Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:24, доклад
Главными целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также введение общей политики в области сельского хозяйства. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д. Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.
Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Однако, именно Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции.
Уроки
войны привели к возрождению
идей пацифизма и пониманию
К
окончанию Второй мировой войны
сформировались два принципиальных
подхода к европейской
Отправной точкой процесса европейской интеграции принято считать декларацию министра иностранных дел Франции Робера Шумана от 9 мая 1950. В ней содержалось официальное предложение о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Договор об учреждении этого сообщества подписан Францией, ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Италией 18 апреля 1951. ЕOУС ставило своей целью создание общего рынка для модернизации и повышения эффективности производства в угольной и металлургических областях, а также улучшения условий труда и решения проблем занятости в этих отраслях экономики. Интеграция этого важнейшего в то время сектора хозяйства открыла путь для интеграции и других отраслей экономики, следствием чего стало подписание 25 марта 1957 членами ЕОУС Римских договоров об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
Главными целями Договора о ЕЭС стали создание таможенного союза и общего рынка для свободного движения товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества, а также введение общей политики в области сельского хозяйства. Подписавшие его страны обязывались начать сближение в своей экономической политике, гармонизировать законодательства в области экономики, условий труда и жизни и т.д. Евратом создавался с целью объединения усилий для развития ядерной энергетики в мирных целях.
Еще
на подготовительном этапе к подписанию
Римских договоров часть
Сближение государств континента в социально-экономической сфере стало стержнем процесса европейского объединения. Становление Европейского экономического сообщества прошло несколько этапов:
Проект Европейского экономического сообщества содержал в себе как элементы федералистского (таможенный, экономический и валютный союз), так и конфедералистского (зона свободной торговли, единый внутренний рынок) подходов, которые усиливались или ослаблялись в зависимости от политической и экономической конъюнктуры.
Знаменательной
вехой на пути развития интеграции
стала попытка федералистов создать
Европейское оборонительное сообщество
(ЕОС) и Европейское политическое
сообщество (ЕПС). В 1952 Франция, ФРГ, Италия,
Бельгия, Люксембург и Нидерланды подписали
договор, учреждавший ЕОС. Согласно
этому документу, в рамках ЕОС
должны были интегрироваться под
единым командованием военные
Столкновение
двух подходов к европейскому строительству
достигло своего апогея в конце 1965 –
начале 1966, вылившись в так называемый
«Кризис пустого стула». Тогда
президент Шарль де Голль отозвал
французских представителей из органов
ЕЭС и несколько месяцев
Несмотря
на сопротивление противников
Достижения интеграции в социально-экономической области, а также глобальные изменения в мировой экономике и политике требовали создания более тесных форм взаимодействия интегрирующихся государств. Это было отражено в ряде инициатив 1980-х, главной из которых стало принятие Единого европейского акта 1987 (ЕЕА).
ЕЕА
провозгласил начало нового этапа европейской
интеграции – создание Европейского
Союза на основе существующих Сообществ
и углубление компетенции ЕС в
области координации
Подписание Договора о Европейском Союзе в 1992 в Маастрихте (Нидерланды) дало Европейским сообществам не только новое официальное название – ЕС, но законодательно закрепило озвученные в ЕЕА цели. Им также было введено общее гражданство Союза.
Эти
проекты конца 1980-х – начала 1990-х
годов носили отпечаток федералистского
подхода, хотя и содержали некоторые
конфедеративные элементы (например,
частичное включение в
При
этом федеративный путь развития получал
все больше сторонников. В 1973 Великобритания
и Дания – его традиционные
критики – стали членами
В
связи с необходимостью усиления
роли ЕС на мировой арене, борьбы с
международной преступностью и
нелегальной иммиграцией, а также
перспективой расширения ЕС на страны
Центральной и Восточной
Амстердамский договор (1997) подтвердил основные цели Союза и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей внешней политики и политики безопасности. В Договор был также включен отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами-членами ЕС принципов демократии, прав человека и приоритета законности, усилению сотрудничества государств-членов в борьбе с терроризмом, расизмом, контрабандой, преступностью и т.д.
Ниццский договор (2000) стал логическим продолжением Римского, Маастрихтского и Амстердамского договоров. Он сосредоточился на трех основных проблемах:
9
октября 2002 Европейская комиссия
рекомендовала 10 государств-кандидатов
на вступление в ЕС в 2004:
Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию,
Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту.
Население этих 10 стран составило
около 75 млн.; их совместный ВВП
по паритету покупательной
Это расширение ЕС можно назвать одним из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время. Необходимость такого шага была продиктована желанием подвести черту под разъединением Европы, длившимся с момента окончания Второй мировой войны, и прочно привязать к Западу страны Восточной Европы, чтобы не допустить их отката обратно к коммунистическим методам правления[источник не указан 1295 дней]. Кипр был включён в этот список, поскольку на этом настояла Греция, которая в противном случае угрожала наложить вето на весь план в целом.
По завершении переговоров между «старыми» и будущими «новыми» членами ЕС положительное окончательное решение было объявлено 13 декабря 2002. Европейский парламент утвердил решение 9 апреля 2003.
16
апреля 2003 в Афинах 15 «старыми» и
10 «новыми» членами ЕС был
1 мая 2004 Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членам Евросоюза. Вступление Кипра в ЕС произошло после референдума, проводившегося одновременно в обеих частях острова, и в то время как население непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра в большинстве своём проголосовало за реинтеграцию острова в единое государство, процесс объединения был заблокирован именно греческой стороной, в итоге вступившей в ЕС в одиночку.
Новейшая история Европейской интеграции
После
присоединения к ЕС десяти новых
стран, уровень экономического развития
которых заметно ниже среднеевропейского,
лидеры Евросоюза оказались в
положении, когда основной груз бюджетных
расходов на социальную сферу, дотации
сельскому хозяйству и т.д. ложится
именно на них. В то же время эти
страны не желают увеличивать долю
отчислений в общесоюзный бюджет
сверх определённого
Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза менее эффективным оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом. На референдумах во Франции и в Нидерландах в 2005 проект единой Конституции ЕС был отклонён, и весь Евросоюз по-прежнему живёт по целому ряду основополагающих договоров.
1
января 2007 года состоялось очередное
расширение Евросоюза —
17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии.
21
февраля 2005 года Европейский союз
подписал план действий с