Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2011 в 15:28, курсовая работа
Целью работы является выявить соотношение уровня интереса граждан РФ к туризму в зарубежных странах и уровень интереса туристов из этих стран к посещению России в 2009 году.
Для достижения цели выполняются следующие задачи:
1 Определить основные понятия, связанные с туризмом и туристской деятельностью
2 Проследить развитие туризма и туристской отрасли в России
3 Сравнить показатели въездного и выездного туризма в РФ в 2009 г
Введение 3
1 Основные понятия в туризме 4
2 Туризм в России 9
3 Сравнение показателей въездного и выездного туризма в РФ 12
Заключение 20
Список источников 22
Кроме природных и историко-культурных предпосылок развитию въездного туризма способствуют некоторые социальные факторы. Это высокая покупная способность иностранных валют, обеспечение свободы перемещения на большей части территории страны, включая такие перспективные в туристском отношении районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, а также Нижний Новгород и Самару, города, закрытые ранее для иностранных туристов.
Въездной и внутренний туризм в России представлен большим разнообразием его видов. Наиболее активно развиваются экологический, спортивный, экстремальный, горнолыжный, познавательный, деловой, лечебно-оздоровительный, круизный, рыболовный и охотничий, событийный и гастрономический виды туризма. Популярен также индивидуальный и детско-молодежный отдых [Основные виды туризма в России, 2009: эл. рес.].
Кроме природного и культурно-исторического потенциала территорий Российской Федерации для привлечения туристов и развития туристской области могут использоваться различные мероприятия, в большом количестве проходящие в нашей стране. Например, проходящий в Костромской области Ювелирный фестиваль «Золотое кольцо России», проходящая в Краснодарском крае Геленджикская регата, проходящий в Республике Мари Эл Международный фестиваль театров финно-угорских народов «Майатул» и др [Официальный сайт Федерального агентства по туризму, 2010: эл. рес.].
В
России первые туристские организаций
появились в 1885—90 в Петербурге, Тифлисе,
Одессе. В 1901 создано Российское общество
туристов (РОТ), которое организовывало
поездки по стране и за границу (к 1914 —
около 5 тыс. членов, главным образом представителей
имущих классов) [Абухов А. Х., 1976: эл. рес.].
Туризм является одним из лучших видов отдыха. У жителей Российской Федерации появляется все больше возможностей заниматься международным туризмом благодаря тому, что наша страна активно участвует в международных отношениях, улучшается экономика, совершенствуются технические средства, обеспечивающие транспорт и тд. С другой стороны, Россия богата разнообразными туристскими объектами, способными привлекать туристов со всего мира. По этой же причине Россия имеет потенциал для удовлетворения потребностей в туризме и отдыхе своих граждан, что при этом может являться экономически выгодным как для самих туристов, так и для государства.
Для
того, чтобы изучить тенденции, имеющие
место в этой сфере, проведем анализ таблицы,
дающей информацию относительно въездного
и выездного туризма в РФ в 2009 г (по данным
Официального сайта Федерального агентства
по туризма Минспорттуризма РФ).
Сравнительная таблица показателей въездного и выездного туризма в РФ в 2009 г. | ||
Страна |
Выезд из РФ |
Въезд в РФ |
Австралия | 1 | 22429 |
Австрия | 96589 | 38381 |
Болгария | 207381 | 6882 |
Великобритания | 96373 | 150910 |
Венгрия | 27027 | 6585 |
Германия | 363334 | 333892 |
Греция | 282271 | 23380 |
Египет | 1615398 | 9 983 |
Израиль | 134684 | 46 451 |
Испания | 296278 | 95070 |
Италия | 336111 | 113495 |
Канада | 3819 | 43642 |
Кипр | 155136 | 3202 |
Китай | 999202 | 115810 |
Корея, Республика | 58704 | 35200 |
Куба | 21675 | 966 |
Малайзия | 184 | 2422 |
Мальта | 12444 | 923 |
Нидерланды | 56013 | 31851 |
Норвегия | 14015 | 27856 |
ОАЭ | 214343 | 307 |
Польша | 37984 | 26358 |
Румыния | 2281 | 3932 |
Словакия | 2639 | 2727 |
США | 72419 | 183293 |
Таиланд | 233113 | 7447 |
Тунис | 123157 | 387 |
Турция | 1969949 | 43756 |
Филиппины | 304 | 1469 |
Финляндия | 556311 | 149884 |
Франция | 200087 | 94176 |
Хорватия | 75412 | 3462 |
Чехия | 213916 | 10872 |
Швейцария | 106350 | 26247 |
Швеция | 19524 | 28315 |
Япония | 23894 | 39269 |
На основании данных, приведенных в таблице, можно сделать несколько выводов. Прежде всего, о странах-лидерах по количеству посещений гражданами РФ в 2009 г.
Данные относительно наиболее и наименее популярных маршрутов среди граждан РФ наглядно отображает диаграмма «Выездной туризм в РФ в 2009 г». Больше всего выездов совершалось в Турцию и Египет. Объясняется это предпочтением пляжного отдыха в относительно близких странах, где предлагается высокий уровень сервиса по умеренным ценам. Китай является третьей по популярности страной, в основном, благодаря развитию шоп-туризма. Также довольно высокой популярностью пользуются такие страны, как Финляндия, Германия, Испания, далее идут другие Европейские страны. Снижение интереса к этим государствам объясняются достаточно высокими ценами и затруднениями при получении визы. Низкая популярность маршрутов в экзотические страны объясняется дороговизной перелета, а в США, Канаду также сложностями с получением визы.
Уровень интереса, проявляемого иностранными гражданами к России, отражается в диаграмме «Въездной туризм в РФ в 2009 г».
В Россию больше всего гостей приезжает из стран Европы, из США и Китая. В первом случае это объясняется близостью и относительной доступностью всемирно известных российских брендов, таких, как Красная площадь и Кремль, Дворцовая набережная, Петергоф. Для жителей США, охотно путешествующих по всему миру, с экономической точки зрения несложно совершить перелет в Россию и обратно, кроме того, столь богатая историческим и культурным наследием страна не может не привлекать их. То, что Россия и Китай являются странами-соседями, является определяющим фактором для высокой популярности туристских поездок в РФ. Кроме того, на всей протяженности Российско-Китайской границы на протяжении многих лет ведется активный культурный обмен, что делает путешествия более легкими в психологическом плане.
Наименьший интерес к России проявляют туристы из стран Восточной Европы и дальних стран, таких как Филиппины, Малайзия, Куба. Эта тенденция объясняется величиной расстояния, разделяющего эти страны и РФ, в результате чего немногие туристы могут его себе позволить.
Соотношение
показателей въездного и
Диаграмма иллюстрирует большую разницу между тем, насколько популярны различные страны среди российских туристов и то, насколько популярна Россия среди туристов этих стран. Для большинства стран выезд российских туристов значительно превышает въезд граждан этих стран в Россию. Самая значительная разница наблюдается при сравнении стран, пользующихся наибольшей популярностью у русских: Турция, Египет, Китай. Для остальных стран с подобным перевесом выезд превышает въезд в два раза и более (за исключением Германии, для которой показатели въезда и выезда приблизительно одинаковы).
Для некоторых стран характерна обратная ситуация: въезд превышает выезд. Это прежде всего касается США, Канады и Великобритании, а также Австралии, Японии, Швеции. Объясняется это экономическим и политико-правовым факторами. Во-первых, большее количество жителей названных стран может позволить себе путешествие в Россию – по сравнению с гражданами РФ, выезжающими в эти страны. Во-вторых, визовый режим в России значительно проще, чем в перечисленных государствах, что также влияет на выбор, который совершают туристы.
На основании анализа данных, приведенных в таблице, можно сделать вывод о том, что Россия, обладая значительным туристским потенциалом с точки зрения природных, культурный и исторических ресурсов, не реализует его в полной мере. Это проявляется, в первую очередь, в следующей тенденции: низкий интерес к России иностранных туристов при высоком интересе граждан РФ к туризму за рубежом и значительно меньшем спросе на туризм внутри своей страны.
Это приводит к двум последствиям, которые негативно сказываются, в первую очередь, на экономике РФ. Во-первых, вследствие низкого притока иностранных туристов этот источник прибыли используется лишь в незначительной степени. Следует отметить, что въездной туризм в некоторых странах является основной статьей доходов государства. Это красноречиво говорит о важности въездного туризма как экономического фактора. Во-вторых, большое количество выездов туристов за границу обуславливает вывоз капитала из страны, что негативно отражается на экономическом развитии страны в целом.
В последние годы правительством РФ ведется все более и более активная политика в области развития туризма на территории страны. Опыт зарубежных стран красноречиво свидетельствует в пользу того, что игнорировать эту важную и прибыльную отрасль экономики нельзя. Поэтому и в России начали проводить программы в поддержку туризма.
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туризм отнесен к числу приоритетных отраслей экономики. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденная приказом Федерального агентства по туризму от 6 мая 2008 года № 51, является логическим продолжением Концепции развития туризма в Российской Федерации до 2005 года, которая заложила основы обеспечения в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристской индустрии. В свою очередь, Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года учитывает современные мировые тенденции в сфере туризма и текущий этап развития российской туристской индустрии. Главной целью федеральных программ, разрабатываемых Федеральным агентством по туризму, является создание в России современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса.
Например, Федеральное агентство по туризму является государственным заказчиком Федеральной целевой программы «Юг России (2008-2012 годы)» по реализации мероприятий раздела «Развитие туристско-рекреационных комплексов» [Официальный сайт Федерального агентства по туризму: эл. рес.]. На сайте представлены данные о реализации этой программы в 2008 г. За 1-е полугодие межбюджетные субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программы составляют 115,6 млн. рублей - 19% от годовых бюджетных назначений. Финансирование за 1-е полугодие 2008 года из бюджетов субъектов Российской Федерации составило 51,1 млн. рублей, что составляет в целом 17 % от годового обязательства. Осуществлено финансирование из бюджетов республик Адыгея (39,1 млн. рублей), Кабардино-Балкария (3,9 млн. рублей), Дагестан (8,1 млн. рублей). Продолжаются работы по строительству 2-ой очереди автодороги «пос. Гузерипль-плато – Лаго-Наки» в Республике Адыгея. Ведутся работы по строительству коммуникаций и закуплено технологическое оборудование для объекта «Внешнее электроснабжение 2-й и 3-ей очереди канатной дороги» горнолыжного комплекса Приэльбрусья в Кабардино-Балкарии. Начаты подготовительные работы по строительству объектов в Карачаево-Черкесской Республике и Республике Калмыкия.
В
Нижегородской области
Информация о работе Сравнение показателей въездного и выездного туризма в РФ