Территориальные особенности управления развитием этнического туризма (на примере Республики Бурятия)
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:54, статья
Описание
Все более заметная роль междуна-
родного туризма в мировой экономике стала в настоящее время общепризнан-
ной тенденцией.
Работа состоит из 1 файл
1
На правах рукописи
Барлукова Антонина Васильевна
Территориальные особенности
управления развитием
этнического туризма
(на примере Республики Бурятия)
08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством
(рекреация и туризм)
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Сочи – 2012
2
Работа выполнена в Байкальском государственном университете экономики и
права
Научный руководитель:
кандидат экономических наук, профессор
Беляев Владимир Константинович
Официальные оппоненты:
доктор экономических наук, профессор
Боков Михаил Алексеевич
кандидат экономических наук, доцент
Ковынева Лариса Валерьевна
Ведущая организация:
Восточно-Сибирский государственный
университет технологий и управления
Защита состоится 27 февраля 2012 г. в 15.00 часов на заседании диссертацион-
ного совета Д 212.255.02 при Сочинском государственном университете по ад-
ресу: 354000, г. Сочи, ул. Советская 26а, зал заседаний диссертационных сове-
тов.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Сочинского государствен-
ного университета, с авторефератом - на сайте http://vak.ed.gov.ru.
Автореферат разослан 27 января 2012 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
Матющенко Н.С.
3
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Все более заметная роль междуна-
родного туризма в мировой экономике стала в настоящее время общепризнан-
ной тенденцией. Эта тенденция носит устойчивый характер. Согласно исследо-
ванию Всемирной туристской организации (ЮНВТО) увеличение мировых ту-
ристских прибытий в период между 2000 и 2020 гг. прогнозируется более, чем
вдвое и достигнет 1,56 млрд. чел.
1
В международном рейтинге конкурентоспособности стран в туристском
секторе, опубликованном Всемирным экономическим форумом, Россия зани-
мает лишь 59 место из 133 стран
2
. Это говорит о серьезном отставании в конку-
рентной борьбе за туристский рынок, тем более что Россия обладает богатей-
шим культурно-историческим и природным наследием, являющимся первосте-
пенным по важности фактором развития туризма.
Исходя из того, что туризм является одной из важнейших сфер деятель-
ности современной экономики и производства услуг, удовлетворяющих по-
требности населения, государство заинтересовано в поисках путей развития ту-
ризма, в том числе этнического туризма, выступающего существенным резер-
вом развития туризма в целом.
Между тем, туризм в научном плане, имеет отдельные пробелы. Так, в
настоящее время, сохраняются споры по вопросам классификации туризма,
развития того или иного вида туризма с учетом его особенностей и особенно-
стей региона, подходов к построению систем управления туризмом, связи тер-
риториальных особенностей региона с особенностями того или иного вида ту-
ризма.
Недостаточно изучен и этнический туризм: в настоящее время не выявле-
ны его разновидности; недостаточно изучена роль территориальных особенно-
стей в области организации и управления развитием этнического туризма; не
определенным остается место этнического туризма в разработанных классифи-
кациях; управление этническим туризмом практически не рассматривалось с
позиции системного подхода. В этих условиях рационализация подходов к раз-
витию этнического туризма становится актуальной задачей.
Выполненное диссертационное исследование проведено на примере Рес-
публики Бурятия, представляющей регион с повышенным потенциалом для
развития этнического туризма. Выбор этой республики продиктован также про-
тиворечивостью сложившейся в ней ситуации: с одной стороны, интересы эко-
номики региона требуют активного развития туризма как эффективного для нее
направления, а с другой – огромный потенциал туризма республики использу-
ется крайне слабо (доля туризма в валовом региональном продукте меньше од-
ного процента, что почти в четыре раза ниже значения этого показателя по
стране).
1
Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года // Федеральное агентство по ту-
ризму. - Москва. - 2008.
2
Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 -
2018 годы)».
4
Необходимость теоретического и методического исследования перечис-
ленных проблем определила актуальность темы диссертационной работы, ее
цель, задачи и предмет.
Степень научной разработанности проблемы. Исследование современ-
ных проблем туризма, и этнического туризма в частности, а также дискуссии
вокруг понимания его сущности нашли отражение в трудах зарубежных и оте-
чественных ученых: Д. Макканнела, Г. Москардо, П. Пирса, В. Смита, Дж. Ур-
ри, М.Б. Биржакова, Д.А. Гаевой, В.Г. Гуляева, А.Д. Карнышева, Е.Ю. Ледовс-
ких, Н.А. Маловой, Н.В. Моралевой, В.П. Пачулиа, А.А. Романова, Р.Г. Саа-
кянц, А.В. Соловьева, А.Д.Чудновского и др. Труды этих учених использованы
при изучении сущности этнического туризма и формировании его понятия.
Теоретические аспекты управления туризмом в диссертации рассмотрены
на основе трудов А.С. Большакова, М.А. Бокова, Е.Л. Драчевой, М.А. Жуковой,
Ю.В. Забаева, Н.А. Зайцевой, И.В. Зорина, Д.К. Исмаева, Н.И. Кабушкина, Г.А.
Карповой, В.А. Квартальнова, М.С. Мотышиной, В.И. Михайлова, Е.Л. Писа-
ревского, Ю.А. Пшеничных, Г.М. Романовой, А.Э. Саака, С.А. Севастьяновой,
С.С. Скобкина, А.Д. Чудновского. Труды перечисленных ученых были исполь-
зованы при изучении системы «туризм» и системы управления туризмом, фор-
мирующих их элементов, системных взаимосвязей, факторов и методов управ-
ления туризмом.
Необходимость использования системного подхода к познанию сложных
явлений и процессов управления рассмотрены в работах Р.Р. Аллиулова, Л.Г.
Ахтариевой, В.Р. Веснина, А.Г. Гончарук, Е.А. Косовских, Т.П. Левченко, Р.Г.
Маннапова, В.М. Мишина, Ю.В. Трифонова, Е.В. Третьякова, М.И. Самогород-
ской. Эти работы были использованы при изучении сущности и структуры ме-
ханизма управления, а также при построении системы управления этническим
туризмом.
Многочисленные исследования перечисленных авторов, значительно об-
легчают поиск решений проблем в области управления туризмом в целом, и эт-
ническим туризмом в частности, и одновременно подтверждают важность ре-
шения проблемных вопросов, касающихся развития и управления различными
видами туризма на региональном уровне, которые к сожалению, в отечествен-
ной экономической литературе пока не получили комплексной разработки.
Объектом исследования выступает этнический туризм в Республике Бу-
рятия.
Предметом исследования являются управленческие отношения, возни-
кающие в процессе управления развитием этнического туризма.
Цель диссертационной работы состоит в научном обосновании и разра-
ботке методических подходов к управлению развитием этнического туризма.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения сле-
дующих задач:
1) определить сущность и содержание понятия «этнический туризм» как
самостоятельной научной категории;
5
2) рассмотреть этнический туризм с позиции системного подхода и по-
строить систему управления развитием этнического туризма;
3) исследовать эволюцию, современное состояние и уровень развития ту-
ризма в Республике Бурятия;
4) разработать методический подход для выбора и оценки степени готов-
ности рассматриваемой территории для развития этнического туризма;
5) оценить эффективность разработанных подходов к управлению разви-
тием этнического туризма на примере Республики Бурятия.
Гипотеза научного исследования. Этнический туризм, как любой дру-
гой вид туризма, является общепризнанным источником социально-
экономического развития страны. Однако развитие самого этнического туризма
в настоящее время сдерживается тем, что он недостаточно изучен. Устранение
возникшей проблемы может быть достигнуто за счет решения таких коренных
задач развития этнического туризма, как изучение его особенностей, выбор
территории, потенциально пригодной для этого вида туризма, и управление эт-
ническим туризмом с позиции системного подхода. Высока вероятность того,
что если эти задачи, поставленные в диссертационной работе, будут решены, то
этнический туризм сможет более интенсивно развиваться и, за счет этого, соз-
давать условия для социально-экономического развития рассматриваемой тер-
ритории.
Методология исследования. Основные методологические принципы,
лежащие в основе данного исследования, базируются на фундаментальных по-
ложениях ведущих отечественных и зарубежных экономистов в области теории
управления, а также на научных работах посвященных управлению индустрией
туризма. Методологическую основу исследования составил системный подход
с использованием приемов экономического, статистического анализов, метода
обобщения и синтеза. В зависимости от решаемых задач в работе использованы
различные методы и приемы исследования: системный подход, методы сравни-
тельного анализа и синтеза, статистические методы обработки информации.
Эмпирическую базу исследования составили законодательные и иные
нормативные акты Российской Федерации и Республики Бурятия, сведения Фе-
деральной службы государственной статистики Российской Федерации и Рес-
публики Бурятия, Министерства экономического развития РФ, Агентства по
туризму Республики Бурятия, а также данные, содержащиеся в экономической
литературе, периодической печати, сети Internet.
Соответствие темы диссертации требованиям паспорта специально-
сти ВАК. Диссертационное исследование соответствует п. 15.7 «Территори-
альная организация туристско-рекреационных систем» и п. 15.16 «Развитие
различных видов рекреационной и туристской деятельности на региональных,
национальных и мировых рынках; факторы развития внутреннего, въездного и
выездного туризма» раздела 15 Паспорта специальности 08.00.05 – Экономика
и управление народным хозяйством (рекреация и туризм).
Научная новизна диссертации состоит в том, что на основе системного
подхода проведено исследование теоретических и методических проблем
управления развитием этнического туризма.
6
В рамках диссертационной работы получены наиболее важные результа-
ты, определяющие новизну проведенного исследования.
1. Приведено определение понятия «этнический туризм», включающее
предмет познания, классификационный статус и уточненное содержание ос-
новной цели, которая сводится к познанию подлинной жизни самобытного эт-
носа.
2. Выявлена особенность этнического туризма, заключающаяся в том, что
его развитие определяется поверхностной и глубокой разновидностями, обу-
словленными дифференциацией интересов туристов и требующих индивиду-
альных подходов к развитию каждой разновидности.
3. Обоснована необходимость при проведении анализа состояния турист-
ской деятельности, выступающей предпосылкой для решения задач по выбору
предпочтительных видов туризма, использовать в качестве объекта анализа пе-
риодизацию туризма, что позволяет выявить приоритетные виды туризма и на-
правления их развития.
4. Предложен методический подход к выбору территории, потенциально
подготовленной для развития этнического туризма, позволяющий ее оценивать
по значению комплексного показателя, учитывающего три количественно из-
меряемых признака территории: проживание на ней коренных малочисленных
народов, наличие на ней объектов материальной и духовной культуры.
5. Разработана система управления этническим туризмом, позволяющая
учитывать соответствие особенностей территории условиям, необходимым для
развития этнического туризма.
Положения, выносимые на защиту. По итогам проведенного диссерта-
ционного исследования получены следующие основные результаты:
1. В настоящее время в научной литературе существует большое количе-
ство видов и разновидностей туризма. В классификациях этническому туризму
определенное место не установлено, отсутствует также общепризнанное опре-
деление понятия «этнический туризм». В связи с этим, исходя из природы эт-
нического туризма, в диссертационной работе сформулировано определение
понятия «этнический туризм».
2. Этнический туризм, будучи сложным объектом, рассмотрен с позиции
системного подхода. С учетом его особенностей, этнический туризм представ-
лен как система с отражением в ней структурных элементов управляющей и
управляемой подсистем и связей между ними.
3. При организации этнического туризма необходимо провести анализ
развития туризма в целом. Для этих целей построена периодизация развития
туризма в Республике Бурятия, позволившая выявить относительно запоздалый
характер становления туризма и предпосылки для развития этнического туриз-
ма.
4. Выбор территории для развития этнического туризма не может быть
произвольным и требует научного обоснования. В связи с этим разработан от-
дельный методический подход. В его основе лежит комплексный показатель,
учитывающий наличие объектов материальной и духовной культуры и прожи-
вание на территории коренных малочисленных народов.
7
6. На основе анализа теоретических и практических подходов к системе
«туризм» и системе управления туризмом, построена система управления раз-
витием этнического туризма с учетом его разновидностей и особенностей тер-
ритории на которой он развивается, что позволяет наиболее качественно удов-
летворять интересы туристов за счет рационального подбора объектов показа.
Обоснованность и достоверность результатов исследования достига-
ется за счѐт использования в качестве теоретической и методической основы
диссертации фундаментальных исследований и прикладных работ ведущих
отечественных и зарубежных учѐных по проблемам управления развитием сфе-
ры туризма; анализа и обобщения федеральных и региональных законов, кон-
цепций, целевых программ, проектов и научно-практических разработок по во-
просам формирования и развития туристской отрасли в России и Республике
Бурятия; апробации результатов исследования на международных научно-
практических конференциях, конференциях и семинарах, проводимых на базе
Байкальского государственного университета экономики и права, отражением
основных результатов диссертационной работы в публикациях автора.
