Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:49, курсовая работа
Цели и задачи исследования. Цель данного исследования заключается в том, чтобы раскрыть причины возникновения грузино-осетинского, грузино-абхазского конфликтов, рассмотреть историю их развития и оценить состояние на современном этапе.
Введение 3
1. Предконфликтная ситуация в Южной Осетии и Абхазии 9
1.1 Исторические предпосылки конфликта 9
1.2 Причины возникновения конфликта 15
2. Открытая фаза конфликта и состояние конфликта на современном этапе 18
2.1 Период открытой конфронтации от возникновения до урегулирования конфликта 18
2.2 Итоги конфликта и состояние на сегодняшний день 46
Заключение 50
Список источников и литературы 53
Обстановка в зоне грузино-осетинского
конфликта обострилась 8 июля 2004 года
в связи с вооруженным столкнов
В Москве 14 июля 2004 года в закрытом режиме прошел первый раунд переговоров на высоком уровне в формате СКК. Стороны выразили понимание, что из зоны конфликта необходимо вывести незаконные вооруженные формирования. Был также подтвержден статус миротворцев в зоне конфликта. Секретарь Совета национальной безопасности Грузии Гела Бежуашвили заявил, что решение югоосетинской проблемы он видит в восстановлении территориальной целостности Грузии42. 15 июля в ходе второго раунда переговоров участники заседания СКК подписали итоговый документ, призывающий руководителей Тбилиси и Цхинвали не применять силовые действия в решении конфликта.
Стороны должны соблюдать все договоренности, достигнутые до этого дня. Все незаконные вооруженные формирования должны быть разоружены, техника должна быть выведена из зоны конфликта. Пункт о гуманитарной помощи стоит в протоколе отдельно: стороны вновь признали, что такие грузы имеют облегченный таможенный режим, как это предписано Дагомысскими соглашениями 1992 года. Стороны договорились, что СКК будет работать на постоянной основе в Цхинвали, а очередное заседание возобновит работу через несколько дней в Тбилиси43.
На встрече в Цхинвали 19 июля 2004 года представители Грузии, Южной Осетии, Северной Осетии и России приняли решение создать группу в составе секретарей грузинской, юго- и североосетинской частей СКК. Позднее в Тбилиси прошло первое заседание группы в составе секретарей грузинской, юго - и североосетинской частей, Смешанной контрольной комиссии и советника российского посольства в Тбилиси. Грузия и Южная Осетия подтвердили приверженность курсу на мирное урегулирование в зоне грузино-югоосетинского конфликта и недопущение эскалации напряженности. 22 июля в Цхинвали на встрече уполномоченных представителей сопредседателей СКК были определены срок начала совместного патрулирования зоны грузино-осетинского конфликта миротворцами и наблюдателями ОБСЕ, а также маршруты проверок44.
В составе новой группы обсуждались и перспективы ликвидации кризисной ситуации в Южной Осетии и недопущении ее в будущем, вопросы экономической реабилитации зоны конфликта. Была организована рабочая группа по выработке решений о выводе незаконных формирований, снятии незаконных постов и выставлении новых постов миротворцев. Стороны договорились о полной демилитаризации зоны грузино-югоосетинского конфликта. 13 ноября на встрече госминистра Грузии Г.Хаиндрава с министром по особым делам правительства Южной Осетии Б.Чочиевым была достигнута договоренность о ликвидации блиндажей и других строений военного назначения. 15 ноября в зоне грузино-осетинского конфликта начался процесс ликвидации военно-инженерных строений45.
В начале 2005 года на заседании Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в Страсбурге президент Грузии Михаил Саакашвили озвучил мирные инициативы в отношении Южной Осетии. В соответствии с ними, Южной Осетии предложен широкий автономный статус в составе единого грузинского государства46.
Инициативы Саакашвили в телефонном разговоре 15 февраля поддержал президент США Дж.Буш. Но президент Южной Осетии Эдуард Кокойты, комментируя инициативы Саакашвили, заявлял, что о создании единого с Грузией государства речи быть не может.
Но Михаил Саакашвили заявил на брифинге, что не намерен долго ждать отклика Цхинвали на мирные инициативы Грузии по статусу Южной Осетии. Правительство Грузии полагало, что отдельно взятые представители цхинвальских властей приветствуют грузинские инициативы, но решения принять не могут. По его словам, цхинвальский регион и Абхазия «никогда не станут частью пусть даже бывшей империи». «Это наши люди, наша территория, которая называется Грузия, и никогда по-другому называться не будет», сказал Саакашвили47.
В середине марта 2005 года на встрече в Москве сопредседателей Смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта обсуждались вопросы демилитаризации зоны конфликта в рамках достигнутых в Сочи в ноябре 2004 года договоренностей. В работе заседания приняли участие делегации от России, Грузии, Северной Осетии, Алании и Южной Осетии. В ходе заседания стороны должны были подписать протокол о взаимодействии правоохранительных органов в зоне конфликта. Однако был подписан только протокол, согласно которому были созданы группы по расследованию инцидентов, произошедших в зоне грузино-осетинского конфликта 29 мая и 6 июня (убийство 4 осетинских и 1 грузинского военнослужащего, исчезновение 4 грузин).
Позднее представители Южной Осетии отказались принять участие в конференции 10 июля 2005 года в Батуми по вопросу урегулирования грузино-осетинского конфликта. В ходе конференции президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что «Грузия готова предоставить Южной Осетии полную автономию и также готова в соответствии с этим изменить конституцию страны.
Саакашвили, в частности, сообщил, что инициированный им план урегулирования конфликта с Южной Осетией поэтапный, и для его реализации потребуется немалое время». По его словам, в плане учтены все пожелания, которые на разных этапах озвучивали представители руководства Южной Осетии. Непризнанная республика Южная Осетия не согласна на предложения Саакашвили об автономии в составе Грузии48.
В октябре 2005 года парламент Грузии принял постановление «О ходе миротворческих операций и ситуации в конфликтных зонах Грузии». Согласно документу, российские миротворцы, дислоцированные в зоне грузино-осетинского конфликта, до 1 февраля 2006 года должны обеспечить выполнение соглашений, заключенных сторонами. В противном случае с 15 февраля 2006 года парламент Грузии начнет процедуру по выходу из Дагомысского соглашения 1992 года и потребует вывода российских миротворцев49.
В связи с резким обострением обстановки в зоне грузино-осетинского конфликта 8 декабря 2005 года проходит чрезвычайное заседание СКК. Заседание было посвящено анализу причин, вызвавших всплеск напряженности в зоне конфликта, и выработке мер, направленных на обеспечение мирного хода грузино-осетинского урегулирования. В заседании принимал участие руководитель российской части комиссии, посол по особым поручениям МИД РФ Валерий Кеняйкин50.
Но обострение конфликта только нарастало, благодаря дальнейшим действиям со стороны Грузии. С подачи Саакашвили 15 февраля 2006 года парламент Грузии принял постановление, предусматривающее прекращение миротворческой операции в зоне грузино-осетинского конфликта. Действия России в регионе в этом документе расценивались как «интервенция».
В мае 2006 года была проведена ротация российских войск в составе Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского конфликта. Ротация российских военных проходила через Рокский тоннель, который Грузия не контролирует. Официальный Тбилиси счел действия российской стороны вызовом в свой адрес. Власти страны заявили, что под видом ротации Россия вводит в регион дополнительные войска.
В ходе 2006 года в зоне конфликта произошло несколько инцидентов, которые препятствовали работе смешанной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта51.
Итогом провокационных действий со стороны Грузии стало постановление о немедленном выводе российских миротворцев с территории страны от 18 июля 2006. В тексте постановления российским миротворцам предъявлено множество претензий. В частности, в результате их деятельности в конфликтных зонах якобы не существует гарантий безопасности для мирного населения; вместо демилитаризации конфликтных зон идет наращивание вооружения; участились диверсионные и террористические акты, перманентные попытки этнических чисток; имеет место массовое игнорирование фундаментальных прав человека.
Кроме того, в документе отмечается, что «мирная политика Грузии по урегулированию конфликтов сталкивается с открытым противостоянием не только сепаратистов, но и тех, кто поддерживает их извне»; «мирный план Грузии по урегулированию в бывшем южноосетинском автономном округе, поддержанный Евросоюзом и ОБСЕ, практически отклонила Российская Федерация». Более того, Россия якобы осуществляет «перманентные попытки аннексии грузинских территорий», а миротворцы являются одним из главных барьеров для мирного урегулирования конфликтов.
В ответ на Грузинские шаги к «урегулированию» конфликта 12 ноября 2006 в Южной Осетии состоялись референдум о независимости и выборы президента республики52.
