Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:25, курс лекций
Мировое хозяйство - совокупность национальных экономических и их хозяйственных отношений друг с другом. Мировое хоз-во объединяет все международные торгово-экономические, финансовые и научные технические связи.
Например МЭО между отдельными европейскими государствами, в рамках отдельных регионов (Европа – Северная Африка, Европа – Ближний Восток) – эти отношения носят межстрановой, узкорегиональный характер. Со временем МЭО приобретут глобальный характер и более развитыми по сравнению с настоящим периодом. Реализация МЭО подчиняется собственным законам, внутренним механизмам.
Тема 1. Мировое хозяйство и международные экономические отношения. Сущность и особенности на рубеже XX-XXI вв.
Тема 2. Международное разделение труда (МРТ).
Тема 3. Международная торговля.
Тема 4. Международное движение капитала.
Тема 5. Иностранные инвестиции в России.
Тема 6. Свободные экономические зоны (СЭЗ).
Тема 7. Международная миграция рабочей силы.
Тема 8. Международный обмен технологиями.
Тема 9. Международные корпорации (МК) в системе МЭО.
Тема 10. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения.
Тема 11. Международная экономическая интеграция.
Тема 12. Развивающиеся страны в системе международного разделения труда.
Тема 5. Иностранные инвестиции в России.
После 1991 года в России произошли глубокие изменения. Была принята новая Конституция страны, что способствовало развитию процессов демократизации нашего общества. Российская экономика приобрела новый облик. При этом, может быть, главное - перемены в сознании рабочих, крестьян, директоров.
За два с половиной года реформ удалось добиться некоторых положительных результатов: - идут структурная перестройка экономики (доля материального производства снизилась до 50%) и ее демилитаризация (военный заказ сокращен на 70%) , начали действовать спросовые ограничения; - летом 1994 года инфляция не превышала 10% в месяц; - более 40% занятых работают на негосударственных предприятиях; - процентная ставка Центрального банка Российской Федерации была снижена с 210 до 150%; - за первую половину 1994 года возросли реально располагаемые денежные доходы населения, а число лиц имеющих доходы ниже прожиточного минимума, сократилось с 36 млн. до 22 млн. человек. Несмотря на сложность складывающейся ситуации, она вполне управляема и, как показал опыт, предсказуема: - дерегулирование и либерализация экономики привели к спаду производства. Теперь этот спад надо превратить из общего в структурный, то есть необходимо через процедуры санации и банкротства вывести из оборота нежизнеспособные предприятия. Вместе с тем следует активно поддержать эффективных производителей, стимулировать очаги роста в экономике; - мы преодолели "всплеск" цен после их освобождения. Несмотря на сложность складывающейся ситуации, она вполне управляема и, как показал опыт, предсказуема: - дерегулирование и либерализация экономики привели к спаду производства. Теперь этот спад надо превратить из общего в структурный, то есть необходимо через процедуры санации и банкротства вывести из оборота нежизнеспособные предприятия. Вместе с тем следует активно поддержать эффективных производителей, стимулировать очаги роста в экономике; - мы преодолели "всплеск" цен после их освобождения. Теперь нужно последовательно снижать инфляцию, приблизить структуру цен к мировой, корректно регулировать цены в отраслях естественных монополий (электроэнергия, газ, железнодорожные перевозки) ; - либерализовав внешнеэкономическую деятельность удалось добиться положительного сальдо внешней торговли. Сегодня стоит задача предотвратить "примитивизацию" нашего экспорта и облагородить импорт; - после денационализации в результате чековой приватизации страна должна решить более сложную задачу создания эффективных собственников и стратегических инвесторов - через фондовый рынок, через вторичный рынок ценных бумаг; - прекращено инфляционное финансирование капитальных вложений, ставка банковского процента стала положительной и наблюдается тенденция к ее понижению. Теперь важно создать в стране нормальный инвестиционный климат, активно использовать для целей инвестирования накопления предприятий и населения. В настоящее время открываются новые перспективы притока иностранных инвестиций в российскую экономику.
Первое, самое главное направление привлечения иностранного капитала - освоение с его помощью невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях оборонной промышленности.
Второе направление - расширение и диверсификация экспортного потенциала России.
Третье направление - создание импортозамещающих производств, развитие производства товаров народного потребления, продовольственных товаров, медикаментов.
Четвертое направление - сфера транспорта и связи, отрасли инфраструктуры.