Теоретическая значимость исследования. Диссертационное исследова-
ние является научной работой, которая развивает теорию управления, обогаща-
ет ее новыми подходами, в частности, подходами к построению системы
управления этническим туризмом, к определению элементов, формирующих
систему управления этническим туризмом, и подходом к рациональному выбо-
ру территории для организации и развития этнического туризма.
Практическая значимость исследования заключается в возможности
использования предложенных автором методических подходов к управлению
развитием этнического туризма в Российской Федерации. Предложенный, в ча-
стности, подход к выбору территории для развития этнического туризма, вы-
полняет роль инструмента для принятия обоснованного решения в вопросах
территориального размещения этнического туризма. Материалы исследования
могут быть использованы в преподавании экономических и управленческих
дисциплин по организации и управлению туризмом, а также учебных курсов
«Экономика туризма» и «Управление туризмом».
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные мате-
риалы и результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на
заседании кафедры экономики и менеджмента сервиса БГУЭП и научно-
практических конференциях: научно-практическая конференция «Музей и ту-
ризм: взаимодействие в современных условиях» (Улан-Удэ, 2008 г.), третья
международная научно-практическая конференция «Устойчивое развитие ту-
ризма: стратегические инициативы и партнерство» (Улан-Удэ, 2009 г.), между-
народная научно-практическая конференция «Социальные и экономические ас-
пекты развития бизнеса» (Иркутск, 2010 г.). Результаты использованы в дея-
тельности Комитета по промышленности, потребительскому рынку и туризму
администрации г. Улан-Удэ и отдела туризма МО "Тункинский район" Респуб-
лики Бурятия.
8
Публикации. Основные положения диссертационного исследования на-
шли свое отражение в 9 опубликованных научных работах объемом 4,68 п.л., в
т.ч. 3 публикации в журналах, рекомендованных ВАК, объемом 1,26 п.л.
Структура и объем диссертации. Диссертация на 155 станицах состоит
из введения, трех глав, заключения, библиографического списка из 149 наиме-
нований, включает 40 таблиц и 20 рисунков.
Во «Введении» обоснована актуальность темы исследования, степень
разработанности проблемы, показана теоретическая и практическая значимость
работы, сформулированы цели и задачи, определены предмет и объект иссле-
дования, выделены основные элементы научной новизны и полученные резуль-
таты.
В первой главе «Теоретические основы управления развитием этническо-
го туризма» на основе анализа и систематизации информации об этническом
туризме определена сущность понятия «этнический туризм» и раскрыта приро-
да его дифференциации на две разновидности: поверхностный и глубокий ту-
ризм; произведен анализ туризма с позиции системного подхода; рассмотрены
имеющиеся в литературе подходы к построению системы управления туриз-
мом.
Во второй главе «Анализ состояния и условия развития этнического ту-
ризма в Республике Бурятия» проведен анализ основных этапов развития ту-
ризма в Республике Бурятия; получены результаты, отражающие состояние и
уровень его развития; определены проблемы развития этнического туризма, его
ресурсы и потенциальные возможности их использования.
В третьей главе «Методические подходы к формированию системы
управления развитием этнического туризма» представлены авторские предло-
жения по управлению развитием этнического туризма: разработаны методиче-
ский подход к выбору территории для развития этнического туризма и система
управления этническим туризмом; рассчитан экономический эффект от разви-
тия этнического туризма на территории трех дополнительных районов респуб-
лики, ранее не предназначавшихся для развития этнического туризма.
В «Заключении» сформулированы выводы и приведены наиболее значи-
мые результаты диссертационного исследования.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
1. Объективная необходимость научного подхода к развитию этниче-
ского туризма
В настоящее время туризм во всем мире рассматривается как одно из эф-
фективных слагаемых развития экономики. Особенностью социально-
экономического развития в современных условиях является ориентация не
только на достижение количественных показателей экономического роста, но и
все в большей мере - на его качественные параметры. В туристской деятельно-
сти данная тенденция подразумевает увеличение удовлетворенности ее участ-
ников посредством достижения качественных целей.
9
В настоящее время, этническому туризму уделяется повышенное внима-
ние, что обусловлено нарастающим к нему интересом со стороны туристов. По-
вышенный интерес, в свою очередь, обусловлен процессами глобализации, ут-
ратой идентичности социальными группами, этносами, народами, а также тяго-
тением общества к самопознанию.
Практический интерес к этническому туризму, как это всегда бывает в
таких случаях, адекватно повышает теоретический интерес. Прежде всего, это
относится к самому понятию «этнический туризм», по которому существует
много, но разных мнений. Проведенное нами исследование показало, что в оп-
ределениях одних авторов цель этнического туризма сориентирована на позна-
ние достигнутого уровня культуры и образа жизни того или иного народа, у
других – на мотивы ностальгического характера, у третьих – на получение яр-
ких впечатлений. Общий недостаток известных трактовок понятия «этнический
туризм» состоит в том, что в них цель этнического туризма не увязана с исто-
рической культурой, сохранившейся до настоящего времени.
Как показал анализ, для этнического туризма в отличие от других видов,
важное значение имеет критерий подлинности - оценочная категория, характе-
ризующая качество этнокультурного объекта, его возможности предоставить
туристам исторически сохранившуюся подлинную жизнь этноса.
На основе анализа известных в литературе определений понятия «этниче-
ский туризм», изучения его сущности и особенностей, нами предложено сле-
дующее определение:
Этнический туризм – это вид туризма, основной целью которого явля-
ется познание подлинной жизни того или иного этноса в исторически обуслов-
ленном месте его проживания.
Из этого определения следует, что этнический туризм не отвергает общие
черты туризма, но отличается основной целью, которая заключается в познании
подлинной жизни, где быт и культура народа не подвержены воздействию со
стороны инородных культур. Понятие этнический туризм по предлагаемому
определению содержит не только целевую установку, но и объективную основу
туризма, которая заключается в необходимости познания самобытного этноса в
исторически обусловленном месте его проживания. Обоснование этнического
туризма, как самостоятельного вида, повышает внимание к вопросам его разви-
тия.
Рассмотрение существующих в литературе подходов к анализу подлин-
ности в этническом туризме позволяет систематизировать их и в обобщенном
виде выделить две разновидности этнического туризма (при всей условности их
названий): поверхностный этнический туризм и глубокий этнический туризм.
