Международная миграция рабочей силы. Причины и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 20:15, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: выявить особенности международной миграции рабочей силы.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующий ряд задач:
Описать теоретические основы миграции рабочей силы как формы международных отношений.
Проанализировать особенности международной миграции трудовых ресурсов.
Рассмотреть миграционные политики стран.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Понятие международного рынка рабочей силы. 5
1.1. Сущность и причины возникновения мирового 5
рынка рабочей силы.
1.2. Основные направления и центры трудовой миграции. 7
1.3. Причины и формы международной трудовой миграции. 10
Глава 2. Особенности миграции рабочей силы. 13
2.1. Проблема "утечки умов". 13
2.2. Правовые вопросы миграции. 15
2.3. Последствия миграции рабочей силы. 17
Глава 3. Миграционная политика стран. 20
3.1. Иммиграционная политика стран-импортеров
трудовых ресурсов. 20
3.2. Эмиграционная политика стран-экспортеров
трудовых ресурсов. 22
3.3. Миграционная политика Российской Федерации 25
Заключение. 29
Список литературы. 31

Работа состоит из  1 файл

Курсовая .docx

— 61.23 Кб (Скачать документ)

     • меры, направленные на взаимную защиту интересов стран-экспортеров и  стран-импортеров трудовых ресурсов (например, при проведении политики сдерживания  масштабов миграции, нелегальных  перемещений, стимулирования возвращения мигрантов на родину). 

     3.3. Миграционная политика России. 

     Россия  не осталась в стороне от миграционных процессов. Распад ссср, переход к рыночным отношениям, экономические и политические перемены и неурядицы, межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на территории россии оказалось в середине 90-х годов около трех миллионов беженцев. Эти потоки беженцев, прежде всего из стран снг и балтии, не прекращаются.

     Рост  безработицы подтолкнул сотни тысяч  российских граждан, в том числе высококвалифицированных специалистов, трудоустраиваться за рубежом. Это один из крупнейших исходов населения в последние десятилетия нынешнего столетия. На Конференции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигрантов была признана безотлагательная необходимость международной помощи. На территории России оказались сотни тысяч перемещенных лиц не только из стран СНГ и Балтии, но и из других регионов (например, афганская община порядка 200 тыс. человек, а также мигранты – вьетнамцы, китайцы и т.д.).

     Правительство Российской Федерации вынуждено  в этих условиях формировать и осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки – материальной и финансовой – у международных организаций, развивать сотрудничество с другими странами на двусторонней и многосторонней основе по проблемам миграции населения и трудовых ресурсов.

     Выход России на внешние рынки труда  предполагает формирование полноценной, обоснованной миграционной политики. В России уже сложилась правовая база регулирования миграционных процессов, основанная на Конституции Российской Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях Правительства РФ, определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.

     Разработана федеральная миграционная программа. Правительство РФ наметило меры по выполнению задач в области миграционной политики страны, первоочередными из которых являются регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов в этой области, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов.

     Практическому претворению в жизнь конституционных  и законодательных норм, обеспечивающих права российских граждан на трудоустройство за границей, способствуют заключенные международные соглашения РФ с Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.

     Федеральной миграционной службой России предоставлены  лицензии почти 150 организациям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же время многие вопросы, в том числе связанные с возвращением мигрантов, требуют дальнейшей доработки и детализации. Формирование правовой и организационной базы регулирования миграционных процессов в РФ продолжается.

     Наиболее  важные аспекты российской миграционной политики:

     • реализация гражданами РФ прав на свободу  перемещения;

     • гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов  за рубежом;

     • обеспечение беспрепятственного возвращения  на родину и помощь в адаптации  мигрантов.

     Поскольку Россия в международной миграции является одновременно принимающей и направляющей стороной, при разработке российской миграционной политики приходится ориентироваться на реализацию многоцелевых направлений.

     Так, в области импорта рабочей  силы наиболее важными задачами, как показывают складывающаяся ситуация и опыт зарубежных стран, являются: обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение рационального использования  прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических и политических интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.

     В области экспорта рабочей силы при  разработке эмиграционной политики России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет сокращения безработицы; привлечению валютных поступлений в страну за счет денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению мигрантами профессий, предпринимательского опыта и образования.

     Принципиальное  значение для РФ имеет создание приоритетных условий возвращающимся мигрантам для инвестирования в сферу экономики. С этой целью намечено создать специальную структуру, занимающуюся консультированием, информационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказывающую им конкретную помощь. Возможно также предоставление различных налоговых льгот и льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для последующей производственной деятельности.

     С целью дополнительного привлечения  в страну валютных средств, заработанных мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка, требуется, по опыту  зарубежных стран, принятие ряда мер, например:

     • введение специальных депозитных счетов;

     • продажа земельных участков под  строительство;

     • выдача на льготных условиях ссуд на строительство  домов под переводы, хранимые в  строго определенных банках;

     • создание альтернативного жилого фонда  для льготной реализации за валюту среди возвращающихся мигрантов;

     • открытие валютного счета для  беспошлинного провоза машин, товаров  длительного пользования;

     • создание специального пенсионного  фонда.

     Важным  политическим следствием миграционной политики является то, что она создает  предпосылки для укрепления позиции  России в СНГ, создавая базу для качественно  иных, более конструктивных отношений.  

     Вместе  с тем, предстоит еще трудный  путь по отлаживанию механизма работы нового миграционного законодательства. Важно продолжать этот путь и не допустить отката назад, как этого  требуют сторонники прежних порядков. Важно, чтобы первый в истории  России опыт либеральной политики удался.

 

      Заключение 

     Роль  миграции в развитии производительных сил страны, особенно в районах  нового освоения, чрезвычайно велика. Проблема терпимости состоит в снижении толерантности коренного населения  к переселенцам, имея человеческий фактор, и не является как таковой  идеологической проблемой. Миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают  необходимость решения сложных  вопросов гражданства и обеспечения  прав человека, в отношении которых  законодательство закрепляет такие  правовые статусы, как беженец и  вынужденный переселенец.

     Для различных принимающих стран  существуют неодинаковые источники  миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают. Это  обусловлено, с одной стороны, той  ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а, с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями  между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках  современной иммиграции. В каждой стране вырабатывается национальная миграционная политика. Миграционная политика государства  – это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из страны, предоставление и лишение гражданства или  иного статуса проживания в стране, использование в стране иностранной  рабочей силы, создание системы социальной защиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование  потоков беженцев и их социальную защиту.

     Обобщая разные подходы, концепции и теории, объясняющие причины международной  миграции, можно выделить ряд наиболее существенных факторов: экономическое  неравенство между богатыми и  бедными странами; демографический  дисбаланс; разрушение социальных связей, вызываемое экономическим развитием; связи между странами выезда и странами въезда; глобальная информационная и транспортная сеть; семейные стратегии; миграционные сети; институты посредников.

     Система экономических связей, возникающих  между государствами в связи  с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая денежные переводы на родину иммигрантов, а также выплату  субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу.

     Конкретный  эффект для страны, принимающей рабочую, силу заключается в следующем: повышение  конкурентоспособности ее товаров  вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой  иностранной рабочей силы; иностранные  рабочие, предъявляя дополнительный спрос  на товары и услуги, стимулируют  рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания; при  импорте квалифицированной рабочей  силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку; иностранные рабочие  часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и  безработицы, так как они первыми  могут быть уволены; иностранные  работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.

 

      Список использованной литературы 

  1. Авдокушин Е. ф. Международные экономические  отношения. М., 2008
  2. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности // Американская социология. - М., 2006. - С. 235-247.
  3. Беляева Л.А. Средний слой российского общества проблема обретения социального статуса // Социологические исследования.-2005.-№10. с.56.
  4. Буглай В. Б., Ливенцев Н. Н. Международные экономические отношения М, 2008.
  5. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура// Социологические исследования.- 2007.- №11. с.41.
  6. Гундаров И.А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизм, пути преодоления // Правда столицы. N 9, январь 2005 г. С. 45.
  7. Ермилова Е. «Дурак - идеал рыночной экономики!»// Литературная газета N 26(5929) 25 июня – 1 июля 2006 г. С. 2.

     Учебники, учебные пособия

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/ Под общей ред. А.В. Сидоровича. – М.:МГУ им. М.В.Ломоносова, изд-во «ДИС», 2007. – 416 с.
  2. Амбарцумов А.А., Стерликов Ф.Ф. 1000 терминов рыночной экономики: Справочное учебное пособие. – М.: Крон-Прес, 2008. – 302 с.
  3. Балацкий Е. Государственное регулирование экспорта рабочей силы // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 8. С. 135—144; Международные экономические отношения / Под общ. ред. В. Е. Рыбалкина.
  4. Большой экономический словарь/ Под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Фонд «Правовая культура», 2006. – 528 с.
  5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2008. – 568 с.
  6. Бункина М.К. Национальная экономика: Учебное пособие. – М.: Дело, 2007. – 272 с.
  7. Бункина М.К., Семенов В.А. Макроэкономика (основы экономической политики): Учебник. – М.: Изд-во «ДИС», 2007. – 320 с.
  8. Киреев Л. П. Международная экономика. Ч. 1-2. – М., 2008.
  9. Костюк В.Н. Макроэкономика: Курс лекций: Учеб. пособие. – М.: Центр, 2008. – 384 с.
  10. Курс экономической теории: Учеб. пособие/ А.Н. Тур и др.: Под ред. М.И. Плотницкого. – Минск: Мисанта, 2007. – 432 с.
  11. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. -- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 735 с.
  12. Новиков В.А. Толковый словарь: термины рыночной экономики. – М.: Наука, 2008. – 233 с.
  13. Новокшонова Л.В., Трифонов Ю.В. Мировое хозяйство: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2009. - 312 с.
  14. Сергеев Е.Ю. Международные экономические отношения: Курс лекций. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2008.
  15. Семенов К.А. Международные экономические отношения. - М.: Гардарики, 2009 г.
  16. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: НОРМА–ИНФРА–М, 2007. – 456 с.
  17. Тарлецкая Л. “Международная миграция и социально-экономическое развитие”, МЭИМО, 2008, № 7.
  18. Щербинин Ю.А., Рожков К.Л., В.Е. Рыбалкин, Фишер Георг. Международные экономические отношения. Интеграция. – М.: ЮНИТИ, 2007.
  19. Экономика: Учебник/ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: ПРОСПЕКТ, 2007. – 792 с.
  20. Экономика: Учебник/ Под ред. А.С. Булатова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 2007. – 786 с.
  21. Экономическая теория: Учебник для студ. вузов/ Науч. ред. и рук. авт. коллектива В.Д. Камаев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 640 с.
  22. Экономическая теория: Учебник для вузов/ Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Минск: БГЭУ, 2006. – 507 с.
  23. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. И.П. Николаевой. – М.: Финстатинформ, 2007. – 399 с.

Информация о работе Международная миграция рабочей силы. Причины и формы