Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 17:16, курсовая работа
Великобритания - одна из четырех самых преуспевающих стран Европы с капиталистическим укладом экономики. За последние два десятка лет правительство значительно снизило долю государственного сектора экономики. Сельское хозяйство очень интенсивно и механизировано и обеспечивает потребность в продовольствии на 60% при занятости в этом секторе лишь 1% населения.
Сфера услуг, особенно банковское дело, страхование, деловые и образовательные услуги, а также туризм, процветают, составляя большую часть валового внутреннего продукта (ВВП), а производство продолжает уменьшаться, занимая лишь 18% рабочей силы.
Понимание движения денежной массы имеет важное значение для анализа денежно-кредитной политики.
Денежные агрегаты в Великобритании:
М0 — банкноты и монеты в обращении + наличные средства в банках + остатки на счетах банков в Банке Англии;
М1 — банкноты и монеты в обращении + средства на текущих и депозитных счетах частного сектора, которые могут быть переведены чеком;
М2 — банкноты и монеты в обращении + беспроцентные банковские депозиты + депозиты строительных обществ + счета Системы национальных сбережений;
М3 — M1 + все другие банковские депозиты частного сектора + депозитные сертификаты;
М4
— M1 + большая часть банковских депозитов
частного сектора + вклады/авуары инструментов
денежного рынка; агрегат M4 характеризует
ликвидность частного сектора.
ВВП
Денежная масса
Скорость обращения
Рис. 22.
Динамика ВВП и денежной массы М4 и скорости
обращения, 1991-2010гг.,%13
Согласно простой количественной теории денег и ее более развитым формам, существует определенная зависимость между ростом ВВП и денежной массы. Этот вывод следует из уравнения обмена Ирвинга Фишера. В соответствии с ним снижение ВВП должно приводить к аналогичному сокращению денежной массы. Что четко отслеживается на участке 2008-2010гг.
Из количественной теории денег, а точнее, уравнения обмена следует, что величина денежной массы зависит от скорости обращения денег: чем выше при прочих равных условиях (уровень цен и объем реального ВВП) скорость обращения денег, тем меньшая денежная масса нужна для обслуживания годового производства ВВП.
Скорость обращения представляет собой число оборотов денежной массы в год, где каждый оборот обслуживает расходование доходов и поэтому скорость обращения денег, по мнению П.Самуэльсона, показывает скорость обращения дохода. Скорость обращения денег во времени зависит от изменений в финансовой системе, привычек, мнений, видов на будущее и распределения денежной массы между различными видами организаций и группами людей с разными доходами.
На динамику скорости обращения денег влияет значительное число не только объективных, но и субъективных факторов. В международных сопоставлениях скорость обращения денег определяется и как количество трансанкций (точнее, количество единиц ВВП), обслуживаемых единицей денег в течение определенного периода времени, например, года.
Сохраняющейся слабый рост денежной массы может выглядеть неоднозначным в связи с повышением номинальных расходов в экономике. Темп роста номинальных расходов (номинальный ВВП) резко вырос в течение последних лет. Это означает, что деньги должны были циркулировать с большей скоростью, словами, наблюдается увеличение скорости обращения денежной массы.
Дополнительные сведения о росте денежной массы относительно будущего номинальных расходов должно быть обусловлено с точки зрения перспектив скорости их обращения. В настоящее время денежная масса растет слабо, что может сигнализировать о риске сокращения будущих номинальных расходов и, в конечном счете, привести к инфляции.
Если вернуться к количественному уравнению обмена, то можно показать, что скорость обращения денег прямо пропорциональна темпам роста цен и объема ВВП (в неизменных ценах) и обратно пропорциональна росту денежной массы: JP x JY
JV = ,
JM
где:
JV - индекс скорости обращения денег;
JP - индекс цен; JM - индекс денежной
массы; JY - индекс ВВП.
2.5
Анализ бюджетной политики
Бюджетная
политика Великобритании имеет специфику
в сравнении с другими
Доля
подоходного налога в бюджетных
поступлениях после реформ Тэтчер снизилась
с 29 до 23%, составляя в настоящее время
около 11% от ВВП. Одновременный рост роли
налогов на расходы привел не только к
увеличению доходной части бюджета, но
и повысил регулирующую функцию налоговой
системы.
Рис. 24 Структура основных
доходов бюджета Великобритании на 2007-2013
гг. (% к ВВП)
Благоприятная (по сравнению с основными странами Европейского Союза) ситуация в бюджетной политике Великобритании до мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. была связана с увеличением внутреннего спроса, в том числе по причине роста государственных расходов на здравоохранение и социальное обеспечение.
