Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:10, курсовая работа
Международное разделение труда как высшая ступень развития общественного территориального разделения труда между странами, предусматривающая устойчивую концентрацию производства определенной продукции в отдельных странах, предусматривает наличие в различных странах трудовых ресурсов различного объема и квалификационного состава. Широкая трактовка международного разделения труда как обособления отдельных видов человеческой деятельности необязательно подразумевает его последующую кооперацию – основанный на международном разделении труда устойчивый обмен между странами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью. Но если такая кооперация осуществляется, то происходить она может в двух формах: международного обмена товарами(международной торговли), произведенными на основе разделения труда, либо на основе межгосударственного перемещения самого труда – международной трудовой миграции
Введение………………………………………………..…….…2
1. Теории международной миграции рабочей силы
1.1. Сущность миграции рабочей силы. ..………….…4
1.2. Причины и последствия международной миграции
рабочей силы………………………………….….…9
1.3 Правовое регулирование миграционных
процессов …………………………………………... 12
2.Масштабы и направления и особенности миграции рабочей силы
2.1Масштабы и направления миграции рабочей
силы. Количественные показатели..…………....…19
2.2 Особенности миграции рабочей силы
в России……………. 25
Заключение………………………………………………….33
Список литературы……………………………..……..…...38
К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы, «утечку умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п.
Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта, получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.
Распад СССР и выбор Россией неолиберальной модели экономического развития обусловили стремительное вхождение страны в международный рынок трудовых ресурсов, причем в качестве одного из ведущих импортеров этого товара. При этом качественный состав въезжающих в Россию иммигрантов отличается от эмиграционного контингента - в число стран-доноров иностранной рабочей силы входят только государства с низким уровнем развития, поставляющие на российский рынок низкоквалифицированные дешевые рабочие руки. Наоборот, в экспорте рабочей силы достаточно велик удельный вес специалистов высокой квалификации, которые из-за дешевизны пользуются спросом в развитых странах Запада.
Выявившаяся неэффективность внешней миграционной политики страны в годы реформ обусловлена как объективной общеэкономической основой, порожденной самим ходом реформ, так и просчетами, допущенными в ходе реализации конкретных направлений этой политики. В результате в России сформировался широкомасштабный рынок нелегальной рабочей силы, все больше ориентированный на теневой и криминальный бизнес, приносящий стране крупные финансовые потери, рост преступности и напряженность в межэтнических отношениях. Огромная масса соотечественников по-прежнему остается в постсоветских республиках, зачастую на дискриминационных условиях. Ставший лишним у себя в государстве национальный квалифицированный труд находит себе применение за рубежом, уменьшая потенциал развития отечественных отраслей высоких технологий.
Решение миграционных проблем, большинство из которых носит крайне инерционный характер, потребует значительных затрат времени и средств. Они могут быть существенно сокращены за счет разработки и реализации эффективных мер оперативного характера. В эмиграционной политике акцент должен быть сделан на обеспечение привлекательных материальных условий использования высококвалифицированного труда в отечественной экономике и на возвращение уехавших специалистов, в иммиграционной - на ужесточение контроля за въездом иностранной рабочей силы и на трудоустройство русскоязычного населения из стран нового зарубежья.
Список литературы
1.Борисов Е.Ф. Современное всемирное хозяйство // РЭЖ. 1992. Хеб
2.Богодевич Г. Трудовая миграция и государственная политика // Социальное обеспечение.-2005.-N 11. - С. 22-25
3.Вишневская В.С., Астапенко
С.С. Международная миграция
4.Вишневская Н.
5.Говорова Н. В. Трудовая миграция в странах Центральной и Восточной Европы // Народонаселение.-2005.-N 1. - С. 81-93.-
6.Жириновский В. Миграция и государство // Российская Федерация сегодня.-2005.-N 18. - С. 2-3
7.Зайончковский Ж. Миграция издержки и достижения цивилизации // Социальное обеспечение.-2005.-N 6. - С. 15-16
8.Иванова Т. Д. Трудовая миграция россиян некоторые результаты социологического исследования // Проблемы прогнозирования.-2005.-N 2. - С. 150-160
9.Ионцев В.А. Мировые миграции. М.: Знание. 1992. С.55.
