Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 21:07, реферат
в ходе работы были поставлены следующие задачи:
- анализ европейского права в области прав человека;
* изучение прав национальных меньшинств на примере финских шведов.
Введение………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Права человека в европейском праве.………………………………………………………………………….4
Глава 2. Права национальных меньшинств на примере финских шведов…………7
Заключение……………………………………………………………………………...9
Список использованных источников и литературы………………………………….10
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет
международных отношений
Гарантии
прав человека в Европе на примере
финских шведов
Санкт-Петербург
2010
Содержание
Введение…………………………………………………
Глава
1. Права человека в европейском праве.………………………………………………………………
Глава 2. Права национальных меньшинств на примере финских шведов…………7
Заключение……………………………………………
Список
использованных источников и литературы………………………………….10
Введение
Источниками внутреннего права обычно являются конституция, законодательство или решения судов. Если юрист хочет узнать, является ли та или иная норма юридически обязательной, он обращается к одному из названных источников права, но тогда возникает вопрос, каким образом создается право. При ответе на этот вопрос во внутренних системах права юрист обратится к нализу конституционного, законодательного или судебного правотворчества, ведущего к созданию общеобязательных правил поведения. В международном праве ситуация значительно более сложная. У международного сообщества нет конституции и законодательных органов, способных принимать общеобязательные нормы. Решения международных судов, включая решения главного судебного органа ООН - Международного Суда ООН, обязательны только для стран, участвующих в соответствующем деле. Иными словами, “международное сообщество не признает, по крайней мере формально-юридически, доктрину судебного прецедента” 1. Устав ООН не дает представления о том, «какие права относятся к категории прав человека».2 Там лишь «в общей форме говорится о том, что цель Организации Объединенных Наций - поощрение уважения к правам человека и основным свободам безотносительно расы, пола, языка и религии».
Традиционно под правами человека понимается «характеристика правового статуса человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах».3
На современном этапе одной из наиболее действенных моделей защиты прав человека, является модель, распространенная в Европейском Союзе и отраженная в практиках его стран-членов. В этой связи целью настоящего исследования стало выявление особенностей европейского права в области прав человека. В качестве примера рассматривается ситуация с национальными меньшинствами в Финляндии.
Таким образом, в ходе работы были поставлены следующие задачи:
- анализ европейского права в области прав человека;
Глава 1. Права человека в европейском праве.
Необходимо
понимать, что проблема анализа степени
влияния прав человека на международные
отношения в целом, и на европейском
континенте в частности, невозможна
без точного определения
Необходимо заметить, что многие положения Декларации сейчас стали обязательными нормами права и юридически закреплены в т.н. стандартах в области прав человека. Так, в рамках Совета Европы, созданного в 1949 году, была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года.6 Как отмечают отечественные юристы, этот договор впоследствии стал «ядром общеевропейской системы защиты прав человека».7 Основная роль Конвенции 1950 года, заключается в том, что именно на основе этой Конвенции возникла система обратной связи между контрольными органами Совета Европы и национальными законодательными, исполнительными, судебными и административными органами государств-членов,8 и что самое важное влияет на корректировку национальных законодательств.
Непосредственно за защиту прав человека в рамках Совета Европы с 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола № 11 отвечает постоянно действующий Европейский Суд по правам человека9.
Европейская Конвенция защищает лишь часть прав человека и основных свобод и значительно уже Всеобщей декларации или принятых впоследствии Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году Пактов о правах человека (Международный пакт о гражданских и политических правах10; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах11). Тем не менее, эта Конвенция имеет огромное значение для Европы в связи с её обязательным характером, гарантированным Европейским Судом. Безусловно, «юрисдикция Европейского Суда основана исключительно на Конвенции о защите прав человека и основных свобод».12
В ракурсе политической науки эта юрисдикция достаточно широка, поскольку помимо абсолютных прав, таких, как право на жизнь (Ст.2), запрет пыток (Ст.3), запрет рабства (Ст.4) и т.д., включает в себя и относительные права («те права, которые потенциально могут быть ограничены государством»13). К таким правам относят в частности и свободу мысли, убеждений и религии (Ст.9), свободу выражения мнения (Ст.10), и свободу мирных собраний и ассоциаций (Ст.11).14
Вторым по значимости источником Совета Европы является Европейская социальная хартия, принятая в 1961 году и пересмотренная в 1996 году. Эта Хартия носит социально-экономический характер,.
