Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 21:14, контрольная работа
Отличительная черта туризма в белоруской правовой сфере состоит в том, что его регулирование осуществляется нормами, как общего, так и специального законодательства. К первой группе можно отнести - акты, относящиеся к неопределенному кругу юридических и физических лиц, но во многом определяющие работу субъектов туристской индустрии, ко второй - акты, непосредственно регулирующие туристскую деятельность.
1. Характеристика нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую деятельность
2. Виды и формы платежей и взаиморасчетов, используемые в туризме
3.Задача № 3.7
4. Список использованных источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра управления туризмом
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика туризма», вариант 1
студентки 4 курса, группы ЗТТ-2,
факультета Высшая школа туризма, заочного отделения,
шифр зачетной книжки (з/к) 04ЗТТ-22
Апейкиной Людмилы Валерьевны
Адрес: Ул. Ленина 176-89
211030 г. Орша
Витебская обл.
МИНСК 2008
СОДЕРЖАНИЕ
1. Характеристика нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую деятельность
2. Виды и формы платежей и взаиморасчетов, используемые в туризме
3.Задача № 3.7
4. Список использованных источников
1.Характеристика нормативно-правовой базы, регулирующей туристскую деятельность
Отличительная черта туризма в белоруской правовой сфере состоит в том, что его регулирование осуществляется нормами, как общего, так и специального законодательства. К первой группе можно отнести - акты, относящиеся к неопределенному кругу юридических и физических лиц, но во многом определяющие работу субъектов туристской индустрии, ко второй - акты, непосредственно регулирующие туристскую деятельность.
Источники законодательства в области регулирования туристской деятельности можно группировать по различным критериям: по юридической силе (иерархии), по кругу актов, по предмету ведения, по территории и др. Представим нормативно-правовые базу, регулирующую туристскую деятельность на территории РБ по отношению к нормам законодательства, в виде таблицы 1. Причем при построении данной таблицы будем учитывать принцип юридической силы нормативных правовых актов.
Таблица 1 - Сводная таблица нормативно-правовой базы
Нормативно- правовая база в сфере туризма | |
Нормы общего законодательства | Нормы специального законодательства |
Конституция РБ Гражданский кодекс РБ (гл. 39 "Возмездное оказание услуг") Административный кодекс РБ Таможенный кодекс РБ Налоговый кодекс РБ. Закон Республики Беларусь от 9 января 2002г. N 90-3 «О защите прав потребителей Закон Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" от 26.11.1992г. № 1982-XII Закон Республики Беларусь "О санитарно-эпидемическом благополучии населения" от 23.11.1993г. № 2583-XII Закон Республики Беларусь "О железнодорожном транспорте" от 06.01.1999 г. № 237-З Закон Республики Беларусь "О рекламе" от 10.05.2007г. № 225-З Закон Республики Беларусь "О страховании" от 18.02.1997г. № 19-З Закон Республики Беларусь "Об обращениях граждан" от 06.06.1996г. N 407-XIII Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля2003г.N17,(в ред. Декретов Президента Республики Беларусь от 03.05.2004 N 2, от14.10.2004 N 9, от 08.11.2004 N 13, от 14.01.2005 N 2, от 09.03.2005 N 3, от 18.06.2005 N 7, от 09.09.2005 N 11, от 22.11.2005 N 15, от 08.12.2005 N 16, от 04.09.2006 N 15, от 31.12.2006 N 22, от 26.11.2007 N 7) «О лицензировании отдельных видов деятельности». Указ Президента Республики Беларусь от 04.04.2006 №194 «Об утверждении перечня услуг в сфере культуры и искусства, обороты по реализации которых на территории Республики Беларусь освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость». Указ Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 №314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам» Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 22.07.2002 № 23 «Об утверждении правил автомобильных перевозок пассажиров в Республике Беларусь» (в редакции Постановлений Минтранса от 21.01.2004 г. № 5 и от 17.03.2005 г. № 16);Постановление Государственного комитетом по авиации Республики Беларусь от 27.11.2000г. №13 «Авиационные правила перевозки пассажиров и багажа авиапредприятиями Республики Беларусь» Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 29.11.2004г. №42 Правила перевозок пассажиров и багажа внутренним водным транспортом | Закон Республики Беларусь "О туризме" от 25.11.1999г. № 326-З (в редакции Закона Республики Беларусь от 09.01.2007г. 206-З);Указ Президента Республики Беларусь от 02.06.2006 г. № 371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь»Указ Президента Республики Беларусь от 02.06.2006 г. № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» Указ Президента Республики Беларусь от19.03.2006№154 «Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость оборотов по реализации на территории Республики Беларусь путевок на санитарно-курортное лечение и оздоровление населения» Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003г. № 1377 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.07.2007г. № 899) «Положение о лицензировании туристической деятельности»Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 7.04.2006 № 471 «Об утверждении Правил гостиничного обслуживания в Республике Беларусь» Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.06.2004 №730 «Об утверждении положений о порядке создания туристских зон и ведения государственного кадастра туристских ресурсов Республики Беларусь» Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.10.1999 №1549 « О выезде за границу специальных туристических групп на международные спортивные соревнования» Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 № 1377 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2005) « Об утверждении положений о лицензировании деятельности в сфере игорного бизнеса и туристской деятельности» Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 13 июля 2007 г. № 18 «О туристском ваучере» Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17.07.2007г. № 35а Инструкция об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсияхПостановление министерства лесного хозяйства Республики Беларусь от 23.02.2005 № 4 « Об утверждении инструкции о порядке регистрации туристского договора на проведение охотничьего тура с участием иностранного гражданина» Постановление Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь, Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 23.08.2000 № 6/10/49 « Об утверждении положения о порядке пропуска организованных групп иностранных туристов через государственную границу Республики Беларусь» Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.12.2002г. №150 Об утверждении квалификационного справочника "Должности служащих, занятых в организациях туризма" |
Примечание. Источник: [собственная разработка]
Кратко охарактеризуем основные нормы специального законодательства.
