Автономия в странах Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:20, контрольная работа

Описание

Атономия в конституционном праве означает предоставление какой-либо части государства (например, Аландским островам в Финляндии, Крыму на Украине), нескольким частям (двум округам, населенным индейскими племенами в Никарагуа, двум округам, населенным в основном гагаузами в Молдавии), всем однопорядковым единицам (например, областям в Италии), наконец, всем разнопорядковым административно-территориальным единицам (в Японии) внутреннего самоуправления, самостоятельности в решении местных вопросов. Автономные образования иногда создаются законом сверху (в Ираке), иногда предварительно проводится референдум в районах предполагаемой автономии, после чего издается соответствующий закон (Филиппины). Виды автономии. Три характеристики автономии: персональная, корпоративная и территориальная.

Содержание

Введение
Глава 1. Автономия в странах СНГ.
Глава 2. Автономия в странах Европы.
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования и науки Российской Федераци4.docx

— 45.67 Кб (Скачать документ)

По Конституции Испании автономные сообщества обладают достаточно широкими полномочиями. К их ведению относятся: организация своих органов самоуправления; изменение границ их муниципалитетов; территориальное, городское жилищное благоустройство; транспорт, общественные работы и дороги на их территории; земледелие и животноводство; леса и лесное хозяйство; охрана окружающей среды; развитие экономики автономного сообщества; охота и речное рыболовство; гидротехнические сооружения, каналы и системы ирригации; ремесла и местные ярмарки; здравоохранение и гигиена; социальное обеспечение; развитие культуры, науки и образования на языке автономного сообщества; музеи, библиотеки и памятники; развитие туризма, спорта и досуга; местная полиция и др. (ст. 148).

Вместе с тем в условиях длительного  и постоянного противоборства тенденций единения, унитаризации и децентрализации, автономи-зации в вопросах политико-территориальной организации страны Испании приходится обеспечивать их трудный баланс в рамках унитарного «государства автономий». Во-первых, Конституция (ст. 149) закрепляет исключительную компетенцию государства в таких областях, как: международные отношения; оборона и вооруженные силы; регулирование основных условий, обеспечивающих равенство всех испанцев в осуществлении ими своих конституционных прав и обязанностей; гражданство, миграция, положение иностранцев, право убежища; отправление правосудия; денежная система и основы кредитной, банковской и страховой систем; государственные финансы и государственный заем; внешняя торговля, таможенный режим и таможенные тарифы; торговое, уголовное, гражданское и иное право; трудовое законодательство, законодательство об интеллектуальной и промышленной собственности, о системе мер и весов; основы и координация общего планирования экономической деятельности; развитие и общая координация научно-технических исследований; основы и общая координация здравоохранения; основы законодательства и экономический режим системы социального страхования; правовые основы государственной службы и статуса государственных служащих; общий порядок функционирования печати и средств массовой информации; охрана общественного порядка и др. Закрепляя эти полномочия за государством в целом, Конституция при их определении во многих случаях подчеркивает, что это не должно наносить ущерб самостоятельности автономных сообществ в соответствующих областях.

Во-вторых, при всей высокой децентрализации  и автономности государство сохраняет за собой строгий и широкий контроль за деятельностью автономных сообществ. Конституция, в частности, предусматривает, что их статуты рассматриваются и принимаются парламентом страны; что государственные нормы преобладают над нормами автономных сообществ по всем предметам, не относящимся к исключительному ведению последних; что государство может принимать законы, устанавливающие необходимые принципы для согласования нормативных узаконении автономных сообществ, даже по отношению к предметам, отнесенным к их ведению, если того требуют общие интересы (ч. 3 ст.150).

В-третьих, если автономное сообщество не выполняет обязательства, предусмотренные Конституцией или другими законами, либо его действия наносят серьезный ущерб общегосударственным интересам Испании, Правительство предупреждает председателя автономного сообщества и при отсутствии ответа с его стороны может с согласия абсолютного большинства Сената принять необходимые меры для выполнения автономным сообществом указанных обязательств в принудительном порядке или для защиты общегосударственных интересов. В осуществлении этих мер Правительство может давать соответствующие распоряжения любым органам автономных сообществ.

Конечно, автономизация и децентрализация политико-территориального устройства современной Испании не смогла за сравнительно короткий исторический срок решить все этнонациональные и региональные проблемы и тем более устранить экстремистские проявления на националистической и сепаратистской почве. Предстоит пройти еще долгий и нелегкий путь. Но бесспорно и то, что демократическое применение принципов автономизма и децентрализма в этой многонациональной стране позволило за короткий период снять былую остроту сепаратистских тенденций, укрепить единство страны, во многом преодолеть острейшие межнациональные и межрегиональные напряженности и конфликты. Опыт Испании, сумевшей в кратчайший исторический срок в целом успешно перейти от тоталитаризма к демократии, имеет не только национальное, но и международное значение, особенно для полиэтничных постсоветских и постсоциалистических стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

В юридической науке нет единого  определения понятия автономии, поэтому часто возникает путаница в терминологии. В частности, при даче дефиниции автономии автономию нередко отождествляют с самоуправлением, не уточняя при этом, о каком виде самоуправления идет речь. В конституционном праве европейских стран признается, что автономные образования занимают серединное положение между центральными и местными органами власти, следовательно, неверно приравнивать автономные единицы к органам местного самоуправления. Кроме того, принципиальным отличием автономии от самоуправления является то, что органы местного самоуправления правомочны издавать подзаконные акты, тогда как органы автономных образований имеют право на издание законов в рамках предоставленной им компетенции.

У автономных единиц не может быть таких полномочий, которые не находились бы под надзором и контролем государства. Опыт развития современных автономных образований доказывает, что они имеют те полномочия, которые не представляют угрозы целостности, безопасности и суверенитету государства. В большинстве случаев контроль государств над автономными единицами не носит жесткоцентрализованного характера с правом одностороннего упразднения или изъятия тех или иных прав.

Автономия не может претендовать на отдельное государственное образование, так как даже при наличии большого объема правомочий все они исходят от государства. Автономия не является синонимом независимости и не нарушает принципа государственного единства. Представляется возможным рассмотрение автономии как одной из форм охраны меньшинств и коренных народов, но нельзя сводить понятие автономии только к учету мнений и признанию прав национальных общностей и малых народов. Автономное управление должно сочетать интересы иноязычных, национальных групп, этнических меньшинств, чувствующих свою культурную, языковую обособленность, чтобы дать им возможности для сохранения идентичности и самостоятельного развития. Но автономия - это вопрос о взаимоотношении большинства и меньшинства, поэтому при определении понятия автономии следует искать более широкие подходы, уважать права как меньшинства, так и большинства.

Идея внутреннего самоопределения  связывается с понятием автономии  в том смысле, что национальные меньшинства, коренные народы получают право на самостоятельное решение  внутренних дел, включая образование, культуру, здравоохранение, социальные вопросы, внутреннее налогообложение  для финансирования автономных функций.

Соотношение автономии с внешним  самоопределением и отделением не представляется возможным в силу нахождения автономного  образования во внутригосударственных отношениях с центром и подчинения права на автономию суверенитету государства.

При рассмотрении автономии как  формы урегулирования межэтнических  отношений нужно учитывать, что  автономия может быть одной из мер для разрешения национальных противоречий, но она не является панацеей в решении этнических проблем. Характерным  для зарубежных автономий является то, что принцип национальности играет второстепенное значение по сравнению с самосознанием большинства населения его общности с территорией, входящей в автономию. Преобладает региональная, а не национальная приверженность. Национальный характер автономии проявляется в большем объеме ее правомочий по сравнению с территориальными автономными образованиями.

Институт автономии не является характерным признаком федеративного или унитарного государственного устройства, хотя в некоторых случаях он может сыграть роль переходного этапа от унитаризма к федерализму.

При рассмотрении понятия автономии  во избежание путаницы в терминологии нужно определяться в том, что  понимается под автономией в смысле государственного права, так как  в иных дисциплинах автономия  трактуется с других позиций. Не следует отождествлять понятие автономии с местным самоуправлением, а при употреблении термина "самоуправление" лучше уточнять о каком его виде идет речь.

Представляется, что под автономией, с точки зрения государственного права, можно считать предоставление определенной территории самостоятельности  в решении локальных вопросов с учетом национальных интересов  иноязычного населения, специфики  географического, экономического, исторического  положения такой территории.

Центр оставляет за собой право  вмешиваться в дела автономии, но это вмешательство носит ограниченный характер. Автономные органы принимают  на себя те полномочия, по которым они  могут самостоятельно нести ответственность  и лучшим образом регулировать решение  местных проблем.

Проблема финансов также представляется важной для автономного образования, так как осуществление им своих  полномочий невозможно без доступа  к финансовым средствам. В данном аспекте опыт Аландских островов также мог бы быть полезным.

Одним из способов предоставления финансовой самостоятельности автономии является разрешение автономным властям увеличивать  ставки налогов. Например, органы Аландских  островов правомочны вводить дополнительные ставки налогов на установленные  государственные налоги, могут освобождать  от местных налогов.

Территориальная и экстерриториальная автономия в странах Северной Европы один из примеров того, что возможно использовать общие принципы, механизмы, отдельные институты автономного  управления при решении проблем  национально-государственного строительства.

Однако следует учитывать, что  успех автономии во многом обусловливается  уровнем политико-правовой культуры, гражданского правосознания, взаимным уважением интересов государства и автономного образования.

Список используемой литературы

  1. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. Проф. В.В. Маклаков, - 3-е  изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2006. – 592с.
  2. Конституционное право зарубежных стран. – Под ред. Малько А.В. Учебно-методический комплекс. – М.: Норма, 2004. – 320с.
  3. Конституционное (государственное) право зарубежных стран – Авторский коллектив
  4. Конституционное право зарубежных стран – В.Е. Чиркин – М.: НОРМА-ИНФРА. 2005. – 756с.
  5. Иностранное конституционное право – ред. В.В. Маклаков
  6. Конституционное право государств Европы – ред. Д.А. Ковачев
  7. Конституционное право зарубежных стран СНГ – Н.А. Михалева: Учебное пособие. – М.: Юристь, 2004. – 352с.
  8. Конституционное (государственное) право зарубежных стран – А.А. Мишин. Учебник 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2001.

Информация о работе Автономия в странах Европы