Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 01:40, контрольная работа
Технологическая карта экскурсии представляет собой итоговый документ, который составляется в конце творческого процесса по созданию экскурсии, перед последним его этапом - сдачей приемной комиссии во время проведения пробной экскурсии. В ней указываются тема, цель, задачи экскурсии, оптимальный вариант маршрута, его протяженность и продолжительность, объекты показа, места остановок, подтемы, организационные и методические указания, методические приемы показа и рассказа, которыми должен пользоваться экскурсовод в своем рассказе. Технологическая карта показывает, как результативнее, на конкретных объектах донести содержание экскурсии до экскурсантов. Ее цель — указать экскурсоводу верный путь. к достижению позитивного результата при проведении экскурсии.
История улицы Пречистенка………………………………………...3
Пл. Пречистенских ворот…………………………………………….4
п-к Ф. Энгельсу……………………………………………………….6
Дом №1/2……………………………………………………………...7
Дом №5………………………………………………………………..8
Дом №7 (памятная плита)……………………………………………9
Дом №11 (музей Толстого)…………………………………………..10
П-к Л.Толстому……………………………………………………….11
Дом №12 (музей Пушкина)………………………………………….12
Дом №16………………………………………………………………13
Дом №17………………………………………………………………14
Дом №19………………………………………………………………15
Дом №20………………………………………………………………16
Дом №21………………………………………………………………18
Дом №22 (пожарное депо)…………………………………………...20
Дом №28………………………………………………………………22
Дом №32………………………………………………………………23
Дом №35………………………………………………………………24
Зубовский б-р…………………………………………………………24
Карта маршрута………………………………………………………25
Ул. Пречистенка, 20
Через дом от усадьбы Архарова на
той же стороне улицы стоит
один из известнейших Пречистинских особняков
(дом № 20), построенный, возможно, самим
Матвеем Казаковым в конце XVIII века.
В середине прошлого столетия здесь прожил
свои последние годы генерал Алексей Петрович
Ермолов - герой Отечественной войны 1812
года, покоритель Кавказа. В решающий момент
Бородинского сражения он отбил у французов
батарею генерала Н.Н. Раевского.
В 1900-х годах в бывшем ермоловском доме
поселился миллионер А.К. Ушков, владелец
чайной фирмы "Губкин и Кузнецов",
имевший плантации даже на Цейлоне. Его
жена, балерина Александра Балашова, блистала
на сцене Большого театра. Для домашних
репетиций в особняке была оборудована
специальная комната со стенами, сплошь
покрытыми зеркалами.
После революции семье Ушкова пришлось
покинуть Россию, однако особняк с зеркальной
комнатой пустовал недолго. В 1921 году в
доме снова заиграла музыка - его хозяйкой
стала американская балерина Айседора
Дункан, открывшая здесь детскую хореографическую
студию. По иронии судьбы
Александра Балашова поселилась в Париже
на Rue de la Pompe в доме, ранее принадлежавшем
самой Айседоре Дункан. Узнав о таком "обмене",
Айседора рассмеялась и назвала его "кадрилью".
Осенью того же года Дункан познакомилась
с Сергеем Есениным в доме Пигита на Большой
Садовой, 10. Уже глубокой ночью повез их
извозчик на Пречистенку Путь был долгим
- через Садовые, Смоленскую, Арбат... Лошадь
медленно брела по темным пустынным переулкам,
и уставший извозчик нечаянно заснул.
Есенин с Дункан оживленно беседовали
и не обращали внимания на дорогу, и только
переводчик заметил, что лошадь заблудилась
и ходит вокруг церкви св. Власия в Гагаринском
переулке. Он потряс извозчика за плечо:
"Эй, отец, ты что, венчаешь нас?! Вокруг
церкви, как вокруг аналоя, третий раз
едешь!" Есенин, услышав, расхохотался:
"Повенчал! Повенчал!" А когда перевели
Айседоре, она обрадовалась и заулыбалась:
"Mariage!" ("Свадьба!"). .
Забавное происшествие в действительности
оказалось предзнаменованием - уже в мае
1922 года состоялась их свадьба. Есенин
поселился в пречи-стенском особняке вместе
с Айседорой и ее многочисленными воспитанниками.
Здесь он с увлечением работал и написал
свою "Волчью гибель". Вскоре жизнь
в доме была потревожена загадочным событием:
ночами по комнатам стали бродить таинственные
люди с фонарями. Поймать их было невозможно
- при малейшем шорохе они сразу же исчезали.
Однажды незваные гости с отмычками проникли
в спальню детей, угрожая им ножами. Есенин
услышал детские крики и с поленом в руках
бросился обыскивать дом, но нашел только
спящего мирного швейцара. Потом оказалось,
что жильцов подстерегала самая настоящая
опасность: по ночам в большом особняке
разгуливала целая шайка воров. Они пробирались
сюда в надежде отыскать сокровища - в
ту пору по городу ходили слухи о тайнике
с несметными богатствами Ушкова, будто
бы оставленном им в стенах своего Пречистинского
дома.