10. Киреев А. Международная экономика. Ч. 1. – М.: «Международные отношения», 1999. - 416 с.
11.Краткий словарь по социологии / под ред. Гвишиани Д.М. М.: Наука. 1989. С. 159
12.Костаков В. Миграция: беда или благо?// Экономист. 2004. № 2. С.34-39
13.Лях Т.Б. Регулирование международной трудовой миграции// Внешнеэкономический бюллетень. 2003.№ 9-С.15-20
14.Международные экономические отношения. Учебник. // Под ред. Е.Ф. Жукова. М. Юнити. 2006
15.Мировая экономика и международные экономические отношения.// Акопова Е.С. и др. – Ростов – на – Дону.: Феникс. 2007
16.Мировая экономика. // Под ред. Булатова А.С. - М. :Юрист. 2007
17.Мировая экономика.// Под ред. И.П. Николаевой. М. «Финстатинформ». 2007
18.Мировой рынок труда. М.: Наука, 1994., гл. 1-3
19.МТБ. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1986.-Женева, 1988- С. 1428-1446
20.Неисповедимы пути иммиграции // Российская газета, 8 октября 2005., С. 3
21.Орешкин В. Россия и международная миграция трудовых ресурсов // МЭ и МО.2004.№ 3-С.74-80
22.Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И.П. Фаминского. М. 2007
23.Ожегов СИ. Словарь русского языка. М.: Мысль. 1972. С.322
24.Раков А. А. Вынужденная миграция в рамках постсоветского // Народонаселение.-2005.-N 1. - С. 94-103.-
25.Рахимов Р. М. Нурмахмадов Внешняя трудовая миграция и политика занятости// Общество и экономика. 2002. № 2. С. 131
26.Рязанцев С. В. Трудовая миграция в СНГ: тенденции и проблемы регулирования // Мировая экономика и международные отношения.-2005.-N 11. - С. 65-69
27.Рязанцев С. Внутрироссийская миграция населения: тенденции и социально-экономические последствия // Вопросы экономики.-2005.-N 7. - С. 37-49
28.Саруханов Э.Р. Проблемы занятости в период перехода к рынку. Изд.:Санкт-Петербург.ун-та экономики финансов, 1993. С.40.
29.Сальваторе Д. Международная экономика.-М.: Институт внешнеэкономических связей и управления. 1998
30.Топилин А. Фактор миграции и демографический кризис в России.// Экономист. 2000. № 11. С. 67-72
31.Тюркин М.Л. Сущность структура и перспективы совершенствования миграционного процесса в РФ// Государство и право. 2004.№ 9-С.97-101
32.Ушкалов И.Г. Население и трудовые ресурсы: проблемы, опыт, решения // РЭЖ. 1992. №2. С.41
33.Федеральная миграционная программа на 1998-2000 годы. М., 1998. С. 13,
34.Ходов Л.Г. Последствия международной миграции рабочей силы для России// Внешнеэкономический бюллетень. 2002. № 3.-С. 49- 54
35.Цапенко И. «Ренессанс» экономической миграции на Западе// Вопросы экономики. 2002. № 11
36.Цапенко И. От иммиграционного контроля к управлению миграционными процессами// МЭ и МО. 2001. № 10
37.Цапенко И. Роль иммиграции в экономике развитых стран// МЭиМО. 2004.№ 5-С.27-39
1 Вишневская В.С., Астапенко С.С. Международная миграция рабочей силы в современной мировой экономике// Современные аспекты экономики. 2006.№ 8-С.41
2 Ожегов СИ. Словарь русского языка. М.: Мысль. 1972. С.322
3 Федеральная миграционная программа на 1998-2000 годы. М., 1998. С. 13
4 Борисов Е.Ф. Современное всемирное хозяйство // РЭЖ. 1992. Хеб
5 Ушкалов И.Г. Население и трудовые ресурсы: проблемы, опыт, решения // РЭЖ. 1992. №2. С.41
6 Краткий словарь по социологии / под ред. Гвишиани Д.М. М.: Наука. 1989. С. 159
7 Ионцев В.А. Мировые миграции. М.: Знание. 1992. С.55.
