Туризм в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 08:47, дипломная работа

Описание

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании Валового внутреннего продукта, активизация внешнеторгового баланса, создании дополнительных рабочих мест и обеспечение занятости населения. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным стабилизатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

Работа состоит из  1 файл

маркетинг в туризме.doc

— 182.50 Кб (Скачать документ)

       - совершенствование (повышение) стандартов обслуживания и

       унификация  информации и технологии обслуживания.

             Что же касается общей  динамики международного рынка туризма, то здесь, на сегодняшний день, ощущается  негативное влияние кризиса.

       Кризис в мировой экономике пока не привел к глобальному кризису туриндустрии. Однако на рынке царит осторожность – как со стороны операторов, так и со стороны клиентов. Если первые девять месяцев прошлого года были довольно успешными на большинстве популярных зарубежных направлений туризма, то последний квартал существенно изменил картину. Безусловно, снижение спроса есть.

       На  данный момент оно составляет порядка 30% по сравнению с прошлым годом. По оценкам Всемирной туристской организации, замедление роста на рынке туризма началось еще летом 2008 года, когда темпы упали втрое.

       Уже сейчас на туристическом рынке появляются первые жертвы финансового кризиса. И по всем прогнозам, к  лету ситуация будет еще более драматичной. Чтобы избежать потери денежных средств, туристы должны в первую очередь смотреть не на низкие цены, а на финансовую устойчивость туроператора, хотя определить сегодня будущих жертв кризиса крайне затруднительно.

       Однако, в долгосрочном прогнозе развития, сделанном Всемирной туристической  организацией, определены самые перспективные направления и виды туризма XXI столетия.

       С 1950г. количество прибывающих международных  туристов увеличилось почти в 28 раз  и достигло 698 млн. человек в 2007г. Эта цифра, согласно прогнозам, будет удвоена к 2020г и достигнет 1,6 млрд. человек. В настоящее время около 80% туристов в мире приходится на Европу и Северную и Южную Америку, тогда как лишь 15% на Восточную Азию и Тихоокеанский регион и 5% — на Африку, Ближний Восток и Южную Азию вместе взятые. Не смотря на кризис в мировой экономике, к 2020г. ожидается, что Восточная Азия и Тихоокеанский регион будут вторым по популярности направлением международного туризма после Европы.

Таблица 2.

       Самые популярные туристические направления  мира 2020 г. (по прогнозу ВТО)

       Страна        Количество  туристических прибытий, млн.
       Китай        137,1
       США        102,4
       Франция        93,3
       Испания        71,0
       Сянган        59,3
       Италия        52,9
       Великобритания        52,8
       Мексика        48,9
       Россия        47,1
       Чехия        44,0

ГЛАВА 2. РОЛЬ И МЕСТО РФ НА МЕЖДУНАРОДНОМ  ТУРИСТИЧЕСКОМ РЫНКЕ  

                             2.1. Этапы развития туризма в России.

       Возникновение туризма на территории нашей страны уходит корнями в древние времена  и средневековье. Историю развития туризма  в России вполне можно  соотнести с периодизацией истории  мирового туризма, добавив к этому деление внутри некоторых этапов на определенные подэтапы с учетом специфики развития экономики России.

                Первый этап – предыстория российского туризма.

       Географическое  положение России, расположенной  в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д., расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам.

       Началом организованного туризма многие считают тур, устроенный В. Геншем, который в декабре 1777 г. в “Московских ведомостях” опубликовал приглашение “План приемлемого путешествия в чужие края, сочиненный по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона”. Россиянам предлагалось принять участие в групповой поездке в страны Западной Европы.

       Молодые дворяне могли совершить поездку  в один из немецких, итальянских  и французских университетов, после  чего предполагалось проехать по маршруту через Швейцарию, Италию и Францию  для знакомства с искусством этих стран и постановкой фабричного дела. Каждый из участников оплачивал путешествие в соответствии с контрактом.

       Прообразом  турфирмы, специализирующейся на обслуживании туристов в России, называют “Акционерное общество Иматры”, зарегистрировавшее свой устав 28.02.1871 г., одобренный Александром II .

       К концу XVII в. относится появление в России первых путеводителей, интерес к которым указывает на то, что путешествия, особенно в столицы – Санкт-Петербург и Москву, становятся характерной чертой быта состоятельных граждан России.

       Отличительными  чертами первого этапа развития туризма в России являлись:

       а) примитивизм средств передвижения;

       б) путешествие не самоцель, а необходимое  условие и средство достижения собственно цели, как-то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество;

       в) элитарность путешествия.

       Важнейшую роль в развитии туризма на втором этапе сыграло развитие транспорта.

       Развитие  туризма на этом этапе связано  в значительной степени с расширяющимся  экскурсионным движением. Идея организации  экскурсий для молодежи была настолько  популярна, что нашла свое отражение  в школьных уставах.

       Третий  этап – начало становления массового туризма.

       Международная и внутриполитическая обстановка в  этот период (1-я мировая война, экономическая  депрессия, 2-я мировая война, а  внутри России – февральская и  Октябрьская революции, гражданская  война) оказала негативное влияние  на развитие туризма, но именно в этот период происходит мощный расцвет массового туризма в России.

       Развитие  туризма в России XIX-XX вв.

       Этапы развития туризма в России – стадии процесса возникновения, становления, развития и совершенствования национального туризма. Можно выделить 5 этапов:

       Просветительский (до 1890 г.) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о различный районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России.

       Предпринимательский – начался с развитием капитализма в России. В это время не только быстро растет туристская инфраструктура – рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются 2 основных сегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.

       Организационно-централизованный – начался с 1927 и завершился в конце 60-х гг. Характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, - социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 г. партий – эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Другое дело, что большевики проводили это более откровенно и последовательно. Параллельно с социологизацией, политизацией и идеологизацией туризма сходные процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и других сферах жизни общества, которые использовались как важные рычаги социалистического строительства. С возникновением в 1928 г. Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно – за счет включения все новых ресурсов и территорий. Так формировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа.

       Административно-нормативный (1969-1990 гг.) – характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран. Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия. К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов.

       Переходный  (с 1990 г.) – в нем проявились некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ:

       а) изменение структуры рекреационных  потребностей и начало сегментации  туристского рынка;

       б) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству. Активное развитие малых и средних туристских предприятий;

       в) переход к использованию природных  ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений;

       г) переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе.

       Одновременно  резко обозначились негативные моменты  современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались.

       Специалисты отмечают, что рост массовости и доступности международного туризма, взаимосвязь международного туристского обмена с экономико-социальными, интеграционными процессами в обществе обусловили появление в мире множества правительственных и неправительственных организаций и агентств, связанных с развитием туристской индустрии в мировом сообществе.

                                                                                                              Таблица 3.

       Рост  туристской активности

Период Рост  числа прибытий туристов в среднем за год, % Среднегодовой темп роста доходов  от обслуживания туристов, %
1990 – 1995 г.г.        2,5        3,0
1995 – 2000 г.г.        4,0        5,0
2000 – 2009 г.г.        3,0        4,0
 

       В настоящее время в России работают более 15000 организаций основой деятельностью которых является туризм, и более 35000 – туризм в том числе. С созданием новой рыночной инфраструктуры туризма успешно решаются вопросы пополнения государственного бюджета за счет туристической деятельности, демонополизации отрасли, стимулирования развития других отраслей народного хозяйства (торговли, транспорта, связи), а также конституционных прав граждан на отдых. 

Информация о работе Туризм в РФ