Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 17:30, курсовая работа
Цель данной работы заключается в более глубоком осмыслении понятий валютного регулирования и валютного контроля, в попытке проследить технологическую последовательность осуществления субъектами валютного регулирования их основных функций. В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие задачи:
- раскрыть основные валютные понятия, такие как валютная политика страны, валютное регулирование, субъекты валютного регулирования;
- определить составляющие структуры системы валютного регулирования;
- рассмотреть принципы и методы, которыми в своей работе руководствуются Центральный банк Российской Федерации, Правительство Российской федерации;
- проанализировать деятельность субъектов валютного регулирования в части издания ими нормативных актов, регулирующих валютные отношения;
- выявить изменения, произошедшие в валютном законодательстве в последнее время и в связи с чем они произошли;
- проанализировать современное состояние регулирование валютных отношений и определить тенденции изменения в будущем.
Введение……………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты валютного регулирования……………………….5
1.1 Понятие валютного регулирования………………………………………5
1.2 Субъекты валютного регулирования…………………………………….9
1.3 Принципы и меры валютного регулирования…………………………..13
2 Анализ деятельности субъектов валютного регулирования……………..18
2.1 Органы валютного регулирования и их функции………………..…......18
2.2 Сравнение основных положений валютного регулирования Российской Федерации со странами Восточной Европы. Международное валютное регулирование ………………………………………………...………………23
2.3 Проблемы и перспективы развития системы валютного регулирования.................................................................................................. .27
Заключение…………………………………………………………………….31
Список использованных источников………………………………………...32
Приложение
- низкий уровень риса валютных операций;
- возможность достижения основных целей валютного регулирования наиболее простым путем.
Недостатками в политике фиксированных курсов являются:
- постоянно и органично присущий дисбаланс между спросом и предложением валюты;
- противоречие между операциями, осуществляемыми на основе и не ан основе фиксированного курса.
В качестве примеров применения политики фиксированных курсов можно выделить монетарный союз Ганзы, валютную систему плановой экономики и мягкую систему валютных курсов (Бреттон-Вудская система).
Вторая группа проблем охватывает анализ закономерностей развития процессов регулирования в валютной сфере. За все время развития общества валютные системы стран с рыночной экономикой испытали на себе практически все методы регулирования со стороны государства.
Современные
тенденции валютного
Валютные операции между резидентами и нерезидентами регулируются, в отведенных ему рамках, Банком России. В целях выполнения им регулирующей функции Центральный банк РФ может потребовать от резидента использования им специального счета (банковского счета по учету прав на ценные бумаги) для регулирования ряда валютных операций, осуществляемых между резидентом и нерезидентом (при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте; операциях с внешними ценными бумагами и другие).
Резиденты
без ограничений могут
2 Анализ деятельности субъектов валютного регулирования
2.1 Органы
валютного регулирования и их функции
В
соответствии со ст. 54 Закона о Банке
России Банк России является органом
валютного регулирования и
В частности, в Законе о Банке России содержится ряд норм, устанавливающих его статус как органа валютного регулирования. Рассмотрим основные из них.
Банк России:
В Федеральном законе № 173-ФЗ установлен важный запрет: не допускается установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. Эта норма направлена на установление равных требований ко всем участникам валютных правоотношений и создает необходимые условия для их конкуренции.10
Банк России выступает активным участником гражданско-правовых отношений (рис.3)
Рис.3- Объем операций с наличной ин. валютой между уполномоченными банками и физ. лицами
Согласно
Закона о Банке России Банк
России имеет право
Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях .
В целях обеспечения выполнения Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», вступившего в силу с 18 июня 2004 года, Банком России в соответствии с делегированными ему полномочиями было выпущено 37 нормативных правовых актов, в том числе:
- 4 акта по вопросам введения инструментов валютного регулирования, таких как требования об использовании специальных счетов (банковских счетов, разделов счетов депо) при проведении отдельных видов валютных операций и о резервировании при зачислении (списании) денежных средств на специальные (со специальных) банковские счета резидентов и нерезидентов, открытые в уполномоченных банках;
- 4 акта по вопросам, связанным с порядком открытия юридическими лицами-резидентами счетов за рубежом;
- 4 акта, установивших «переходные» положения относительно порядка использования нерезидентами банковских счетов в валюте Российской Федерации, открытых до вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ;
- 13 правовых актов по вопросам признания утратившими силу нормативных правовых актов Банка России, включая документы, изданные совместно с органами федеральной исполнительной власти, в связи с принятием Федерального закона № 173-ФЗ.
В целях исключения двойного обременения операций по предоставлению банками-нерезидентами российским кредитным организациям кредитов в валюте Российской Федерации при совершении таких операций отменено требование об использовании банками-нерезидентами специальных счетов.
Банк России принял активное участие в разработке проекта федерального закона, предусматривающего внесение изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Указанные изменения в Закон направлены на устранение некоторых недостатков применяемых норм валютного регулирования, выявленных практикой применения Закона.
Правительство РФ в соответствии с Законом о Правительстве РФ наделено следующими полномочиями в сфере валютного регулирования:
При этом следует учитывать, что Правительство РФ осуществляет ряд полномочий, которые могут оказывать косвенное влияние на сферу валютных отношений. В частности, Правительство РФ применяет специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при осуществлении внешней торговли товарами, а также иные меры по защите экономических интересов России, а также вводит количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами и определяет порядок применения количественных ограничений экспорта и, импорта товаров (ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»). Это оказывает непосредственное влияние на формирование курса национальной валюты.
Правительство РФ в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ имеет по сравнению с Банком России более узкую сферу для валютного регулирования и в основном издает нормативные акты по согласованию с Банком России. Нормативные акты Правительства РФ, в частности, могут устанавливать порядок представления резидентами (за исключением физических лиц) налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам и вкладам в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами (по согласованию с Банком России).
Следует
учитывать, что Банк России и Правительство
РФ одновременно наделены компетенцией,
как в сфере валютного
Обозначенные
выше нововведения в валютном законодательстве
устраняют устаревшие ограничения, делая
валютное регулирование в России более
прозрачным, что должно укрепить внешнеэкономические
связи, привлечь иностранные инвестиции
и оздоровить экономику страны в целом.
При этом некоторые авторы называют либерализацию
валютного регулирования «опасной», указывая на проблему
оттока капитала за рубеж. Действительно,
экспортная выручка и импортные авансы
являются «самыми распространенными
лазейками для вывоза капиталов», однако
не следует забывать, что новый Закон как
раз включает их в список операций для
государственного регулирования. К тому
же, при возможности свободного пересечения
границы капиталом вряд ли кто-то будет
стремиться его вывозить.
2.2 Сравнение основных
положений валютного регулирования
Российской Федерации со странами Восточной
Европы. Международное валютное регулирование
Необходимость
формирования эффективно функционирующей
системы валютного
В приведенной ниже таблице делается попытка обобщения и осмысления действующего в государствах Восточной Европы валютного законодательства, правил и норм валютного регулирования в свете потребностей формирующейся Российской системы валютного регулирования и в сравнении с уже имеющимся багажом Российского валютного законодательства.(см. прил. )
Составной частью экономических реформ в странах Восточной Европы явилось преобразование всей системы внешнеэкономических связей. В основных чертах суть этого преобразования сводилась к следующему: отказ от режима государственной внешней торговли, ее демонополизация и либерализация, переориентация на рынки развитых и новых индустриальных государств.14
Информация о работе Анализ деятельности субъектов валютного регулирования