Основной характеристикой, на основе которой разграничиваются две
разновидности этнического туризма, является существующая в их рамках раз-
личная степень погружения туриста в познание этноса, связанная, прежде все-
го, с дифференциацией уровня ожиданий и потребностей потребителей, а также
количеством времени, отводимым туристом на знакомство с этносом.
Поверхностный этнический туризм характеризуется относительно не-
большим количеством времени, затрачиваемым туристами на знакомство с са-
10
мобытной культурой этноса, а также небольшим желанием со стороны тури-
стов увидеть подлинную жизнь этноса. Он имеет более массовый характер и
выполняет второстепенные функции для других видов туризма. Глубокий этни-
ческий туризм, наоборот, характеризуется большим желанием и значительными
усилиями со стороны туристов для познания подлинной жизни этноса, продол-
жительным временем пребывания в среде проживания этноса и высокой степе-
нью контакта с ним. Отсутствие массового характера, активное вовлечение ту-
риста в жизнь этноса обеспечивает получение максимально аутентичных впе-
чатлений.
Характеристика разновидностей в зависимости от критерия подлинности
иллюстрируется данными таблицы 1.
Таблица 1 - Характеристика разновидностей этнического туризма в зависимо-
сти от критерия подлинности
Фактор, формирующий
критерий подлинности
3
Разновидность этнотуризма
Поверхностный
Глубокий
Сохранность древней бытовой культуры
этноса
-
Глубокий
Близость к природной среде прожива-
ния этноса
Поверхностный
Глубокий
Усилия, прилагаемые со стороны тури-
стов для знакомства с интересующим их
этносом
-
Глубокий
Желание туристов познать настоящую
жизнь этноса
-
Глубокий
Желание коренного населения показать
настоящую жизнь и культуру своего на-
рода
Поверхностный
Глубокий
Разновидности этнического туризма, с одной стороны, обуславливают
разнообразие этнотуристского потенциала в целом, с другой - позволяют диф-
ференцировать территориальные ресурсы этнического туризма с учетом осо-
бенностей каждой разновидности, что способствует решению задач по разви-
тию туризма этого вида.
2. Индивидуальные особенности этнического туризма, учитываемые
при представлении его в качестве системы
Для представления этнического туризма как системы в таблице 2 приве-
дены особенности этнического туризма как объекта управления. Выделенные
особенности раскрывают специфику этого вида туризма, они проявляются как в
поведении самих туристов, так и в проявлениях разновидностей этнического
туризма.
Их учет в сочетании с известными приемами построения систем позволи-
ли представить этнический туризм как систему (рисунок 1).
3
Moscardo, G.M., Pearce, P.L. Historical theme parks: An Australian experience in authenticity. Annals of Tourism
Research, 1986. - 13(3).
11
Таблица 2 – Основные особенности этнического туризма как объекта управле-
ния
Особенность этнического
туризма
Характеристика
1. Наличие специфичных
элементов в составе
этнического туризма
Этнический туризм проникает и затрагивает такие специфичные
элементы, как самобытная культура этнической общности и при-
родная территория, на которой она проживает. Поэтому, при раз-
витии этнического туризма в регионе необходимо обеспечивать
сохранность природной территории, без которой, невозможно пре-
доставление качественного этнотуристского продукта.
2. Межрегиональный
характер
Особенностью этнического туризма как объекта управления явля-
ется его межрегиональный характер, который отражает возрас-
тающую и взаимовыгодную роль сотрудничества между отдель-
ными регионами в сфере туризма. Это связано с тем, что историче-
ски сложившийся ареал проживания этносов чаще всего выходит
за пределы одного региона.
3. Превалирование в
турпродукте отношений,
формирующихся между
туристами и этнической
группой, обусловленных
интересом туристов к этносу
В этническом туризме основным рекреационным ресурсом являет-
ся определенный этнос, этническая группа, что приводит к значи-
тельному усилению личностного аспекта при реализации турист-
ского продукта.
4. Изменчивость критерия
подлинности
В этническом туризме качество услуг зависит во многом от измен-
чивости критерия подлинности.
5. Независимость от фактора
сезонности
Объем туристских услуг, как правило, зависит от сезона, и прежде
всего от природно-климатических условий. Этнический туризм
меньше подвержен сезонным колебаниям.
6. Наличие в составе
этнического туризма двух
разновидностей:
поверхностный ЭТ и
глубокий ЭТ
Этнический туризм, чаще всего, в научной литературе рассматри-
вался как разновидность культурного туризма. Закрепление за ним,
в процессе исследования, статуса самостоятельного вида позволи-
ло выделить в его составе две разновидности.
7. Дифференцированный
подход к развитию
ресурсного потенциала
Разновидности этнического туризма различаются составом этниче-
ских ресурсов. Учет данного обстоятельства необходим, поскольку
ориентирует органы управления туризмом на правильный и эф-
фективный выбор, оценку и развитие ресурсного потенциала.
Представленная на рисунке 1 система этнического туризма, содержит ряд
специфических особенностей:
- туристы подразделены на две группы, исходя из их интересов к глубине по-
знания этнического туризма;
- в системе выделен этнотуристский продукт, выступающий в роли самостоя-
тельного элемента;
- в состав этнотуристского продукта, наряду с типовыми элементами туризма,
входят важные и специфичные элементы этического туризма: самобытный эт-
нос региона и объекты материальной и духовной культуры этноса.
12
функциональные структуры
территория туристского центра (территория региона, субъекта РФ)
воздействие внешней среды
непосредственные связи и взаимодействие элементов
управляющее воздействие
обратные связи
Рисунок 1 - Этнический туризм как система
3. Периодизация туризма и предпосылки для развития этнического
туризма в Республике Бурятия
Решение проблем стратегического развития туризма связано с историей
развития туризма в республике. Исторический анализ развития туризма в ре-
гионе необходим потому, что он позволяет определить характерные и наиболее
приоритетные для республики виды туризма, сложившуюся систему управле-
ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-
КУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ ТЕРРИТОРИИ
ОБЪЕКТЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ
И ДУХОВНОЙ
КУЛЬТУРЫ ЭТНОСА
ЭТНОТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ
ТУРИСТЫ
ОРГАН
УПРАВЛЕНИЯ
(органы гос-ной
власти субъектов
РФ, органы
местного
самоуправления,
некоммерческие
организации сферы
туризма)
ОРГАНИЗАТОРЫ ТУРИЗМА
(ТУРОПЕРАТОРЫ, ТУРАГЕНТЫ)
с интересами
поверхностного
туризма
с интересами
глубокого
туризма
Вход
Задачи системы
САМОБЫТНЫЙ
ЭТНОС
ПРИРОДНЫЕ
РЕСУРСЫ
ТУРИСТСКАЯ
ИНФРАСТРУКТУРА
Выход
Результаты функционирования системы
13
ния туризмом, а также оценить приоритетные направления его дальнейшего
развития.