Пятое направление - содействие притоку иностранных инвестиций в трудоизбыточные регионы (в первую очередь в Центральный и Северо-Западный) , в восточные районы страны, обладающие богатыми природными запасами. В настоящее время в Российской Федерации действует Закон «Об иностранных инвестициях» , принятый в 1991 г. и прошедший редакционные изменения в 1993 и 1995 гг., Президент Российской федерации и Правительство РФ за период с 1991 по 1998 гг. неоднократно принимали соответствующие распорядительные акты (соответственно, указы и постановления, распоряжения) , подкреплявшиеся соответствующими документами различных органов исполнительной власти (Центробанка РФ, Министерств экономики и финансов, Государственным таможенным комитетом, Государственной налоговой службой и т.п.) . Упомянутые документы в целом направлены на стимулирование притока иностранных капиталовложений в экономику России. До недавнего времени большая проблема было связана со взиманием таможенных пошлин и налогов с иностранных фирм, которые практически не имели никаких преимуществ перед российскими инвесторами. Поэтому зарубежные партнеры вынуждены были уменьшать размеры своих инвестиционных программ на величину взимаемых пошлин и налогов. Но 25 января подписан Указ Президента РФ "О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ" В качестве таких мер установлено снижение в 2 раза таможенных пошлин на ввоз иностранных товаров, если ввозящие их иностранные компании являются учредителями предприятий по производству аналогичных товаров и осуществляют прямые капиталовложения в отрасли материального производства РФ. Инвесторов сейчас интересуют не только корпоративные акции, но и государственные ценные бумаги - "вэбовки", "еврооблигации", а также госдолги, торговлей которыми западные инвесторы давно занимаются. Инвесторы могут и дальше настаивать на сокращении персонала. Но существует некий технологический уровень, ниже которого предприятие в этом случае не сможет функционировать. Придется полностью перестраивать всю технологию производства. Принято иное решение: увеличивать любыми способами объем продаж. Намечено поднять его и производительность втрое за четыре года, что позволит превзойти первоначальные показатели. То есть ставится цель не манипулировать с прибылью, дивидендами, а хотя бы выжить. Добиться положительного потока наличности, способности отвечать по своим обязательствам, увеличивая выпуск и реализацию изделий.
Объектами инвестиционной деятельности могут быть:
- вновь создаваемые и модернизируемые основные и оборотные стредства;
- целевые денежные вклады;
- научно-техническая продукция;
- права на интеллектуальную собственность;
- имущественные права;
- другие субъекты собственности.
Государство выступает одновременно как инвестор и как инициатор инвестиционной деятельности для удовлетворения интересов общества. В наших условиях до настоящего времени основной формой участия иностранного ранее плохо использовавшегося природного, производственного , трудового потенциала капитала в экономике было создание совместных предприятий. В 1991 г. на территории СССР их насчитывалось около 1200 (в том чиспе 40% в промышленности) с участием фирм и организаций из ФРГ, Финляндии, США, Швейцарии, Швеции, Франции и других стран. Вместе с тем, реализация производимых совместными предприятиями товаров и услуг на нашем внутреннем и внешнем рынках в силу ряда причин пока незначительна и не может серьезно влиять на экономическую погоду в стране, хотя уже имеются весьма убедительные примеры их эффективной и прибыльной деятельности, а также крупных инвестиционных сделок. В реконструкции и модернизации с участием иностранного капитала нуждается практически все агропромышленное хозяйство на территории бывшего СССР - от первичных производственных процессов в сельском хозяйстве до выпуска конечного продукта и доведения его до потребителя. В крупномасштабном иностранном инвестировании крайне нуждаются сейчас топливно-энергетические отрасли, несущие многие годы огромную нагрузку не только по энергоснабжению производства и социальной сферы, но и по обеспечению экспорта. Среди основополагающих законопроектов в области международного инвестиционного сотрудничества разработаны проекты федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “Об иностранных инвестициях в РСФСР”, “О свободных экономических зонах”, “О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами” и “О соглашениях о разделе продукции”.
Тема 6. Свободные экономические зоны (СЭЗ).
В развитии национальной экономики и повышении ее эффективности, интеграции в мировое хозяйство важную роль играют свободные (специальные) экономические зоны.
Создание СЭЗ направлено на либерализацию и активизацию внешнеэкономической деятельности. Их экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внутренних и внешних инвестиций.
СЭЗ получили широкие распространение во многих странах. В начале 90-х гг. мире функционировало более 1 тыс. таких зон. По оценкам западных специалистов к 2000 г. через них будет проходить до 30% мирового товарооборота. Транснациональные корпорации (ТНК) в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают эти зоны как потенциальный источник, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие ТНК считают организацию собственного производства в СЭЗ важнейшим направление своей экспансии.