Закон Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. № 326-3 «О туризме» непосредственно регулирует отношения в сфере туризма и туристской деятельности. К тому же 19 июля 2007 вступила в действие новая редакция закона «О туризме», которая устранила часть несоответствий между старой редакцией данного закона и другими нормативными актами в сфере туризма. Рассмотрим некоторые существенные для туристической деятельности положения.
Важным терминологическим отличием новой редакции является употребление определения «туристический» вместо «туристского», использовавшегося в старой редакции Закона. Ранее получалось, что Закон говорил о туристской деятельности, а Декрет «О лицензировании отдельных видов деятельности» – о туристической.
Законом введены понятия субъектов и участников туристической деятельности. При этом под субъектами туристической деятельности понимаются туроператоры и турагенты, а под участниками туристической деятельности – туристы, а также юридические и физические лица, имеющие намерение заказать, заказывающие либо заказавшие туристические услуги для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. В новой редакции четко разграничены понятия: туроператор и турагент. Период, осуществление путешествия, в течение которого признается туризмом, увеличен с 6 до12месяцев. Новая редакция Закона выделяет организационные формы туризма: международный (выездной и въездной) и внутренний. Одним из приоритетных направлений государственного регулирования в сфере туризма является поддержка и развитие международного въездного и внутреннего туризма. Особенности организации таких видов туризма, как агроэкотуризм, самодеятельный, социальный, экологический и др., регулируются специальным законодательством.
Договор оказания туристических услуг заключается в письменной форме посредством выдачи исполнителем заказчику туристического ваучера, причем ранее предусматривалось использование типового договора на оказание туристских услуг. Туристический ваучер является бланком строгой отчетности. В новой редакции Закона содержится несколько иной перечень существенных условий договора оказания туристических услуг, а именно:
предмет договора оказания туристических услуг; стоимость туристических услуг, сроки и порядок их оплаты; сведения об исполнителе, включая данные о специальном разрешении (лицензии) на осуществление туристической деятельности, его месте нахождения (месте жительства индивидуального предпринимателя) и банковские реквизиты;
сведения о заказчике в объеме, необходимом для оказания туристических услуг; программа тура; права, обязанности и ответственность сторон;
условия изменения и расторжения договора оказания туристических услуг, порядок урегулирования возникших споров и возмещения причиненных убытков (вреда).
В программу тура включаются: маршрут тура, дата и время начала и окончания тура; порядок встречи и проводов, сопровождения туриста; характеристика транспортных средств, осуществляющих перевозку туриста, сроки стыковок (совмещений) рейсов, иная обязательная информация, предусмотренная законодательством о транспортной деятельности; характеристика объектов для размещения туристов, в том числе их местоположение, классификация по законодательству страны (места) временного пребывания, правила временного проживания, а также иная обязательная информация, установленная законодательством страны (места) временного пребывания; порядок обеспечения питания туриста во время осуществления тура; перечень и характеристика иных оказываемых туристических услуг.
Отдельная глава Закона посвящена вопросам организации экскурсионного обслуживания. Экскурсионное обслуживание осуществляется на основании договора оказания туристических услуг или договора оказания экскурсионных услуг, а также на основании других договоров, если такая возможность предусмотрена законодательством. Экскурсии на территории Республики Беларусь проводят экскурсоводы и гиды-переводчики, прошедшие профессиональную аттестацию, подтверждающую их квалификацию (они вносятся в Национальный реестр экскурсоводов и гидов-переводчиков Республики Беларусь), а также работающие в организациях при проведении экскурсий в данных организациях.
