Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:00, курсовая работа
Цель работы заключается в рассмотрении исторической, культурной и архитектурной значимости и привлекательности городов, входящих в туристский маршрут «Золотое Кольцо».
Следующие основные задачи были решены в ходе достижения поставленной цели:
Дать общую характеристику туристского потенциала всего
региона;
Изучить историческую ценность городов, входящих в «Золотое Кольцо»;
Выявить культурную и архитектурную привлекательность городов туристского маршрута «Золотое Кольцо».
Введение
Глава 1: Общая характеристика региона «Золотое Кольцо»
Глава 2: Историческая ценность (каждого города)
Глава 3: Культурно – архитектурная ценность (каждого города)
Заключение
Библиографический список
История города тесно связана с Троице-Сергиевым
монастырем, основанным Сергием Радонежским
в XIV веке. По летописной легенде, два брата
Стефан и Варфоломей ушли из городка Радонеж
и на невысоком холме Маковец при слиянии
рек Кончуры и Вондюги построили хижину-келью
и небольшую деревянную церковь, освященную
во имя Троицы. Со временем вокруг церкви
образовался монастырь. На протяжении
столетий монастырь являлся религиозным
и культурным центром России. Для Троицкого
собора Андреем Рублевым была написана
икона «Троица», хранящаяся в Третьяковской
галерее. С 23 сентября 1608 года по 12 января
1610 года монастырь был осажден польским
пятнадцатитысячным войском. Русский
гарнизон численностью 2,5 тысячи человек
под руководством воевод Г. Б. Долгорукого-Рощи
и А. И. Голохвастова отстоял монастырь.
В 1744 году Троице-Сергиеву монастырю был
присвоен статус лавры — монастыря, непосредственно
подчиненного патриарху или Синоду. Монастырские
слободы, расположенные вокруг монастыря,
указом Екатерины II от 22 марта 1782 года
были объединены в город Сергиевский Посад.
После указа был создан проект застройки
города, центром и ядром которого оставалась
Троице-Сергиева лавра, расположенная
на холме Маковец. Строительство шоссе,
связавшего Москву с Сергиевым Посадом,
было закончено в 1845 году, а спустя 17 лет
(1862) было открыто движение по железной
дороге. В 1919-1946 годах Троице-Сергиева
лавра была закрыта. В лавре действует
Московская духовная академия, которая
была открыта в 1814 году после переезда
из Москвы Славяно-греко-латинской академии,
Духовная семинария (открыта в 1742). На сегодняшний
день Сергиев Посад является крупнейшим
административным, промышленным, культурным
и туристическим центром Подмосковья,
его по праву величают жемчужиной «Золотого
Кольца».
Плес был основан московским князем Василием I в 1410 году для защиты подступов к Москве и Костроме. В устье реки Шохонка была построена деревянная крепость, просуществовавшая до конца XVII века. С крепости хорошо просматривался прямой участок реки — плес. Впервые город упоминается в Воскресенской летописи.
Плес стоит на Ростово-
В конце XIX века Плес и его окрестности
превратились в любимое место отдыха русской
интеллигенции. Плес сохранил городскую
планировку, сложившуюся в XVII — первой
половине XVIII века. Улицы расположены параллельно
реке. В старой части города сохранились
крепостной вал и окружающий его ров, возведенные
в 1410 году. Высокий берег прорезан многочисленными
оврагами, разделяющими его на отдельные
горы. Гора, на которой стояла деревянная
крепость города Плес, называлась Соборной.
Позднее она была переименована в гору
Свободы. Здесь в 1699 году был построен
Успенский собор — самое старое сооружение
Плеса.
Сейчас Константиново известно потому,
что здесь 3 октября 1895 родился великий русский
поэт Сергей
Александрович Есенин.
В Константинове прошли детство и юность
поэта. В центральной части села расположен Государственный музей-заповедник
С. А. Есенина.
История села Константиново насчитывает
около 300 лет. Первое упоминание о нём относится
к 1619 году, село являлось
тогда собственностью царской семьи. Через
несколько десятилетий оно пожаловано
Мышецким и Волконским. В 1728
году владельцем Константинова стал сын
Кирилла Алексеевича Семен Кириллович
Нарышкин. Он получил блестящее европейское
образование, состоял на дипломатической
службе. Не имея прямых потомков в 1775
году завещал Константиново своему племяннику
Александру Михайловичу Голицыну. В течение
30 лет он был хозяином земли, лугов, леса.
