Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:16, курсовая работа
Эффективность развития здравоохранения как в капиталистических, так и в бывших социалистических странах оценивалась по показателям смертности пациентов, сроков их выздоровления, количества удачных операций, разработки новых, более совершенных методов лечения и т.д. Экономические показатели деятельности при этом практически не рассматривались. Поэтому учреждения здравоохранения не стремились сокращать расходы на оказываемые населению услуги, оптимизировать ценообразование и т.д. При этом рост государственных расходов на здравоохранение не останавливался, достигнув в настоящее время значительных цифр: 845 долл. США на душу населения в Испании; 13,5% ВВП, или свыше 3465 долл. на душу населения в США; 9,4% ВВП, или 1650 долл. на душу населения, во Франции, 10,3% ВВП, или 2064 долл. на душу населения, в Канаде)1. В итоге правительства большинства стран стали разрабатывать и реализовывать программы, направленные на сокращение государственных дотаций на здравоохранение, перенос части расходов на системы страхования – как обязательного, так и добровольного, доходы частных лиц, благотворительные учреждения и т.д.
Введение 3
1. Проблемы инвестиционной деятельности 6
2. Инвестиционная политика в сфере здравоохранения 10
3. Направления совершенствования инвестиционной политики 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Большая часть объема государственных инвестиций в объекты здравоохранения производится вне федеральных целевых программ (вне программной части). В 2002 гг. это было 59,7% всех ассигнований, в 2003 г. – 70,4%%. Государственными заказчиками в непрограммной части являются Минфин РФ, Минздрав РФ, РАМН, ФУ «Медбиоэкстрем», Управление делами Президента РФ.
Государственными заказчиками целевых программ являются Минздрав РФ, МЧС РФ, Минэкономразвития РФ, Минюст РФ, Минспорт РФ, Госкомэкология, а также администрация Ставропольского края. Среди целевых программ основной объем инвестиций предусмотрен по программам «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в РФ» – 128,5 млн. руб. и «Дети Чернобыля» – 101,2 млн. руб., или 44,9% и 35,4% соответственно от объема инвестиций, запланированных в рамках программной части.
Объемы инвестиций в
объекты здравоохранения в
Существующая система
инвестирования затрудняет координацию
инвестиционных потоков и оценку
эффективности капвложений. В качестве
примеров нескоординированности
С целью анализа инвестиционной политики в региональном разрезе была проведена группировка регионов в соответствии с комплексной оценкой их социально-экономического развития в 2001 г., проведенной Минэкономразвития России3. Распределение запланированных на 2003 год инвестиций в объекты региональной и муниципальной систем здравоохранения по субъектам Федерации представлено в табл. 1. В тройку лидеров вошли Московская область (47 млн. руб.), Ленинградская область (34,8 млн. руб.) и Оренбургская область (32,1 млн. руб.). Следует отметить, что Оренбургская область относится к группе регионов с уровнем экономического развития выше среднего. В то же время из десятки регионов, которые получили в 2003 г. наименьший объем инвестиций, пять регионов являются регионами с низким и крайне низким уровнем экономического развития.
Анализ показывает отсутствие
прямой связи между уровнем
Таблица 14
Государственные инвестиции из федерального бюджета в объекты
регионального и местного подчинения, запланированные на 2003 г.5
Субъект РФ |
Объем инвестиций из федерального бюджета на объекты регионального и местного подчинения (тыс. руб.) |
Регионы с относительно высоким уровнем развития иуровнем развития выше среднего | |
Оренбургская обл. |
32100 |
г.Санкт-Петербург |
16500 |
Хабаровский край |
11500 |
Ярославская обл. |
7000 |
Самарская обл. |
4000 |
г. Москва |
4000 |
Республика Татарстан |
3000 |
Липецкая обл. |
2600 |
Ямало-Ненецкий АО |
1000 |
Регионы со средним уровнем развития | |
Белгородская обл. |
16900 |
Саратовская обл. |
13500 |
Курская обл. |
12000 |
Иркутская обл. |
11500 |
Нижегородская обл. |
9500 |
Тульская обл. |
9000 |
Краснодарский край |
8500 |
Красноярский край |
8000 |
Смоленская обл. |
7500 |
Ростовская обл. |
5000 |
Астраханская обл. |
4500 |
Тюменская обл. |
4000 |
Новгородская обл. |
2500 |
Калининградская обл. |
1000 |
Пермская обл. |
500 |
Регионы с уровнем развития ниже среднего | |
Московская обл. |
47000 |
Ленинградская обл. |
34800 |
Ставропольский край |
25500 |
Свердловская обл. |
20000 |
Воронежская обл. |
17000 |
Приморский край |
11500 |
Орловская обл. |
8600 |
Кемеровская обл. |
7000 |
Волгоградская обл. |
7000 |
Ненецкий АО |
5900 |
Вологодская обл. |
5000 |
Калужская обл. |
5000 |
Архангельская обл. |
4500 |
Тамбовская обл. |
4400 |
Новосибирская обл. |
4000 |
Регионы с низким уровнем развития | |
Брянская обл. |
20900 |
Республика Мордовия |
16700 |
Тверская обл. |
13500 |
Рязанская обл. |
13100 |
Чувашская Республика |
13000 |
Владимирская обл. |
11000 |
Республика Северная Осетия-Алания |
9500 |
Кабардино-Балкарская Республика |
8000 |
Республика Калмыкия |
6500 |
Республика Бурятия |
5000 |
Костромская обл. |
4000 |
Республика Адыгея |
4000 |
Кировская обл. |
4000 |
Псковская обл. |
3500 |
Ивановская обл. |
1000 |
Регионы с крайне низким уровнем развития | |
Республика Дагестан |
23500 |
Читинская обл. |
18000 |
Республика Тыва |
11000 |
Пензенская обл. |
8700 |
Республика Марий-Эл |
5500 |
Курганская обл. |
5500 |
Республика Ингушетия |
5000 |
Еврейская АО |
5000 |
Коми-Пермяцкий АО |
3000 |
Усть-Ордынский Бурятский АО |
1000 |
Агинский Бурятский АО |
500 |
Республика Алтай |
500 |
ИТОГО |
623700 |
Аналогичная картина имела место и в 2002 г. Данные за этот год позволяют также провести анализ взаимосвязи между размерами средств федерального бюджета, инвестированных в объекты региональных и муниципальных систем здравоохранения, с показателями заболеваемости и развитости материальной базы территориальных систем здравоохранения. Более четверти от объема средств, инвестированных в объекты региональной и муниципальной систем здравоохранения (28,4%) в 2002 г., поступило в детские медицинские учреждения. В табл. 2 приведены данные об объемах инвестиций и уровне детской заболеваемости в регионах – получателях средств. Из 24 регионов только в десяти уровень детской заболеваемости превышал среднероссийский.
Таблица 2
Распределение инвестиций из федерального бюджета в детские
лечебные учреждения по субъектам Федерации в 2002 г.
Субъект РФ |
Объем выделенных инвестиций из федерального бюджета на детские медицинские учреждения (тыс. руб.) |
Детская заболеваемость на 100 тыс. детского населения в 2000 г. |
Отношение уровня заболеваемости в регионе к среднероссийскому показателю | |||
Российская Федерация |
182985 |
1 | ||||
Регионы с относительно высоким уровнемразвития и уровнем развития выше среднего | ||||||
Липецкая обл. |
5700* |
172504 |
0,94 | |||
Хабаровский край |
2500 |
187132 |
1,02 | |||
г. Москва |
1500 |
260996 |
1,43 | |||
Регионы со средним уровнем развития | ||||||
Тульская обл. |
11000 * |
170560 |
0,93 | |||
Курская обл. |
7000 * |
166902 |
0,91 | |||
Белгородская обл. |
4000 * |
186872 |
1,02 | |||
Саратовская обл. |
3500 |
184681 |
1,01 | |||
Смоленская обл. |
1200 |
196913 |
1,08 | |||
Томская обл. |
500 |
209452 |
1,14 | |||
Регионы с уровнем развития ниже среднего | ||||||
Орловская обл. |
12600 * |
188597 |
1,03 | |||
Тамбовская обл. |
6700 * |
187658 |
1,03 | |||
Калужская обл. |
6500 * |
210494 |
1,15 | |||
Московская обл. |
6240 * |
188769 |
1,03 | |||
Воронежская обл. |
5400 * |
137744 |
0,75 | |||
Ленинградская обл. |
3800 * |
161154 |
0,88 | |||
Свердловская обл. |
1500 |
171833 |
0,94 | |||
Регионы с низким уровнем развития | ||||||
Брянская обл. |
18970 * |
175605 |
0,96 | |||
Рязанская обл. |
7400 * |
174344 |
0,95 | |||
Республика Северная Осетия-Алания |
4000 |
107267 |
0,58 | |||
Республика Адыгея |
2900 |
116448 |
0,63 | |||
Республика Калмыкия |
1000 |
143257 |
0,78 | |||
Регионы с крайне низким уровнем развития | ||||||
Пензенская обл. |
10800 * |
170066 |
0,93 | |||
Читинская обл. |
3000 |
126539 |
0,69 | |||
Республика Ингушетия |
1400 |
115006 |
0,63 | |||
ВСЕГО |
129110 |
|||||
Примечание: * Все средства выделены по федеральной целевой программе «Дети Чернобыля». |
Другим крупным объектом инвестирования на региональном уровне являлись в 2002 г. онкологические медицинские учреждения – 7,6% инвестиций в объекты региональной и муниципальной систем здравоохранения. В табл. 3 приведены данные об объемах инвестиций и уровне онкологической заболеваемости в регионах – получателях средств. Из 9 регионов в двух регионах – Иркутской области и Республике Удмуртия – уровень онкологической заболеваемости был на 16-17% ниже среднероссийского. Следует отметить, что Иркутская область также относится к группе регионов со средним уровнем развития.
