Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 15:49, контрольная работа
Выделяют следующие виды МЭО:
1. Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира.
Это прежде всего система ООН, включающая ООН и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными МЭО. Среди них можно выделить МВФ, МБРР, ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию).
2. Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в т.ч. экономических и финансовых. Напр., Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
3. МЭО, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка.
В этом случае они чаще всего выступают в форме товарных организаций, объединяющих круг стран. Напр., Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК, 1960), Международное соглашение по олову (1956), Международные соглашения по какао, по кофе, Международное соглашение по текстильным товарам (МСТТ, 1974).
4. МЭО, представленные полуформальными объединениями типа «семерки» (США, Япония, Канада, Германия, Франция, Великобритания и Италия).
5. Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые и специализированные экономические и научно-технические организации.
Помимо ООН субъектами современных международных экономических отношений являются международные многосторонние структуры, являющиеся ее (ООН) специализированными и региональными организациями: Конференция ООН по торговле и развитию — ЮН КЛАД; Организация Объединенных Наций по промышленному развитию — ЮНИДО; Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН — ФАО; Международный валютный фонд — МВФ; Всемирный банк, в который входит Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Международная финансовая корпорация (МФК); Региональные экономические комиссии и др.
Помимо ООН и ее специализированных институтов и организаций в качестве субъектов мировой экономики можно выделить ряд других организаций всемирных по сфере своего проявления: Всемирная торговая организация (ВТО); Европейский банк реконструкции и развития; Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и т. д.
Важнейшим субъектом современного мирового хозяйства становится так называемое интернациональное производство, представленное корпорациями, деятельность которых «переросла» национальные границы. Это означает, что в мировом хозяйстве господствующую роль начинают играть интернациональные промышленные и банковские корпорации. Их роль определяется монополистическими позициями этих структур в производстве и на рынке как внутри «своей» страны, так и в мире. Сегодня все корпорации, действующие в масштабе мирового экономического пространства, обозначаются термином «международные корпорации». Международная корпорация — форма организации крупной корпорации, производственная и торговая деятельность которой вынесена за пределы национальных границ. Международные корпорации — крупнейшие компании, главным отличительным признаком которых является международный характер деятельности, т. е. наличие филиалов во многих странах мира. Под непосредственным управлением ТНК находится более 1/3 всех производственных активов мира, они производят свыше 40 % общепланетарного продукта, контролируют 80 % торговли новыми технологиями и 90 % вывоза капитала.
Необходимо помнить, что в современных условиях субъектами мировой экономики являются не только отдельные страны, их интеграционные группировки, международные экономические организации, международные корпорации, но и средние и мелкие фирмы, вовлеченные в систему международных экономических отношений. Для всех субъектов мировой экономики характерно как взаимодействие, так и определенное противостояние. Таким образом, современная мировая экономика представляет собой сложную экономическую систему взаимоотношений между ее субъектами со специфическими тенденциями и проблемами развития.
Особенностью современного этапа развития мировой экономики является глобализация и всемерная интеграция экономической жизни всей субъектов мировой экономки. В процесс интеграции вовлечены все страны современного мира. Основные направления интеграции:
1. Интернационализация производительных сил, под которыми в экономической науке понимается совокупность материальных и людских факторов производства, используемых в хозяйственной практике. Этот процесс проявляет себя посредством обмена средствами производства, через производственное сотрудничество, через международный обмен знаниями, информацией, через формирование единой общемировой инфраструктуры и т. п.
2. Усиление и углубление интернационализации хозяйственных связей на основе МРТ, что обеспечивает повышение экономической эффективности функционирования как отдельных национальных хозяйств, так и всей мировой экономики как системы.
3. Расширяющееся международное перемещение финансовых и производственных ресурсов обеспечивает усиление взаимосвязи и взаимозависимости различных стран.
4. Увеличение масштабов и качественное изменение характера международной торговли; возрастающие масштабы миграции рабочей силы и перемещения между странами других факторов производства — капитала, технологий.
5. Опережающие темпы развития сферы услуг по сравнению с материальным производством, что означает нарастающие темпы постиндустриализации общества, а активное включение услуг в международную экономическую деятельность можно расценивать как элемент интернационализации.
