Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 23:57, реферат
Одной из наиболее важных форм международных экономических отношений является международная торговля. Международная торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии. Она существовала еще до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества
Наиболее известной теорией
этой школы является теория технологического
разрыва, основы которой заложены английским
экономистом М. Познером в начале
60-х годов. Познер предположил, что
одна из развитых стран в результате
какого-то открытия обладает принципиально
новой технологией или новым
товаром, которые пользуются повышенным
спросом в других странах. Поэтому
торговля этим товаром будет осуществляться
даже между странами, имеющими одинаковую
ресурсообеспеченность. В результате
преимущественного положения
В результате такой торговли в выигрыше оказываются все страны: те, что экспортируют, получают прибыль, а те, что импортируют новые товары. По мере распространения новшества в других странах менее развитая страна продолжает выигрывать, а страна-новатор теряет свои преимущества.
Модели неотехнологического
направления более адекватно
отражают реальные процессы современного
развития международного разделения труда.
Сторонники неотехнологического
Основными переменными при
неотехнологическом подходе - это затраты
на исследования и разработки (в
процентах от стоимости продаж),
заработная плата на одного занятого
и процент квалифицированной
рабочей силы. Неотехнологическая
школа связывает преимущества с
монопольной позицией фирмы (и страны)-новатора.
Отсюда и новая оптимальная стратегия
для отдельных фирм: выпускать
не то, что относительно дешевле, а
то, что необходимо всем или многим,
но что больше пока никто выпускать
не может. Динамические сравнительные
преимущества, анализируемые теоретиками
неотехнологического
2.8. Теория Фирмы
Теория связана с
усилением роли отдельных фирм
и корпораций в международной
торговле. Преимущества всегда
получает не нация, а
2.9. Теория международной конкурентоспособности нации
Теория разработана
Портер считал наличие
факторов производства определяющим в
обеспечении сравнительных
1. Технологии и их продукты, рождение которых обусловлено внутренними условиями страны, которые получили широкое распространение по всему миру, а их производители стали крупнейшими поставщиками своей продукции на мировом рынке.
2. Наличие смежных и обслуживающих· отраслей является важным дополнительным стимулом совершенствования продукции.
3. Стратегия фирмы и наличие конкуренции на внутреннем рынке заставляют фирмы постоянно совершенствовать свое производство· и искать новых покупателей. Любая фирма ориентирована на завоевание прочных позиций на рынке, поэтому она должна постоянно искать новые пути к снижению издержек производства и совершенствования продукции.
3. Внешняя торговля Беларуси в 2011 году
Основные показатели внешней торговли
(миллионов долларов США)
Объём внешней торговли Республики Беларусь |
1995 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
10 367 |
15 972 |
15 737 |
17 113 |
21 504 |
30 265 |
32 687 |
42 058 |
52 968 |
71 952 |
49 873 |
60 168 |
86 041 | |
экспорт товаров |
4 803 |
7 326 |
7 451 |
8 021 |
9 946 |
13 774 |
15 979 |
19 734 |
24 275 |
32 571 |
21 304 |
25 284 |
40 294 |
импорт товаров |
5 564 |
8 646 |
8 286 |
9 092 |
11 558 |
16491 |
16 708 |
22 351 |
28 693 |
39 381 |
28 569 |
34 884 |
45 747 |
сальдо |
-761 |
-1 320 |
-835 |
-1 071 |
-1 612 |
-2 717 |
-729 |
-2 617 |
-4 418 |
-6 810 |
-7 267 |
-9 600 |
-5 453 |
со странами СНГ 1) |
6 704 |
10 469 |
10 291 |
10 679 |
13 484 |
19 201 |
18 202 |
23 121 |
30 237 |
40 317 |
27 540 |
34 172 |
47 590 |
экспорт товаров |
3 027 |
4 399 |
4 494 |
4 384 |
5 435 |
7 318 |
7 060 |
8 609 |
11 221 |
14 360 |
9 316 |
13 636 |
19 503 |
импорт товаров |
3 677 |
6 070 |
5 797 |
6 295 |
8 049 |
11 883 |
11 142 |
14 512 |
19 016 |
25 957 |
18 224 |
20 536 |
28 087 |
сальдо |
-650 |
-1 671 |
-1 303 |
-1 911 |
-2 614 |
-4 565 |
-4 082 |
-5 903 |
-7 795 |
-11 597 |
-8 908 |
-6 900 |
-8 584 |
из них с Россией |
5 150 |
9 315 |
9 401 |
9 899 |
12 482 |
17 704 |
15 834 |
19 944 |
26 084 |
34 059 |
23 444 |
28 035 |
38 608 |
экспорт товаров |
2 185 |
3 710 |
3 963 |
3 977 |
4 880 |
6 485 |
5 716 |
6 845 |
8 879 |
10 552 |
6 718 |
9 954 |
13 685 |
импорт товаров |
2 965 |
5 605 |
5 438 |
5 922 |
7 602 |
11 219 |
10 118 |
13 099 |
17 205 |
23 507 |
16 726 |
18 081 |
24 923 |
сальдо |
-780 |
-1 895 |
-1 475 |
-1 945 |
-2 722 |
-4 734 |
-4 402 |
-6 254 |
-8 326 |
-12 955 |
-10 008 |
-8 127 |
-11 238 |
со странамивне СНГ 2) |
3 663 |
5 503 |
5 446 |
6 434 |
8 020 |
11 064 |
14 485 |
18 964 |
22 731 |
31 635 |
22 333 |
25 996 |
38 451 |
экспорт товаров |
1 776 |
2 927 |
2 957 |
3 637 |
4 511 |
6 456 |
8 919 |
11 125 |
13 054 |
18 211 |
11 988 |
11 648 |
20 791 |
импорт товаров |
1 887 |
2 576 |
2 489 |
2 797 |
3 509 |
4 608 |
5 566 |
7 839 |
9 677 |
13 424 |
10 345 |
14 348 |
17 660 |
сальдо |
-111 |
351 |
468 |
840 |
1 002 |
1 848 |
3 353 |
3 286 |
3 377 |
4 787 |
1 643 |
-2 700 |
3 131 |
Здесь и далее с 2099 г. без учёта Грузии. 2) Здесь и далее с 2009 г. без учёта Грузии
Объем внешней торговли товарами за 2011 г. составил 86 млрд. долларов, увеличившись по сравнению с 2010 г. на 25,8 млрд. долларов или на 43 %.
По итогам 2011 г. во внешней торговле товарами укрепляются, наметившиеся в предыдущие месяцы, положительные тенденции.
Удалось преодолеть сложившееся с начала года отставание экспорта от импорта. Если в январе темпы роста импорта превышали темпы роста экспорта на 40,9 процентного пункта, в январе-феврале – на 31,8, в январе-марте – на 16,7, в январе-апреле – на 1,9 процентного пункта, то уже в январе-мае экспорт опередил импорт на 8,8 процентного пункта. В январе-июне положительный разрыв составил 13 процентных пунктов, в январе-июле – 18,5, в январе-августе – 21,6, в январе-сентябре – 25, в январе-октябре – 25,5, в январе-ноябре – 28,7, то по итогам 2011 г. темпы роста экспорта опередили темпы роста импорта на 28,3 процентного пункта.
1. Экспорт
Экспорт товаров составил 40,3 млрд. долларов и возрос на 15 млрд. долларов или на 59,4 %. Значительный рост экспорта произошел в IV квартале 2011 г. В декабре 2011 г. достигнут наибольший месячный объем экспорта – 3,8 млрд. долларов.
Экспорт по месяцам
(млн. долл. США)
Значительно возросли поставки на внешние рынки нефти и нефтепродуктов (экспорт вырос в 2 раза), растворителей и разбавителей (в 10 раз), калийных удобрений (в 1,5 раза), тракторов и седельных тягачей (в 1,8 раза), грузовых автомобилей (в 1,7 раза), черных металлов (на 29,1 процент), шин (на 36,7 процента), азотных удобрений (в 2,2 раза).
Товарная структура экспорта в 2011 году
(в % к общему объему)
В региональном разрезе в 2011 г. по сравнению с 2010 г. обеспечен рост экспорта в страны СНГ – на 43%, из них в Россию – на 37,5%, в остальные страны СНГ – на 58%, в страны вне СНГ – на 78,5% в том числе в страны ЕС – на 206,9%.
Экспорт товаров по группам стран
(млн. долл. США)
Прирост экспорта в страны Европейского союза составил 8,1 млрд. долларов, в Россию – 3,7 млрд. долларов, в другие страны СНГ – 2 млрд. долларов. Необходимо отметить тенденцию и к существенному росту экспорта в остальные регионы: в страны Азии и Африки – на 756,20 млн. долларов, Америки – на 539,1 млн. долларов.
Основными покупателями белорусской продукции в январе-декабре 2010 г. являлись: Россия – 34 процента от всего объема экспорта, Нидерланды – 15,3 процента, Украина – 10,3 процента, Латвия – 7,8 процента, Германия – 4,5 процента, Бразилия – 3 процента, Польша – 2,8 процента, Литва – 2,1 процент, Китай – 1,6 процента, Казахстан – 1,6 процента.