СЭЗ представляют собой самостоятельные территориально-географические анклавы стой или иной степенью обособленности от остального экономического пространства страны. В научных публикациях и отчетах международных организаций для характеристики разного рода зон используется термин «свободные экономические зоны». ЗОНЫ СВОБОДНОЙ СВОБОДЫ Зоны свободной торговли (ЗСТ), получившие наибольшее распространение в США. Их создание предусмотрено специальным законом США 1934 года, с целью которого было поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращение торговых издержек. Законом установлено, что при каждом официальном порте прибытия может быть создана, по крайней мере, одна внешнеторговая свободная зона. Специальные таможенные зоны (СТЗ) , как одна из простейших форм экономических зон, представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработке иностранных товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют бондовыми или свободными таможенными территориями. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и на вывоз товаров. Они имеются во многих странах. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТОГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЗОНЫ Представляют собой территории со льготным торговым режимом, где существует ряд преференций для инвестирования, развития промышленного производства, экспорта продукции. Производственная и торговая деятельность СТПЗ являются довольно распространенным видом зон.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗОНЫ ПООЩРЕНИЯ ЭКСПОРТА ИЛИ ЭКСПОРТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗОНЫ Зоны экспортной переработки (ЗЭП) , по материалам ЮНКТАД, характеризуются как анклавы в рамках национальной таможенной территории, обычно расположенной неподалеку от международных портов, в которые оборудование, компоненты для сборки и материалы поступают без таможенного контроля. Импортируемая продукция подвергается в ЗЭП промышленной обработке и затем экспортируется без вмешательства таможенных властей принимающей стороны. Выплата таможенной пошлины не требуется, за исключением случая, когда эта продукция поступает на национальную таможенную территорию принимающей стороны.
ЗЭП характерны для ряда развивающихся стран, осуществляющих стратегию перехода от импортозамещающего типа индустриализации к экспортоориентированному. Положительный эффект от таких зон в наибольшей степени достигается в так называемых новых индустриальных странах. В настоящее время их число во всем мире достигает 350. ЗОНЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Зоны технико-экономического развития (ЗТЭР) создаются, как правило, в качестве эталонных для национальной экономике по уровню организации эффектного, высоко технологического производства. На предприятиях, расположенных в ЗТЭР, широко используются современные методы управления производством, прогрессивные методы организации и маркетинга, разрабатываются передовые промышленные технологии. Существенное распространение ЗТЭР получили в ряде развивающихся стран.
Близким по организации и особенностям функционирования с ЗТЭР являются ЗОНЫ РАЗВИТИЯ НОВОЙ И ВЫСОКОЙ ТЕХНОЛОГИИ (ЗРНТВ) . Наибольшее число таких находится в США, Японии, Китае. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КОМПЛЕКСНОГО, МНОГООТРАСЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ Они обладают практически всеми чертами других зон. Например, в СЭЗ Шэньчжень (КНР) входят зоны свободной торговли и технопарк.
ОТКРЫТЫЕ РАЙОНЫ Они охватывают территории, где создается льготный инвестиционный режим для привлечения и иностранного капитала. «Открытые районы» , получившие широкое развитие в КНР, включают в себя фактически весь приморский пояс страны и распространяются вглубь нее. В этих районах размещаются зоны технико-экономического развития, технопарки экспортоориентированное производство.
ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ Оффшорные зоны (ОЗ) или «налоговые гавани» , как их иногда называют, стали организовываться в 70-е гг. ОЗ привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования. Наибольшее распространение они получили в странах Британского содружества. В мире насчитывается около трех десятков устойчивых и комплексных центров оффшорной деятельности. Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью в трастовой деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций в консалтинге.
Деятельность ОЗ специалистами оценивается весьма неоднозначно. Многие сходятся во мнение, что оффшорные центры зачастую являются местом отмыва «грязных денег» и разного рода банковских афер.
Многие Российские предприниматели создают оффшорные компании в названных ОЗ, пряча доход в твердой валюте на оффшорных счетах. Бороться с этим можно только путем создания льготного режима инвестирования и хранения валюты в России. В противном случае, в условиях либерализации внешнеэкономических связей валюта во все более возрастающих объемах будет утекать за границу. СЭЗ В РОССИИ Мировой опыт успешного функционирования СЭЗ в конце 80-х гг. Привлек пристальное внимание российских реформаторов в результате чего была поставлена задача за 2-3 года создать широкую сеть такого рода зон. При этом сами спецзоны зачастую рассматривались как чудодейственное средство по переходу от командной, дефицитной экономики к рыночноориентированной. По представлениям российских бизнесменов, экономическая зона должна выглядеть как «заповедник нормального рынка в ненормальной стране». Наличие права безлицензионного экспорта и импорта, предусмотренное законом для предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей инвестиций более 30%. Валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полностью остается в их распоряжении.