
классификацию был включен парусный туризм,
а начиная с 2001 года, – конный туризм и
туризм для людей с ограниченными жизненными
возможностями; спортивные разряды и звания
стали присваивать в двух видах туристских
соревнований – по спортивным походам
и туристскому многоборью [3].
По предложению Туристско-спортивного союза России (ТССР) с 1996
года для спортивного туризма вводятся
звания, общепринятые в спорте: Мастер
спорта международного класса (МСМК) и
Заслуженный мастер спорта России (ЗМК),
а на уровне Федерации спортивного туризма
России вводятся высшие звания для путешественников –
«Заслуженный путешественник России»
и «Выдающийся путешественник России».
Взамен ранее существовавшего знака «Турист
СССР» ТССР утверждает значок «Турист
России».
В настоящее время
формируется государственно-общественная
система управления самодеятельным спортивным
туризмом, ведущая роль в которой будет
принадлежать Туристско-спортивному союзу
России и Федеральному агентству по физической
культуре и спорту Российской Федерации. Предполагается, что развитие самодеятельного
спортивно-оздоровительного туризма в
России будет строиться на общественно-государственной
основе с правовой формой объединений
как общественных организаций, реализующих
на договорной основе с государственными
и муниципальными учреждениями программы
развития самодеятельного спортивно-оздоровительного
туризма на федеральном и территориальном
уровнях [8].
В туристском
спортивном движении заметно возросла
коммерческая составляющая. Она состоит
в том, что достаточно большое
количество предпринимателей из сферы
туристского бизнеса, информационно-рекламной
области, а также государственно-управленческих
и образовательных структур пытаются
найти себя в секторе спортивного туризма,
считая, что в перспективе он может принести
значительные финансовые и иные дивиденды.
Наибольший интерес связан с организацией
бизнеса в сфере экстремального, а попросту
сказать спортивного туризма на маршрутах
3 и 4 категории сложности, включая и подготовку
кадров для проведения соответствующих
туров. Эта тенденция понятна и она естественным
образом отражает состояние развития
всей страны на современном этапе.
Но построить
систему, которая бы учитывала 50 летний
опыт развития спортивного туризма,
взяла бы все лучшее и одновременно
освободилась бы от ненужных ограничений
непросто. Поэтому на лицо примитивная, глобальная
приватизация интеллектуального потенциала
спортивного туризма, полное пренебрежение
проблемами безопасности во имя главной
цели - максимально быстро снять первые
сливки, народить под себя комиссии и структуры,
заявить о себе, приватизировать раскрученные
соревнования, перетащить к себе слабых
по духу специалистов спортивного туризма
средней руки. Любые попытки со стороны
Федерации продуманного и взвешенного
построения системы с учетом всех ее особенностей
и поиска ниши для любого активно мыслящего
человека, фирмы, организации и т.п. приводят
с противоположной стороны к закулисной
борьбе, упрекам в консерватизме, затяжке
по времени выхода давно назревших гостов,
законов и инструкций.
Другой тенденцией
развития спортивного туризма является заметная демократизация
отношений между человеком, государством
и природой, исчезновение одних и появление
других запретов и ограничений. И как следствие
всего этого, заметное снижение управляемости
в движении. Некоторые могут сказать -
ну и хорошо, ведь в основе спортивного
туризма на 80% заложены самодеятельные
основы. Все так, но эти люди забывают,
что существуют разнообразные проблемы,
связанные с безопасностью проведения
мероприятий по спортивному туризму. Ведь
с каждым годом спортивному туризму покоряются
все более сложные и опасные препятствия,
расширяется перечень средств передвижения
в природной среде. Внедряемая союзом
туристов России большая классификационная
свобода приводит к появлению и развитию
новых подвидов туризма, как внутри уже
существующих, так и вне их. Причем, интерес,
например, средств массовой информации
к некоторым из них, представляющим по
существу экстрим-шоу, совершенно не адекватен
количеству занимающихся. В тоже время
массовые виды спортивного туризма и их
достижения так и не могут выйти на телеэкран
[9].
Также стоит
отметить проблему выхолащивания основной
сути спортивного туризма - природной
среды его обитания. Появляются все чаще
мероприятия, которые уже трудно назвать
туристскими, например, недавнее проведение
чемпионата Москвы по горному туризму
в спортзале. Хотелось бы подчеркнуть,
что это ни в коей мере не исключает проведение
подобных соревнований, как тренировочных
и базы для роста массовости в спортивном
туризме. Необходимо также добавить, что
на искусственных дистанциях используются
приемы и навыки уже не свойственные тем,
которые применяются в природной среде
на реальном маршруте. Эта тенденция со
временем видимо приведет, как это уже
было со спортивным ориентированием, к
появлению иного вида спорта, использующего
отдельные элементы туризма, а по сути
представляющего набор дистанций с иными
принципами соревновательности, в основу
которых уже сейчас закладываются в первую
очередь скоростные параметры, наглядность,
элементы шоу [7].
Ещё одна тенденция развития спортивного
туризма состоит в том, что несколько замедлился
рост сложности походов, а также появилась
потребность в поиске более сложных маршрутов
в уже давно известных и доступных районах
страны, таких, как Карелия, Урал и т.п.
Для водного туризма, это прохождение
связки разнесенных по месту препятствии
в период, например, высокой воды. Такая
тенденция, видимо, связана с экономическими
сложностями, стоящими перед организаторами
походов в новые районы, и необходимостью
в спонсорских вливаниях [8].
Следующий особенностью развития спортивного
туризма является то, что он, как и вся
страна входит в полосу большего государственного
регулирования всех процессов, и как следствие
этого, возникает большее внимание со
стороны государства за его развитием.
Эта особенность заметно выражена в той
политике, которую проводит Госкомспорт
России и его территориальные структуры.
Более того, спортивный туризм стал некой
зоной борьбы заинтересованных в его развитии
министерств и ведомств курирующих вопросы
спорта, турбизнеса и образования. Причина
этого заложена в самом спортивном туризме,
являющимся комплексной массовой спортивно-оздоровительной
технологией с одной стороны, и представляющего
с другой стороны фундаментальную базу
для развития коммерческого экстремального
туризма, и связанную с ним систему подготовки
кадров широкого профиля: для национальных
парков, зон рекреации, Министерства Чрезвычайных
Ситуаций, системы туристских и молодежных
клубов, управленческого сектора, и традиционного
направления - организации и проведения
спортивных походов, путешествий и туров.
Общее состояние,
принципы, перспективы развития спортивного
туризма изложены в базовом документе
- проекте «Концепции развития спортивного
туризма в Российской Федерации».
Документ дважды обсуждался на расширенных
заседаниях совета ТССР в декабре 2000 г. и апреле 2001 года и получил
положительное заключение. Далее над ним
работала межведомственная комиссия,
созданная в рамках Совета по спортивно-оздоровительному
туризму при Госкомспорте России. В дальнейшем
проект был разослан во все субъекты РФ.
Были получены 26 положительных отзывов
и ряд замечаний-дополнений. Все замечания,
которые были высказаны на концептуальном
уровне, были внесены в проект. В декабре
2001 г. проект концепции и план ее реализации
вынесены на коллегию Госкомспорта России
[13].
Основополагающим моментом Концепции
является то, что в основу программ управленческого,
соревновательного, кадрового, материального,
информационного и правового характера
положен принцип смешанного соучредительства
и тесного взаимодействия трех дополняющих
друг друга основ общественного, государственного
и предпринимательского характера.
В разрядных
требованиях на 2001-2004 годы зафиксирован
ряд новых положений. К ним
можно отнести следующее: присвоение
высоких разрядов (начиная с Кандидата
в Мастера Спорта) и званий будет происходить
только через участие туристов в чемпионатах
всех уровней, при этом созданы необходимые
условия для получения звания Мастера
спорта и участникам спортивного похода.
Кроме того, более четко, вне зависимости
от пола туриста, определен принцип соотношения
категории сложности похода полученному
званию, например, для похода 5 категории
сложности - это уровень звания Мастер
спорта, а для похода 6 категории сложности
- это уровень Мастера спорта международного
класса. Также необходимо отметить, что
в спортивном туризме классификационно
оформился конный туризм и туризм для
людей с ограниченными жизненными возможностями.
Последнее очень важно с точки зрения
развития социальной базы спортивного
туризма и как отражение того факта, что
в современном обществе появилось большое
число людей, в том числе детей и молодёжи,
страдающих всевозможными отклонениями
в здоровье и востребующих спортивный
туризм, как дешёвую форму отдыха, спорта
и ёмкую нишу духовных интересов [11].
Бурное развитие
отдельных подвидов спортивного туризма,
базирующихся на технических средствах
передвижения, используемых в традиционных
видах туризма, например, рафтинг или организация
соревнований на отдельных локальных
препятствиях - каньёнинг и т.п., побудило
Федерацию спортивного туризма начать
разработку классификационной ниши, которая
на сегодня пока названа в Единой спортивной
классификации туристских маршрутов,
как комбинированный спортивный туризм
(Приложение B).
Отпадают
многие ведомственно - видовые ограничения и амбиции,
уходят проблемы коротких рек, связок
препятствий и районов и другие. Должны
лишь оставаться требования к опыту группы
при выходе на то или иное препятствие
(для протяженных препятствий и факторов
такие требования должны быть еще разработаны
и быть менее жесткими, чем для локальных,
технически-трудных препятствий), а также
Маршрутно-квалификационной комиссии
необходимо будет более внимательно отнестись
при выпуске группы на маршрут и к логичности
его построения. В результате такого подхода
появится целый класс более четко прописанных
укороченных, тренировочных, адаптированных
к ограниченному отпускному времени маршрутов
с «элементами» более высокой категории
трудности препятствий из разных видов
туризма. Но главное то, что при таком подходе
внимание туриста и Маршрутно-квалификационной
комиссии будет сконцентрировано на препятствии,
его классификации, тактике и технике
его преодолении. И как итог всего этого
эффективней будет решена проблема безопасности
маршрута в целом [4].
Другим интересным
следствием такого подхода является, то, что
естественным образом начинают вписываться
соревнования по туристскому многоборью
на одном или группе локальных (протяженных)
препятствий - например, тот же «каньёнинг».
Все это идет в ногу с современным многовариантным
развитием видов туризма и средств передвижения
человека в природной среде обитания [10].
В «Правилах
проведения спортивных походов» помимо
путешествий впервые включены спортивные
туры, со всеми вытекающими требованиями
к безопасности их проведения, а
также возможным их участием в соревнованиях
наряду со спортивным походом.
Этот первый
шаг регулирования коммерческой
составляющей спортивного туризма
в последующем должен быть закреплен
и развит в межведомственной инструкции
по безопасности в сфере туристской
деятельности, а также использован при
создании нормативной базы в сфере сертификации
маршрутов, кадров и туристического снаряжения,
используемых на категорированных маршрутах.
При этом роль Маршрутно-квалификационной
комиссии Федераций туризма должна возрасти
и они, по сути, должны будут выполнять
задачу, как минимум, общественных экспертных
комиссий при сертификационных центрах.
Ведь до настоящего времени Маршрутно-квалификационная
комиссия продолжает оставаться единственной
в стране структурой обладающей бесценным
50 летним практическим опытом работы в
сфере туризма, связанной с риском для
жизни человека.