Для
Великобритании характерна важная роль
налогового стимулирования в преодолении
спада в экономике. Из всех стран ЕС именно
Великобритания приняла самый мощный
антикризисный налоговый пакет. Страна
повысила акцизы, НДС (с 2011 г.) и одновременно
снижает ставки налога на прибыль корпораций.
Весьма эффективным оказалось обложение
бонусов топ-менеджмента банков, поступления
от которых пошли на реализацию антикризисной
программы в 2010 г.
Рис. 23 Основные
статьи расходов бюджета Великобритании
2004-2009 гг. (%)
Будучи вне зоны евро, страна обладает бóльшей свободой в области финансовой и денежно-кредитной политики для преодоления циклического спада начала XXI в. Сдержанность в отношении вступления в ЭВС объясняется отсутствием конъюнктурной гибкости при применении Пакта стабильности и роста (ПСР) в зоне евро.
Наиболее
Вплоть до активной фазы экономического кризиса (2008 г.) состояние бюджетной политики Великобритании в сравнении с континентальными странами ЕС было более благоприятным. Причиной подобной ситуации представляется рост государственных расходов на здравоохранение и социальное обеспечение.
Для
Великобритании характерна важная роль
налогового стимулирования в преодолении
спада в экономике. Из всех стран
ЕС именно Великобритания приняла самый
мощный антикризисный налоговый пакет.
Страна повысила акцизы, НДС (с 2011 г.) и
одновременно снижает ставки налога на
прибыль корпораций. Весьма эффективным
оказалось обложение бонусов топ-менеджмента
банков, поступления от которых пошли
на реализацию антикризисной программы
в 2010 г.
Заключение
В данной работе проведен макроэкономический анализ Великобритании. Сбором и обработкой статистических данных, характеризующих ситуацию, как в экономических, так и в во всех остальных сферах жизни страны, занимается Оffice for National Statistics (Офис национальной статистики).
Макроэкономический анализ предполагает абстрагирование от различий между отдельными рынками и выявление ключевых моментов функционирования целостной экономической системы во взаимодействии рынков продуктов, труда и денег как таковых, а также национальных экономик в целом. Речь идет о механизмах установления и поддержания с помощью мер фискальной и монетарной политики краткосрочного и долгосрочного общего макроэкономического равновесия (внутреннего и внешнего).
Были
рассмотрены такие показатели, как
ВВП, уровень производства, безработицы,
энергоемкости экономики в
Уровень ВВП отражает сокращение этого показателя в 2009-2010гг при стабильном наращивании с 1997 года. В отрицательную зону динамики этот показатель опустился в 2009 году. Производственная и потребительская активность продолжают сокращаться. Все это позволяет предположить, что по итогам 2011 года, мы увидим снижение уровня ВВП.
Относительно прямых иностранных инвестиций, необходимо отметить, что Великобритания сохраняет ведущие позиции на мировом рынке капитала. По данным ЮНКТАД, она является второй страной в мире (после США) по объему привлеченных инвестиций. Инвестиции выступают важным фактором, воздействующим на рост валового национального и внутреннего продукта.
Энергоемкость - количество энергии, потребляемой на единицу продукции - для британских компаний и государственного сектора снизился на 2,9 процента в 2009 году, по сравнению с 2008 годом. Потребление энергии сократилось на 6,9 процента, а производство сократилось на 4,9 процента за этот период. В целом, энергоемкость снизилась на 35,1 процента в период между 1990 и 2009 годах, в то время как валовой внутренний продукт вырос на 45,8 процента в реальном выражении в этот период.
Экономика Великобритании довольна устойчива даже во время мирового кризиса. Значительный прогресс британской экономики, отмеченный в последние годы, наряду с гибким государственным регулированием привёл к общей стабилизации национальных макроэкономических показателей, относительно низким уровням инфляции и безработицы.
Стремительный технологический прогресс и жёсткая конкуренция на мировых рынках создают новые реалии для всех отраслей британской экономики, и бизнес непрерывно сталкивается с проблемой выживания. В этих условиях непременным атрибутом национальной экономической политики британское правительство считает создание гибких и динамичных рынков труда, товаров и капитала, способных быстро и эффективно адаптироваться к меняющейся обстановке, отражающейся на рентабельности и конкурентоспособности предприятий (зарождение новых рынков и появление новых конкурентов, появление более эффективных технологий и трансформация потребительского спроса, рост цен на сырьё).
Список литературы
Информация о работе Макроэкономический анализ экономикм Великобритании 1999-2010