Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 20:16, контрольная работа
Многовековая практика свидетельствует, что каждое государство создает свою избирательную модель, и, в первую очередь, опирается на свои традиции и учитывает особенности правосознания своего народа.
Однако за то же историческое время накоплен и международный опыт в формировании и реализации норм избирательного права, что выразилось в постепенном оформлении и принятии международных избирательных стандарто
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НИУ
«БелГУ»)
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
КОНСТИТУЦИОННОГО И
МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА
Международные
избирательные стандарты:
понятие и специфика
реализации
Матеевой
Елизабет Матеевой
Преподаватель:
кандидат юридических наук,
ассистент
Чалых И.С.
БЕЛГОРОД 2011
Многовековая практика свидетельствует, что каждое государство создает свою избирательную модель, и, в первую очередь, опирается на свои традиции и учитывает особенности правосознания своего народа.
Однако за то же историческое время накоплен и международный опыт в формировании и реализации норм избирательного права, что выразилось в постепенном оформлении и принятии международных избирательных стандартов.
Термин
международные избирательные
Наиболее исчерпывающее понятие международных избирательных стандартов вытекает из статьи 1 Конвенции о стандартах демократических выборов избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ, подписанной в Кишиневе 7 октября 2002 года. В ней говорится: «Стороны признают, что стандартами демократических выборов являются право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства; принципы периодичности и обязательности, справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей; открытый и гласный характер выборов; осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина, общественного и международного наблюдения за выборами; гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса».1
После
принятия указанного документа, в юридической
литературе стали высказываться
мнения, что международные
По
мнению ряда отечественных ученых в
избирательном законодательстве России
«наиболее полно воплощены
Однако
реалии сегодняшнего дня, продолжающаяся
реформа российской избирательной
системы, процедуры реализации избирательных
прав граждан ставят перед юридической
наукой ряд вопросов, касающихся реализации
международных избирательных
Важность
международных избирательных
В статье 21 Всеобщей декларации прав человека закреплено: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей. Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить свое выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».4
Изложенные во Всеобщей декларации гражданские и политические права были уточнены и конкретизированы в Международном пакте о гражданских и политических правах. В статье 25 этого документа провозглашается право каждого гражданина «голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей» . Подобные нормы содержаться в Конституции Российской Федерации и законах о выборах.
В
качестве основных источников универсальных
международных избирательных
С целью анализа всей совокупности международных стандартов целесообразно провести их классификацию. Представляется, что для целей настоящего исследования логично разделить их на две группы - универсальные (всеобщие) и региональные. Это позволит выявить наиболее общие тенденции в развитии избирательного права, а также выделить региональные и национальные особенности этого правового института, определить параметры взаимодействия национального и международного права в этой области.
Естественно,
государствам, которые объединены принадлежностью
к той или другой правовой семье
легче выработать одинаковые и детально
проработанные правила
К числу традиционно признаваемых в качестве универсальных принципов можно отнести принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права.
Отдельные
стандарты могут прямо
Ряд
особенностей, связанных с положением
России как участника региональных
международных организаций, нашли
свое отражение в специальных
документах, регулирующих отношения
в области избирательного права.
Как показывает анализ документов,
принятых в рамках региональных соглашений,
они отражают специфику правовых
систем и правоприменительной
Особого
внимания заслуживают наиболее развернутые
и детально проработанные европейские
международные стандарты
Региональные
международные избирательные
Органы Совета Европы приняли также ряд документов, имеющих непосредственное отношение к организации и проведению выборов. Так, Парламентская Ассамблея Совета Европы приняла резолюцию «О кодексе надлежащей практики в избирательных вопросах (№ 1264, 2001 г.), «О своде рекомендуемых норм при проведении выборов» (№ 1320 и 1595, 2003 г.), Резолюцию № 1676, одобрившую Рекомендации по участию женщин в выборах. Комитет Министров также неоднократно принимал документы, касающиеся организации и проведения выборов: Рекомендация R (99) «15 государствам-членам относительно мер, связанных с освещением СМИ избирательных кампаний (1999 г.), Рекомендация 4 (2003) «Государствам-членам об общих правилах против коррупции при финансировании политических партий и избирательных кампаний (2003 г.).
Разновидностью региональных международных избирательных стандартов, имеющих интерес для данного исследования, является Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ.
Впервые
в этом документе нашел свое закрепление
и раскрыт перечень стандартов демократических
выборов: право гражданина избирать
и быть избранным в органы государственной
власти, органы местного самоуправления,
в иные органы народного (национального)
представительства; принципы периодичности
и обязательности, справедливости,
подлинности и свободы выборов
на основе всеобщего равного
Позитивной оценки заслуживает тот факт, что в рамках Конвенции предусматривается создание специального органа Межгосударственного избирательного совета, на который возлагается оказание, в частности, содействия по подготовке и проведению наблюдения за выборами.
Конвенция
содержит и другие инновационные
элементы международно-правового
Однако
важность этого документа не исчерпывается
тем, что государства-участники
Избирательные стандарты занимают важное место в системе местного самоуправления. Концептуальное значения для осуществления самоуправления на местах имеет Европейская хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г, и ратифицированная Российской Федерацией, которая в статье 3 устанавливает, что право на местное самоуправление «осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, прямого и всеобщего голосования».6
Особенностью
организации муниципального избирательного
процесса в контексте региональных
международных избирательных
Новым
вектором общеевропейского международно-правового
развития института выборов сегодня
становится движение к общеевропейской
кодификации путем разработки и
принятия Советом Европы единого
документа о стандартах демократических
выборов и гарантиях
В
контексте европейской
Реализация прав и свобод, связанных с проведением свободных справедливых подлинных и периодических выборов важнейшая составляющая международных избирательных стандартов.
Воплощение
в жизнь принципов демократии
зависит не только от действующего
законодательства о порядке избрания
органов государственной власти
и местного самоуправления, но и
от применения соответствующих
Действующим Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в статье 2, устанавливается, что именно правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан, являются гарантиями избирательных прав.8
Поэтому
в процессе разработки и принятия
данного закона специалисты ожидали
четкого и эффективного правового
механизма обеспечения
Процедуры
играют критическую роль в процессе
реализации международных норм в
области прав человека, в том числе
и избирательных прав. Они обеспечивают
объективную и независимую
Подводя
итоги, следует отметить, что международные
избирательные стандарты
Таким
образом, международные избирательные
стандарты – это комплексный
правовой институт международного права,
устанавливающий для
Информация о работе Международные избирательные стандарты: понятие и специфика реализации