В августе 2007 года грузинская сторона обвинила Россию в том, что накануне вечером два самолета Су-25 «с российскими опознавательными знаками» вторглись в воздушное пространство Грузии и осуществили ракетный обстрел грузинской РЛС в районе г. Гори. В результате «авиаинцидента» было сорвано запланированное на 9-10 августа в Тбилиси заседание СКК по вопросам урегулирования грузино-осетинского конфликта. Обстановка в зоне конфликта резко обострилась.
Также 29 августа 2007 года грузинской стороной были задержаны и осуждены грузинским судом на два месяца предварительного заключения двое военнослужащих из состава североосетинского батальона Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ) в зоне грузино-осетинского конфликта – российские граждане Т.Хачиров и В.Валиев (удерживались до февраля 2008 года). Это было сделано в нарушение общепринятых норм международного права и действующих соглашений об урегулировании грузино-осетинского конфликта. После задержания грузинская сторона не допустила к ним ни представителей командования ССПМ, ни сотрудников консульского отдела Посольства России в Тбилиси, а судебное разбирательство происходило без участия адвокатов53.
Таким образом, за три года руководства Саакашвили провокации против России возросли многократно. Конфликт достиг такого уровня, что без принятия радикальных мер, способных резко изменить ситуацию по основному вопросу противостояния – признания принадлежности территории непризнанных государств, ситуация становится просто катастрофической.
Возобновление спустя почти год переговорного процесса по грузино-осетинскому урегулированию в рамках СКК не принесло ощутимых результатов. На проходивших 23-24 октября 2007 года в тбилисском офисе ОБСЕ переговорах грузинской и югоосетинской сторонам так и не удалось согласовать позиции и принять Совместное заявление54.
Но вооруженные столкновения не прекратились в 2008 году: так 31 марта был подвергнут обстрелу из стрелкового оружия и гранатометов пост правоохранительных органов Южной Осетии у села Окона Знаурского района. Военными наблюдателями ССПМ и представителями миссии ОБСЕ установлено, что огонь велся с территории, подконтрольной грузинской стороне. За два дня до обстрела в этом же районе зафиксировано нахождение сотрудников госбезопасности и спецназа МВД Грузии, переодетых в гражданскую одежду.
2
апреля вооруженной группой из
автоматического оружия
Всего же в апреле 2008 года ССПМ в зоне грузино-осетинского конфликта было зафиксировано 56 случаев нарушения грузинской стороной соглашения о прекращении огня. Стрельба велась в основном беспорядочным образом с целью поддержания напряженности в зоне конфликта.
Министр внутренних дел Грузии Вано Мерабишвили, комментируя инцидент, связанный с подрывом на противопехотной мине 3 апреля сотрудника отдела полиции в районе села Хеити, обвинил российских миротворцев в причастности к установке мины, а через грузинский телевизионный канал «Алания» обвинил руководство Южной Осетии в причастности к выдаче местному населению около 1,5 тысячи фальшивых российских паспортов.
Помощник командующего ССПМ по работе со СМИ капитан Владимир Иванов объявил о плановой ротации миротворческого контингента в Южной Осетии. После этого в грузинских СМИ, со ссылкой на главу МИД Грузии, была распространена информация о якобы увеличении российского миротворческого контингента в зоне грузино-осетинского конфликта. При этом, плановая ротация миротворческого контингента характеризовалась как «провокационное и безответственное мероприятие».
Начиная с июля вооруженные столкновения проходили на территории, контролируемой миротворческими силами. В ночь с 3 на 4 июля 2008 года грузинская сторона из минометов, гранатометов и стрелкового оружия открыла огонь по столице Южной Осетии г. Цхинвали, а также селам Убиат и Дменис. Но по утверждению грузинских официальных лиц, ночную стрельбу начала югоосетинская сторона, а действия грузинской стороны носили исключительно ответный и вынужденный характер56.
В селе Окона Знаурского района сотрудниками правоохранительных органов Южной Осетии были задержаны четверо военнослужащих Минобороны Грузии. Власти непризнанной республики Южной Осетии утверждали, что задержанные грузинские военнослужащие проводили на территории Цхинвальского региона разведывательную деятельность. Президент Грузии Михаил Саакашвили расценил задержание офицеров как похищение и уже 8 июля задержанные были освобождены.
9 июля было опубликовано
Отмечены неоднократные
Информация о работе Грузино-осетинский, грузино-абхазский конфликты