Международная безопасность и глобальные угрозы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 21:15, реферат

Описание

Проблема безопасности – одна из центральных в теории и практике международников и государственных деятелей. С нею так или иначе связан любой вопрос международной политики. Племена народности, этнические группы, полисы, империи и государства на протяжении всей истории человечества не переставали враждовать друг с другом.

Работа состоит из  1 файл

Международная безопасность и глобальные угрозы реферат.doc

— 270.00 Кб (Скачать документ)

на все формы насилия, и объяснению на основе одного-единственного фактора,

в качестве которого выступала бы демократия» (Hassner. 2000. Р. 383). Один

из выводов первооткрывателя в  области науки о мирных отношениях Льюиса

Ричардсона также заключался в том, что невозможно охарактеризовать

государства по их сущности как воинственные или миролюбивые (см. об этом:

Rasset & Starr. 1981).

    Однако, это не помешало  Джеймсу Ли Рэй заявить о  том, что,

«поразительная простота гипотезы демократического мира и равным образом

впечатляюще простые доказательства в ее поддержку в значительной степени

объясняют проявляемое к ней  внимание» (Ray. 1997. Р. 51).

В свою очередь, Б. Рассет и Х.Старр  отмечают необоснованность утверждений  о

большем миролюбии какой-либо конкретной формы организации общества,

экономики или правительства. Они  показывают, что различные исследование

читуации, характерной как для 20 в. так и для 18 и 19 вв., не установили

причинно-следственной связи между  тем, насколько часто участвует

государство в международных войнах, и, например, наличием демократического

или авторитарного политического  строя, рыночной или социалистической

экономики (Rassett & Starr. 1981). Куинси Райт, один из крупнейших

специалистов в области исследований войн и вооруженных конфликтов,

утверждал: «Едва ли можно ссылаться  на статистику, чтобы показать, что

демократии бывали реже вовлечены  в войны, чем автократии. Франция  была

почти такой же воинственной, и  когда она была республикой, и  когда она была

монархией или империей. Великобритания занимает видное место в списке

воинственных стран, хотя она по форме своего правления в течении  наиболее

длительного времени приближалась к демократии… Более убедительную

статистическую взаимосвязь можно  установить, сравнивая тенденцию к

демократии в периоды всеобщего  мира и отхода от демократии в периоды

всеобщей войны. Эта взаимосвязь  может, однако, доказать, скорее, что  мир

порождает демократию, чем то, что  демократия порождает мир» (Wright. 1965.

Р.841). Последнее замечание особенно важно, поскольку, теория

демократического мира предполагает, что достижение мира требует всемирного

распространения демократии.

     Так, например, Р.Дж. Руммель  утверждает: «Нам следует осилить  нищету,

расширить взаимопонимание, насадить общечеловеческие ценности,

способствовать переменам, децентрализировать правительство, заострить

внимание на стремлении меньшинства  к самоопределению, институализировать

разрешение конфликта и пр., и  пр.» (Rummel, 1997. К. 1).

     Однако зададимся  вопросом, как могут способствовать становлению

безопасного, а тем более кооперативного мира действия, направленные на

децентрализацию правительств суверенных государств. Могут ли они относится,

например, к Франции – стране, гораздо более централизованной, чем

Соединенные Штаты? Или к Китаю, где централизация и однопартийность

являются принципами государственного управления? Представим себе, что США

«заостряют внимание» на стремлении квебекских националистов к отделению  от

Канады… вполне очевидно, что имеются  в иду другие страны, в одном случае

менее дружественные, а в другом  и менее мощные: например страны СНГ. Эти

страны, каждая из которых имеет, конечно, свои особенности, переживают

трудный период перехода от тоталитаризма  к демократии. Многие раздираются

серьезными внутренними конфликтами, а в некоторых ( например, Россия,

Таджикистан, несколько ранее –  Грузия, Молдова) такие конфликты  принимают

характер вооруженных столкновений. Повсюду обострены национальные чувства,

повсюду есть недовольство этнических меньшинств. Иначе говоря, во всех этих

странах переход к демократии сопровождается дестабилизацией всей системы

политических и общественных отношений. Вмешательства извне с целью

поспешного «насаждения общечеловеческих ценностей» вряд ли помогут изменить

ситуацию к лучшему. В России, например, элементы подобного вмешательства

способствовали консолидации националистических сил в политическом классе

страны и антизападных настроений среди населения, замедлению движения к

рыночным отношениям и либеральной  демократии, которое вначале

затормозилось, а затем подверглось  серьезной корректировке.

     Таким образом, даже  если вывод о демократическом  мире действительно

верен (хотя его теоретические основания  и эмпирические коннотации все еще

нуждаются в дальнейшем исследовании), опыт стран, находящихся в стадии

перехода к демократии, говорит  о том, что такой переход чреват конфликтами.

«Следовательно, - пишут Дж. Снайдер  и С. Ван Эвера, - американская политика

распространения демократии фактически может скорее способствовать

распространению вооруженных конфликтов в мире, нежели наоборот. …Вместо

бездумного распространения демократии в глобальном масштабе Соединенным

Штатам следует определять условия, при которых мирный переход к  демократии

наиболее осуществим, и содействовать  обеспечению таких условий в

демократизирующихся государствах» (Snyder, Van Evera. 1998. Р. 52).

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР

 

    1. Цыганков П. А. «Теории  международных отношений» Москва 2002. Изд.

       «Гардарики»

    2. Торкунов А. В. «Современные  международные отношения» Москва 1999.

    3. Самуэль Гласстон, Филип  Долан, «Характеристики ядерного  оружия» (The

       Effects of Nuclear Weapon), 1977.

    4. А.И. Иойрыш «О чем  звенит колокол» 2001.

    5. Косолапов Н.А. «Национальная  безопасность в меняющемся мире» //

       «Мировая экономика  и международные отношения» 2002 №10.

    6. Богатуров А. Д. Великие  державы на Тихом океане. Москва 1997.

    7. Концепсия национальной  безопасности Российской Федерации// www.ng.ru

 

 


Информация о работе Международная безопасность и глобальные угрозы