Евросоюз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:24, доклад

Описание

Главными целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также введение общей политики в области сельского хозяйства. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д. Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.

Работа состоит из  1 файл

евросоюз.docx

— 23.75 Кб (Скачать документ)

Идея  создания единой Европы имеет многовековую историю. Однако, именно Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции.

Уроки войны привели к возрождению  идей пацифизма и пониманию необходимости  не допустить рост национализма в  послевоенном мире. Другой реальностью, заложившей основу процесса европейской  интеграции, стало стремление стран  Западной Европы восстановить пошатнувшиеся  в результате войны экономические  позиции. Для стран, потерпевших  поражение в войне (прежде всего  Германии, разделенной на несколько  оккупационных зон), насущной потребностью являлось восстановление собственных  политических позиций и международного авторитета. В связи с началом  холодной войны, сплочение рассматривалось  и как важный шаг в сдерживании  советского влияния в Западной Европе.

К окончанию Второй мировой войны  сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской  федерации или Соединенных Штатов Европы, т.е. к интеграции всего комплекса  общественной жизни, вплоть до введения единого гражданства. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного  согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников  этого подхода процесс объединения  сводился к тесному экономическому и политическому союзу при  сохранении своих правительств, органов  власти и вооруженных сил. Весь ход  европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций.

Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор об учреждении этого сообщества подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией 18 апреля 1951. ЕOУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, а также улучшения условий труда и решения проблем занятости в этих отраслях экономики. Интеграция этого важнейшего в то время сектора хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 членами ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

Главными  целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также введение общей политики в области сельского хозяйства. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д. Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.

Еще на подготовительном этапе к подписанию Римских договоров часть западноевропейских стран посчитала предложенный федералистский вариант социально-экономической  интеграции чрезмерным. Такие страны как Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария образовали в 1960 Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). В рамках этой организации интеграция ограничивалась построением зоны свободной торговли. Однако по мере успешного развития ЕЭС одна за другой страны ЕАСТ стали стремиться к переходу в ЕЭС.

Сближение государств континента в социально-экономической сфере стало стержнем процесса европейского объединения. Становление Европейского экономического сообщества прошло несколько этапов:

 

  •  создание зоны свободной  торговли с отменой таможенных  пошлин, квот и других ограничений  в торговле между государствами-участниками  при сохранении их автономии  в таможенной и торговой политике  по отношению к третьим странам  (1957–1968);

 

  •  создание таможенного  союза с введением вместо автономных  средств торговой и таможенной  политики общего таможенного  тарифа и перехода к единой  торговой политике в отношении  третьих стран (1968–1987);

 

  •  создание единого  внутреннего рынка, предусматривавшего  помимо мер таможенного союза  осуществление мероприятий, обеспечивающих  свободное движение услуг, капиталов  и рабочей силы (1987–1992);

 

  •  создание Экономического  и валютного союза, предусматривавшего  введение единой валютной и  денежной политики ЕС (1992–2002) с  заменой национальных валют единой  валюто – евро.

 

Проект  Европейского экономического сообщества содержал в себе как элементы федералистского (таможенный, экономический и валютный союз), так и конфедералистского (зона свободной торговли, единый внутренний рынок) подходов, которые усиливались или ослаблялись в зависимости от политической и экономической конъюнктуры.

Знаменательной  вехой на пути развития интеграции стала попытка федералистов создать  Европейское оборонительное сообщество (ЕОС) и Европейское политическое сообщество (ЕПС). В 1952 Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды подписали  договор, учреждавший ЕОС. Согласно этому документу, в рамках ЕОС  должны были интегрироваться под  единым командованием военные контингенты  этих 6 стран, что означало потерю контроля государствами над собственными вооруженными силами. Борьба федералистов и конфедералистов в ходе ратификации этого договора привела к тому, что в августе 1954 Национальное собрание Франции отвергло Договор о ЕОС. После этой неудачи была прекращена и подготовка договора о ЕПС. Планы создания политического союза не были реализованы и в 1960–1970-х (проекты Фуше (1961–1962) и Тиндеманса (1975)).

Столкновение  двух подходов к европейскому строительству  достигло своего апогея в конце 1965 –  начале 1966, вылившись в так называемый «Кризис пустого стула». Тогда  президент Шарль де Голль отозвал  французских представителей из органов  ЕЭС и несколько месяцев блокировал их работу до тех пор, пока партнеры по Сообществу не пошли на так называемый «Люксембургский компромисс». Он предусматривал сохранение за Францией права накладывать  вето при принятии важнейших решений  шестью членами ЕЭС как гарантию сохранения государственного контроля над развитием ЕЭС.

Несмотря  на сопротивление противников углубления интеграции, идеи федерализма получили дальнейшее развитие. Так, в 1967 было проведено  слияние высших органов трех Сообществ (ЕОУС, ЕЭС, Евратома) в единый Совет  и Комиссию, которые вместе с Европейским  парламентом и Судом ЕС (изначально занимавшимися вопросами всех трех Сообществ) образовали общую институциональную  структуру. В 1974 был создан новый  институт Сообщества – Европейский  совет на уровне глав государств и  правительств, а в 1979 – проведены  первые прямые выборы в Европейский  парламент.

 

Достижения  интеграции в социально-экономической  области, а также глобальные изменения  в мировой экономике и политике требовали создания более тесных форм взаимодействия интегрирующихся государств. Это было отражено в ряде инициатив 1980-х, главной из которых стало принятие Единого европейского акта 1987 (ЕЕА).

