Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 00:33, курсовая работа
Цель работы: дать оценку перспектив интеграционных процессов в Латинской Америке.
Задачи работы:
исследовать основные дефиниции интеграции, экономическая и политическая интеграции;
рассмотреть и проанализировать основные интеграционные группировки в мире;
определить основные интеграционные группировки в Латинской Америке, дать характеристику и выявить особенности группировок;
проанализировать перспективы интеграции в данном регионе.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА Ι. ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
. Экономичесая и политическая международная интеграция 6
1.2. Общая характеристка интеграционных группировок в современном мире 14
ГЛАВА ΙΙ. ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
2.1 Особенности и тенденции интеграционных процессов в Латинской Америке 27
2.2 Перспективы Латиноамериканского региона 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАРУРЫ 44
Процесс развития происходит на двух уровнях - глобальном и региональном. Интеграционный процесс характеризуется, с одной стороны, нарастанием интернационализации хозяйственной жизни, а с другой - экономическим сближением стран на региональной основе. Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации производства и капитала, выражает параллельную тенденцию, развивающуюся рядом с более глобальной. Она представляет собой если не отрицание глобального характера мирового рынка, то в определенной мере попытку замкнуть его в рамках группы развитых государств-лидеров (ком. - противоречие глобализации и тенденции к регионализму; кстати глобализация, скорей всего, и выражает дезинтеграцию через создание международных организаций, где участвует множество различных стран, например, ВТО).
Частнокорпоративный тип интеграции, или интеграция на уровне предприятий (подлинная интеграция) – речь идет об интеграции капиталов и активов компаний. Здесь различают: горизонтальная интеграция. Она предполагает объединение предприятий, действующих в одной отрасли на одном отраслевом рынке. Таким образом, предприятия пытаются противостоять конкуренции со стороны сильных партнеров.
Вертикальная интеграция - это объединение компаний, функционирующих в разных отраслях, нос вязанных между собой последовательными ступенями производства или обращения.
Как известно формы, или виды, региональной интеграции могут быть разными. Они характеризуются степенью свободы перемещения внутри группировки факторов производства. В настоящее время существуют следующие формы региональной эк. интеграции:
Рассмотрим каждый из выделенных типов подробнее.
Зона свободной торговли. Под ней принято понимать такую форму соглашений, при которой ее участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в отношений друг с другом. Вместе с тем в отношений третьих стран каждый участник зоны свободной торговли имеет право проводить свою собственную внешнеторговую политику. Подобная форма интеграции реализуется в ЕАСТ, НАФТА, ЕСЕАН.
Основным отличием таможенного союза от зоны свободной торговли заключается в том, что участники таможенного союза не только устраняют тарифы и квоты между собой, но и единую внешнеторговую политику в отношении третьих стран. Таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах единой таможенной территорий. Примером такого образования уже с 1968 г. является Европейское экономическое сообщество (переросшее позже в Европейский союз), а также МЕРКОСУР, формирующийся Таможенный союз пяти государств ЕврАзЭС (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). При этой форме интеграции существенно меняются товарные потоки, происходит переориентация на импорт из стран -участниц соглашения, происходят изменения в производстве и потреблении продукции. Таможенный союз является достаточно логически завершенной формой. В то же время, ограничивая сугубо сферой международной торговли, он сам таит в себе внутреннее противоречие, развитие которое неизбежно порождает потребность к переходе к еще более сложным формам торгово-экономических союзов.
Общий рынок. В добавлении к тому, что предусматривают рамки таможенного союза, данная форма предполагает устранение препятствий для свободного перемещения между странами-участницами всех факторов производства. Сказанное предполагает сближение национальных законодательств, стандартов, а так же развитие институциональных основ интеграции, формирование общих органов управления объединительными процессами.
Однако и в этом случае правомерно говорить о действии тех же факторов, которые преобразовали зону свободной торговли в общий рынок. В принципе свободное перемещение факторов производства внутри определенной группировки стран должно способствовать более рациональному использованию совокупных ресурсов, развитию труда и специализации производства, оптимизации производственных структур и полному использованию фактора и экономии от увеличения масштабов производства. Вместе с тем этому препятствуют различия в экономической политике, проводимой государствами, входящими в общий рынок. В строгом смысле слова последний допускает наличие в данной области полного разнобоя со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Опять возникает проблема, решение которой возможно лишь при условии перехода к более сложным формам торгово-экономических союзов.
Экономический союз. Данная форма предполагает снятие отмеченного выше противоречия путем согласования экономической политики, проводимой странами-участницами. В рамках ЕС проводится единая сельскохозяйственная политика, согласованная промышленная, энергетическая, транспортная, региональная, социальная, научно-техническая политика.
Обратим внимание на то, что как только процесс согласования экономической политики доходит до определенного уровня, он начинает подчиняться собственной логике и требовать, особенно в том случае, если страна характеризуется высокой степенью открытости своей экономики, все более тесной увязки, охватывающий все больший круг вопросов. Данный процесс получает свое определенное логическое завершение в рамках комплексной и более сложной формы - экономического и валютного союза.
Валютный союз - создание единой региональной валютной системы, включая создание единого центрального банка, введение единой валюты. Обеспечивается согласование и становление единой валютно-кредитной, скоординированной макроэкономической политики и проч.
Полная экономическая и политическая интеграция. В данном случае речь идет о превращении единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование. Это предполагает не просто согласование, но и проведение унифицированной, фактически единой экономической политики, полную унификацию законодательной базы.
На этом этапе
вызревает необходимость и
1.2. Общая характеристка интеграционных группировок в современном мире.
Проанализировав
теоретическую основу интеграции, можно
предположить, что ее объективный
характер не означает, что она происходит
спонтанно, стихийно, вне рамок управления
со стороны государства и межгосуд
Следует отметить, что существует достаточно много интеграционных группировок, основными считаются: в Евразии - СНГ, в Западной Европе - ЕС, в Северной Америке - НАФТА, в Азиатско-Тихоокеанском регионе - АСЕАН.
Наиболее четко
интеграционные процессы проявились в
Западной Европе, где во второй половине
ХХ столетия складывалось единое хозяйственное
пространство целого региона, в рамках
которого формировались общие условия воспроизводства и
создавался механизм его регулирования.
Здесь интеграция достигла наиболее «зрелых
форм»3.
ЕС считается наиболее зрелой
интеграционной группировкой.
Европейский союз (Евросоюз, ЕС) - экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС - международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства, однако формально он не является ни тем, ни другим. Союз является субъектом международного публичного права, имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.
Главным новшеством,
связанным с созданием
Официально до 1 ноября 1993 г. ведущая интеграционная группировка западноевропейских стран называлась Европейские сообщества, так как она появилась после слияния в 1967 г. органов трех ранее самостоятельных региональных организаций:
• Европейского объединения угля и стали (ЕОУС); Парижский договор о создании ЕОУС вступил в силу в 1951 г.;
• Европейского экономического сообщества (ЕЭС); Римский договор о создании ЕЭС заключен в 1957 г., вступил в силу в 1958 г.;
• Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом); договор вступил в силу с 1958 г.
Важным толчком в развитии ЕС явился вступивший в силу с 1 июля 1987 г. Единый европейский акт, одобренный и ратифицированный всеми членами Сообщества. Этим актом внесены и юридически закреплены глубокие изменения в договоры об образовании ЕС.
Деятельность ЕС в области экономической интеграции соединялась с европейским политическим сотрудничеством в единый процесс. Было предусмотрено создание Европейского союза, который должен был обеспечить не только высокую степень экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества стран-участниц, но и согласование внешней политики, и обеспечение безопасности. Реализация Единого европейского акта приведет к тому, что Европейский союз будет иметь структуру федеративного типа.
В Едином европейском акте была поставлена задача завершения создания в рамках ЕС единого внутреннего рынка как пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц, что и было достигнуто. Для реализации идеи единого рынка Комиссия ЕС разработала примерно 300 программ по устранению преград в торгово-экономическом обмене между странами - членами ЕС. К середине 90-х гг. эти преграды были в основном устранены.
Развитие интеграции в рамках ЕС прошло ряд этапов, характеризующихся как ее углублением, переходом от низших форм (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) к высшим (экономический и валютный союз), так и увеличением числа участников.
Сейчас в ЕС завершилось создание единого рынка, системы межгосударственного управления, и страны оформили экономический, валютный и политический союз. Существование экономического союза предусматривает, что Совет министров ЕС разрабатывает основные направления экономической политики ЕС и контролирует соответствие им экономического развития каждой страны-члена.
Политический союз направлен на проведение единой внешней политики, в частности в области безопасности, и выработку общих подходов в рамках внутреннего законодательства: гражданского и уголовного.
Валютный союз означает проведение единой денежно-кредитной политики в рамках ЕС и функционирование общей для всех стран валюты. С этой целью согласно Маастрихтским соглашениям были определены и реализуются сроки введения единой валюты – евро.
С 1 января 1999 г.
евро функционирует как расчетная
единица. Однако в валютный союз с 1
января 1999 г. вошли не все члены
ЕС. Вне зоны евро остались Великобритания,
Греция, Дания и Швеция. По итогам 1998 г.
Греция не соответствовала «маастрихтским
критериям» по величине государственного
долга (107,7% к ВВП) и темпам инфляции (4,5%).
Великобритания отложила свое вступление
как минимум до 2002 г., не желая расставаться
с собственной валютой до очередных парламентских
выборов. Швеция и Дания — против сокращения
социальных расходов государства.
Экономика Европейского союза, по данным
МВФ, производит ВВП, в расчете по ППС на
сумму свыше 12,256 трлн. € (16,523 трлн. $ в 2009
году). Экономика ЕС представляет собой
единый рынок и в ВТО представлена в качестве
единой организации1.
Реформирование ЕС. Расширение полномочий Европейского Союза в 1990-х, прием новых членов из ЦВЕ, изменение политического веса Европы в мире потребовали в свою очередь реформы внутренней структуры ЕС и более четкого разграничения его компетенции с государствами-членами.
Перспективы расширения Евросоюза на нынешнем этапе является больной темой для ЕС. На рубеже ХХI в. предусматривается значительное расширение Евросоюза. Число его членов должно увеличиться с 15 до 26 за счет, главным образом, стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), а также Балтии. Стремление стран ЦВЕ присоединиться к ЕС обозначилось уже в начале 90-х гг., когда были подписаны соглашения об их ассоциации с ЕС. Данные соглашения предусматривали сближение законодательств ассоциируемых стран с законодательством ЕС, расширение внешнеэкономических связей, создание между сторонами в течение 10 лет зоны свободной торговли промышленными товарами путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других барьеров. По большинству промышленных товаров ЕС с 1995 г. отменила пошлины для стран Центральной и Восточной Европы; по черным металлам и текстильным товарам свободный доступ введен с 1996 - 1997 гг. Со второй половины 90-х гг. промышленные товары ЕС свободно поступают на внутренние рынки ассоциируемых стран.
На присоединение к Евросоюзу претендуют Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия, Эстония. Однако степень готовности этих стран вступить в Союз различна. И дело не только в значительном отставании в экономическом развитии от стран-членов ЕС. Разительна и внутренняя дифференциация претендентов по показателю ВВП на душу населения, структуре хозяйства, зрелости рыночных отношений, уровню заработной платы, инфляции.
Если в ЕС показатель ВВП на душу населения составляет в среднем 22 тыс. долл., то в Болгарии - всего 1540 долл., Польше - 2400, Чехии - 3200, Венгрии - 3840, Словении - 7040 долл. Исходя из этого, Совет Евросоюза разработал для каждой из стран-претендентов специальную стратегию присоединения, разделив их на два эшелона.
Первая группа стран: Венгрия, Польша, Словения, Чехия, Эстония ведут индивидуальные переговоры с ЕС с 30 марта 1999 г. Предполагается, что расширение ЕС за счет этих стран начнется с 2003 - 2004 гг.; остальные - Болгария, Румыния, Словакия, Латвия, Литва будут находиться под наблюдением специальной Европейской конференции, и срок их вступления в ЕС не определен.
В целом расширение Евросоюза имеет как плюсы, так и минусы. С одной стороны, наращивается ресурсный потенциал ЕС за счет новых территорий и населения, значительно расширяется рынок для нынешних членов, усиливается политический статус ЕС в мире. С другой стороны, от ЕС потребуются огромные затраты, в частности, рост бюджетных расходов на субсидии и трансферты новым членам ЕС. Возрастет риск нестабильности в Евросоюзе, так как присоединятся страны с отсталой структурой экономики, требующей коренной модернизации. Развитие интеграции вширь несомненно будет происходить в ущерб ее углублению за счет сокращения расходов на социальную, региональную и структурную политику, проводимую в ЕС в настоящее время.