Таблица 3
Распределение инвестиций из федерального бюджета в
онкологические учреждения по субъектам Федерации в 2002 г.
Субъект РФ |
Объем выделенных инвестиций из федерального бюджета на онкологические медицинские учреждения (тыс. руб.) |
Онкологическая заболеваемость, на 100 тыс. населения, 2002 г. | |
Российская Федерация |
309,3 | ||
Регионы с относительно высоким уровнем развития и уровнемразвития выше среднего | |||
Самарская обл. |
3000 |
357,3 | |
Оренбургская обл. |
2000 |
315,3 | |
Регионы со средним уровнем развития | |||
Иркутская обл. |
10000 |
260,3 | |
Новгородская обл. |
10000 |
366,8 | |
Саратовская обл. |
3000 |
356,7 | |
Регионы с уровнем развития ниже среднего | |||
Республика Удмуртия |
1500 |
256,1 | |
Московская обл. |
200 |
341,5 | |
Регионы с низким уровнем развития | |||
Костромская обл. |
3500 |
339,4 | |
Алтайский край |
1500 |
354,8 | |
ВСЕГО |
34700 |
Создание единой системы обязательного медико-социального страхования является одним из действенных средств решения проблем инвестирования в сфере здравоохранения, включая проблемы их взаимодействия в осуществлении разных видов затрат, связанных с профилактикой заболеваний, лечением и реабилитацией заболевших и возмещением им утраченного заработка. Ключевым препятствием для завершения работы над законопроектом являлось определение источников страховых взносов за неработающее население.
В настоящее
время страховые взносы за неработающих
граждан в системе
В ходе работы над законопроектом рассматривались разные возможные источники искомых взносов: часть поступлений от налога на доходы физических лиц, поступления от акцизов на алкогольную продукцию и табак и др. Окончательного выбора в пользу того или иного варианта сделано не было, что и стало главной причиной задержки с подготовкой и принятием указанного законопроекта.
Важным инструментом преодоления затратного типа хозяйствования медицинских организаций является переход от сметного порядка выделения бюджетных ассигнований к финансированию, увязанному с результирующими показателями их работы. Еще в 2000 году Минздрав РФ своим приказом декларировал переход в 2000-2001 гг. к использованию нового механизма финансирования подведомственных ему федеральных учреждений здравоохранения6.
Предполагалось осуществлять бюджетное финансирование их клинической деятельности на основе тарифов за пролеченных больных по законченным случаям лечения. Тарифы должны быть дифференцированы в соответствии с нозологическими формами (видами заболеваний) и протоколам ведения больных, используемыми в федеральных клиниках. В 2001 г. Минздрав РФ начал апробацию нового механизма. Нововведения было решено ограничить изменением лишь порядка бюджетного финансирования оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи, то есть порядка финансирования лишь по одному из разделов (1701/430/315) функциональной классификации бюджетных расходов. Новый механизм вызвал негативное отношение руководителей большинства федеральных клиник, не желающих никаких изменений в сложившемся и удобном для них порядке выделения бюджетных средств, который не предусматривал никакой ответственности за результаты использования ассигнований. В итоге новый механизм финансирования был внедрен в 2001 г. в экспериментальном порядке лишь в одном федеральном медицинском учреждении – Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН (Москва). При этом большую активность во внедрении нового механизма проявил не столько Минздрав, сколько Центр акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН.