Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 17:04, курсовая работа
Целями исследования работы является:
1) Определить объективные предпосылки, уровни, цели и задачи интеграции формы, причины, и развитие международной экономической интеграции.
2) Анализ специфики экономической интеграции - переплетении микроэкономической и макроэкономической интеграции.
3) Дать подробную характеристику эволюции типов интеграционных объединений: преференциальных торговых соглашений, зон свободной торговли, таможенных союзов, общего рынка, экономических и политических союзов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..
РАЗДЕЛ 1. Сущность международной экономической интеграции….
1.1 Причины и формы развития международной экономической интеграции………………………………………………………………….
1.2 Предпосылки международной экономической интеграции……….
1.3 Типы интеграционных группировок………………………………..
РАЗДЕЛ 2. Интеграционные процессы в мировой практике………….
2.1. Западноевропейская интеграция: проблемы и тенденции………….
2.2 Североамериканская интеграция…………………………………….
2.3 Интеграционные процессы в Латинской Америке…………………
РАЗДЕЛ 3. Республика Беларусь в системе международных интеграционных объединений……………………………………………
3.1. Предпосылки и реальные возможности вхождения РБ в международные интеграционные объединения………………………..
3.2. Финансово-промышленные группы как фактор развития экономической интеграции……………………………………………….
3.3 Этапы интеграционных процессов при создании единого экономического пространства со странами СНГ……………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..
Качественно новый этап в развитии западноевропейской интеграции — это Маастрихтские (Нидерланды) соглашения (февраль 1993 г), результатом которых явилось создание на основе Европейского Экономического Сообщества Европейского союза. Маастрихтские соглашения предоставили ЕС следующие функции:
1 декабря 2009 вступил в силу Лиссабонского договора, согласно которому Евросоюз становится правосубъектным.
В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Примечательно то ,что членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро. Примеры разной степени интеграции:
Таким
образом, главными достижениями западноевропейской
интеграционной группировки (ЕС) с 1957-2009
гг. являются: создание таможенного союза
(отмена пошлин и других ограничений в
торговле между членами союза и единый
«внешний тариф» по отношению к «(третьим
странам»); унификация хозяйственного
законодательства; создание полномасштабного
«единого рынка» со свободным перемещением
капиталов, услуг и рабочей силы; и наконец,
переход на единую европейскую валюту
евро.
2.2
Североамериканская
интеграция
Своеобразно протекает региональный интеграционный процесс между США и Канадой. Прежде всего, интеграция в Северной Америке развивается на частно-корпоративной основе, в то время как в Западной Европе это развитие базируется на государственно-корпоративной основе, путем создания наднациональных институтов (отсюда — определение интеграции как институциональной). Основа такой специфики в регионе Северной Америки — высокий уровень взаимопереплетения и взаимопроникновения капиталов двух стран, интегрирующих две национальные экономики в единый народнохозяйственный комплекс. Здесь, например, давно существует свободный режим движения капиталов между двумя странами, свободная миграция населения и рабочей силы.
Поскольку характер и направления интеграции с самого начала определяли мощные американские корпорации и их канадские филиалы, превратившиеся в послевоенные десятилетия в ТНК, они вполне обходились без сложного и громоздкого наднационального механизма, регулирующего интеграционный процесс. Преобладающая роль ТНК в континентальной экономической интеграции неоспорима, как и очевидный выигрыш от этого крупного бизнеса США.
Американские корпорации еще
с 60-х годов стремились
Необходимо отметить, что при подготовке договора Мексика, Канада и США рассматривали значение, потенциал НАФТА с различных позиций.
Для США североамериканское соглашение призвано обеспечить приращение не только экономической, но и геополитической мощи Соединенных Штатов. Оно — составная часть стратегической политики США, направленной на достижение широкомасштабных целей: свободное движение американских товаров и услуг, свободный доступ для американских инвестиций, защита прав интеллектуальной собственности, рост конкурентоспособности, использование новых региональных сравнительных преимуществ за счет объединения высоких технологий и инвестиций США с дешевой рабочей силой Мексики и дешевыми изобильными природными ресурсами обеих стран-соседей.
Для Мексики НАФТА была необходима для успешного выполнения экономических реформ, модернизации экономики. В прошлом Мексика была страной, зависимой от экспорта нефти, сегодня она является чистым экспортером промышленных товаров, что обеспечивает устойчивый экономический рост. В ходе переговоров Мексика добивалась обеспечения надежного доступа на крупнейший в мире рынок, увеличения потока инвестиций, включая возврат мексиканских капиталовложений, а также снижения уровня защиты рынка США. Участие Канады в переговорах предоставляло для Мексики возможность открытия нового экспортного рынка и источника ПЗИ(прямых зарубежных инвестиций). Кроме того, создание ЗСТ может обеспечить более надежный инвестиционный климат в Мексике, а значит, привлечет капиталы и из третьих стран.
Заинтересованность Канады в заключении НАФТА связана с возможностью не только сохранения преимуществ CUSFTA, но и модификации некоторых ее положений, а также обеспечения надежного доступа своих товаров на мексиканский рынок, а в будущем на быстрорастущие рынки латиноамериканских стран.
НАФТА
— первое соглашение, подписанное
между развивающейся страной
и двумя высокоразвитыми
В то же время асимметричность взаимозависимости, обусловленная слабым интеграционным взаимодействием Канады и Мексики и доминирующим положением США, сделали НАФТА непохожей на другие интеграционные группировки.
С устранением таможенных и паспортных барьеров произошло стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения. Были созданы условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли.
В зоне НАФТА предприняты решительные меры по либерализации движения капитала, начался его приток, вырос объем иностранных инвестиций.
Одной из особенностей ЗСТ является то, что, несмотря на основную цель ее создания — полную либерализацию торговли между странами, она допускает некоторые исключения. В ходе переговоров стороны настаивали на исключении из НАФТА ряда отраслей: культуры — со стороны Канады, морских перевозок — со стороны США, нефтяной промышленности — со стороны Мексики. Для Мексики нефтяная отрасль является стратегической. Государство имеет исключительное право на инвестиции в данную отрасль и имеет значительное присутствие в ней в лице государственной компании REMEX. США стремились добиться разрешения на вложение капиталов по крайней мере в отельные сектора мексиканской нефтяной промышленности. Руководителям мексиканского государства все-таки удалось настоять на сохранении основной части ограничений на капиталовложения в нефтяную промышленность.
В
настоящее время пока трудно оценить
эффективность деятельности НАФТА,
поскольку прошло не столь много
времени, однако уже в настоящее
время просматривается стремление ряда
южноамериканских стран присоединиться
к этой экономической группировке. Вероятно,
в ближайшей перспективе можно будет ожидать
расширения НАФТА, однако необходимо создать
определенные организационные структуры
и отработать механизм сотрудничества.
2.3
Интеграционные процессы
в Латинской Америке
В настоящее время в этом регионе осуществляется ряд двусторонних проектов в области региональной интеграции. Например, Чили с Венесуэлой подписали договор о свободной торговле в 1992 году, Чили с Мексикой— в 1991 году. Однако помимо двусторонних соглашений были подписаны соглашения субрегионального характера. В 1991 г. был создан Общий рынок стран южного Конуса (МЕРКОСУР) между Аргентиной, Бразилией, Парагваем и Уругваем, на долю которых приходится 45% населения Латинской Америки, 50% ее ВВП, 30% внешнеторгового оборота. Создание этой интеграционной группировки привело к быстрому росту внутрирегионального торгового оборота стран-членов МЕРКОСУР.
Эта четвёрка сразу заявила о себе как о динамичном союзе, способном ставить задачи не только торгово-экономического, но и социального и даже политического характера, в том числе не всегда совпадающие с нормами и правилами ВТО и других мировых властных структур. Конечная цель, о чём говорит само название, - формирование общего рынка, с постепенным ростом числа его участников, как в Европейском сообществе.
