Структура, направления и виды менеджмента в туризме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 14:09, курсовая работа

Описание

В последнее время отмечается проблема высокой текучести кадров и падения темпов роста. Поэтому вопросы выбора направлений совершенствования организационной структуры являются актуальными для владельца фирмы, что и предопределило выбор темы данной дипломной работы.
Цель работы - определить основные направления организации и развития туристической фирмы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятия и принципы построения организационных структур
2. Соответствие структуры управления предприятия современным требованиям эффективного управления
3. Структура, направления и виды менеджмента в туризме
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

принципы работы турфирмы.doc

— 132.00 Кб (Скачать документ)


ВВЕДЕНИЕ

1. Понятия и принципы построения организационных структур

2. Соответствие структуры  управления предприятия современным требованиям эффективного управления

3. Структура, направления и виды менеджмента в туризме

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сейчас, когда на туристическом рынке существует более 700 крупных туристических фирм, существенно усилилась борьба за клиентов. Поэтому конкурентное преимущество получают те туристические фирмы, которые эффективнее используют внутренние ресурсы.

Выбор темы данной дипломной работы связан с возрастающей ролью планирования развития компании, одним из этапов которого является определение основных направлений организации и развития.

Функция организации является важной функцией управления. Она заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирмы. Функция организации реализуется двумя путями: через административно-организационное управление и через оперативное управление.

Под организационной структурой фирмы понимается ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

Проблема совершенствования организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделений, определение прав и обязанностей руководителя и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.

Организационные структуры управления туристическими фирмами отличаются большим разнообразием и зависят от многих факторов. К ним могут быть отнесены, в частности, размеры фирм (средняя, мелкая, крупная), профиль фирмы (специализация на одном конкретном направлении или нескольких направлений),и пр.

Если говорить об организации как о функции в туризме, то сюда можно отнести построение организационных структур, распределение функциональных и должностных обязанностей, а так же организацию самой деятельности.

В последнее время отмечается проблема высокой текучести кадров и падения темпов роста. Поэтому вопросы выбора направлений совершенствования организационной структуры являются актуальными для владельца фирмы,  что и предопределило выбор темы данной дипломной работы.

Цель работы - определить основные направления организации и развития туристической фирмы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и принципы построения  организационных структур

Под организационной структурой управления  понимается  упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной структурой управления  определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Структура управления туристской фирмой постоянно меняется и совершенствуется в соответствии с изменяющимися условиями внеш­ней и внутренней среды. Модификацию структуры управления нужно оце­нивать с точки зрения поставленных перед ней целей. Реорганизация системы управления направлена в первую очередь на повышение эффек­тивности работы туристской фирмы посредством сокращения затрат, улуч­шения обслуживания клиентов, повышения качества туристского продукта и услуг, быстроты получения и обработки информации.

              Для современной туристской индустрии характерно наличие двух тенденций в конкурентной борьбе фирм: переход от агрессивной ценовой конкуренции к конкуренции в области качества и оптимального соотношения качества и цены; сближение функций туроператора и турагента путем расширения туроператором собственной сбытовой сети или использования сбытовой сети других туристских фирм.

              Особенности управления туристическими фирмами в современных условиях

              Туристские фирмы в России пока не уделяют должного внимания созданию продукции для конкретного потребителя, в результате чего возникают проблемы сбыта того или иного турпродукта. Это объясняется новизной решаемых задач и отсутствием практического опыта. Для расширения рынков сбыта российским туристским фирмам нужно объединять усилия и капиталы с предприятиями (близкими по технологической цепочке), финансовыми компаниями и банками, а также использовать возможность вхождения в стратегические союзы, что позволит российс­ким турорганизациям удачно бороться с конкурентами на рынках сбыта.

              Организационная структура управления складывается из вза­имосвязи отдельных подсистем организации. Создание такой структуры направлено прежде всего на распределение между от­дельными подразделениями туристической фирмы полномочий и ответ­ственности.

              В структуре управления туристической фирмой выделяются следующие элементы: звенья (отделы), уровни (ступени) управления и свя­зи - горизонтальные и вертикальные.

              К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствую­щие функции управления либо их часть (например, менеджеры, осуществляющие регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений). В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Связи между отде­лами имеют горизонтальный характер.

              Каждое туристическое предприятие приспосабливает структу­ру к собственным задачам и потребностям. Организационная структура предприятия должна быть подвижной и пересматри­ваться по мере необходимости (ежегодно или чаще) в зависимо­сти от условий деловой активности, изменений объема должно­стных обязанностей персонала с учетом роста его квалификации и возможностей.

              Эффективная оргструктура создается в резуль­тате многолетнего опыта функционирования предприятия на рынке и является одним из важнейших элементов динамичной стратегии.

              Несмотря на то, что все руководители туристической фирмы выполняют управленческие функции, нельзя сказать, что они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Отдельным руко­водителям приходится тратить время на координирование рабо­ты других руководителей, которые, в свою очередь, координи­руют работу менеджеров более низкого уровня, и так до уровня руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала - людей, производящих продукцию и оказывающих услуги .

              В структуре управления организацией выделяются звенья (от­делы), уровни (ступени) управления и связи - горизонтальные и вертикальные.

              К звеньям управления относятся структурные подразделения, а так же отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо часть их. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений. В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между, отделами связи имеют горизонтальный характер.

              Уровни управления:

1 - низший уровень, управление низового звена или технический уровень;

2 - средний уровень управления среднего звена;

3 - верхний уровень- управление высшего звена или институциональный уровень.

Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров, президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способ­ствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве можно выделить два подуровня: полномочное управ­ление и общее руководство.

              Руководители среднего уровня управления обеспечивают реали­зацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широ­кий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители отделений, бюро, директора предпри­ятий, входящих в состав организации, начальники функциональ­ных отделов.

              Низший уровень управления представлен младшими начальника­ми. Это руководители, находящиеся непосредственно над работ­никами (не руководителями), - чаще всего младшие менеджеры, ответственные за доведение конкретных заданий до непосредствен­ных исполнителей.

              В связи с расширением этих тенденций большинство туристических организаций неуверенно представляют себе ближайшую перспективу, поэтому при их проектировании усиленное внимание уделяться постоянному изменению своих стратегичес­ких целей и формированию более гибких организационных форм.

              Сама организация и ее показатели. На организационную структуру организации влияют такие факторы, как объем выполняемой работы, разнообразие услуг, производственные технологии и приемы обработки информации, ее правовая основа,  географическое расположение ее филиалов.

Преобладание инструментов управления, силы убеждения и профессионально-технических знаний становится основополагающим принципом эф­фективного менеджмента в туризме.

              В процессе проектирования структуры управления организацией решаются, как правило, следующие задачи: определение типа струк­туры управления; уточнение состава и количества подразделений по уровням управления; численность административно-управлен­ческого персонала; характер соподчиненности между звеньями орга­низации; расчет затрат на содержание аппарата управления. В итоге для каждого структурного подразделения устанавливаются управ­ленческие функции, потоки информации, взаимосвязи и докумен­тооборот, полномочия, ответственность и права подразделений и работников.

              Вместе с тем, проектируя новые организационные структуры управления, нельзя забывать о требованиях, предъявляемых к та­ким структурам, и о принципах их построения.

              Организационные структуры должны удовлетворять следую­щим требованиям:

1.      Оптимальности. Структура управления признается оптималь­ной, если между звеньями и ступенями управления на всех уров­нях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления;

2.      Оперативности. Суть данного требования состоит в том, чтобы за период от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изме­нения, при которых реализация принятых решений уже не нужна;

3.      Надежности. Структура аппарата управления должна гаранти­ровать достоверность передачи информации, не допускать искажения управляющих команд и других передаваемых данных, обес­печивать бесперебойность связи в системе управления;

4.      Экономичности. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом;

5.      Гибкости, т.е. способности изменяться в соответствии с изме­нениями внешней среды;

6.      Устойчивости структуры управления, т.е. неизменности ее основных свойств при различных внешних воздействиях и це­лостности функционирования системы управления и ее эле­ментов.

              В конечном итоге вся работа по проектированию организаци­онных структур управления сводится к выработке направлений по их совершенствованию, что относится к числу важнейших средств повышения эффективности управленческой деятельнос­ти организации.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структурой управления  могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов организационной структурой управления:

Информация о работе Структура, направления и виды менеджмента в туризме