Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 17:23, курсовая работа
Актуальность темы исследования определяется необходимостью проведения более активной экономической политики, направленной на обеспечение экономической безопасности страны, с использованием денежно-кредитных, бюджетных, валютных рычагов, налоговых и неторговых инструментов. При этом они должны быть задействованы как составные элементы единого механизма, направленного на решение важнейших стратегических задач и способствующего усилению позиций российской экономики в современном мире.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ 4
1.1. Понятие, виды и инструменты экономической политики 4
1.2. Понятие экономической безопасности и её показателей 7
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ 14
2.1. Направления и реализация экономической политики для целей обеспечения безопасности Российской Федерации 14
2.2. Проблемы экономической безопасности РФ 18
2.3. Стратегия повышения экономической безопасности РФ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
Широкий размах получили преступления в сфере кредитно-банковских отношений, причем увеличились как преступления, направленные против банковских учреждений, так и правонарушения, совершаемые самими банками. Большая проблема связана с отмыванием денег, нажитых преступным путем: наркобизнес, торговля оружием, фальшивомонетничество, уклонение от налогов, взятки для получения кредитов, коррупция и т.д. В криминальную орбиту втянуто более 40% предприятий и почти 70% коммерческих структур страны. Мафия контролирует свыше 40 тыс. хозяйствующих объектов, в числе которых немало государственных предприятий.
Доля «теневого сектора» экономики оценивается в 20% ВВП, а в торговле, коммерческом посредничестве доходит до половины.
Серьезную
угрозу для экономики и прежде
всего для становления
*****
Даже
краткий анализ современных угроз
позволяет сделать вывод о
необходимости радикального изменения
подходов к обеспечению экономической
безопасности страны. Нарастание этих
угроз во многом связано с просчетами
в выборе стратегии и тактики российских
реформ. Необходима разработка продуманной
концепции обеспечения экономической
безопасности на основе зарубежного опыта
и, особенно подчеркиваю, с учетом реальностей
России и её экономики. Я считаю, что все
экономические преобразования должны
исходить из такой концепции, чтобы не
допустить потери Россией своей национальной
и экономической независимости.
2.3. Стратегия
повышения экономической
безопасности РФ
Важнейшим
элементом государственной
Экономическая безопасность является обязательным условием при осуществлении государственной политики на всех уровнях. Таким образом, государственная стратегия экономической безопасности, являясь неотъемлемой частью национальной безопасности России, преследует цель обеспечения защиты населения через повышение уровня и качества его жизни, эффективного решения внутренних экономических и социальных задач, а также влияния на мировые процессы с учетом национальных государственных интересов.
Ситуация,
сложившаяся в экономике
Несмотря
на сложность переходного периода,
Россия имеет огромный потенциал
для обеспечения своей
Можно выделить три блока положений стратегии:
1. Определение национальных государственных интересов в области экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности и обеспечивающих защиту важных условий жизнедеятельности страны.
2. Выявление опасностей и угроз экономической безопасности как совокупности условий и факторов, наносящих вред жизненно важным экономическим интересам личности, общества и государства, определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы и государства в краткосрочный и среднесрочный (3 - 5 лет) перспективе.
3. Формирование предложений по корректировке экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействия, подрывающие устойчивость экономики.
Реализация экономической государственной стратегии должна осуществляться через систему конкретных мер, реализуемых на основе качественных индикаторов и количественных показателей - макроэкономических, демографических, внешнеэкономических, экономических, технологических и др.
Как рассматривалось в Главе 1 данной курсовой работы, понятие экономической безопасности страны имеет сложную структуру и означает, во-первых, способность экономики поддерживать суверенитет страны и геополитическое положение в мире, адаптироваться к новым условиям развития; во-вторых, системную оценку состояния экономики с позиции защиты национальных интересов страны; в-третьих, готовность институтов власти противодействовать угрозам и вызовам постиндустриального развития путем повышения эффективности и результативности управления, а также создания экономических и правовых условий, исключающих криминализацию.
Стратегические национальные интересы России в сфере экономики многогранны, но, суммируя, их можно представить в трех важнейших направлениях: долгосрочный устойчивый экономический рост, опережающий средние мировые, европейские и азиатские темпы роста ВВП, повышение конкурентоспособности экономики страны и ее граждан, завоевание новых ниш на товарных и финансовых рынках; рост благосостояния, качества жизни россиян и признания их роли в мировом культурном пространстве.