К сведению. Основные черты постиндустриальной экономики:
• Изменение структуры производства и потребления: в структуре ВВП услуги преобладают над товарами, а в структуре потребительских расходов растет доля услуг.
• Рост уровня образования, новое отношение к труду. Для высококвалифицированных работников характерны творческое отношение к труду и высокие требования к человеческим отношениям на работе. В развитых странах заработная плата высококвалифицированных работников уже давно обеспечивает им удовлетворение повседневных нужд (жилье, питание, отдых и т. д.).
• Повышенное внимание к окружающей среде. Постиндустриальное общество стремится перейти к такому экономическому росту, который бы опирался бы не на природные ресурсы, а, прежде всего, на использование знаний и трудовых ресурсов. Это снижает нагрузку на природу и сохраняет ее для будущих поколений.
• Гуманизация (социализация) экономики. Современное общество вкладывает средства в знания и особенно в человека и его развитие.
• Возрождение малого бизнеса. Современный покупатель — образованный и хорошо обеспеченный — предъявляет спрос на продукцию, удовлетворяющую его индивидуальным вкусам, отказываясь от стандартизированных изделий, на производство которых ориентирован в основном крупный бизнес.
6. Либерализация хозяйственной жизни в мире — процесс уменьшения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности — делает национальные экономики более открытыми, что стимулирует процессы международного экономического взаимодействия.
7. Попытки преодоления разрыва в уровнях развития разных стран также порождают необходимость интеграции экономической жизни стран мира. Превращение из отсталой в развитую страну сейчас идет быстрее, чем раньше. К сожалению, и обратные процессы на сегодня развиваются с тем же ускорением.
8. Потребность в международном сотрудничестве усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем современной мировой экономики.
К сведению. Среди глобальных проблем мировой Экономики выделяют:
1. Наиболее общие проблемы политического и социально-экономического характера — проблемы предотвращения ядерной войны и сохранения мира на планете, проблему устойчивого развития мира, а также проблему повышения уровня организованности и управляемости мировым сообществом.
2.Проблемы преимущественно природно-экономического характера — экологическую проблему, энергетическую, сырьевую, продовольственную.
3.Проблемы социального характера — демографическую проблему, проблему межнациональных отношений, проблему «экологии души» (т. е. кризиса культуры, нравственности), проблемы дефицита демократии и т. д.
4.Проблемы смешанного характера, нерешенность которых приводит к массовой гибели людей, — региональные конфликты, преступность, технологические аварии, стихийные бедствия и т. д.
5.Проблемы научного характера — освоение космоса, исследование внутреннего строения Земли, долгосрочное прогнозирование климата и т. д.
6. Проблемы так называемого малого, смешанного характера — бюрократия, эгоцентризм и т. д.
9. В силу особой значимости следует выделить НТР. На современном этапе она вызывает глубокие изменения в структуре, содержании и характере процессов производства и потребления. Применение новых технологий воздействует на мирохозяйственные связи, поскольку они направлены на экономию ресурсов, индивидуализацию и специализацию производства и потребления.
Другой характерной тенденцией развития современной мировой экономки является процесс глобализации хозяйственной жизни — превращение мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг и ресурсов. Глобализация — наиболее характерная черта современного мира, когда люди, живущие в самых разных уголках планеты, оказываются тесно связанными между собой и зависимыми от событий даже в далеких от них странах. Этот процесс затрагивает экономику, культуру, технологию и управление. Отличительные особенности процесса глобализации: появление новых мировых рынков валюты и капиталов, которые непрерывно обеспечивают совершение операций на расстоянии и в реальном времени; новые средства коммуникации (Интернет, сотовая связь, информационные сети); активизация действующих во всемирном масштабе экономических организаций; повышение роли многосторонних соглашений по вопросам торговли, услуг, интеллектуальной собственности, безопасности, экологии.