Следует отметить, что мнение профессионалов в сфере туризма по новой редакции закона противоречивы. Существует мнение, что жесткое разделение на туроператора и турагента в нашей стране еще преждевременно. Большинство специалистов склоняется к тому, что придется дополнять закон рядом нормативно-правовых документов. Но в тоже время по мнению заместителя министра спорта и туризма Чеслава Шульги: «Закон «О туризме» направлен на создание нормативной базы, позволяющей вести прозрачный, честный бизнес как в отношении потребителя, так и в отношении производителя туристических услуг. Закон исходит из того, что туризм и туристическая индустрия представляют собой не отдельную отрасль экономики, а сложнейший межотраслевой комплекс, требующий нового подхода к его государственному регулированию, с учетом взаимодействия многих сфер социально-экономической, культурной, экологической деятельности» [4, с.2]
Перечисленные в таблице 1 указы: "О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь", «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь»; «Об освобождении от обложения налогом на добавленную стоимость оборотов по реализации на территории Республики Беларусь путевок на санитарно-курортное лечение и оздоровление населения» целом направлены на развитие въездного и внутреннего туризма, в том числе агроэкотуризма; создание более благоприятных условий для функционирования субъектов туристической деятельности: (освобождение от НДС стоимости услуг по организации путешествий иностранных туристов по Беларуси, услуг гидов-переводчиков и экскурсоводов; льготы по таможенным пошлинам при ввозе автобусов; гарантии и льготы инвесторам, льготы и преференции владельцам усадеб и т.д.)
Правила гостиничного обслуживания устанавливают минимальные требования, предъявляемые к гостиничному обслуживанию на территории Республики Беларусь, и регулируют отношения между исполнителем и потребителем.
Одним из важнейших документов, на мой взгляд, также является Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 13 июля 2007 г. № 18 «О туристском ваучере». Данным постановлением утверждена инструкция о порядке заполнения туристского ваучера и бланк туристского ваучера.
Также в статье 2 Закона Республики Беларусь "О туризме" упоминается Закон Республики Беларусь от 9 января 2002г. N 90-3 «О защите прав потребителей". Данный закон определяет общие правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей, регулирует отношения, возникающие между гражданами, имеющими намерение заказать или приобрести либо заказывающими, приобретающими или использующими товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и организацией, индивидуальным предпринимателем, производящими товары, выполняющими работы или оказывающими услуги потребителям, реализующими товары потребителям при розничной торговле, бытовом подряде, медицинском, гостиничном обслуживании и тому подобных договорах, устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение в области защиты прав потребителей, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав. Т.е потребитель в сфере туризма имеет тот же объем прав, что и потребитель в других сферах деятельности, а именно: просвещение в области своих прав; безопасность товара (услуги); информацию об изготовителе товара (услуги); другие права.
В заключение по обзору законодательной базы в сфере туризма, хотелось бы отметить, что перечень представленных в таблице 1 нормативных актов, далеко не полный; в него можно вносить и вносить различного рода правовые акты. Связано это с тем, что туризм и как следствие туристическая деятельность многогранны, затрагивают много аспектов хозяйственной деятельности различного рода, поэтому требует регулирования различными отраслями права.
2.Виды и формы платежей и взаиморасчетов, используемые в туризме
Хозяйственную жизнь любой страны невозможно представить без денег. Денежные расчеты являются завершающим этапом сделок, связанных с поставками материальных ценностей, реализацией товаров и оказанием услуг. Расчет представляет собой предъявление и удовлетворение в денежной форме требований и обязательств, которые возникают в процессе производства, распределения, перераспределения и потребления совокупного общественного продукта.
Рисунок 1. – Формы денежных расчетов
Примечание. Источник: [собственная разработка]
Как видно из рис.1, расчеты в нашей республике могут принимать как наличную, так и безналичную форму. При расчетах наличными происходит передача денежных средств в форме денежных знаков (банкнот), при безналичных расчетах денежная сумма «передается» посредством совершения записей по соответствующим счетам [2,с.39]. Большинство коммерческих сделок, заключаемых между юридическими лицами, предполагает осуществление расчетов в форме безналичных платежей. Безналичные расчеты- платежи за товары, работы и услуги без применения наличных денег путем перечисления соответствующих сумм со счета (ов) плательщика на счет(а) получателя. Под безналичными расчетами понимаются расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием индивидуальных предпринимателей и физических лиц, проводимые через банк, его филиал (отделение) в безналичном порядке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Индивидуальные предприниматели и юридические лица однако могут использовать наличные деньги при расчетах, в ряде случаев, предусмотренных законодательством[1].
Осуществляя хозяйственную деятельность, туристская фирма сталкивается с необходимостью производить денежные расчёты как внутри самой фирмы, так и вне её. Внутренние расчёты связаны с выдачей заработанной платы и подотчётных сумм работникам, дивидендов акционерам и др. Внешние расчёты обусловлены финансовыми взаимоотношениями по поводу закупки, формирования и реализации туристского продукта, выполнения работ, оказания слуг, уплаты налогов, взносов во внебюджетные фонды, получения и возврата кредитов и пр. Все расчёты туристской фирмы можно разделить на две группы:
1) платежи по товарным операциям – это операции, связанные с движением туристского продукта и расчёты с производителями туристских продуктов, покупателями, комиссионерами и комитентами;
2) расчёты по нетоварным операциям – операции, не обусловленные движением туристского продукта и связанные лишь с движением денежных средств, а также расчёты с бюджетом и внебюджетными фондами, кредитными организациями, акционерами, подотчётными лицами и др.