Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:20, контрольная работа
Исторический характер английского права. При изучении английского права знание истории еще более необходимо, чем при изучении французского права. Английское право не знало, как мы это увидим, обновления ни на базе римского права, ни в силу кодификации, что характерно для французского права и для других правовых систем романо-германской правовой семьи. Оно развивалось автономным путем, контакты с Европейским континентом оказали на него лишь незначительное влияние.
Получить
предписание канцлера или прямое
согласие суда принять дело к рассмотрению
было не так просто. Королевская
власть в XIII веке была не столь либеральна,
чтобы канцлер легко мог сам
выдать предписание или судьи
могли согласиться
Долгое
время этому предшествовал
Однако расширение компетенции королевских судов не связано только с увеличением перечня оснований исков. Оно не находится также и в прямой зависимости от закона, именуемого Вторым Вестминстерским статутом (1285 г.), который уполномочил канцлера выдавать предписания «в случае подобия» (in cjnsimili casu), то есть тогда, когда ситуация была весьма сходна со служившей основанием для выдачи предписания. Для расширения компетенции королевских судов была использована другая техника. Истец в специальном предварительном документе — декларации детально излагал фактические обстоятельства Дела и просил королевских судей, учтя эти факты, принять спор к рассмотрению. Эти новые иски, при которых суды сами признавали свою компетенцию, получили название исков super casum. Co временем Круг данных исков расширился и они получили разные специальные названия в зависимости от фактических обстоятельств, обусловивших их судебное рассмотрение: иск о возмещении вреда вследствие неисполнения обязательств, иск о прекращении незаконного владения и т.д.
Отдел III. Соперничество с правом справедливости (1485 — 1832 гг.)
280. Склероз
общего права. Выработанное в
строгой зависимости от
Ограниченная
компетенция королевской
281. Обращение к королевской власти. Естественно, что в тех случаях, когда ограниченная компетенция Вестминстерских судов делала невозможным рассмотрение или разрешение спора, разочарованная сторона приходила к мысли, что у нее остается еще одна возможность добиться справедливости: обратиться непосредственно к королю — источнику всех справедливостей и милостей. Королевские суды не занимались такого рода делами, но разве король не мог восполнить недостатки деятельности своих судов? Обращение к королю в средневековом мышлении — вещь вполне естественная, и королевские суды вначале вовсе не возражали, когда стороны при необходимости прибегали к этому средству. В конечном счете сами королевские суды тоже были обязаны своим развитием именно этому принципу (обращение к королю, чтобы добиться справедливости).
Следовательно, начиная с XIV века частные лица, не имея возможности добиться решения в королевских судах или в случае недовольства решением, вынесенным по их делу, обращались к королю и просили его из милости вмешаться, «чтобы оказать милосердие по совести и по существу». Такое обращение обычно проходило через лорда-канцлера, являвшегося исповедником короля и обязанного поэтому руководить его совестью. Если лорд-канцлер считал целесообразным, он передавал жалобу королю, и тот ставил ее на рассмотрение в своем совете.
Это обращение
к прерогативе короля, имевшее
первоначально под собой
Именно то и произошло в результате войны Алой и Белой Розы, которая затруднила королю возможность принимать решения в совете. Лорд-канцлер в XV веке становится все более и более автономным судьей, единолично решающим дела от имени короля и совета, Делегировавших ему полномочия. С другой стороны, и тяжущиеся все чаще и чаще просят вмешательства лорда-канцлера из-за тех препятствий, которые процедура и рутина судей создали для нормального развития общего права.
Решения, первоначально принимавшиеся с учетом «справедливости в данном случае», стали систематически выноситься на основе применения доктрин «справедливости», представляющих собой добавления или коррективы к «правовым» принципам, применяемым королевскими судами.
282. Право
справедливости при Тюдорах.
В области
гражданских отношений
"Право
справедливости" не обладало жесткой
детерминированностью, оставляя решение
многих вопросов на откуп
Основные принципы "права справедливости",
часть которых была заимствована из "общего
права", сведенные в определенную систему
норм в XVII в., сохранили свое значение до
наших дней. Главный из них заключается
в том, что "право справедливости"
- это "милость короля", а не исконное
право потерпевшего. На "право справедливости"
нельзя претендовать во всех случаях нарушения
прав, так как оно носит дискреционный
характер, то есть зависит от усмотрения
суда.
Среди других принципов можно отметить
следующие:
- "право справедливости" не может
быть дано в ущерб правам лиц, основанным
на "общем праве", если только эти
лица не совершили каких-либо неправомерных
действий, вследствие которых было бы
несправедливым с их стороны настаивать
на своих правах;
- там, где возникает коллизия между нормами
"права справедливости", действует
норма "общего права";
- там, где возникает коллизия прав по "праву
справедливости", следует защищать
те права, которые возникли раньше по времени;
- равенство есть справедливость. Тот,
кто ищет справедливости, должен сам поступать
справедливо;
- "право справедливости" признает
приоритет закона, но не допускает ссылки
на закон в целях достижения бесчестных
намерений и пр.
"Право справедливости" создавалось
не для того, чтобы заменить "общее право",
а чтобы придать ему большую эффективность
путем отхода от старых формальных правил,
создать средства защиты нарушенных прав
и интересов в тех сферах общественных
отношений, которые не затрагивались нормами
"общего права". Если сначала "право
справедливости" дополняло "общее
право", то со временем, в силу изменившихся
исторических условий, оно стало приходить
в прямое противоречие с ним. Столкновения
между "судами справедливости" и
судами "общего права" начались в
1616 году, когда Э. Кок, главный судья "Суда
общих тяжб" в Вестминстере, поставил
вопрос о том, может ли "суд справедливости"
выносить решение после соответствующего
решения суда "общего права" или вместо
него? Резко конфликтную ситуацию вызвали
прежде всего приказы канцлерского суда
(inqunction), запрещающие исполнение некоторых
решений судов "общего права".
Яков I, предпоследний абсолютистский
король в Англии, решил этот конфликт в
пользу "суда справедливости", судьи
которого отстаивали абсолютную и неограниченную
власть монарха, имеющего право вмешиваться
"через своих слуг" в отправление
правосудия. Королем был издан указ, что
в случае, когда нормы "общего права"
и "права справедливости" оказываются
в противоречии, последние имеют преимущественное
значение.
Соображения политического порядка также способствовали этому. Используемые канцлером римское право и каноническое право, не знавшие института присяжных, больше нравились правителям, чем общее право с его публичной и гласной процедурой. Правителям казалась предпочтительнее письменная тайная и инквизиционная процедура лорда-канцлера. Господствовало также мнение, что римское право с его формулой «правитель изъят из действия закона» соответствует духу и установкам королевского абсолютизма. Могло, наконец, казаться более простым выработать совершенно новую систему права и отправления правосудия, чем осуществлять реформы общего права, ставшие к тому времени необходимыми. Таким образом, в XVI веке в результате деятельности лорда-канцлера и упадка общего права английское право чуть было не попало в семью правовых систем Европейского континента.
Возникла серьезная угроза, что стороны не станут обращаться в суды общего права и эти суды полностью исчезнут, так же как три века назад исчезли суды сотен в результате того, что Вестминстерские суды предложили заинтересованным лицам более совершенные правовые формы.
283. Компромисс
между общим правом и правом
справедливости (1616 г.). То, что ничего
подобного в конце концов не
произошло, объясняется
Этот компромисс не вытекал ни из закона, ни из какого-либо формального решения, принятого королевской властью или судьями. Напротив, при решении в 1616 году очень острого конфликта, который столкнул суды общего права, представленные главным судьей Коком, лидером либеральной парламентской оппозиции, и юрисдикцию лорда-канцлера, король Яков I высказался в пользу канцлерского суда. Ситуация, однако, была очень сложной, и канцлеры оказались достаточно умными, чтобы не злоупотреблять своей победой. Они не хотели еще сильнее озлобить парламент, который к тому времени был больше заинтересован в прекращении деятельности другой прерогативы короля — «звездной палаты», — чем в ликвидации права справедливости. Что же касается этого права, то состоялось следующее молчаливое соглашение на базе status quo: юрисдикция лорда-канцлера продолжает существовать, но она не должна расширяться за счет судов общего права: канцлерский суд будет осуществлять юрисдикцию в соответствии с прецедентами права справедливости, сняв тем самым упрек в произвольном решении дел. Кроме того, было решено, что король не должен больше использовать свою судебную власть для создания новых судов, независимых от судов общего права. Вместе с тем менялась сама природа права справедливости. Лорд-канцлер как лицо политическое и судья не претендовал более на суд по законам морали и превращался все более и более в юриста. С 1621 года был разрешен контроль палаты лордов за решениями суда и канцлера. Суды общего права в этих новых условиях склонны были допускать вмешательство канцлера, если оно могло быть основано на прецеденте.
Отдел IV. Современный период
287. Реформы
XIX века. Подобно тому как это
произошло в XIII и XVI веках, XIX и
XX века также представляют в
истории английского права
До этого времени английское право развивалось в процессуальных рамках, представлявших собой различные формы исков. Освободившись от этих процедурных оков, английские юристы, как и их коллеги на континенте, не могли уделять гораздо больше внимания материальному праву, на базе которого и стали отныне систематизировать решения общего права.
В 1873 — 1875 годах организация судов также была значительно модифицирована. Акты о судоустройстве (Judicature Acts) ликвидировали формальное различие между судами общего права и канцлерскими судами справедливости. Все английские суды получили право применять и нормы общего права, и нормы права справедливости, в отличие от прежде существовавшего положения, при котором надо было обращаться в суд общего права, чтобы получить решение по общему праву, и в канцлерский суд, чтобы получить решение на основании норм права справедливости.
Что же касается материального права, то была проведена серьезная работа по расчистке (отмена фактически не действующих законов) и приведению норм в порядок (консолидация), освободившая английское право от архаических решений и во многих областях систематизировавшая его нормы. Реформы XIX века не лишили английское право его традиционных черт. Они не были адекватны кодификации на французский лад. Английское право по-прежнему развивалось судебной практикой. Законодатель открыл судам новые возможности и дал им новую ориентацию, но не создал сам нового права.
Ни один автор не пытается более повторить работу, проделанную в прошлом Глэнвиллом, Брэктоном, Коком и Блэкстоном, и описать все действующее право, весь правовой ансамбль, отражающий сложность отношений современной цивилизации. Основными источниками познания английского права стали теперь (в том, что касается судебной практики и законодательства) новая серия Law Reports (создана в 1865 г.), а в области систематизации английского права — Law of England, издаваемая под редакцией лорда Хэлсбори.
288. XX век;
общее право в эпоху «