2. Импорт
В 2011 г. в Республику Беларусь ввезено товаров на сумму 45,7 млрд. долларов. Прирост импорта составил 10,8 млрд. долларов или 31,1%.
Товарная структура импорта в 2011 году
Основной прирост (83,3% общего
объема прироста или 9 млрд. долларов) пришелся
на промежуточные товары (сырье, материалы
и комплектующие и
Прирост ввоза потребительских товаров составил 1,4 млрд. долларов (на 25,2%), в том числе: непродовольственных – 1,3 млрд. долларов (на 35%), продовольственных – 104,6 млн. долларов (на 5,6%).
При этом 99,5% прироста импорта непродовольственных товаров или 1,3 млрд. долларов приходится на легковые автомобили.
Импорт технологического оборудования, машин и механизмов увеличился на 500,4 млн. долларов (на 14,4%).
Основными поставщиками продукции в Республику Беларусь в 2011 г. являлись: Россия – 54,5 процента от всего объема импорта, Германия – 5,6 процента, , Китай –4,8 процента, Украина – 4,4 процента Польша – 2,8 процента, Венесуэла – 2,5 процента, Италия – 2,1 процента, США – 1,2 процента, Франция – 0,9 процента.
3. Сальдо
Сальдо внешней торговли товарами в 2011 г. сложилось отрицательным в размере 5,5 млрд. долларов. К 2010 г. сокращение отрицательного сальдо составило 4,1 млрд. долларов.
По всем укрупненным товарным группам, за исключением инвестиционных и продовольственных товаров, сальдо сложилось отрицательным.
Сальдо внешней торговли по группам товаров в 2010-2011 гг.
(млн. долл. США)
Положительное сальдо в торговле инвестиционными товарами улучшилось на 1,1 млрд. долларов, продовольственными – на 463,6 млн. долларов.
Улучшилось также
Ухудшилось только отрицательное сальдо в торговле непродовольственными потребительскими товарами (на 504,5 млн. долларов).
Внешняя торговля услугами
(по методологии платежного баланса)
1. Экспорт
В 2011 году Республикой Беларусь экспортировано услуг на сумму 5,3 млрд. долларов. К уровню 2010 года экспорт увеличился на 760 млн. долларов или на 16,9%, что на 3,1 процентного пункта ниже утвержденного на 2011 год прогнозного показателя.
70% (532,2 млн. долларов) прироста
экспорта обеспечено за счет
транспортных услуг. Рост
строительным услугам – на 55,4% (69,5 млн. долларов);
компьютерным услугам – на 25,3% (55 млн. долларов);
деловым услугам – на 10,3% (47,7 млн. долларов);
поездкам – на 5,1% (22,5 млн. долларов);
роялти и лицензионным платежам – в 2,4 раза (11,5 млн. долларов);
услугам связи – на 6,3% (10,9 млн. долларов);
финансовым услугам – на 38,4% (4,3 млн. долларов);
услугам в сфере здравоохранения – на 47,2% (4,2 млн. долларов);
государственным услугам – на 6,1% (2,1 млн. долларов);
информационным услугам – на 20,8% (1,1 млн. долларов).
Экспорт страховых услуг сократился на 35% (0,7 млн. долларов) по причине уменьшения объемов добровольного страхования.
2. Импорт
В 2011 году в Республику Беларусь импортировано услуг на сумму 3,2 млрд. долларов. Прирост составил 304,6 млн. долларов или 10,6%.
Основной прирост импорта пришелся на строительные (49,2% общего объема прироста или 149,9 млн. долларов) и транспортные (46% или 140 млн. долларов) услуги.
Значителен вклад в увеличение импорта деловых услуг (прирост на 60,9 млн. долларов или на 17,9%) и финансовых услуг (21,2 млн. долларов или на 27,8%).
В связи со сложной ситуацией на валютном рынке сократился импорт по статье поездки (на 56,6 млн. долларов или на 9,3%). Снизился также импорт роялти и лицензионных платежей (на 12 млн. долларов или на 11,7%), информационных (на 2,1 млн. долларов или на 27,3%) и государственных услуг (на 1,4 млн. долларов или на 20,3%).
Структура внешней торговли услугами в 2011 году
3. Сальдо
Сальдо внешней торговли услугами в 2011 году сложилось положительным в размере 2,1 млрд. долларов, что составляет 100,9% от прогнозируемого на 2011 год значения.
К 2010 году прирост положительного сальдо составил 455,3 млн. долларов за счет транспортных (392,2 млн. долларов) и компьютерных (55,2 млн. долларов) услуг, а также снижения отрицательного сальдо по статье поездки (на 79,1 млн. долларов), роялти и лицензионным платежам (на 23,5 млн. долларов).