одержание Введение. 3 1. Теоретические и методические основы сущности международных экономических организаций. 5 1.1 Понятие и сущность международных экономических организаций. 5 1.2 Классификация международных экономических организаций. 8 2. Характеристика международных экономических организаций и их функций 11 2.1 Универсальные международные экономические организации. 11 2.2 Специализированные организации. 21 2.3 Международные финансовые организации. 25 3. Перспективы развития международных экономических организаций и их связей с Россией. 32 3.1 Взаимоотношения с Россией. 32 3.2 Общемировые перспективы развития международных экономических организаций 35 Заключение. 38 Список использованной литературы.. 40
Введение Международные экономические, финансовые и валютные проблемы занимают сегодня центральное место в экономической жизни. Конечно, в той или иной степени они всегда присутствовали в ней. Международные организации весьма многочисленны. Редкая из них не воздействует на экономическую и общественную жизнь. Некоторые организации располагают собственными полномочиями или значительными средствами и вследствие этого имеют возможность оказывать влияние как на международное, так и национальное экономическое и финансовое развитие. Другие представляют собой в первую очередь форумы, где правительства могут выражать спою точку зрения, где вырабатываются единство подхода и соответствующие рекомендации по проведению политики в отдельных странах. Некоторые международные организации обеспечивают в основном сбор информации и публикацию статистических данных. Но все они так или иначе вносят свой вклад в развитие связей и сотрудничества между странами. Международные организации – это наднациональные институты, целью деятельности которых является регулирование и мониторинг важнейших процессов международной экономики. В настоящее время насчитывается уже более ста международных организаций, различных по составу, размерам, функциям и влиянию на международную экономику. Функции, выполняемые международными организациями, многочисленны и зависят от того, какие задачи возлагают на них участвующие страны. В настоящее время в период быстрого развития научно-технического прогресса невозможно существование государств без их взаимодействия. Их взаимодействие может осуществляться как через экономические, так и политические отношения. В современном мире именно с помощью международных организаций осуществляется сотрудничество между государствами. Международные организации не только регулируют межгосударственные отношения, но и принимают решения по глобальным вопросам современности. Объектом исследования являются международные экономические организации. Цель курсовой работы – раскрыть сущность понятия международных экономических организаций, дать их классификацию и обозначить функции, которые они выполняют. В соответствии с целью исследования можно выделить следующие задачи курсовой работы: - изучить понятие международных экономических организаций, дать их классификацию; - рассмотреть некоторые международные экономические организации и их функции; - проследить перспективы развития основных международных экономических организаций и их связи с Российской Федерацией. При написании данной курсовой работы использовались учебники по международным экономическим отношениям и по мировой экономике под редакцией таких ученых, как Авдокушин Е.Ф., Ломакин В.К., Булатова А.С. и других. Также использовались Интернет-ресурсы: сайты международных экономических организаций. В данной курсовой работе использовались статистический, аналитический, графический методы исследования.
1. Теоретические и методические основы сущности международных экономических организаций 1.1 Понятие и сущность международных экономических организаций Международные экономические организации – система образований различного вида, создаваемых на основе договоров между правительствами или государственными органами, хозяйственными организациями заинтересованных стран для координации хозяйственных действий, кооперирования или совместной производственно-хозяйственной деятельности в определенных областях экономики, науки и техники. В современных международных отношениях международные организации играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии. Начиная с создания в 1815 году Центральной комиссии навигации по Рейну международные организации наделяются собственной компетенцией и полномочиями. Для современных международных организаций характерны дальнейшие расширение их компетенции и усложнение структуры. Международные организации создаются государствами. Процесс создания международной организации проходит в три этапа: принятие учредительного документа, создание материальной структуры организации, созыв главных органов. Первый шаг предполагает созыв международной конференции для выработки и принятия текста договора. Его наименование может быть различным, например, статут (Лига Наций), устав (ООН, ОАГ, ОАЕ), конвенция (ВПС, ВОИС). Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих целях наиболее часто используются специально подготовленные органы, которые подготавливают проекты правил процедуры будущих органов организации, перерабатывают весь круг вопросов, касающийся создания штаб-квартиры и др. Созыв главных органов завершает мероприятия по созданию международной организации. Чаще всего ликвидация организации осуществляется путем подписания протокола о роспуске. Так, 1 июля 1991 г. Участники Варшавского Договора подписали Протокол о прекращении действия Договора о дружбе от 14 марта 1955 г. Таким же образом был ликвидирован СЭВ. В основе правовой природы международных экономических организаций лежит наличие общих целей и интересов государств-членов, причем существенным является то, что ее цели имеют согласованную договорную основу. В настоящее время широко признается положение, что государства, создавая международные организации, наделяют их определенной правовой дееспособностью. Этим признанием государства создают новый субъект международного права. Однако это не означает их приравнивание к государствам. [5] 15 июня 1993 г. Было заключено Соглашение между Правительством РФ и ООН об учреждении в Российской Федерации Объединенного представительства ООН и ее органов Международные организации пользуются привилегиями и иммунитетами. Они несут ответственность за правонарушения и нанесения ущерба своей деятельностью. Международные организации наделяются также правом набирать персонал на контрактной основе. Каждая международная организация имеет финансовые средства, которые расходуются в ее интересах. Международные организации действуют также со всеми правами юридического лица по внутреннему праву государств. Под функциями следует понимать внешние проявления процессов ее деятельности по выполнению возложенных на нее задач. При этом организация вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной за ней компетенции. [8] В понятие органов международной организации входит следующее: это составная часть международной организации, ее структурное звено; орган создается на основании учредительного или иных актов международной организации; он наделен определенной компетенцией, полномочиями и функциями; он обладает внутренней структурой и имеет определенный состав; разработан порядок принятия им решений; в учредительном или иных актах закреплен его правовой статус. Исходя из характера членства можно выделить органы межправительственные, межпарламентские, административные, состоящие из лиц в личном качестве, с участием представителей различных социальных групп. Наиболее важными являются межправительственные органы, которые состоят из представителей государств-членов. Межпарламентские органы характерны для Европейского Союза. Они состоят из делегатов парламентов, выбираемых пропорционально численности населения. Одним из органов Совета Европы является Парламентская ассамблея. Административные органы состоят из международных должностных лиц, находящихся на службе в международной организации и ответственных только перед ней. [6] Довольно существенную роль играют органы, состоящие из лиц в личном качестве (например, арбитражные и судебные органы, комитеты экспертов). Исходя из числа членов, можно выделить два типа органов: пленарные, состоящие из всех государств-членов и органы ограниченного состава. Решения международных организаций принимается ее органами. Решение можно определить как волеизъявление государств-членов в компетентном органе в соответствии с правилами процедуры и положениями устава данной организации. Процесс формирования решения начинается с проявления инициативы. Оно может исходить от государства, группы государств, от органов или должностных лиц. Следующий этап создания решения – внесение проблемы в повестку дня органа, принимающего решение. В Генеральной Ассамблее ООН предварительная повестка дня составляется за 60 дней до открытия очередной сессии. После внесения вопроса в повестку дня он либо обсуждается непосредственно в самом органе, либо передается на рассмотрение специально создаваемых комиссий. Решающим этапом принятия решения является голосование. В подавляющем большинстве органов международных организаций каждая делегация имеет один голос. Решения могут приниматься единогласно, простым или квалифицированным большинством. В некоторых случаях решения могут приниматься без голосования, путем аккламации или без возражений. В практике деятельности международных организаций все большее распространение находит процедура принятия решения на основе консенсуса. Согласованный текст решения объявляется председателем органа без проведения голосования и при отсутствии возражений против принятия решения в целом. [7] 1.2 Классификация международных экономических организаций В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций, из них более 300 – межправительственные. В центре их находится ООН. По характеру членства международные организации делятся на межгосударственные и неправительственные. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета; государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие в общих интересах государств-членов при уважении их суверенитета. Главным признаком неправительственных международных организаций является то, что они созданы не на основе межгосударственного договора (например, Ассоциация международного права, Лига обществ Красного Креста и др.). По кругу участников международные организации подразделяются на универсальные (ООН, ее специализированные учреждения) и региональные (Организация африканского единства, Организация американских государств). Классификация по характеру полномочий позволяет выделить межгосударственные и надгосударственные организации. К первой группе относится подавляющее большинство международных организаций. Целью надгосударственных организаций является интеграция. Например, Европейский Союз. С точки зрения порядка вступления в них организации подразделяются на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием с согласия учредителей). [3] Также