Динамика МЕРКОСУР в основных чертах повторяет ход развития Аргентины, исторического флагмана этого подрегиона - подъём в первой половине 90-х годов, определяемый некоторыми аналитиками как «экономическое чудо», и постепенный спад во второй половине, особенно в конце десятилетия, закончившийся экономическим и социально- политическим кризисом, как в Аргентине, так и в МЕРКОСУРе. Опыт «четвёрки» показал, что хотя процесс интеграции содержит позитивные импульсы и благоприятные предпосылки, вместе с тем влечёт за собой немало трудностей и противоречий. И руководителей Аргентины, и инициаторов МЕРКОСУРа на старте охватили синдром победителей, чувство эйфории, ощущение запрограммированного успеха. Отсюда - пренебрежение к долгосрочному прогнозированию, возможности нежелательных результатов в будущем. Острый всеобъемлющий кризис в Аргентине как бы «свалился на голову», хотя некоторые аналитики предвидели его. Президент страны К.Менем «американизировал» традиционные деловые и культурные ценности населения, делая во внешней политике явный акцент в сторону США в ущерб отношениям с Бразилией и ставшей ассоциированным членом блока реформировавшейся Чили. А на Аргентину приходится, по меньшей мере, треть потенциала МЕРКОСУРа, что не могло не отразиться на его судьбе. Наметившееся оживление экономики Бразилии и Аргентины в 2003 году, связанное с приходом к власти руководителей нового типа, привело к росту сотрудничества между МЕРКОСУРом и Андским сообществом наций, потребность в котором возникла ещё несколько десятилетий назад. На совете МЕРКОСУРа (декабрь 2002 г.) было принято решение о сближении блоков, что не только укрепило торгово-инвестиционные связи, но и повысило качество жизни южноамериканских народов. Тревожной проблемой обоих сообществ остаётся безработица (в Бразилии официально 8 млн. чел.). Доля городских безработных в экономически активном населении составила в Аргентине 19%, Уругвае - 17% и Парагвае - 15%.
Опыт МЕРКОСУРа и других латиноамериканских блоков показал, что интеграция может быть действенным инструментом стабильности, но вместе с тем она способна из стимулятора хозяйственного роста превратиться в переносчика кризисных явлений. Подобная «инфекционная» ситуация сложилась в начале первого десятилетия нынешнего века, когда финансово-экономический кризис в Аргентине стал распространяться на партнёров по МЕРКОСУРу, вызвав общий спад в сообществе.
В 2006 году к МЕРКОСУР присоединилась и Венесуэла. В качестве ассоциированного члена там уже находятся Чили, Перу, Колумбия, Эквадор и Боливия, объединённые противостоять нежелательному давлению центров. Мексика имеет статус наблюдателя.
В декабре 2002 г. между Бразилией и Кубой подписано соглашение о преференциальных тарифах, так или иначе меняющее конфигурацию МЕРКОСУРа. Льготные пошлины на ввоз на Кубу 240 видов бразильских товаров и почти на 200 кубинских, поступающих на рынок Бразилии, - первый шаг не пути соответствующего соглашения с МЕРКОСУРом в целом. Среди перспективных задач блока выделяются две - политическая, в центре которой предстоящее формирование парламента МЕРКОСУРа, и экономическая - создание единой валюты. Опыт Евросоюза показывает, что существование единой валюты может предотвратить финансовый хаос. В целях предотвращения денежных неурядиц в МЕРКОСУР принято решение об образовании Института валюты.
Соблюдение
достигнутых договоренностей, совместное
выполнение принятых решений приблизит
страны блока к стратегической цели
создания в будущем единого энергетического,
а затем и общего рынка Южной Америки.
РАЗДЕЛ 3.
Республика Беларусь
в системе международных
интеграционных объединений.
3.1.
Предпосылки и реальные
возможности вхождения
РБ в международные
интеграционные объединения
Уже сегодня при планировании и реализации стратегии развития Республики Беларусь органы государственного управления вплотную сталкиваются с необходимостью учета конкретных аспектов глобализации. Наиболее актуальными в настоящий момент представляются следующие аспекты: