Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 20:50, реферат
В истории мусульманского зодчества трудно найти сооружение, которое снискало бы славу, равную известности знаменитого мавзолея Тадж-Махал. Это прекрасное сооружение, покоряющее своей одухотворенной красотой, восторженные путешественники назвали восьмым чудом света. Стоящий у края берега реки Джамны, охваченный светом и воздухом беломраморный Тадж-Махал – Корона местности, безраздельно господствует в окружающем пространстве, венчая развернувшийся у его подножия погребальный сад – равду, содружество зелени, воды и архитектуры.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I История строительства Тадж-Махала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1 Шах-Джахан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2 Беломраморная архитектура Шах-Джахана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.3 История Тадж-Махала – история любви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.4 Строительство мавзолея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.5 Происхождение названия мавзолея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.6 Альтернативная история . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Глава II Особенности архитектуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Глава III Тадж-Махал в наши дни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Приложение А . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Приложение Б . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Приложение В . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Пензенский государственный университет
Кафедра «История»
Реферат
на тему: Татж-Махал
Пенза, 2009
Содержание
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава I История строительства Тадж-Махала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1 Шах-Джахан . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2 Беломраморная архитектура Шах-Джахана . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.3 История Тадж-Махала – история любви . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.4 Строительство мавзолея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.5 Происхождение названия мавзолея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
1.6 Альтернативная история . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
Глава II Особенности архитектуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
Глава III Тадж-Махал в наши дни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
Приложение А . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
Приложение Б . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
Приложение В . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Введение
О чем чаще всего вспоминают люди, мечтающие посетить Индию? Что является неофициальным, но самым популярным в мире символом этой страны? Конечно же, Тадж-Махал!
В истории мусульманского зодчества трудно найти сооружение, которое снискало бы славу, равную известности знаменитого мавзолея Тадж-Махал. Это прекрасное сооружение, покоряющее своей одухотворенной красотой, восторженные путешественники назвали восьмым чудом света. Стоящий у края берега реки Джамны, охваченный светом и воздухом беломраморный Тадж-Махал – Корона местности, безраздельно господствует в окружающем пространстве, венчая развернувшийся у его подножия погребальный сад – равду, содружество зелени, воды и архитектуры.
Про Тадж-Махал говорят – это олицетворение любви в архитектуре. Еще его называют «памятником неизмеримой красоты», «поэмой или мечтой, воплощенной в мрамор», «жемчужиной Индии». Любых эпитетов мало для того чтобы в полной мере отобразить великолепие и стать этого величественного сооружения. Феноменальность Тадж-Махала не только в захватывающем дух антураже и запоминающемся силуэте, но и в посыле, который несет этот шедевр людям…
Неиссякаемый поток туристов со всего света прибывает в Агру, чтобы увидеть удивительное творение, которое по своей красоте, великолепию, богатству украшений, изысканности, единству замысла и мастерству исполнения справедливо считается одним из чудес света.
В чем заключается уникальность и загадка Тадж-Махала, какие тайны хранит в себе сердце этого феноменального сооружения? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо обратиться к истории мавзолея, а также его архитектурным особенностям.
Глава I История Тадж-Махала – история любви.
Мерцающий белый мрамор Тадж-Махала хранит память о любви мужчины и женщины. Его симметрия и утонченность подобны совершенной жемчужине на фоне лазурного неба. Это не только самый известный мавзолей, но и одно из самых прекрасных сооружений на земле. Его силуэт хорошо знаком и для многих стал неофициальным символом Индии (см. приложение А) Своей славой Тадж-Махал обязан не только прекрасной архитектуре, в которой поразительным образом сочетаются величие и изящество, но и связанной с ним романтической легенде. Мавзолей был построен в XVII веке правителем империи Великих Моголов[1] Шах-Джаханом в память о любимой жене, чья смерть повергла его в безутешное горе. Тадж-Махал – это непревзойденный по красоте символ преданной любви.
1.1 Шах-Джахан
Память о Шах-Джахане (см. приложение Б, рис.2) останется в веках как о человеке, создавшем во имя любви к женщине удивительный и неповторимый по своей красоте храм-усыпальницу – знаменитый Тадж-Махал. Что бы представить этого человека и бурное время его правления необходимо сделать небольшой экскурс в историю.
Империя Великих Моголов, основанная Бабуром в 1526 году, достигла наивысшего расцвета при пятом императоре Шах-Джахане.
Шах-Джахан – третий сын императора Джахангира и раджпутской царевны Манмати. В 1612 г. женился на племяннице Джахангировой супруги Нур-джахан, что существенно прибавило ему шансов в борьбе за престолонаследие. В 1622—1625 гг. принц Хуррам восстал против своего отца Джахангира, был разбит, но прощён отцом. После смерти Джахангира заручился поддержкой брата Нур-джахан и в сентябре 1628 г. провозгласил себя в Агре императором, приняв тронное имя Шах-Джахан.
Царствование Шах-Джахана было отмечено выдающимися успехами в борьбе Великих Моголов с раджами Декана. К 1636 г. Ахмаднагар вошёл в состав его государства, а Голконда и Биджапур откупались богатой данью. Шах-Джахану удалось продвинуть границы государства и на северо-запад, где в 1638 г. моголы овладели персидской крепостью Кандагар. В 1646 г. силы Шах-Джахана достигли Бадахшана и Балха в современном Таджикистане. На вершине могущества, в 1648 г., Шах-Джахан перенёс свою столицу из Агры в Дели, где им был построен новый город Шахджаханабад.
1.2 Беломраморная архитектура Шах-Джахана
Однако тридцатилетнее правление Шах-Джахана было не только временем войн. При его правлении архитектура Моголов достигла своей вершины. Шах-Джахан прекрасно разбирался в архитектуре и был большим покровителем искусства. Культура эпохи Великих Моголов достигла при нем апогея своего развития. Расцвет архитектуры особенно ярко был виден в Агре и Дели.
Обилие строений из белого мрамора во время правления Шах-Джахана побудило современных востоковедов дать название этому периоду – Власть мрамора. Хотя красный песчаник и кирпич остались основными строительными материалами, использование мрамора позволило архитектурному стилю достичь высочайших элегантности и роскоши, характерных для всех проектов Шах-Джахана.
Падишах Шах-Джахан был самым выдающимся зодчим среди Великих Моголов. Многие дворцы, крепости, мечети и парки, созданные при нем в Агре, Дели, Кабуле, Лахоре, Кашмире, Кандагаре, Аджмире, Ахмадабаде и других городах, сохранились до наших дней.
«Ахитектурные сооружения Шах-Джахана по великолепию, монументальности и оригинальности замысла уступают зданиям акбарского периода, но превосходят последние мягкой грацией, элегантностью, высокой художественностью, обилием и богатством утонченных украшений»[2] Поэтому архитектурные памятники Шах-Джахана сравнивают с ювелирными украшениями. Архитектурному стилю, царившему вместе с Шах-Джаханом, присущ целый ряд особенностей. В этот период произошла не только смена строительного материала, но и изменение строительной техники, элементов архитектурного стиля. Шах-Джахан «пришел в города из песчаника и оставил их мраморными»[3]. Это был век чистого белого мрамора. От использования цветных изразцов почти отказались.
Декоративное богатство достигалось за счет узоров, выложенных цветными камнями. Вместо прямоугольных построек предыдущего века стали использоваться кривые линии и плавные переходы. В зданиях эпохи Шах-Джахана полностью исчезло индусское влияние, столь сильное при Акбаре.
1.3 История Тадж-Махала – история любви.
Величественный, божественный, сияющий, и, несмотря на свою 74-метровую высоту, такой легкий и воздушный, что подобен сказочному сновидению, поднимается в долине реки Ямуны мавзолей Тадж-Махал – самое прекрасное архитектурное творение Индии, а, быть может, и всей земли... Высоко в небо устремляются белые мраморные купола – один большой и четыре маленьких, в целомудренных очертаниях которых можно угадать женские формы. Отражаясь в неподвижной глади искусственного канала, Тадж-Махал словно парит перед нами, являя собой образец внеземной красоты и совершенной гармонии... Но не только архитектурное совершенство привлекает к Тадж-Махалу миллионы путешествующих со всего света. Не меньшее впечатление на сердца людей производит и история его возникновения... История, больше похожая на восточную сказку или легенду, которой позавидовал бы любой поэт...
В 1612 году принц Кхуррам (будущий правитель Шах-Джахан, чье имя означает «Повелитель вселенной»), взял себе в жены прекрасную Мумтаз-Махал. Легенда гласит, что в возрасте 15 лет, князь, который вскоре станет «королем мира» впервые увидел 14-летнюю Арджуманад Бану Бегам (будущую Мумтаз Махал) на восточном базаре, развернувшемся недалеко от Королевского дворца. По одной из версий, будущая принцесса была простолюдинкой, но принц, увидев ее глаза, просто не мог устоять.
«Девушка продавала шелк и незамысловатые стеклянные бусы. Принц спросил девушку о цене бус. Арджуманд выдала простое стекло за бриллианты, а он, не раздумывая, заплатил ей 20 тысяч рупий и был сражен ее неземной красотой. «Король мира» влюбился! Для них обоих это была любовь с первого взгляда»[4]
По другой, более вероятной версии, Мумтаз-Махал приходилась племянницей матери Джахана и дочкой первому визирю.
Пожениться сразу влюбленные не могли: по местной традиции свадебная церемония могла состояться лишь при благоприятном расположении звезд, поэтому Шах-Джахану и его любимой пришлось дожидаться счастливого дня целых пять лет, в течение которых они ни разу не виделись. На бракосочетании отец жениха, император Джаханджир, «переименовал» свою невестку Арджуманд Бану. Дело в том, что по традициям Моголов, представительницы королевской семьи получали новое имя после своего замужества или других важных моментов жизни, которое и использовалось в последствие публично.
Так «родилась» Мумтаз Махал (значение имени: «украшение дворца»).
В 1629 году, через год после восшествия на престол, Шах-Джахан с войском вышел из Агры и направился на юг, чтобы покарать наместника мятежного Декана. Восстание было подавлено, наместник смещен, но в Агру Шах-Джахан вернулся один. Мумтаз Махал (см. приложение Б, рис. 1), никогда не разлучавшаяся с мужем, бывшая его главной советчицей и хранительницей государственной печати. Во время этого похода она умерла у мужа на руках, родив ему четырнадцатого ребенка. Ей было 36 лет, из которых 17 она была замужем. Надо отметить, что для женщины в те времена это был солидный возраст, а частые роды подрывали здоровье. Так что редкая женщина в Индии доживала до сорока.
Горе правителя было столь же безграничным, как и его любовь. Восемь дней он провел взаперти в своих покоях, без еды и питья, а когда, наконец, вышел, сгорбившийся и постаревший, объявил во всех своих владениях траур, во время которого запрещалась музыка, нельзя было носить яркую одежду, украшения и даже употреблять благовония и косметику. В память о жене Шах-Джахан поклялся построить усыпальницу, какой еще не видывал мир. Сначала Мумтаз похоронили в Бурханпуре, поскольку там разбило лагерь войско Шах-Джахана. И лишь через шесть месяцев гроб с ее телом перевезли в Агру, где впоследствии над ее могилой вознесся мавзолей, который – по замыслу Шах-Джахана – должен был стать символом красоты его усопшей супруги.
«Местные жители хранят легенду, будто безутешный падишах во время сна был вознесен в райскую обитель Магомета, где он встретился с Аллахом, поведал о своем горе и получил от Всевышнего в утешение план одного их его дворцов. По этому плану и был выстроен Тадж-Махал»[5]
Местом для будущего мавзолея был выбран город Агра, который в XVII веке считался столицей наравне с Дели. Место было выбрано удивительно удачно: ни одно землетрясение еще пока не причинило серьезного ущерба мавзолею.
1.4 Строительство мавзолея
В 1632 году началось строительство, которое продолжалось более 20 лет и обошлось в 20 миллионов рупий. Здесь было занято более 20 000 рабочих. Приехали мастера из Турции, Самарканда, Багдада, Бухары, Шираза и Дамаска. Деревянная модель мавзолея была выполнена по проекту персидского архитектора устада (мастера) Мохаммеда Иса Кхана. Это был византийский турок, ученик Синана, одного из лучших турецких архитекторов, грека по происхождению. Он же и возглавил строительство.
Большую часть работ по отделке здания Иса Кхан препоручил своему ученику, устаду Ахмаду. Купол же был возведен Исмаил Ханом. Он сделал его изящным, легким и увенчал широким коническим навершием в виде розетки из лепестков лотоса и устремленным ввысь девятиметровым штилем, сверкающим позолотой. Купол обрамлен четырьмя башенными павильонами, которые под любым углом зрения кажутся примкнувшими к нему. «Поэтому купол никогда не производит впечатления изолированного, боковые купола, минареты и шпицы по углам мавзолея подкрепляют его устремленность в небо»[6]