ЕЕА провозгласил начало нового этапа европейской  интеграции – создание Европейского Союза на основе существующих Сообществ  и углубление компетенции ЕС в  области координации экономической, валютной, социальной политики, социально-экономического сплочения, исследований и технологического развития, защиты окружающей среды, а  также развитие европейского сотрудничества в области внешней политики.

Подписание  Договора о Европейском Союзе  в 1992 в Маастрихте (Нидерланды) дало Европейским сообществам не только новое официальное название – ЕС, но законодательно закрепило озвученные в ЕЕА цели. Им также было введено общее гражданство Союза.

Эти проекты конца 1980-х – начала 1990-х  годов носили отпечаток федералистского  подхода, хотя и содержали некоторые  конфедеративные элементы (например, частичное включение в компетенцию  ЕС положений о социальной политике).

При этом федеративный путь развития получал  все больше сторонников. В 1973 Великобритания и Дания – его традиционные критики – стали членами Европейских  Сообществ. Еще больше сторонников  этой модели появилось среди других европейских государств – Греции, Испании, Португалии, Австрии, Финляндии  и Швеции, присоединившимся к ЕС в 1981–1995.

В связи с необходимостью усиления роли ЕС на мировой арене, борьбы с  международной преступностью и  нелегальной иммиграцией, а также  перспективой расширения ЕС на страны Центральной и Восточной Европы, положения Маастрихтского договора в течение 1990-х были дважды пересмотрены и дополнены.

Амстердамский договор (1997) подтвердил основные цели Союза и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей  внешней политики и политики безопасности. В Договор был также включен  отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами-членами ЕС принципов  демократии, прав человека и приоритета законности, усилению сотрудничества государств-членов в борьбе с терроризмом, расизмом, контрабандой, преступностью  и т.д.

Ниццский договор (2000) стал логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров. Он сосредоточился на трех основных проблемах:

  • внутренних реформах ЕС (изменения в основных принципах и процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применение права вето в 35 законодательных областях);
  • принятии в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС, а значит – автоматического перераспределения мест между «старыми» членами ЕС;
  • формировании общей внешней и оборонной политики Союза.

 

9 октября 2002 Европейская комиссия  рекомендовала 10 государств-кандидатов  на вступление в ЕС в 2004: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию,  Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население этих 10 стран составило  около 75 млн.; их совместный ВВП  по паритету покупательной способности  — примерно 840 млрд. долларов США,  примерно равный ВВП Испании.

Это расширение ЕС можно назвать одним  из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время. Необходимость такого шага была продиктована желанием подвести черту под разъединением Европы, длившимся с момента окончания Второй мировой войны, и прочно привязать к Западу страны Восточной Европы, чтобы не допустить их отката обратно к коммунистическим методам правления[источник не указан 1295 дней]. Кипр был включён в этот список, поскольку на этом настояла Греция, которая в противном случае угрожала наложить вето на весь план в целом.

По  завершении переговоров между «старыми»  и будущими «новыми» членами ЕС положительное  окончательное решение было объявлено 13 декабря 2002. Европейский парламент  утвердил решение 9 апреля 2003.

16 апреля 2003 в Афинах 15 «старыми» и  10 «новыми» членами ЕС был подписан  Договор о присоединении ([1]). В  2003 в девяти государствах (за исключением  Кипра) были проведены референдумы,  а затем подписанный Договор  был ратифицирован парламентами.

1 мая 2004 Эстония, Латвия, Литва,  Польша, Чехия, Словакия, Венгрия,  Словения, Кипр, Мальта стали членам  Евросоюза. Вступление Кипра в ЕС произошло после референдума, проводившегося одновременно в обеих частях острова, и в то время как население непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра в большинстве своём проголосовало за реинтеграцию острова в единое государство, процесс объединения был заблокирован именно греческой стороной, в итоге вступившей в ЕС в одиночку.

Новейшая  история Европейской интеграции

После присоединения к ЕС десяти новых  стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в  положении, когда основной груз бюджетных  расходов на социальную сферу, дотации  сельскому хозяйству и т.д. ложится  именно на них. В то же время эти  страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами  ЕС уровня в 1 % ВВП.

Вторая  проблема состоит в том, что после  расширения Евросоюза менее эффективным  оказался действовавший до сих пор  принцип принятия важнейших решений  консенсусом. На референдумах во Франции  и в Нидерландах в 2005 проект единой Конституции ЕС был отклонён, и  весь Евросоюз по-прежнему живёт по целому ряду основополагающих договоров.

1 января 2007 года состоялось очередное  расширение Евросоюза — вхождение  в него Болгарии и Румынии.  Евросоюз прежде предупреждал  эти страны, что Румынии и Болгарии  предстоит ещё немало сделать  в области борьбы с коррупцией  и реформирования законодательства. В этих вопросах Румыния, по  мнению европейских чиновников, отставала, сохраняя пережитки  социализма в структуре экономики  и не отвечая стандартам ЕС.

17 декабря 2005 года официальный статус  кандидата на вступление в  ЕС был предоставлен Македонии.

21 февраля 2005 года Европейский союз  подписал план действий с Украиной. Вероятно, это стало результатом  того, что к власти на Украине  пришли силы, внешнеполитическая  стратегия которых направлена  на вступление в Евросоюз. В  то же время, по мнению руководства  ЕС, о полноправном членстве Украины  в Евросоюзе пока говорить  не стоит, так как новой власти  необходимо сделать очень много,  чтобы доказать, что на Украине  существует полноценная демократия, отвечающая мировым стандартам, и провести политические, экономические  и социальные реформы.

Информация о работе Евросоюз