Периодизация туризма выступает одной из предпосылок, используемых
для формирования планов его развития. Путем группировки исторических со-
бытий в этапы и этапов – в отдельные периоды, проведена периодизация ту-
ризма в Республике Бурятия, которая представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Характеристика периодов развития туризма в Республике Бурятия
Условный номер
периода
Годы
Характеристика периода
I
Период
зарождения
1927-1965 гг.
Небольшие группы энтузиастов организовывали лыжные и пешие по-
ходы по районам Бурятии. Открытие станции юных натуралистов, тех-
ников и туристов в г. Улан-Удэ. Проведение первых туристических
слетов. В 1961 г. в с. Максимиха открылся первый детский палаточный
турлагерь
II
Период
организованного
развития
1965-1995 гг.
Организация контрольно-спасательной службы, отвечающей за безо-
пасность туристских маршрутов, организацию и продуманность путе-
шествий. Туризм ассоциировался с походами в лес и горы различной
степени сложности. Средства размещения отсутствовали, альтернати-
вой служили палатки.
В данный период было разработано свыше 100 наименований различ-
ных экскурсий. Маршруты выходного дня включали не только поездки
по Бурятии, но и другие города (Прибалтика, Москва, Петербург и др.)
Большой популярностью пользовался тур по Кругобайкальской желез-
ной дороге.
Посещение Бурятии первыми иностранными туристами. 1993-1997гг. в
рамках программы Дэвиса был реализован проект «Развитие экотуриз-
ма в Байкальском регионе».
III
Период
программного
регулирования
1995 - 2005 гг. Были заложены основы государственного регулирования развития ту-
ризма, разработаны первые программы развития, туризм стал получать
государственную поддержку. Проведение первого семинара по основам
развития туризма в Тункинском районе.
1996 г. – принят республиканский закон «О туризме», утверждена Рес-
публиканская целевая программа «Развитие туризма в РБ на 1997-2005
годы». Началась подготовка кадров в местных вузах.
Тенденция увеличения выездного туризма.
IV
Период
стратегического
развития
2005г. –
по наст.
время
Развивается экотуристический проект «Большая байкальская тропа».
Туризм в Бурятии признан приоритетным направлением экономики. В
2007г. вышло Постановление Правительства РФ о создании в Прибай-
кальском районе Бурятии ТР ОЭЗ. Происходит активное формирование
туристской инфраструктуры, улучшение маркетинговой политики по
позиционированию Бурятии на туристском рынке, инвестиционной
привлекательности региона, увеличение количества туристских фирм.
Из данных таблицы 3 следует, что начало зарождения организованного
туризма в Республике Бурятия относится к 1965 г. и в значительной степени за-
паздывает по сравнению со многими регионами Российской Федерации. Позд-
нее зарождение развития туризма в сочетании с географическими и природны-
ми условиями региона – два фактора, решающим образом определивших нераз-
витость туризма в республике на протяжении первых трех периодов. Это об-
стоятельство вступало в противоречие с имеющимися в регионе большими по-
тенциальными возможностями для развития туризма и сдерживало использова-
ние туризма в качестве одного из перспективных и эффективных направлений
развития экономики. Для разрешения отмеченного противоречия органами Рос-
14
сийской Федерации и Республики Бурятия были разработаны мероприятия по
развитию туризма, центральное место в которых отводилось особой экономи-
ческой зоне туристско-рекреационного типа (ОЭЗ ТРТ), относящейся по своему
потенциалу к объекту государственной значимости. Ее создание выражает об-
щую заинтересованность государства, региона, муниципальных органов, част-
ного бизнеса, местного населения в развитии туризма и знаменует расцвет чет-
вертого периода.
Хотя разработанные в четвертом периоде многочисленные программы по
развитию туризма не нацелены на развитие этнического туризма, как самостоя-
тельного вида, их реализация создает благоприятные условия и для его разви-
тия, в частности, за счет использования создаваемой инфраструктуры для всех
видов туризма.
При этом следует учесть, что в самой Республике Бурятия имеются бла-
гоприятные условия для развития этнического туризма, к числу которых отно-
сятся:
- в большинстве районов (в 14 из 21) имеются объекты этнотуристской привле-
кательности, что благоприятно характеризует возможности региона для разви-
тия этнического туризма;
- акцент на этнокультурные особенности при позиционировании республики на
туристском рынке;
- наличие большого количества инвестиционных проектов, сориентированных
на использование потенциала этнического туризма;
- возрастающая с годами необходимость сохранять этнокультурное наследие и
дать толчок для развития территорий проживания коренного населения, что на-
глядно иллюстрируется конкретными мероприятиями, включенными в утвер-
жденную стратегию социально-экономического развития Республики Бурятия
до 2025 г., а также в план мероприятий по реализации в Республике Бурятия в
2010-2012 гг. концепции устойчивого развития коренных малочисленный наро-
дов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Наличие благоприятных условий для развития этнического туризма в
Республике Бурятия выдвигает задачу по разработке конкретных подходов для
из практической реализации.
4. Алгоритм проведения процедуры отбора территорий, целесообраз-
ных для развития этнического туризма
Принципиально важным для экономической теории и существенно зна-
чимым для практики является вопрос обоснованного выбора территории регио-
на для развития этнического туризма.
Необходимость решения задачи о территориальном размещении этниче-
ского туризма в республике обусловлена двумя обстоятельствами: различными
особенностями районов республики и специфическими особенностями этниче-
ского туризма. Условия и степень благоприятного сочетания этих обстоя-
тельств существенно различаются по районам республики.
Так, например, в Республике Бурятия имеются районы, в которых развит
туризм, и районы в которых туризм отсутствует. Эти районы имеют свои спе-
15
цифические особенности, сформированные историческими, географическими,
экономическими, культурными и другими факторами.
Разработанный методический подход одновременно решает задачи по
выбору территории, выбору разновидности этнического туризма и предпочти-
тельной очередности района для организации и развития этнического туризма.
На рисунке 2 представлен алгоритм выбора территории для организации
и развития этнического туризма. Он включает семь этапов.