8 Саруханов Э.Р. Проблемы занятости в период перехода к рынку. Изд.:Санкт-Петербург.ун-та экономики финансов, 1993. С.40
9 Рязанцев С. Внутрироссийская миграция населения: тенденции и социально-экономические последствия // Вопросы экономики.-2005.-N 7. - С. 37
10 Вишневская В.С., Астапенко С.С. Международная миграция рабочей силы в современной мировой экономике// Современные аспекты экономики. 2007.№ 2-С.42
11 Экономика. // Под ред. А.С. Булатова.- М.: Юристъ. 2007. С. 666-667
12 Международные экономические отношения. Том 1. / Под ред. Р.И. Хасбулатова.-М.: 2006.-С. 263
13 Международные экономические отношения. Том 1. // Под ред.Хасбулатова Р.И.-М.: 2005.-С. 264
14 Экономика. // Под ред. А.С. Булатова.- М.: Юрист. 2007. С.667
15 См. Мировая экономика и международные экономические отношения/ Акопова Е.С. и др. – Ростов – на – Дону.: Феникс. 2007-С.87
17 См. Мировой рынок труда.-М.: Наука, 1994, гл. 1-3
18 МТБ. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1986.-Женева, 1988- С. 1428-1446
19 Тюркин М.Л. Сущность структура и перспективы совершенствования миграционного процесса в РФ// Государство и право. 2004.№ 9-С.98
20 См. Сальваторе Д. Международная экономика.-М.: Институт внешнеэкономических связей и управления. 1998.-С.231
21 Сальваторе Д. Международная экономика.-М.: Институт внешнеэкономических связей и управления. 1998.-С.245
22 Алексей Киреев. Международная экономика. Ч. 1. – М.: «Международные отношения», 1999. - 416 с.
23 Астахова В.В.Трудовые отношения в современном мире: особенности и перспективы.-М.:МО.2005-С.39
24 В 2005 г. среднемесячная заработная плата (при расчете по обменным курсам) в Азербайджане равнялась 64.8 долл., в Армении - 46.1, в Белоруссии - 106.2, в Грузии - 46.3, в Казахстане - 132.8, в Киргизии - 34.5, в Молдавии - 50.2, в Таджикистане - 12.4, в Украине - 70.5, в России -141.2 долл. (см.: Содружество Независимых Государств в 2005 году. М., 2006. С. 134).
25 Рязанцев С. Внутрироссийская миграция населения: тенденции и социально-экономические последствия // Вопросы экономики.-2005.-N 7. - С. 39
26 По словам начальника Федеральной миграционной службы МВД России А. Черненко, в 2005 г. в России было официально зарегистрировано 300 тыс. трудовых мигрантов, хотя их в стране порядка 4.5 млн. Заместитель руководителя администрации президента В. Иванов приводит следующие данные. Государство получает от одного среднестатистического иммигранта всего около 20 руб. налоговых поступлений в год. Денежные суммы, вывозимые из России мигрантами из некоторых республик СНГ, превышают объемы годовых инвестиций в их национальные экономики. Примечательно, что до 76% иностранной рабочей силы (то есть во много раз больше, чем отражается в официальной статистике) занято в сфере торговли и услуг. Именно в этом секторе наиболее высока оборачиваемость капитала и возможность ухода от уплаты налогов (см.: Экономика и жизнь. 2005. № 39; Эксперт. 27.08.2005).
27 В таком контексте официальная позиция о возможности и необходимости привлечения на контрактной основе в армию России молодежи из стран СНГ с последующим, по окончании службы, предоставлением ей российского гражданства выглядит по меньшей мере странно.
28 Вишневская В.С., Астапенко С.С. Международная миграция рабочей силы: проблемы и перспективы// Современные аспекты экономики. 2006.№ 8-С.45
29 Рязанцев С. В. Трудовая миграция в СНГ: тенденции и проблемы регулирования // Мировая экономика и международные отношения.-2005.-N 11. - С. 65-69
30 См.: Россия в современном мировом хозяйстве. М., 2003. С. 149-150.
31 См.: Известия. 12.07.2005.
32 Расчеты демографов показывают, что реального сокращения трудовых ресурсов в России можно ожидать только после 2010 г. При сохранении нынешних тенденций для восполнения трудовых ресурсов действительно понадобится трудовая иммиграция на уровне 500 тыс. человек ежегодно (см.: Итоги. 27.08.2003. С. 19).