Есенин с Дункан прожили здесь до 1924 года.
Вскоре они расстались - семейное счастье
не сопутствовало поэту в жизни. Уже в
1925 году Есенин вновь поселился вблизи
Пречистенки - в Померанцевом переулке,
который стал его последним московским
пристанищем.
Пречистенка, 21
(Академия Художеств)
Красивой городской усадьбой в
прошлом веке владел С.П. Потемкин, которого
в Москве окрестили Лукуллом за хлебосольство
и радушие. Его жена, Е.П.Трубецкая,
была посаженой матерью на свадьбе
Пушкина и часто принимала
поэта у себя дома.
В конце 1890-х годов усадьбу купил Иван
Абрамович Морозов, представитель знаменитой
купеческой династии русских промышленников,
коллекционеров и меценатов. До 1900 года
Морозов жил в Твери, но часто приезжал
в Москву - к матери на Воздвиженку к брату
Михаилу на Смоленский бульвар, у которого
было роскошное собрание картин. В этих
домах устраивались литературно-художественные
вечера, где он много общался с художниками.
Вскоре Иван Абрамович увлекся примером
старшего брата и решил тоже собирать
картины. В 1903 году он купил в Париже пейзаж
А. Сислея "Мороз в Лювисьенн", положивший
начало его собранию западноевропейской
живописи. А коллекция была богатейшая:
полотна Гогена, Боннара, Ван Гога, Ренуара,
Матисса. Больше всего Морозов любил "Груши
и персики" Поля Сезанна.
300 картин насчитывала и коллекция русской
живописи: Левитан, Врубель, Сомов, Коровин.
Иван Морозов стал первым покровителем
еще никому не известного художника из
Витебска Марка Шагала.
Для размещения огромной коллекции Пречистинский
дом пришлось перестраивать. По приглашению
Морозова этим занялся один из лучших
московских архитекторов Лев Кекушев,
который превратил комнаты в огромные
выставочные залы. Правда, любоваться
коллекцией Морозова могли только его
близкие друзья.
В начале 1918 года дом Морозова захватили
анархисты. Дни и ночи они просиживали
в особняке, притесняя хозяев. Когда вышло
постановление Совнаркома о национализации
Морозовского собрания в числе других
частных коллекций, Морозов был даже рад
этому - он хорошо запомнил дни, проведенные
под одной крышей с вооруженными бандитами.
Теперь он получил охранную грамоту от
нового государства, защищавшую его от
всяких посягательств. Коллекционер стал
пожизненным заместителем директора II
Музея нового западного искусства - так
стал называться теперь его Пречистинский
дом. С увлечением человека, влюбленного
в дело всей жизни, Морозов водил посетителей
по залам галереи. Однако экскурсоводом
по собственному дому он пробыл совсем
недолго: его семья не перенесла всех тягот
и бедствий революционного времени и в
самом конце 1918 года уехала на Запад. Разлуки
со своими картинами Морозов пережить
не смог и в июне 1921 года умер в Карлсбаде.
Через двадцать лет печальная участь постигла
и его музей: он был закрыт, а собрание
расформировано. В 1947 году часть коллекции
отправили в ГМИИ на Волхонке, а часть
- в ленинградский Эрмитаж. Это "переселение"
наблюдал искусствовед Михайловский:
"Грузятся в кузова голубые танцовщицы
Дега, виноградники Ван Гога, зеленые сосны
Сезанна... А в распахнутые двери Морозовского
особняка вносятся рулоны ковровых дорожек,
массивные столы, за которыми будет решаться
судьба русского искусства". Бывший
Морозовский особняк заняла Академия
художеств СССР.
Ул. Пречистенка,
22
(Московское пожарное депо)
Рядом с бывшим домом
Дункан - Пожарное депо (дом № 22), которое
находится в этом здании уже более полутора
столетий (совр. Управление Государственной
противопожарной службы). В 1835 году этот
дом, принадлежавший родственникам генерала
Ермолова, был выкуплен казной для размещения
Пречистинской пожарной части.
Пожары всегда были настоящим бедствием
Москвы - она не раз выгорала почти дотла.
В деревянном городе пламя мгновенно охватывало
множество домов и заставало их жителей
врасплох. В старину во всех частях города
из обывателей назначали особых дежурных.
Услышав звон набатного колокола, они
должны были немедленно бежать на пожар
с ведрами, баграми и топорами. В XVI веке
эту задачу возложили на созданное стрелецкое
войско. А первую городскую пожарную команду
создал в 1812 году градоначальник Москвы
граф Ф. Ростопчин. В нее были набраны смельчаки,
действующие расторопно и слаженно. Позднее
пожарных обязали следить и за освещением
московских улиц. В центре Москвы горели
керосиновые фонари, а на окраинах зажигали
масляные, и для этого пожарным выдавалось
конопляное масло. Смекалистые пожарные
в основном съедали его с кашей и освещали
город скудным остатком от своего ужина.
Тогда Москва погружалась во тьму... В 1823
году появилась Тверская пожарная часть
- первое городское отделение пожарных.
Ее здание с высокой и стройной каланчой
стояло на Тверской площади на месте современного
сквера за памятником Юрию Долгорукому
Точно такая же каланча появилась и на
Пречистинском доме (ее снесли "за ненадобностью"
в 1930 году). Часовые наблюдали с вышки за
городом и подавали сигнал тревоги, когда
в какой-либо части Москвы начинался пожар.
И сразу же команда пожарных неслась на
дрогах или в обозах к месту происшествия.
У московских пожарных были самые лучшие
лошади. Каждая часть даже держала свою
масть лошадей: Тверская - желто-пегих,
Арбатская - гнедых, Таганская - чалых...
В 60-е годы прошлого века полицмейстер
Огарев приезжал в пожарные части и своим
белоснежным платком пробовал, хорошо
ли вычищены лошади. А еще раньше существовал
такой обычай: у уличных "лихачей"
без судебного постановления отбирали
лошадей и отдавали в пожарную команду.
В 1908 году на Пречистенке появилось диво
- первый в Москве пожарный автомобиль
с раздвижной лестницей наверху Правда,
поднималась она не выше третьего этажа,
но и этого было достаточно. Первыми на
автомобиле по тревоге выезжали брандмайор,
брандмейстер, фельдшер и несколько пожарных.
Иногда московских пожарных по ошибке
или в насмешку называли "пожарниками",
часто путая эти похожие, но совершенно
разные по значению слова. "Пожарники"
было весьма обидным прозвищем: так называли
мошенников, которые под видом погорельцев
выпрашивали подаяние. Часто они приезжали
на санях с обеленными оглоблями, чтобы
совсем разжалобить сердобольных москвичей
- это, дескать, единственное, что успели
вытащить из огня. В Москве таких обманщиков
называли "горелыми оглоблями" или
"пожарниками" в отличие от настоящих
погорельцев.
Пречистенка, 28
Из общего характера застройки улицы выпадает 5-этажный жилой дом --доходный дом начала XX века, выстроенный по проекту Л.Кекушева. Здание это характерно для своего времени и развивавшегося тогда стиля модерн.(Характерно даже тем пренебрежением к окружению, с которым его запроектировал архитектор.)Тип многоквартирного дома, образованного из одинаковых ячеек-квартир, нанизанных на лестничные клетки , к тому времени уже сложился окончательно . Однако архитектор не хочет мириться с его поразительной монотонностью. Он стремится подавить ее, подчеркивая сложным криволинейным завершением цельность массива дома; он ищет возможности преодолеть плоскость фасада, придать ему пластичность, насытить скульптурной декорацией .Все это сделано с несомненной талантливостью, но сама яркость композиции усиливает ее разрушающее влияние на ансамбль застройки.
Пречистенка, 32
Одно из наиболее впечатляющих классических зданий улицы когда-то принадлежавший помещикам Охотниковым, а сейчас занятый детской художественной школой. Главный корпус выстроен в начале XIX века. Фасад его, со строгим дорическим портиком своеобразного рисунка, полон сдержанного достоинства. Внутри сохранились лишь фрагменты первоначальной отделки; вестибюль, лестница и двусветный зал переделаны в 1915 году великолепно понимавшим классицизм архитектором А.Таманяном. Интересные дворовые постройки- симметричные флигеля и особенно службы, широким полуциркулем замыкающие двор. Их кирпичные аркады украшены невысокими тонкастными колонами из белого камня. Второй этаж сложно-деревянная настройка, по-видимому более поздняя; своей легкостью она подчеркивает тяжеловатую основательность нижнего этажа.
Пречистенка, 35
Почти у входа на Зубовскую площадь стоит двухэтажный дом центр которого подчеркнут шести колонным портиком с фронтоном, еще один фрагмент дворянской,"усадебной" Москвы. Схема дома, построенного в 1813-1817 годах, характерна для "после пожарного" времени. Однако суховатая, измельченная декорация относится, по-видимому, ко времени перестройки в 1865 году.
Зубовский
бульвар
(Счетная Палата РФ)
Вид с улицы Пречистенки
на Зубовский бульвар.
Мы видим: Счетную палату Российской Федерации,
Зубовскую улицу и улицу Бурденко.
Список использованной литературы:
1. Александров Ю.Н.
Подготовка и проведение
Разработка – М,: 1998.
2. Экскурсионный справочник 2008 – 300 стр.
3. Интернет www.prechistenka.com
4. Муравьёв В. Б. Московские улицы. Секреты переименований. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2006
5. А. Л. Баталов, Л. А. Беляев Сакральное пространство средневековой Москвы. — М.: Феория, Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 400 с.
6.«От Пречистенских до Арбатских ворот» / А. Крупчанский. Предисловие М. Фрая. — М: Москва, которой нет : путеводитель, 2010.
Информация о работе Технологическая карта пешеходной экскурсии по улице Пречистенка