Необходимо понимать, что европейское право в области прав человека создается не только «усилиями» Совета Европы, но и другой европейской интеграционной группировки – Европейского Союза.15 Однако до расширения Союза, в Европе действовала только правозащитная система, созданная в рамках Совета Европы.16
В
настоящее время за судебную ветвь
власти в ЕС «отвечает» Суд ЕС в Люксембурге
(European Court of Justice), который занимается на
данном этапе гармонизацией толкования
законов ЕС во всех странах-членах. Суд
ЕС призван убедиться, что закон равен
для всех, гарантией чему служат одинаковые
толкования национальных судов.17
В том, что касается гарантий прав человека,
в ЕС существует Трибунал первой инстанции
с правом кассационного обжалования в
Суде ЕС.
Глава 2. Права национальных меньшинств на примере финских шведов
Несмотря на видимую стабильность и устойчивость европейской правовой системы, она также может столкнуться с рядом проблем. Существенной проблемой является т.н. «право наций на самоопределение». В рамках наднациональных объединений, коим является Европейский Союз, проблема национального самоопределения становится особенно актуально по мере стирания государственных границ в рамках ЕС. Так, на смену национальной (государственной) идентичности приходит наднациональная (общеевропейская), а часто региональная (локальная) идентичность.
С юридической точки зрения право на самоопределение напрямую закреплено только в Международных пактах о правах человека 1966 года: в соответствии со ст.1 как Международного пакта о гражданских и политических правах, так и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, «все народы имеют право на самоопределение».18 Здесь необходимо понимать, что резолюции Генеральной Ассамблеи ООН носят рекомендательный, а не обязательный характер. Возникает вопрос, не являются ли права наций (народов) ограничением национального государственного суверенитета.
Анализ европейского правового регулирования в сфере прав человека позволяет судить о высокой компетентности самой системы и подотчетных ей органов и институтов. Однако построение теоретических выводов было бы не полным без практической иллюстрации конкретного случая из европейской практики.
В качестве такого случая была рассмотрена ситуация в сфере прав человека в Финляндии. Этот регион был выбран в связи с тем, что он является примером хорошей организации “общения” с национальными меньшинствами. В настоящее время Финляндия является унитарным государством с одной частичной автономией (Аландские острова), в Конституции которого прописано, что национальностям и регионам страны гарантируется право на автономию и солидарность между ними. Тем не менее, никакой уровень автономии не может обеспечить гражданину Финляндии (будь то фины, шведы или саамы) большего или, напротив, меньшего уровня прав и свобод. В Конституции есть положения о статутах, о том, в каких областях могут брать себе компетенцию автономные сообщества и государство.
Исторически сложилось так,
Заключение
В ходе исследования сделан вывод о том, что на сегодняшний день Суд по правам человека в Страсбурге является наиболее действенным элементом контроля за соблюдением прав человека. Более того, процедура рассмотрения исков станет проще и доступнее с лета 2010 года (после ратификации Россией т.н. 14 протокола к Европейской конвенции по правам человека).
Кроме
того, европейские традиции в сфере
прав человека отражены и в национальных
законодательствах стран-
Представляется, что Финляндия в полной мере соответствует международным и европейским стандартам в сфере гарантий прав человека. Интересным здесь представляется тот факт, что Финляндия, в отличие от других стран Западной Европы не имеет глубоких демократических традиций. За период с 1970х гг. до настоящего времени в стране сформировано правовое сознание граждан, что гарантированно ведет к стабильности политической системы, поскольку гражданское общество должно привносить свой вклад в проведение государственной (или даже наднациональной, как в случае ЕС) политики, влияя на политический процесс через свободные выборы и имея возможность к изъявлению своих потребностей. Более того, при наличии налаженных институтов зачастую само общество определяет степень собственной свободы и пределы собственных прав.
Таким образом, финского опыта позволяет сделать обобщающие выводы в том, что касается гарантий прав человека и сделать общие рекомендации по необходимой политике в этой области.
Так, представляется, что сохранение правового статуса человека в государстве и его возможных притязаний должно оставаться первостепенным приоритетом для органов власти.
Гарантии соблюдения прав человека должны быть равными для всех членов общества, что достижимо путем их детального закрепления в Конституции. Это позволит избежать конфликтных ситуаций и гарантирует национальное единство.
Можно
говорить о том, что грядущее реформирование
Суда с целью упрощения процесса
подачи заявлений полностью в
интересах государств-членов Совета
Европы и граждан, находящихся под
их суверенитетом, равно как и
создание судебных органов в рамках
ЕС отвечает потребностям стран-членов.
Информация о работе Гарантии прав человека в Европе на примере финских шведов