Гарантии прав человека в Европе на примере финских шведов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 21:07, реферат

Описание

в ходе работы были поставлены следующие задачи:
- анализ европейского права в области прав человека;
* изучение прав национальных меньшинств на примере финских шведов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Права человека в европейском праве.………………………………………………………………………….4
Глава 2. Права национальных меньшинств на примере финских шведов…………7
Заключение……………………………………………………………………………...9
Список использованных источников и литературы………………………………….10

Работа состоит из  1 файл

Гарантии прав человека в Европе на примере финских шведов.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет международных отношений 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гарантии  прав человека в Европе на примере  финских шведов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург

2010 

Содержание 

   Введение………………………………………………………………………………….3

   Глава 1. Права человека в европейском праве.………………………………………………………………………….4

   Глава 2.  Права национальных меньшинств на примере финских шведов…………7 

   Заключение……………………………………………………………………………...9

   Список  использованных источников и литературы………………………………….10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Источниками внутреннего права обычно являются конституция, законодательство или  решения судов. Если юрист хочет  узнать, является ли та или иная норма  юридически обязательной, он обращается к одному из названных источников права, но тогда возникает  вопрос, каким образом создается право. При ответе на этот вопрос во внутренних системах права юрист обратится к нализу конституционного, законодательного или судебного правотворчества, ведущего к созданию общеобязательных правил поведения. В международном праве ситуация значительно более сложная. У международного сообщества нет конституции и законодательных органов, способных принимать общеобязательные нормы. Решения международных судов, включая решения главного судебного органа ООН - Международного Суда ООН, обязательны только для стран, участвующих в соответствующем деле. Иными словами, “международное сообщество не признает, по крайней мере формально-юридически, доктрину судебного прецедента” 1. Устав ООН не дает представления о том, «какие права относятся к категории прав человека».2 Там лишь «в общей форме говорится о том, что цель Организации Объединенных Наций - поощрение уважения к правам человека и основным свободам безотносительно расы, пола, языка и религии».

   Традиционно под правами человека понимается «характеристика правового статуса человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах».3

   На  современном этапе одной из наиболее действенных моделей защиты прав человека, является модель, распространенная в Европейском Союзе и отраженная в практиках его стран-членов. В этой связи целью настоящего исследования стало выявление особенностей европейского права в области прав человека. В качестве примера рассматривается ситуация с национальными меньшинствами в Финляндии.

   Таким образом, в ходе работы были поставлены следующие задачи:

   - анализ европейского права в  области прав человека;

  • изучение прав национальных меньшинств на примере финских шведов.

   Глава 1. Права человека в европейском праве.

   Необходимо  понимать, что проблема анализа степени  влияния прав человека на международные  отношения в целом, и на европейском  континенте в частности, невозможна без точного определения непосредственно  этих прав. На современном этапе существует расшифровка прав человека. Эти права в целом представлены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН.4 Этот документ, носящий рекомендательный характер, провозглашен «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению, путем национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией».5

   Необходимо  заметить, что многие положения Декларации сейчас стали обязательными нормами права и юридически закреплены в т.н. стандартах в области прав человека. Так, в рамках Совета Европы, созданного в 1949 году, была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года.6 Как отмечают отечественные юристы, этот договор впоследствии стал «ядром общеевропейской системы защиты прав человека».7 Основная роль Конвенции 1950 года, заключается в том, что именно на основе этой Конвенции возникла система обратной связи между контрольными органами Совета Европы и национальными законодательными, исполнительными, судебными и административными органами государств-членов,8 и что самое важное влияет на корректировку национальных законодательств.

   Непосредственно за защиту прав человека в рамках Совета Европы с 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола № 11 отвечает постоянно действующий Европейский Суд по правам человека9.

   Европейская Конвенция защищает лишь часть прав человека и основных свобод и значительно уже Всеобщей декларации или принятых впоследствии Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году Пактов о правах человека (Международный пакт о гражданских и политических правах10; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах11). Тем не менее, эта Конвенция имеет огромное значение для Европы в связи с её обязательным характером, гарантированным Европейским Судом. Безусловно, «юрисдикция Европейского Суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод».12

   В ракурсе политической науки эта  юрисдикция достаточно широка, поскольку  помимо абсолютных прав, таких, как  право на жизнь (Ст.2), запрет пыток (Ст.3),  запрет рабства (Ст.4) и т.д., включает в себя и относительные права («те права, которые потенциально могут быть ограничены государством»13). К таким правам относят в частности и свободу мысли, убеждений и религии (Ст.9), свободу выражения мнения (Ст.10), и свободу мирных собраний и ассоциаций (Ст.11).14

   Вторым  по значимости источником Совета Европы является Европейская социальная хартия, принятая в 1961 году и пересмотренная в 1996 году. Эта Хартия носит социально-экономический характер,.

   Необходимо  понимать, что европейское право  в области прав человека создается  не только «усилиями» Совета Европы, но и другой европейской интеграционной группировки – Европейского Союза.15 Однако до расширения Союза, в Европе действовала только правозащитная система, созданная в рамках Совета Европы.16

   В настоящее время за судебную ветвь  власти в ЕС «отвечает» Суд ЕС в Люксембурге (European Court of Justice), который занимается на данном этапе гармонизацией толкования законов ЕС во всех странах-членах. Суд ЕС призван убедиться, что закон равен для всех, гарантией чему служат одинаковые толкования национальных судов.17 В том, что касается гарантий прав человека, в ЕС существует Трибунал первой инстанции с правом кассационного обжалования в Суде ЕС. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 2. Права национальных меньшинств на примере финских шведов

   Несмотря  на видимую стабильность и устойчивость европейской правовой системы, она также может столкнуться с рядом проблем. Существенной проблемой является т.н. «право наций на самоопределение». В рамках наднациональных объединений, коим является Европейский Союз, проблема национального самоопределения становится особенно актуально по мере стирания государственных границ в рамках ЕС. Так, на смену национальной (государственной) идентичности приходит наднациональная (общеевропейская), а часто региональная (локальная) идентичность.

   С юридической точки зрения право на самоопределение напрямую закреплено только в Международных пактах о правах человека 1966 года: в соответствии со ст.1 как Международного пакта о гражданских и политических правах, так и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, «все народы имеют право на самоопределение».18 Здесь необходимо понимать, что резолюции Генеральной Ассамблеи ООН носят рекомендательный, а не обязательный характер. Возникает вопрос, не являются ли права наций (народов) ограничением национального государственного суверенитета.

   Анализ  европейского правового регулирования  в сфере прав человека позволяет  судить о высокой компетентности самой системы и подотчетных  ей органов и институтов. Однако построение теоретических выводов  было бы не полным без практической иллюстрации конкретного случая из европейской практики.

   В качестве такого случая была рассмотрена  ситуация в сфере прав человека в  Финляндии. Этот регион был выбран в  связи с тем, что он является примером хорошей организации “общения” с национальными меньшинствами. В настоящее время Финляндия является унитарным государством с одной частичной автономией (Аландские острова), в Конституции которого прописано, что национальностям и регионам страны гарантируется право на автономию и солидарность между ними. Тем не менее, никакой уровень автономии не может обеспечить гражданину Финляндии (будь то фины, шведы или саамы) большего или, напротив, меньшего уровня прав и свобод. В Конституции есть положения о статутах, о том, в каких областях могут брать себе компетенцию автономные сообщества и государство.

     Исторически сложилось так, что  к началу XXI века модель государства автономий стала нуждаться в реформировании. После нескольких десятилетий существования автономных образований их жители начали осознавать, что бы они хотели изменить, они начали стремиться к исправлению не устраивающих их пунктов в прежней системе. В условиях неизбежных процессов глобализации и европейской интеграции в Финляндии у шведов появились опасения по поводу потери своих культурных ценностей, традиций и языка. Чтоже касается финов,то они не считают себя ущемленными от того, что в их стране шведский язык является государственным наравне с финским. Никто не возмущается существованием шведских школ, вузов, шведскоязычных воинских подразделений в армии, телевизионными передачами и церковными богослужениями на шведском языке, но стремление к большей самостоятельности не может быть поводом для вооруженного насилия, как это порой происходит в других регионах мира. В свою очередь, финские шведы, также как в свое время шведские финны, являются весьма лояльным национальным меньшинством и считают себя полнокровными гражданами своей страны. В шведскоязычных районах встречаются люди не говорящие на финском языке. Это, чаще всего, старики или те, кто решил остаться в сельской местности на всю жизнь, например, фермеры. Однако, подавляющее большинство финских шведов среднего и, особенно, молодого возраста владеют финским в совершенстве, считая это естественным и необходимым. Что касается политики, то существующая в Финляндии с 1906 года шведская партия не ставит перед собой каких-либо националистических или сепаратистских задач.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение

   В ходе исследования сделан вывод о  том, что на сегодняшний день Суд  по правам человека в Страсбурге является наиболее действенным элементом контроля за соблюдением прав человека. Более того, процедура рассмотрения исков станет проще и доступнее с лета 2010 года (после ратификации Россией т.н. 14 протокола к Европейской конвенции по правам человека). 

   Кроме того, европейские традиции в сфере  прав человека отражены и в национальных законодательствах стран-членов. В  рамках настоящей работы была изучена  ситуация с национальными меньшинствами, как частный случай прав человека на примере финских шведов.

   Представляется, что Финляндия в полной мере соответствует  международным и европейским  стандартам в сфере гарантий прав человека. Интересным здесь представляется тот факт, что Финляндия, в отличие  от других стран Западной Европы не имеет глубоких демократических традиций. За период с 1970х гг. до настоящего времени в стране сформировано правовое сознание граждан, что гарантированно ведет к стабильности политической системы, поскольку гражданское общество должно привносить свой вклад в проведение государственной (или даже наднациональной, как в случае ЕС) политики, влияя на политический процесс через свободные выборы и имея возможность к изъявлению своих потребностей. Более того, при наличии налаженных институтов зачастую само общество определяет степень собственной свободы и пределы собственных прав.

   Таким образом, финского опыта позволяет  сделать обобщающие выводы в том, что касается гарантий прав человека и сделать общие рекомендации по необходимой политике в этой области.

   Так, представляется, что сохранение правового статуса человека в государстве и его возможных притязаний должно оставаться первостепенным приоритетом для органов власти.

   Гарантии  соблюдения прав человека должны быть равными для всех членов общества, что достижимо путем их детального закрепления в Конституции. Это позволит избежать конфликтных ситуаций и гарантирует национальное единство.

   Можно говорить о том, что грядущее реформирование Суда с целью упрощения процесса подачи заявлений полностью в  интересах государств-членов Совета Европы и граждан, находящихся под  их суверенитетом, равно как и  создание судебных органов в рамках ЕС отвечает потребностям стран-членов.  

Информация о работе Гарантии прав человека в Европе на примере финских шведов