На его средства в 1779 году был возведён каменный
храм Казанской
иконы Божией Матери.
Земной путь свой он закончил в 1808
году и передал имение своей внебрачной
дочери Екатерине Александровне, в замужестве
Долгоруковой. Новая владелица села продолжила
дело своего отца по украшению храма. Согласно
её завещанию, в 1843 году владельцами села
стали её племянники Александр Дмитриевич
и Владимир Дмитриевич Олсуфьевы. Через
2 года Александр Дмитриевич, стал единолично
распоряжаться имением. Его сын Владимир
Александрович Олсуфьев вступил в наследство
в 1853 году. Новые хозяева появились в имении
в 1879 году. Это были купцы
из г. Богородицка Сергей Григорьевич,
Александр Григорьевич и Николай Григорьевич
Куприяновы. Старший из братьев построил
земскую, школу, много сделал для обучения
крестьянских детей. Через двенадцать
лет, в 1897 году, владельцем дома
и усадьбы стал Иван Петрович Кулаков.
На свои средства он выстроил новое здание
школы, украсил храм деревянным дубовым
иконостасом. После смерти отца в 1911 году,
хозяйкой дома стала Лидия Ивановна, в
замужестве Кашина. Она продолжила благотворительную
деятельность своего родителя.
ГЛАВА 3:
КУЛЬТУРНО
– АРХИТЕКТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ.
Суздальский кремль – древнейшая часть города, ядро Суздаля, археологически существующее с X века, а по летописям – 1024 г. Расположен Кремль в излучине реки Каменка, в южной части города. Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архирейского двора с древним Рождественским собором.
Архитектурный ансамбль кремля
Собор Рождества Богородицы построен в 1222–1225 из туфообразного известняка (низкокачественного белого камня), стоит на месте плинфяного храма времён Владимира Мономаха. Нынешний собор также не дошёл до нас в первоначальном виде. От постройки XIII века сохранилась нижняя часть, ограниченная аркатурным поясом, выше которого стены выложены в XVI веке, но уже не из белого камня, а из кирпича. Древняя часть богато декорирована резьбой из гладкотесаного белого камня. Фасады украшают фигуры львов, женские маски, затейливые орнаменты.
Напротив южного фасада собора в 1635 году была построена колокольня, завершённая высоким восьмигранным шатром. В конце XVII века на ней установили куранты, в которых часы обозначаются буквами. Собор, палаты и связанная с ними переходом колокольня образуют замкнутый парадный двор.
Архиерейские палаты – архитектурный комплекс, сформировавшийся на протяжении XV–XVIII вв. как жилой дом для суздальских церковных владык. Основное здание тесно связано с собором, как в композиционном, так и в бытовом отношении. В настоящее время в палатах расположен музей и ресторан.
В западной части Кремля находится деревянная Никольская церковь, построенная в 1766 году и перевезённая из села Глотова Юрьев-Польского района в 1960 году, на место утраченной церкви Всех святых XVII века. Церковь Николы – один из примеров простого и древнего типа деревянных конструкций, не лишённая однако соразмерности и красоты форм.
Богат
Суздаль и на монастырские ансамбли:
Спасо-Евфимиев монастырь – основан в
1352 году суздальско-нижегородским князем
Борисом Константиновичем, как крепость,
призванная защищать город от врагов внешних
и внутренних. Покровский монастырь –
основан в 1364 году при князе Дмитрии Константиновиче,
нынешний вид ансамбля сложился в XVI веке,
когда монастырь стал местом ссылки опальных
цариц и женщин знатных боярских фамилий.
В XVI–XVII столетиях монастырь был одним
из крупнейших на Руси. Александровский
монастырь – расположен на реке Каменка
в Суздале, по преданию, был основан в 1240
году Александром Невским. Ризоположенский
монастырь – расположен на реке Каменка
в центре Суздаля, основан в 1207 году. Каменные
постройки появились в монастыре в XVI веке.
Золотые ворота, выстроенные в 1164 году при великом князе Андрее Боголюбском, относятся к числу уникальных историко-архитектурных памятников древней Руси. В южной стене Золотых ворот находится лестница, 64 ступени которой ведут на боевую площадку и к надвратной церкви. Серьезные реставрационные работы велись в конце 18 — начале 19 века под руководством архитектора Чистякова. В настоящее время в надвратной Ризоположенской церкви размещается военно-историческая экспозиция Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Успенский собор, выдающийся памятник древнерусской архитектуры, был заложен Андреем Боголюбским 8 апреля 1158 года. Существующее ныне здание представляет сложный комплекс, созданный на протяжении двух строительных периодов (во время правления Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо). Собор многократно разорялся и восстанавливался. В храме сохранились фрески работы Андрея Рублева и Даниила Черного (1408). Резной барочный иконостас был возведен в 1773-1774 годах. Немалый интерес представляет некрополь Успенского собора, где похоронены великие князья владимирские и древнерусские писатели епископ Симон и Серапион Владимирский. Существующая ныне высокая колокольня собора построена в 1810 году. Соединяющий собор с колокольней Георгиевский придел возведен по проекту архитектора Н. А. Артлебена в 1862 году.
Одно из интереснейших сооружений владимирских зодчих — Дмитриевский собор — построен в 1194-1197 годах князем Всеволодом Большое Гнездо. Собор отличается величественными пропорциями и превосходной обработкой белокаменных блоков, резным убором и изображениями на фасадах. Дмитриевский собор неоднократно реставрировался — в 19 веке, затем в 1939-1952 годах.
Главным храмом Княгинина монастыря, основание которого связывается с супругой князя Всеволода Большое Гнездо княгиней Марией, является Успенский собор, возведенный в 1200-1202 годах, но не сохранившийся в своем первоначальном виде до наших дней (существующее ныне здание было построено на рубеже 14-15 веков). В соборе сохранились фрески 1647-1648 годов работы мастеров московской школы под руководством Марка Матвеева.
Рождественский монастырь был заложен
в 1190-х годах. 23 ноября 1263 года в главном
храме монастыря — Рождественском соборе
(возведен в 1192-1195 годах, сильно перестроен
в 1859-1864 годах) был похоронен Александр
Невский, мощи которого покоились здесь
500 лет до их переноса в северную столицу
по приказу Петра I. У подножия Козлова
вала располагаются церковь Николы (17
в.) и церковь Спаса (18 в.). Другие памятники
церковного зодчества Владимира представлены
Георгиевской барочной церковью (1783-1784
годы), церковью Николы Мокрого в Галеях
(1732-1735 годы), церковью Успения Богородицы
(1649), Никитской церковью (1765), Вознесенской
церковью (1724). К одной из последних храмовых
построек губернского Владимира относится
Троицкая церковь, расположенная на месте
деревянной Казанской церкви 17 века.
Центром архитектурного ансамбля XII века был Рождественский (Рождества Богородицы) собор, заложенный в 1158 году. Собор неоднократно разоряли, в 1772 году для придания храму «большей светлости» в стенах прорубили огромные окна, в результате чего здание рухнуло. Уцелела часть северной стены собора с древним переходом к лестничной башне, где в результате боярского заговора был убит князь Андрей в июньскую ночь 1174 года. Главной святыней Рождественского собора была икона Боголюбской богоматери. После гибели Андрея Боголюбского град-замок опустел, затем здесь обосновался Свято-Боголюбовский монастырь. В 1177 году его разорил рязанский князь Глеб, потом татаро-монголы довершили начатое им дело. На месте Рождественского собора была построена ныне существующая Благовещенская церковь (1683), ее корпус был сильно переделан в 1804 году. На территории Свято-Боголюбовского монастыря находятся большой пятиглавый Боголюбский собор, надвратная церковь-колокольня, трапезная церковь, часовня-киворий, церковь Ризоположения и кельи. В советское время Боголюбово стало филиалом Владимиро-Суздальского историко-художественного и архитектурного музея-заповедника. В середине 1990-х годов монастырь был возвращен Русской православной церкви.
В полутора километрах от Боголюбово находится
церковь Покрова на Нерли. Храм являлся
памятником походу владимирских полков
на волжских болгар в 1164-1165 годов и погибшему
в этом походе сыну князя Андрея Боголюбского
— Изяславу. Церковь посвящена христианскому
празднику — Покрову богоматери; был украшен
белокаменным резным убором, рельефными
изображениями, каменным портретом царя
Давида. Фрески храма можно было видеть
еще в XII веке. В настоящее время росписи
утрачены.
4. Переславль-Залесский
Никитский монастырь,
предположительно основан в 1010 году князем
Борисом в честь великомученика Никиты.
Центральное место в монастыре занимает
Никитский собор, возведенный в 1561-1564 годах.
С южной стороны собора расположен придел
Никиты Столпника. К югу от собора расположен
комплекс монастырских построек, среди
которых выделяется церковь Благовещения
с трапезной и колокольней (1564).