Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 09:36, реферат
Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы, существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Услуга - это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности отдельного человека или общества в целом.
В основе мирового рынка услуг лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства - национальные сферы услуг.
1Понятие международных услуг………………………………………………...3
2Виды международных услуг и динамика показателей международной торговли этими услугами…………………………………………………….…...4
3Особенности развития мирового рынка услуг в современных условиях и основные перспективы его рост………………………………………….………7
Список используемой литературы……………………………………………...10
СОДЕРЖАНИЕ
1Понятие международных услуг………………………………………………...3
2Виды международных услуг и
динамика показателей международной торговли
этими услугами…………………………………………………….…
3Особенности развития мирового рынка услуг в современных условиях и основные перспективы его рост………………………………………….………7
Список используемой литературы……………………………………………...
1 Понятие международных услуг
Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы, существует и взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Услуга - это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какие-либо потребности отдельного человека или общества в целом.
В основе мирового рынка услуг лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства - национальные сферы услуг.
Международная торговля услугами происходила с древнейших времен. Первыми крупными экспортерами услуг были древние финикийцы, которые еще 3,5 тыс. лет назад перевозили товары для торговцев из других стран. Зачинателями международного туризма были древние греки: Пифагор и историк Геродот 2,5 тыс. лет назад путешествовали по другим странам с познавательной целью.
В конце XX в. 35-40% экономически
активного населения
Несмотря на то, что услугами давно торгуют на международном уровне, тем не менее торговля ими существенно отличается от традиционной торговли товарами. Во-первых, материальный товар можно произвести в одном месте, а потребить в отдаленной точке земного шара [6, с.81].
Международная торговля услугами требует заметного присутствия их производителей за рубежом или же присутствия их потребителей в той стране, где производятся услуги. Во-вторых, обычный товар можно хранить в течение длительного времени, а услуга вообще не подлежит хранению. В-третьих, международная торговля услугами тесно связана с торговлей товарами и существенно воздействует на нее. Без оказания услуг невозможно обеспечить бесперебойное движение капиталов и трансграничное перемещение физических лиц. В-четвертых, не все виды услуг годятся для вовлечения в международный товарооборот. В-пятых, сфера услуг обычно больше подвергается регулированию со стороны государства, чем это наблюдается в отношении традиционной торговли. А все дело в том, что здесь задействованы такие сферы, как финансовые операции, здравоохранение, обслуживание военной техники, передача на хранение отходов атомных электростанций, т.е. отрасли прямо затрагивающие вопросы национальной безопасности [7, с.217].
2 Виды международных услуг и динамика показателей международной торговли этими услугами
В настоящее время насчитывается более 600 видов услуг, которые охватывают сферы деятельности, в том числе:
- производство;
- международная торговля;
- международное движение капиталов;
- транспорт и связь;
- перемещение людей через границы.
Рассмотрим более внимательно предоставление услуг в названных сферах экономической деятельности.
Развитие производства в
таких подразделениях экономики
как промышленность, сельское хозяйство,
строительство практически
Широко распространенным видом производственных услуг являются инженерно-технические услуги, получившие обобщенное название инжиниринг. Инжиниринг в целом представляет собой комплекс инженерно-технических услуг по подготовке и обеспечению на коммерческой основе процесса производства, обслуживания строительства, эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и других объектов.
К числу производственных услуг относятся международные услуги типа арендных отношений. Международная аренда - это сдача в наем машин и оборудования иностранному контрагенту. Международные арендные отношения -взаимовыгодное дело.
На практике в экономической литературе различают следующие виды арендных отношений:
- рейтинг - краткосрочная аренда до 1 года;
- хайринг - от 1 года до 3-5 лет;
- лизинг - на 3-5 лет и более.
Следует отметить, что лизинг
- это сложная
Важной сферой применения
международных услуг является внешняя
торговля. Прежде всего, она сама по
себе является услугой, функция которой
состоит в перемещении
Широко практикуемым видом услуг в сфере торговли являются услуги по купле-продаже результатов творческой деятельности. В эту группу входит продажа патентов, лицензий на пользование патентами, международные сделки по торговле объектами авторского права, торговыми марками, результатами творческой деятельности и др.
В последнее время в международной торговле обрел всеобщее признание так называемый франчайзинг, или франшиза. Франчайзинг представляет собой специфическое соглашение между крупными иностранными компаниями и местными мелкими предпринимателями. Суть этой сделки состоит в том, что крупная компания (франчайзер) берет на себя обязательство снабжать местных мелких предпринимателей своими товарами, технологиями бизнеса и обеспечить рекламную деятельность. В то же время туземная сторона (франчайзи) в соответствии с соглашением должна оказывать франчайзеру услуги в области менеджмента или маркетинга, используя для этого указание региональных условий. При этом франчайзи должны выплачивать франчайзеру определенную сумму с оборота, которая, к примеру, в США достигает от 5 до 12%. Следует отметить, что в настоящее время франчайзинг популярен во многих странах мира и в его развитии участвуют такие известные фирмы, как Макдоналдс, Кока-Кола, Пепси и многие другие [7, с.222-223].
Расширяющиеся масштабы мирового производства товаров, внешней торговли, трансграничные перемещения капиталов и рабочей силы неразрывно связаны с рынком транспортных услуг. Мировой рынок транспортных услуг состоит из таких систем, как железнодорожный рынок перевозок, автодорожный рынок, фрахтовый рынок морского тоннажа, рынки портовых услуг, авиафрахтовый и др.
Важной составляющей частью международных услуг является связь. Динамичным инструментом международной связи является глобальная сеть Интернет. Ее функционирование привело к образованию высококонкурентного рынка международных информационных услуг. Мировой рынок информационных услуг Интернет растет очень быстро, если в 1996 г. его объем достигал 2,5 млрд долл., то в 2007 г. - 10 млрд долл,в 2010-25 млрд. долл. .
Ведущую роль в формировании
международной сферы услуг
Одним из распространенных
видов международных услуг
- размещение в гостиницах и мотелях;
- удовлетворение культурных потребностей;
- удовлетворение деловых интересов туристов, участвующих в симпозиумах, конференциях;
- услуги по выбору или в комплексе, которые предоставляются по определенной программе.
Доля доходов от иностранного
туризма в общей сумме
В странах ОЭСР доля услуг в ВВП за последние два десятилетия возросла с 56 до 68%. В странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки доля этого сектора также поднялась до 55% ВВП.
3 Особенности развития
мирового рынка услуг в
Быстрый рост сферы услуг во второй половине XX в. Происходит прежде всего потому, что во многих странах мира достигнуты высокая степень зрелости экономики и высокий уровень жизни населения. И как показывает практика развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами спрос растет прежде всего на услуги. Немаловажной причиной является и ускорившийся в условиях НТР процесс разделения труда, ведущий к образованию новых видов деятельности, и прежде всего в сфере услуг.
Выделение из материального производства все новых видов услуг и рост производства традиционных услуг способствует увеличению специализирующихся в этой отрасли компаний и организаций [5, с. 108].
Сейчас и в перспективе доминирующее положение в мировой торговле услугами занимали и будут занимать услуги, связанные в основном с обслуживанием трудовой деятельности, т.е. обусловленные процессом воспроизводства [5, с. 18].
Общий объем мировой торговли услугами, за последние 20 лет увеличился почти в пять раз. Так, если в 1980 г. он составлял 367 млрд. долл., то, к концу XX в., он приблизился к 1,8 трлн. долл.
В мировой торговле услугами, естественно, лидируют развитые страны. При этом они же и потребляют большую часть услуг. Например, на долю США приходится около 19% экспорта и около 13% мирового импорта услуг. В целом же около 75% стоимостного объема услуг экспортируется развитыми странами, 24% -развивающимися и переходными и 1% - международными организациями.
Россия в последнее десятилетие, значительно больше импортирует услуг (почти в два раза). Например, в 1994 г. Россия экспортировала услуг на 8,2 млрд. долл., а импортировала - на 16 млрд. долл. В последующие годы ситуация практически не изменилась (к лучшему). Традиционно дефицитными в торговле услугами, для России в этот период являлись транспортные услуги, услуги по строительству и туризм. В то же время только доходы от туризма позволяют Франции финансировать затраты на энергетику. В целом доля России в мировой торговле услугами в последнее десятилетие не превышала 1% [3, с.233].
Сравнительно низкая доля услуг в международной торговле по сравнению с их огромным значением на внутренних рынках объясняется следующими причинами [3, с.246]:
- многие услуги, в особенности услуги государственных организаций, предоставляются на государственном уровне;
- активная реализация услуг на международном уровне требует высокого технического уровня в области телекоммуникаций, связи, туризма, политической стабильности на мировой арене;
- торговля услугами пока отстает от торговли товарами в области либерализации и открытости рынков.
Для роста мирового рынка услуг необходимо [4, с.318]:
- расширять связи между отдельными государствами и группами стран;
- увеличивать число деловых контрактов;
- улучшать культурный обмен странами и народами, желающими лучше понять друг друга;
- повышать жизненный уровень народов отдельных стран;
- совершенствовать транспортную сеть и туристические системы.
Таким образом, статистические данные о динамике международной торговли услугами свидетельствуют о сравнительно быстром ее развитии, опережающем темпе роста «видимой» торговли. Налицо тенденция к увеличению доли услуг в международном обмене и во внешнеторговом обороте отдельных стран.
Заметный динамизм характерен и для прямых заграничных инвестиций в сферу услуг. В последние два десятилетия отмечается их опережающий рост по сравнению с инвестициями не только в добывающую, но и в обрабатывающую промышленность.
Тем не менее международная торговля услугами все еще играет второстепенную роль в сравнении с торговлей товарами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебник. -М.: Юристъ, 1996.-368 с.
2. Зубченко Л. А. Проблемы включения России в глобальную систему мирового хозяйства // Экономические и социальные проблемы России, 2004, №2 (158).-С. 158-178.
3. Мировая экономика: Учебник / Под ред. В. П. Колесова, М. Н. Осьмовой. -М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 480 с.
4. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / Под ред. И. П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 510 с.
5. Мировая экономика: учебник для студентов вузов / Под ред. Ю. А. Щербанина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 415 с.
6. Семенов К. А. Международные экономические отношения: Курс лекций. -М.: Гардарики, 1999. - 336 с.
7. Семенов К. А. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 544 с.
8. Развитие механизмов свободной торговли и международного рынка транспортных услуг в условиях новых границ ЕС. // Материалы конференции «Транспорт и логистика в международной торговле», от 03.12.2005. Таллин, Эстония.