Таблица 2.1
Количественные параметры пороговых значений экономической безопасности в сравнении с фактическими данными за 2009 год3
Наименование пороговых значений | Величина пороговых значений | Фактически за 2009 год |
Объём ВВП, млрд. руб. | 29200 | 21665 |
Доля машиностроения во всём промышленном производстве, % | 20 | 22,2 |
Сбор зерна, млн тонн | 70 | 78 |
Инвестиции в основной капитал, в % к ВВП | 25 | 15,8 |
Отгруженная инновационная продукция, в % ко всей промышленной продукции | 15 | 3,3 |
Соотношение прироста запасов полезных ископаемых к объёмам погашения запасов в недрах, % | 125 | По большинству видов меньше 100 |
Расходы федерального бюджета на национальную оборону, в % к ВВП | 3,0 | 2,6 |
Расходы на гражданскую науку, в % к ВВП | 2,0 | 0,3 |
Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума, в % ко всему населению | 7,0 | 15,8 |
Соотношение среднедушевых денежных доходов населения и величины прожиточного минимума, раз | 3,5 | 2,8 |
Соотношение доходов 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения (коэффициент фондов), раз | 8 | 14,9 |
Уровень безработицы по методологии МОТ, в % к ЭАН | 5 | 7,7 |
Уровень монетизации, (М2) на конец года, % к ВВП | 50 | 25 |
Объем золотовалютных резервов на конец года, млрд долл. | 40 | 182,2 |
Государственный внутренний и внешний долг, в % к ВВП на конец года | 60 | 16,1 |
Доля расходов на обслуживание внешнего государственного долга, в % к общему объему расходов федерального бюджета | 20 | 4,6 |
Уровень инфляции, % | 125 | 110,9 |
Дефицит федерального бюджета, в % к ВВП | 3,0 | Бюджет профицитен |
Доля продовольствия, поступившего по импорту в общем объёме продовольственных ресурсов, % | 25 | Примерно 40 |
Более конкретно реализацию национальных интересов России в сфере экономики можно выразить следующим образом: способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, то есть обеспечивать в ближайшее десятилетие рост ВВП в пределах не менее 7-8 процентов в год; повышение конкурентоспособности экономики не только в добывающих, но и прежде всего в обрабатывающих отраслях и увеличение в 5-6 раз доли инновационно активных предприятий; повышение благосостояния населения, что означает устойчивый рост его реальных доходов, заработной платы, опережающее увеличение пенсий и пособий; сокращение в 3-4 раза слоя бедных людей и формирование среднего сословия граждан; надежность банковской системы и способность консолидированного бюджета финансировать социальные обязательства государства, поддерживать деловую активность и высокую конъюнктуру рынка, не допускать скачков в изменении курса рубля; достаточность денежной массы и кредитных ресурсов для обеспечения высоких долговременных темпов роста ВВП; повышение в структуре внешнеторгового оборота доли экспорта продукции обрабатывающих отраслей; поддержание уровня импорта, особенно продовольствия, на безопасном уровне (примерно 25 процентов розничного товарооборота продовольствия); независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, особенно в сфере оборонных отраслей, космических технологий, атомной промышленности, машиностроения; сохранение единого экономического пространства и недопущение чрезмерных различий в уровнях развития и благосостояния населения регионов.
Практический опыт разных стран, в том числе нашей, свидетельствует, что угрозы национальной безопасности могут долгое время не проявляться в открытой и острой форме, однако это не означает, что нам ничего не угрожает или что любой кризис можно легко пережить. Для своевременного предотвращения угроз национальным интересам России в сфере экономики целесообразно осуществлять постоянный мониторинг индикаторов экономической безопасности. Нами выделено 19 таких показателей, отражающих наиболее важные участки в реальном и финансовом секторах экономики, в социальной сфере. Именно эти индикаторы используются в качестве пороговых значений экономической безопасности. Они характеризуют предельные величины, игнорирование которых препятствует нормальному ходу развития экономики и социальной сферы и приводит к формированию разрушительных тенденций в области производства и уровня жизни населения.
Пороговые значения должны приобрести статус одобренных или утвержденных на государственном уровне количественных параметров, соблюдение которых должно стать непременным элементом правительственных прогнозов и программ развития, а также разработки бюджетов.
К сожалению, этого не произошло, утвержденных количественных параметров пороговых значений до сих пор нет.
Таблица 2.1 показывает, что пороговые значения индикаторов достаточно точно сигнализируют о состоянии экономической безопасности России. Ситуацию нельзя характеризовать как однозначную, с оценкой «хорошо» или «плохо». Часть индикаторов в 2009 году была ниже пороговых значений. Это уровень инфляции, дефицит бюджета, госдолг. Объем золотовалютных резервов многократно превышает пределы порогового значения.
Если
бы уровень монетизации
Увеличение финансово-банковских резервов происходит за счет ущемления финансовых возможностей развития реального сектора экономики, инновационной и социальной сфер. Все индикаторы сигнализируют о неблагополучном положении этих секторов экономики. Доля продовольствия, поступающего по импорту в общем объеме продовольственных ресурсов, намного (15 процентных пунктов) превышает величину порогового значения, что делает экономику уязвимой при неблагоприятном развитии ситуации на валютном рынке. Общий объем ВВП существенно ниже порогового значения. Следовательно, для решения задачи удвоения ВВП к 2012 году необходимо существенно ускорить темпы экономического роста.
Таблица 2.2
Индикаторы глобальной экономической безопасности России в 2009 г.