Рисунок 2 - Алгоритм выбора территории для организации и развития
этнического туризма
На первом этапе органами управления определяются цели и задачи разви-
тия этнического туризма в регионе. При определении целей развития учитыва-
ются не только цели экономические (увеличение налоговых поступлений, сти-
мулирование новых видов экономической деятельности: сувенирная продук-
ция, ремесленное производство и др.), но и социально-культурные (обеспече-
ние сохранности культуры и традиций отдельных малочисленных народов и
др.), а также задачи, решение которых обеспечивает достижение поставленной
цели.
На втором этапе предусматривается сбор и анализ необходимой инфор-
мации, включающей:
- особенности региона (географические, экономические, социальные, этниче-
1. Определение целей и задач развития этнического туризма в регионе
3. Выбор показателей для оценки этнотуристских ресурсов
2. Изучение социально-экономической характеристики региона
4. Характеристика территорий региона по оценочным показателям
6. Группировка районов по их принадлежности к разновидностям
этнического туризма
7. Определение рейтинга районов республики с дифференциацией
этнического туризма по его разновидностям
5. Отсев районов, не рекомендуемых для развития этнического туризма
16
ские) и его инфраструктура;
- количество районов в регионе, их площади, численность, национальный со-
став населения районов;
- социально-экономические проблемы региона;
- содержание текущих и долгосрочных программ развития региона.
На основе этой информации определяется место туризма и этнического
туризма в совокупности резервных направлений развития экономики.
Для решения задач третьего этапа, заключающегося в выборе территории
для развития этнического туризма, необходимо использование трех ключевых
показателей: проживание в районе коренных малочисленных народов, наличие
на территории района объектов материальной культуры этносов и наличие на
территории района объектов духовной культуры этносов.
Использование первого показателя для отбора территории (района), целе-
сообразной, то есть благоприятной для развития этнического туризма, обуслов-
лено, как показало наше исследование, высокой степенью сохранности у мало-
численных народов самобытности и объективной необходимостью ее сохране-
ния и развития.
Второй и третий показатели учитывают наличие на территории района
объектов самобытной традиционной культуры этносов, выраженных в матери-
альной (строениях, орудиях труда, ремеслах, одежде, пище) и духовной (обы-
чаях, обрядах, традиционных знаниях, произведениях искусства) формах.
На четвертом и пятом этапах производится оценка территорий региона по
показателям отбора территории. Наличие всех трех показателей или двух из
трех в любых сочетаниях на территории района определяет район, как благо-
приятный и целесообразный по затратам для развития этнического туризма, от-
сутствие двух или всех трех показателей (критериев) характеризует район с не-
благоприятными условиями для развития этнического туризма. Указанные по-
казатели выполняют роль инструмента (шаблона), с помощью которого терри-
тория рекомендуется или не рекомендуется для развития этнического туризма.
На шестом этапе, после отбора территорий, благоприятных для развития
этнического туризма, принимается решение о развитии этнического туризма
той или иной разновидности. Решение принимается на основании критерия
подлинности и других факторов, приведенных в таблице 4.
Определение районов развития поверхностного и глубокого разновидно-
стей этнического туризма позволяет наиболее качественно удовлетворить
предпочтения туристов, а также максимально эффективно использовать имею-
щиеся в районах этнотуристские ресурсы.
Поверхностный этнический туризм, за счет охвата большего количества
туристов, усиливает их внимание к этнической культуре, а глубокий этниче-
ский туризм – дает большие возможности этническим группам самим участво-
вать в создании туристского бизнеса, который окажет незначительное воздей-
ствие на окружающую среду и социокультурную ситуацию и, кроме того, обес-
печит местной экономике новые источники дохода. Следовательно, обеспечить
эффективность развития этнического туризма возможно при формировании и
развитии в регионе обеих разновидностей этнического туризма.
17
Таблица 4 – Факторы, используемые при выборе разновидности этнического
туризма
Учитываемый
фактор
Проявление фактора для разновидностей этнического туризма
Поверхностный этнический туризм
Глубокий этнический туризм
Расположение
этнотурист-
ских объектов
- близость к санаторно-курортным зо-
нам и местам массовых посещений ту-
ристами;
- близость к региональному центру
- удаленность от городов, мест массовых посе-
щений туристов
Критерии
подлинности
- небольшое количество времени, отво-
димое на знакомство с самобытной
культурой этноса;
- возможное наличие современных ин-
фраструктурных объектов
- длительный и непосредственный контакт меж-
ду туристом и этнической группой;
-
инфраструктурные объекты соответствуют
традиционному укладу;
- проживание туристов с самобытным народом;
- активное вовлечение туристов в различные
сферы жизни населения
Инициатор
выбора
разновидности
этнического
туризма
Органы управления туризмом
Местное население территорий, сохранивших
особенности культуры и быта народов
На седьмом этапе решается задача рангового рейтингования территорий
региона для организации и развития этнического туризма.
Для этого нами использованы три вышеперечисленных показателя и таксоно-
метрический метод, который позволяет на их основе определить комплексный
показатель R
j
. По значению этого показателя оценивается квазирасстояние ка-
ждого района до района, принятого за эталон. Абсолютная величина комплекс-
ного показателя характеризует потенциальную готовность территории для ор-
ганизации и развития этнического туризма. Расчет ведется по формуле (1):
Поскольку все показатели, участвующие в расчете R
j
, имеют разную при-
роду и несравнимые друг с другом значения, они подвергаются пересчету по
формуле (2):
где Z
ij
– значение исходного показателя после пересчета,
- среднее значение i-го
показателя для всех районов, - среднеквадратическое отклонение i-го показателя.
- значение эталонного района, которое определяется выбором наибольшего значе-
ния показателя.
Выбор лучшего района осуществляется методом наименьших квадратов.
Сравнение уровня развития двух отдельных районов производится по величине
их индивидуальных значений комплексного показателя развития (Rj). Район, у
которого значение комплексного показателя Rj меньше, характеризуется отно-
сительно более высоким уровнем развития.
18
В связи с тем, что этнический туризм существует в двух разновидностях,
в методическом подходе предусматривается расчет комплексного показателя R
j
для районов каждой разновидности в отдельности, что позволяет осуществить
процедуру ранжирования в каждой группе районов.
Ранжирование районов позволяет обосновать их очередность при реше-
нии вопросов развития этнического туризма.
5. Формирование системы управления развитием этнического туризма
При разработке системы управления были использованы общий алгоритм
построения систем управления, описанный в литературе, основные положения
системного подхода и специфические особенности этнического туризма.
В разработанной системе управления отражено взаимодействие регио-
нальных органов управления и органов местного самоуправления, которые на
основе входной информации осуществляют распределение районов региона по
группам в зависимости от разновидности этнического туризма. В ней выделены
вход и выход с присущим им содержанием, а также основные структурные эле-
менты, входящие в состав управляющей и управляемой подсистем.
Система управления развитием этнического туризма приведена на рисун-
ке 4.
Существенным в этой системе управления является то, что в ней:
- определено место механизма управления и указаны его связи с органами
управления;
- выделены структурные элементы объекта управления, включая этноту-
ристский продукт и туристы, а также их системные связи;
- показаны информационные связи между элементами системы управле-
ния, формирующими внутреннюю среду;
- отражена дифференциация туристов по их тяготению к разновидностям
этнического туризма;
- определен различный набор средств воздействия в отношении каждой
разновидности.
Разработанная система управления позволяет упорядочить процесс
управления, за счет возможности учета специфических особенностей этноту-
ризма и его разновидностей.
6. Апробация методического подхода по выбору территории для ор-
ганизации и развития этнического туризма
В республике насчитывается 21 район. Все районы республики были раз-
делены на благоприятные и неблагоприятные для развития этнического туриз-
ма. Благоприятным считается район, который отвечает трем ключевым крите-
риям: проживание в районе коренных малочисленных народов, наличие на тер-
ритории района объектов материальной культуры этносов и наличие на терри-
тории района объектов духовной культуры этносов. Отсутствие двух или всех
трех критериев характеризует район как неблагоприятный для развития этниче-
ского туризма.
19
Рисунок 4 - Система управления развитием этнического туризма
Вход
Внешние факторы: экономические, политические, научно-технические, социальные, географические,
правовые. Внутренние факторы: материально-технические, экологические,
демографические (полиэтничность населения), культурные
Выход
Результат управления развитием ЭТ
Увеличение количества туристов
Увеличение налоговых поступлений
Повышение качественных и количественных
характеристик этнотуристского продукта
Увеличение спроса на этнотуристский продукт
Обеспечение занятости населения
Индикаторы развития
Число лиц, занятых в сфере этнического туризма
Доля этнического туризма в валовом региональ-
ном продукте
Количество возрожденных местных достоприме-
чательностей, местных обычаев, фольклора,
народных промыслов
Управляющая подсистема
Механизм управления
1. Выбор территории для организации и развития этнического туризма
2. Определение объектов управления для разновидностей этнического туризма
3. Определение субъектов управления
4. Методы и средства воздействия на объект управления
Научные
учрежде-
ния по
туризму
(НИОКР)
Народный Хурал РБ
Правительство РБ
Министерство
культуры РБ
Министерство экономического
развития и внешних связей РБ
Министерство природных ресурсов
и охраны окружающей среды РБ
Республиканское агентство по туризму: разработка целей и задач управления этническим туризмом
Цель - формирование туристической отрасли, которая окажет влияние на социально-
экономическое развитие районов путем увеличения доходной части бюджета, притока инвести-
ций, увеличения рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального ис-
пользования этнотуристского потенциала региона и удовлетворение познавательных потребностей
туристов
Управляемая подсистема
Поверхностный
этнический туризм
Частично сохра-
нившиеся и вновь
созданные объекты
показа, отражаю-
щие жизнь этноса
Глубокий
этнический туризм
Сохранившиеся
объекты показа,
отражающие
подлинную
жизнь этноса
Туристы
Изучение традиций
и культуры этноса
Познание подлинной
жизни этноса
Объект управления по разновидностям
Этнотуристский продукт
Самобытный этнос
Исторические и социально-культурные
природные ресурсы
Туристская инфраструктура
Услуги и товары
Свойство этнотуристского продукта
Межрегиональный характер
Изменчивость критерия подлинности
Независимость от фактора сезонности
20
При этом имеется в виду, что наличие всех трех критериев характеризует
условия региона, которые требуют меньших затрат на создание этнотуристско-
го продукта и развития потенциала этнического туризма. Результаты деления
районов приведены в таблице 5
Таблица 5 - Результаты выбора решений о развитии этнического туризма в рай-
онах Республики Бурятия
Район, в котором условия для развития этнического туризма
благоприятны, в том числе по разновидностям
неблагоприятны
Глубокий (I группа)
Поверхностный (II группа)
Баргузинский
г. Улан-Удэ, Тарбагатайский
Еравниниский
Курумканский
Прибайкальский, Заиграевский
Иволгинский
Закаменский
Кабанский, Мухоршибирский
Кижингинский
Баунтовский
Хоринский, Бичурский
Муйский
Окинский
Кяхтинский, Джидинский
Селенгинский
Северо-Байкальский
Тункинский
Данные таблицы 5 показывают, что этнический туризм в республике це-
лесообразно развивать в 17 районах и не целесообразно в пяти районах: Ерав-
нинской, Иволгинском, Кижингинском, Муйском, Селенгинском.
Для наглядности полученных результатов на географической карте Рес-
публики Бурятия отражено территориальное расположение районов I и II груп-
пы, а также районы, в которых развитие этнического туризма нецелесообразно
(рисунок 5).
Учитывая запросы практики, всем районам I и II группы определены рей-
тинги. Результаты рангового рейтингования приведены в таблице 6 и таблице
7.
Из данных таблицы 6 и таблицы 7 видно, что значение комплексного по-
казателя R
j
, отражающего квазирасстояние районов обеих групп значительно
колеблется как в первой, так и во второй группе, что позволяет органам управ-
ления принимать решения о выборе очередности районов для развития этниче-
ского туризма. Они также показывают, по каким показателям районы опережа-
ют или отстают как от эталонного района, так и друг от друга.
