Международные избирательные стандарты: понятие и специфика реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:16, контрольная работа

Описание

Многовековая практика свидетельствует, что каждое государство создает свою избирательную модель, и, в первую очередь, опирается на свои традиции и учитывает особенности правосознания своего народа.
Однако за то же историческое время накоплен и международный опыт в формировании и реализации норм избирательного права, что выразилось в постепенном оформлении и принятии международных избирательных стандарто

Работа состоит из  1 файл

матеева.docx

— 30.50 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

(НИУ  «БелГУ») 
 
 
 

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И  МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА 
 
 
 
 

 Международные избирательные стандарты: понятие и специфика реализации 
 
 
 

    • Контрольная работа

    • студента (-ки) очного отделения 4 курса группы 170810

    Матеевой  Елизабет Матеевой 
     
     
     
     
     

                    Преподаватель:

                    кандидат  юридических наук,

                    ассистент Чалых И.С. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

    БЕЛГОРОД  2011

         Многовековая  практика свидетельствует, что каждое государство создает свою избирательную  модель, и, в первую очередь, опирается  на свои традиции и учитывает особенности  правосознания своего народа.

         Однако  за то же историческое время накоплен и международный опыт в формировании и реализации норм избирательного права, что выразилось в постепенном  оформлении и принятии международных  избирательных стандартов.

         Термин  международные избирательные стандарты  появился в юридической литературе лишь в последнее десятилетие XX века и не является еще устоявшимся. Даже в международных документах избирательные  стандарты ранее рассматривались  в контексте прав человека и включали в себя принципы всеобщего равного  избирательного права при тайном голосовании. Именно они признавались в качестве универсальных международных  избирательных стандартов. Поэтому  в юридической литературе и сейчас международные избирательные стандарты  рассматриваются в этом аспекте.

         Наиболее исчерпывающее понятие международных избирательных стандартов вытекает из статьи 1 Конвенции о стандартах демократических выборов избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ, подписанной в Кишиневе 7 октября 2002 года. В ней говорится: «Стороны признают, что стандартами демократических выборов являются право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства; принципы периодичности и обязательности, справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей; открытый и гласный характер выборов; осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина, общественного и международного наблюдения за выборами; гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса».1

         После принятия указанного документа, в юридической  литературе стали высказываться  мнения, что международные избирательные  стандарты - это минимальные требования, определяющие контур некой «идеальной»  модели «организации избирательного процесса», наличие которых позволяет гарантировать  проведение демократических выборов  и, таким образом, реализовать право  участия в управлении государством через представительные институты  государственной власти».

         По  мнению ряда отечественных ученых в  избирательном законодательстве России «наиболее полно воплощены универсальные  принципы и нормы международного права по реализации и защите избирательных  прав граждан».2

         Однако  реалии сегодняшнего дня, продолжающаяся реформа российской избирательной  системы, процедуры реализации избирательных  прав граждан ставят перед юридической  наукой ряд вопросов, касающихся реализации международных избирательных стандартов в правовой системе России.

         Важность  международных избирательных стандартов для национальной правовой системы  России исследовалась участниками  международной конференции «Российские  выборы в контексте международных  избирательных стандартов», которые  в частности отмечали, что «для России, относящейся к странам  с режимом переходной демократии, а также выступающей объектом пристального и непрерывного наблюдения со стороны зарубежных государств, вопрос о реализации данных стандартов является крайне острым, в частности, на региональном уровне».3

         В статье 21 Всеобщей декларации прав человека закреплено: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».4

         Изложенные  во Всеобщей декларации гражданские  и политические права были уточнены и конкретизированы в Международном пакте о гражданских и политических правах. В статье 25 этого документа провозглашается право каждого гражданина «голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей» . Подобные нормы содержаться в Конституции Российской Федерации и законах о выборах.

         В качестве основных источников универсальных  международных избирательных стандартов следует рассматривать также  Конвенцию о политических правах женщин, Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации  и др. Принципиальные положения в отношении прав граждан участвовать в выборах подробно изложены в документах, принятых Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в частности в Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ.

         С целью анализа всей совокупности международных стандартов целесообразно  провести их классификацию. Представляется, что для целей настоящего исследования логично разделить их на две группы - универсальные (всеобщие) и региональные. Это позволит выявить наиболее общие  тенденции в развитии избирательного права, а также выделить региональные и национальные особенности этого  правового института, определить параметры  взаимодействия национального и  международного права в этой области.

         Естественно, государствам, которые объединены принадлежностью  к той или другой правовой семье  легче выработать одинаковые и детально проработанные правила поведения. Поэтому универсальные стандарты (т.е. стандарты, зафиксированные в документах, к которым присоединились государства, существующие на различных континентах, и в идеале могут присоединиться все государства мира) имеют обычно общий характер по сравнению с региональными международными стандартами (т.е. стандартами, содержащимися в документах, к которым присоединяются государства, располагающиеся в рамках того или иного правового направления).

         К числу традиционно признаваемых в качестве универсальных принципов  можно отнести принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права.

         Отдельные стандарты могут прямо использоваться государствами, другие - государствам еще предстоит воплотить в  практику своей внутренней жизни, а  иные стандарты для определенных государств являются уже давно пройденным этапом, и во внутренней жизни они  руководствуются гораздо более  высокими мерками.

         Ряд особенностей, связанных с положением России как участника региональных международных организаций, нашли  свое отражение в специальных  документах, регулирующих отношения  в области избирательного права. Как показывает анализ документов, принятых в рамках региональных соглашений, они отражают специфику правовых систем и правоприменительной практики, доминирующей в данном регионе. С  этой точки зрения представляют интерес  в первую очередь документы, принятые в рамках региональных организаций, в которых участвует Россия, хотя и в иных регионах имеются акты, не оставляющие без внимания выборы (например, Американская конвенция о правах человека 1969г., Африканская хартия прав человека и народов 1981г.

         Особого внимания заслуживают наиболее развернутые  и детально проработанные европейские  международные стандарты выборов. Они изложены в документах, принятых Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Например, в п. 7 Документа  Копенгагенского совещания Конференции  по человеческому измерению СБСЕ  в развитие всеобщих универсальных избирательных стандартов указано, что разумная периодичность проведения свободных выборов должна устанавливаться законом; подсчет голосов должен быть честным и официальные результаты опубликованы; закон и государственная политика должны обеспечивать проведение выборов в атмосфере свободы и честности, беспрепятственного доступа к СМИ всех политических группировок и отдельных лиц, участвующих в избирательном процессе; должны создаваться надлежащие условия для деятельности политических партий и равенства их перед законом и органами власти; кандидаты, получившие необходимое количество голосов, определенное законом, должны надлежащим образом вступать в должность и оставаться на ней до истечения срока своих полномочий или до их прекращения иным образом, который регулируется законом.5

         Региональные  международные избирательные стандарты  содержатся в документах Совета Европы. В частности, Европейская конвенция  о защите прав человека и основных свобод закрепляет свободу выражения мнения (статья 10), свободу собраний и объединений (статья 11), запрещение дискриминации (статья 14), ограничение политической деятельности иностранцев (статья 16). Все эти положения конвенции имеют существенное значение при реализации избирательных прав граждан. Обратим внимание на то, что Конвенция содержит обязательные, для исполнения нормы международного права и может применяться судами России. Важное значение для правильного понимания и применения положений данной Конвенции имеют решения Европейского суда по правам человека.

         Органы  Совета Европы приняли также ряд  документов, имеющих непосредственное отношение к организации и  проведению выборов. Так, Парламентская  Ассамблея Совета Европы приняла  резолюцию «О кодексе надлежащей практики в избирательных вопросах (№ 1264, 2001 г.), «О своде рекомендуемых  норм при проведении выборов» (№ 1320 и 1595, 2003 г.), Резолюцию № 1676, одобрившую Рекомендации по участию женщин в  выборах. Комитет Министров также  неоднократно принимал документы, касающиеся организации и проведения выборов: Рекомендация R (99) «15 государствам-членам относительно мер, связанных с освещением СМИ избирательных кампаний (1999 г.), Рекомендация 4 (2003) «Государствам-членам об общих правилах против коррупции  при финансировании политических партий и избирательных кампаний (2003 г.).

         Разновидностью региональных международных избирательных стандартов, имеющих интерес для данного исследования, является Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ.

         Впервые в этом документе нашел свое закрепление  и раскрыт перечень стандартов демократических  выборов: право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной  власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства; принципы периодичности  и обязательности, справедливости, подлинности и свободы выборов  на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей; открытый и гласный характер выборов; осуществление судебной и иной защиты избирательных прав международного наблюдения за выборами, как гарантии реализации избирательных прав и  свобод участников избирательного процесса. Впервые в конвенциональном документе  закреплен статус и полномочия национальных и международных наблюдателей.

         Позитивной оценки заслуживает тот факт, что в рамках Конвенции предусматривается создание специального органа Межгосударственного избирательного совета, на который возлагается оказание, в частности, содействия по подготовке и проведению наблюдения за выборами.

         Конвенция содержит и другие инновационные  элементы международно-правового регулирования  стандартов демократических выборов, избирательных прав и свобод в  рамках организации современного избирательного процесса. В целом документ, принятый по инициативе России, является одним  из подтверждений ее стремления к  дальнейшей демократизации избирательного процесса, созданию единой международной  системы гарантий избирательных  прав и свобод участников выборов, обеспечению  стабильности политического развития.

         Однако  важность этого документа не исчерпывается  тем, что государства-участники зафиксировали  свою позицию в области избирательного права, развивающегося в соответствии с международными избирательными стандартами  и предусмотрели правовые и организационные  гарантии соблюдения правовых предписаний, но предприняли попытку систематизации законодательства, логическим продолжением которой может явиться принятие кодифицированного акта. Это позволит не только существенно сократить  количество правовых актов, но и достичь  единообразия в правоприменительной  деятельности. В равной степени это  касается судов , избирательных комиссии и других органов государственной  власти. Более того, систематизация международного законодательства о  выборах, на наш взгляд, должна проходить  одновременно с аналогичным процессом  в рамках российской правовой системы  и в соответствии с международными правовыми стандартами.

         Избирательные стандарты занимают важное место  в системе местного самоуправления. Концептуальное значения для осуществления  самоуправления на местах имеет Европейская хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г, и ратифицированная Российской Федерацией, которая в статье 3 устанавливает, что право на местное самоуправление «осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, прямого и всеобщего голосования».6

         Особенностью  организации муниципального избирательного процесса в контексте региональных международных избирательных стандартов, по нашему мнению, является наличие  коллизии законов в отношении  порядка формирования органов местного самоуправления. До 2003 г. для избрания представительных органов местного самоуправления были предусмотрены  исключительно прямые выборы. Однако новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ7 предусматривает возможность формирования представительного органа муниципального района не только путем прямых выборов, но также из глав входящих в состав района поселений или из депутатов представительных органов этих поселений, делегированных этими органами. Как отмечалось разработчиками законопроекта, это было сделано для того, чтобы муниципальный район не получился главенствующим над входящими в его состав поселениями, а был бы обслуживающим по отношению к ним.

         Новым вектором общеевропейского международно-правового  развития института выборов сегодня  становится движение к общеевропейской  кодификации путем разработки и  принятия Советом Европы единого  документа о стандартах демократических  выборов и гарантиях избирательных  прав.

         В контексте европейской интеграции Россия выступает активным субъектом  изменений, не исключая и участие  в разработке и содержательной критике  международных документов в области  избирательного права.

         Реализация прав и свобод, связанных с проведением свободных справедливых подлинных и периодических выборов важнейшая составляющая международных избирательных стандартов.

         Воплощение  в жизнь принципов демократии зависит не только от действующего законодательства о порядке избрания органов государственной власти и местного самоуправления, но и  от применения соответствующих технологических  средств. В известной степени  можно говорить о том, что принципы и институты демократии реализуются, в основном, через технологические  процедуры, предусмотренные принятой избирательной системой.

         Действующим Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в статье 2, устанавливается, что именно правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан, являются гарантиями избирательных прав.8

         Поэтому в процессе разработки и принятия данного закона специалисты ожидали  четкого и эффективного правового  механизма обеспечения избирательных  прав.

         Процедуры играют критическую роль в процессе реализации международных норм в  области прав человека, в том числе  и избирательных прав. Они обеспечивают объективную и независимую оценку степени соблюдения прав человека в  странах и территориальных образованиях и предлагают рекомендации по усилению мер в области защиты прав человека на национальном и международном  уровнях. Специальные процедуры  незамедлительно реагировали на утверждения о злоупотреблениях в отношении отдельных граждан  и групп лиц в разных регионах мира, а также выполняли крайне важную функцию раннего предупреждения - зачастую распознавая зарождающиеся  проблемы в области прав человека прежде, чем те успевали оформиться в широкомасштабный кризис.

         Подводя итоги, следует отметить, что международные  избирательные стандарты включают в себя не только общепризнанные принципы и нормы избирательного права, но и технологические процедуры, средства, обычаи, которые гарантируют избирателям  право участия в управлении государством посредством реализации права избирать и быть избранными в органы государственной  власти.

         Таким образом, международные избирательные  стандарты – это комплексный  правовой институт международного права, устанавливающий для добровольного  многократного использования общепризнанные принципы и нормы избирательного права, определяющие справедливые демократические  выборы, а также технологические  процедуры и средства обеспечивающие их.

Информация о работе Международные избирательные стандарты: понятие и специфика реализации