Россия | США | Еврозона (ЕС-12) | Япония | Мир | |
Территория, млн кв. км | 17,1 | 9,8 | 2,5 | 0,4 | 570,1 |
Население, млн чел. | 142,8 | 298,4 | 309,8 | 127,5 | 6525,2 |
ВВП, млрд долл. | 979,4 | 13253,9 | 10552,1 | 5005,6 | 46660,0 |
ВВП по ППС, млрд долл. | 2635,8 | 13253,9 | 10768,1 | 4457,3 | 65000,0 |
Добыча нефти, млн барр./год | 3486,1 | 2493,0 | - | - | 29597,1 |
Запасы нефти(доказанные), на 2005 г. млн барр. | 74,4 | 29,3 | - | - | 1200,7 |
Добыча газа, на 2005 г. млрд м3 | 598,0 | 525,7 | 27,8 | - | 2763,0 |
Запасы газа (доказанные), на 2005 г. млрд м2 | 47820,0 | 5450,0 | 1,4 | - | 179830,0 |
Вырубка леса, млн м3 | 180,0 | 540,8 | 245,5 | 22,3 | 3100,0 |
Лесные ресурсы, млрд м3 | 80,5 | 43,3 | 12,4 | 4,2 | 400,0 |
Лесные ресурсы, млн га | 808,8 | 303,1 | 107,1 | 24,9 | 3952,0 |
Экспорт товаров и услуг, млрд долл. | 332,4 | 1433,6 | 3856,8 | 759,0 | 14900,5 |
Импорт товаров и услуг, млрд долл. | 208,7 | 2214,9 | 4124,2 | 712,2 | 15165,6 |
Золотовалютные резервы, млрд долл. | 289,7 | 65,9 | 412,0 | 818,0 | 5000,0 |
Доля стран: | |||||
В территории, % | 3,0 | 1,7 | 0,4 | 0,1 | 100,0 |
В населении, % | 2,2 | 4,6 | 4,7 | 2,0 | 100,0 |
В мировом ВВП, % | 2,1 | 28,4 | 22,6 | 10,7 | 100,0 |
В мировом ВВП по ППС, % | 4,1 | 20,4 | 16,6 | 6,9 | 100,0 |
ВВП на 1 км2 территории тыс. долл. | 57,3 | 1348,8 | 4218,6 | 13248,0 | 81,8 |
ВВП по ППС на 1 км2 территории тыс. долл. | 154,2 | 1348,8 | 4304,9 | 11797,0 | 114,0 |
ВВП на душу населения, тыс. долл. | 6,9 | 44,4 | 34,1 | 39,3 | 7,2 |
ВВП по ППС на душу населения, тыс. долл. | 18,5 | 44,4 | 34,8 | 35,0 | 10,0 |
В добыче нефти, % | 11,8 | 8,4 | - | - | 100,0 |
В запасах нефти, % | 6,2 | 2,4 | - | - | 100,0 |
В добыче газа, % | 21,6 | 19,0 | 1,0 | - | 100,0 |
В запасах газа, % | 26,6 | 3,0 | 0,001 | - | 100,0 |
В вырубке леса, % | 7,6 | 3,1 | - | - | 100,0 |
В лесных ресурсах, млрд м3, % | 20,5 | 8,8 | - | - | 100,0 |
В лесных ресурсах, млн га, % | 26,1 | 9,8 | - | - | 100,0 |
В мировом экспорте, % | 2,2 | 9,6 | 25,9 | 5,1 | 100,0 |
В мировом импорте, % | 1,4 | 14,6 | 27,2 | 4,7 | 100,0 |
В золотовалютных резервах, % | 5,8 | 1,3 | 8,2 | 16,4 | 100,0 |
Финансовая система, в % к ВВП, 2009 г. | |||||
Доходы консолидированного бюджета | 35,1 | 30,1 | 45,2 | - | |
Расходы консолидированного бюджета | 27,4 | 33,5 | 47,6 | - | |
Дефицит бюджета | 7,7 | -3,5 | -2,4 | -5,7 | |
Активы банковской системы | 44,2 | 70,0 | 217,4 | 170,1 | |
Инвестиции в основной капитал | 15,8 | 19,5 | 20,5 | 23,2 | |
Финансовая система, в млрд долл, 2009 г. | |||||
ВВП | 766,0 | 12455,8 | 9913,8 | 4558,8 | |
Доходы консолидированного бюджета | 269,1 | 3744,5 | 4481,0 | - | |
Расходы консолидированного бюджета | 210,1 | 4175,5 | 4719,0 | - | |
Дефицит бюджета | 59,0 | -431,5 | -237,9 | -259,9 | |
Активы банковской системы | 338,8 | 8712,9 | 21553,1 | 7755,0 | |
Инвестиции в основной капитал | 121,3 | 2433,2 | 2032,3 | 1058,8 |
Информация о работе Экономическая политика государства и экономическая безопасность страны