Таблица 6 - Расчет комплексного показателя для районов первой группы, Rj
Условный
номер
района
по рис. 5
Наименование
района
Значение показателя Z
ij
для
Ранг по
комплекс-
ному пока-
зателю, R
j
Объектов
материальной
культуры
этноса
Объектов
духовной
культуры
этноса
Коренных
малочис-
ленных
народов
Средств
размещения
15
Окинский
0,16
-1,06
2,16
-0,31
13,25
11
Курумканский
2,03
0,75
-0,55
-0,61
13,57
17
Северо-
Байкальский
-0,78
-0,45
-0,01
1,84
15,36
1
Баргузинский
-0,78
0,90
-0,85
0,82
18,09
7
Закаменский
0,16
1,21
-0,52
-1,02
18,85
2
Баунтовский
-0,78
-1,36
-0,23
-0,71
26,68
Значение для территории
принятой за эталон
2,03
1,21
2,16
1,84
-
21
Рисунок 5 – Карта целесообразного расположения этнического туризма и его разновидностей
на территории Республики Бурятия
Районы:
1. Баргузинский
2. Баунтовский
3. Бичурский
4. Джидинский
5. Еравниниский
6. Заиграевский
7. Закаменский
8. Иволгинский
9. Кабанский
10. Кижингинский
11. Курумканский
12. Кяхтинский
13. Муйский
14. Мухоршибирский
15. Окинский
16. Прибайкальский
17. Северо-Байкальский
18. Селенгинский
19. Тарбагатайский
20. Тункинский
21. Хоринский
- I группа – глубокий этнический туризм
- II группа – поверхностный этнический туризм
- районы, в которых развитие этнического туризма
не целесообразно
- г. Улан-Удэ
6
21
10
1
16
2
5
11
17
13
14
19
8
9
3
12
18
7
4
15
20
22
Таблица 7 - Расчет комплексного показателя для районов второй группы, R
j
Условный
номер
района
по рис.5
Наименование
района
Значение показателя Z
ij
для
Ранг по
комплексному
показателю,
R
j
Объектов
материальной
культуры
этноса
Объектов
духовной
культуры
этноса
Средств
размещения
9
Кабанский
0,13
0,23
1,51
9,68
16
Прибайкальский
-0,51
1,94
1,10
11,00
20
Тункинский
-0,51
0,23
2,09
12,95
14
Мухоршибирский
2,66
-0,91
-0,68
15,82
3
Бичурский
-0,51
1,66
-0,53
16,99
12
Кяхтинский
-0,51
0,51
-0,18
17,23
19
Тарбагатайский
1,39
-0,91
-0,65
17,26
4
Джидинский
-0,51
-0,06
-0,77
22,18
22
г. Улан-Удэ
-0,51
-0,63
-0,33
22,48
6
Заиграевский
-0,51
-0,34
-0,77
23,40
21
Хоринский
-0,51
-1,49
-0,80
30,09
Значение для территории
принятой за эталон
2,66
1,94
2,09
-
Важно отметить, что в результате апробации методического подхода вы-
явлены районы (Закаменский, Мухоршибирский, Хоринский) на территории
которых целесообразно развивать этнический туризм, но которые остались в
тени при разработке социально-экономических программ развития районов.
Расчеты, выполненные в диссертационной работе, показали, что развитие
этнического туризма в этих районах позволит бюджету республики дополни-
тельно получить 12,8 млн. руб., что составляет к доходу от туристской деятель-
ности в 2009 г. – 11,4%.
Выявленные специфические особенности этнического туризма и разрабо-
танный методический подход по выбору территории, рациональной для разви-
тия этнического туризма в сочетании с разработанной системой управления
раскрывают направления дальнейшего изучения этнического туризма.
В практическом отношении важное значение имеют показатели для вы-
бора территории региона, пригодной для развития этнического туризма. Коли-
чественная оценка этих показателей позволяет руководителям регионов, с по-
мощью рангового рейтингования, обоснованно решать задачи по выбору терри-
тории для этнического туризма.
23
СПИСОК РАБОТ, ОПУБЛИКОВАННЫХ ПО ТЕМЕ
ДИССЕРТАЦИИ
Публикации в ведущих рeцeнзируeмых журналах и изданиях,
рекомендованных ВАК:
1. Барлукова, А.В. Классификационный статус этнического туризма [Текст] /
А.В. Барлукова // Известия государственной экономической академии (Бай-
кальский государственный университет экономики и права). – 2010. - №4
(72). – 0,4 п.л.
2. Барлукова, А.В. Механизм управления как неотъемлемый элемент системы
управления туризмом [Текст] / А.В. Барлукова // Известия Иркутской госу-
дарственной экономической академии (Байкальский государственный уни-
верситет экономики и права). – 2010. - №6 (74). – 0,44 п.л.
3. Барлукова, А.В. Методический подход к формированию структуры системы
управления этническим туризмом / А.В. Барлукова // Известия Иркутской го-
сударственной экономической академии (Байкальский государственный уни-
верситет экономики и права). – 2010. – №6. Идентификационный номер ста-
тьи в НТЦ «ИНФОРМРЕГИСТР» (электронный журнал) 0421000101\0268. -
0,42 п.л. www.eizvestia.isea.ru
Публикации в других изданиях:
4. Барлукова, А.В. Ценность этнического наследия как основа развития туриз-
ма: проблемы и перспективы [Текст] / А.В. Барлукова // Музей и туризм:
взаимодействие в современных условиях: сб. науч. ст. - Улан-Удэ: ВСГА-
КИ.–2008.– 0,6 п.л.
5. Барлукова, А.В. Этнический туризм: определение и составные элементы
[Текст] / А.В. Барлукова // Становление сервисной экономики: теория и прак-
тика: сб. науч. тр. - Иркутск: БГУЭП. – 2008. – 0,5 п.л.
6. Барлукова, А.В. Подлинность в контексте этнического туризма [Текст] / А.В.
Барлукова // Поддержка малого и среднего предпринимательства на феде-
ральном, региональном и местном уровнях: опыт, проблемы и перспективы:
сб. науч. тр. - Иркутск: БГУЭП. - 2008. – 0,86 п.л.
7. Барлукова, А.В. Перспективы развития этнического туризма в Республике
Бурятия [Текст] / А.В. Барлукова // Развитие современной России: вопросы
экономики, менеджмента, маркетинга сб. науч. тр. - Иркутск: БГУЭП. – 2009.
– 0,52 п.л.
8. Барлукова, А.В. О развитии этнического туризма [Текст] / А.В. Барлукова //
Устойчивое развитие туризма: стратегические инициативы и партнерство:
материалы 3-ей научно-практической конф. - Улан-Удэ: БНЦ СО РАН. –
2009. – 0,4 п.л.
9. Барлукова, А.В. Алгоритм выбора территорий региона для организации и
развития этнического туризма (на примере Республики Бурятия) [Текст] /
А.В. Барлукова // Финансирование развития человеческого капитала в обра-
зовательной системе Сибирского региона: сб. науч. тр.; под. ред. В.И. Сама-
рухи. - Иркутск: Изд-во БГУЭП. - 2011. - 0,54 п.л.
Информация о работе Территориальные особенности управления развитием этнического туризма (на примере Республики Бурятия)