существует иная классификация международных экономических организаций: в зависимости от направлений деятельности они делятся на универсальные и специализированные. К универсальным международным экономическим организациям относятся: Экономический и Социальный совет ООН (ЭКОСОС) Всемирная торговая организация (ВТО) Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) другие универсальные экономические организации К специализированным международным экономическим организациям относятся организации, в сферу деятельности которых входит определенный более узкий круг экономических отношений. Примерами таких организаций являются: Всемирная организация интеллектуальной собственности Международная ассоциация воздушного транспорта Всемирная туристическая организация Международный союз газовиков Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) Международный институт статистики другие специализированные экономические организации В особую группу международных экономических организаций можно выделить международные финансовые организации: Международный валютный фонд (МВФ) Группа Всемирного банка Европейский банк реконструкции и развития Азиатский банк развития Арабский валютный фонд Евразийский банк развития другие международные финансовые организации
2. Характеристика международных экономических организаций и их функций 2.1 Универсальные международные экономические организации Всемирная торговая организация – международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации. ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением членами организации всех соглашений, подписанных большинством стран мира и ратифицированных их парламентами. ВТО строит свою деятельность исходя из решений, принятых в 1986-1994 годах в рамках Уругвайского раунда и более ранних договоренностей ГАТТ. Обсуждение проблем и принятие решений по глобальным проблемам либерализации и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров (раундов). Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. Страны-участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет не только регулироваться торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи со все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле (на начало XXI века – около 20%) принято Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), регулирующее эту область внешней торговли. Также было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО. К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая Уругвайский, а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар. Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария. Глава ВТО (генеральный директор) — Паскаль Лами. На июль 2008 г. в ВТО состояло 153 страны. Каждая из них обязана предоставлять другим членам организации режим наибольшего благоприятствования в торговле. Официальным высшим органом организации является Министерская Конференция ВТО, которая собирается не реже, чем один раз в два года. За время существования ВТО было проведено шесть таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации. Текущие задачи организации между конференциями возложены на Генеральный Совет ВТО, собирающийся несколько раз в год в Женеве. В подчинении Совета состоит специальная комиссия по наблюдению за торговой политикой стран-участниц, призванная следить за выполнением ими своих обязательств в рамках ВТО. Одним из важнейших инструментов урегулирования возникающих между странами-участницами споров в рамках ВТО является Комиссия по урегулированию споров (DSB) – квазисудебный орган, призванный беспристрастно и быстро разрешать разногласия между сторонами. Основную часть торговых споров в рамках ВТО составляют споры между крупнейшими субъектами международной торговли – Европейским союзом и США. Так, например, получил широкую огласку конфликт относительно введенных США в марте 2002 года высоких пошлин на импорт европейской стали с целью поддержки американской сталелитейной отрасли. Европейский союз расценил это как запрещенную нормами ВТО дискриминацию и оспорил эти меры жалобой в Комиссию, которая признала меры по защите американского рынка нарушающими правила ВТО. США вынуждены были отменить дискриминационные пошлины. Главные задачи ВТО – либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, которых на сегодняшний день насчитывается более 140, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств. Основополагающими принципами и правилами ВТО являются: торговля без дискриминации, т.е. взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в торговле и взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных и иных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров. Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями. По данным ВТО лидером среди стран-экспортеров является Германия. В 2008 г. величина экспорта Германии составила 1661,9 млрд. долл. За не следует Китай с 1428,3 млрд. долл. Тройку лидеров замыкает США. Величина их экспорта в 2008 г. составила 1287,4 млрд. долл. Рисунок 1 – Крупнейшие страны-экспортеры и объем их товарного экспорта в 2005-2008 годах, млрд. долл. США В развитых странах Европы, США, Канаде, Китае, Японии, Республике Корея, Сингапуре и др. основными товарами на экспорт являются автомобили и самолеты, машины и оборудование, вычислительная техника и другая электроника, сложная бытовая техника, одежда. Рисунок 2 – Основные страны-импортеры китайской продукции и их доля в общем объеме экспорта Китая в 2008 г., % Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) – один из главных органов Организации Объединенных Наций, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и ее специализированных учреждений. ЭКОСОС учрежден Уставом Организации Объединенных Наций в качестве главного органа, отвечающего за координацию экономической, социальной и другой соответствующей деятельности 14 специализированных учреждений ООН, девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий. Совет также получает доклады от 11 фондов и программ ООН. Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций. Он отвечает за: - содействие повышению уровня жизни, полной занятости населения и экономическому и социальному прогрессу; - выявление способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения; - содействие международному сотрудничеству в области культуры и образования; - поощрение всеобщего уважения прав человека и основных свобод. Он уполномочен проводить или организовывать исследования и составлять доклады по этим вопросам. Он также имеет полномочия оказывать содействие в подготовке и организации крупных международных конференций по экономическим и социальным проблемам и связанным с ними вопросам, а также способствовать осуществлению согласованных дальнейших действий по итогам таких конференций. В соответствии с его широким мандатом в распоряжении Совета находится более 70 процентов людских и финансовых ресурсов всей системы ООН. ЭКОСОС состоит из 54 государств, избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на три года. Нет ограничений на переизбрание: выбывающий член ЭКОСОС может быть переизбран немедленно. Каждый член ЭКОСОС имеет один голос. Решения принимаются большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов ЭКОСОС. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 2847 от 20 декабря 1971 года (A/RES/2847(XXVI)) установила следующий порядок распределения мест в ЭКОСОС: Таблица 1 – Порядок распределения мест в ЭКОСОС
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. Создана в 1948 под названием Организация европейского экономического сотрудничества для координации проектов экономической реконструкции Европы в рамках плана Маршалла. Штаб-квартира в Париже. Генеральный секретарь (с 2006) – Хосе Анхель Гурриа Тревиньо (Мексика). Руководящим органом ОЭСР является совет представителей стран-членов организации. Все решения в нем принимаются на основе консенсуса. В 1960-е состав и географические рамки ОЭСР расширились, и сейчас в организацию входят 32 государства, в том числе большинство государств-членов ЕС. В работе организации также принимает участие на правах отдельного члена Европейская комиссия (орган Евросоюза). На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60% мирового ВВП. Предметом обсуждений, проводимых правительствами стран-членов ОЭСР, служит информация и аналитические обзоры исходящие от Секретариата ОЭСР, размещающегося в Париже. Соответствующие отделы Секретариата занимаются сбором данных, отслеживанием тенденций, анализом и прогнозами экономических процессов, изучением социальных сдвигов, структуры торговых связей, окружающей среды, сельского хозяйства, технологий, налогообложения, и т.д. Большинство исследовательских и аналитических материалов ОЭСР публикуются в открытой печати. За долгие годы существования Организации фокус ее аналитической работы постепенно смещался от собственно государств-членов к анализу развития стран – в настоящее время практически всех, входящих в мировое сообщество – исповедующих принципы рыночной экономики. К примеру, Организация предлагает весь накопленный ею опыт к услугам государств, занятых строительством рыночной экономики, в особенности тех, что осуществляют переход от централизованной плановой экономики к капиталистической системе. ОЭСР также вовлечена во все более конкретный диалог по вопросам экономической политики с динамично развивающимися странами Азии и Латинской Америки. Однако профиль работы ОЭСР расширяется не только в географическом плане. От анализа развития конкретных областей экономической и социальной политики в конкретных государствах-членах ОЭСР переходит к изучению их взаимодействия, причем не только в рамках собственно Организации, но и в мировом масштабе. В область интересов Организации вошли такие проблемы, как, например, влияние проводимой социальной политики на функционирование экономики, или влияние на экономику отдельных стран процессов глобализации, которые могут как открыть новые перспективы роста, так и спровоцировать защитную реакцию, выражающуюся в усилении протекционизма. По мере того, как ОЭСР все более расширяет свои контакты по всему миру, расширяется и сфера ее интересов. Целью ОЭСР в наступающей постиндустриальной эре является тесное переплетение экономических связей стран-членов с будущей процветающей мировой экономикой, основанной на научных принципах. Размер годового бюджета, в настоящее время равного примерно 300 млн. долл., и план работы ОЭСР на год определяются государствами-членами на заседаниях Совета. Крупнейшей, и, пожалуй, наиболее известной структурной единицей ОЭСР является ее Директорат по вопросам экономики, работающий, под руководством главного экономиста ОЭСР, над мониторингом и анализом макроэкономических показателей, наряду со структурными, или микроэкономическими вопросами. Дважды в год, в июне и декабре, Директорат публикует «Перспективы экономики», в которых дается оценка тенденций, проявившихся в прошлом году, а так же прогноз экономического развития на очередной двухлетний период. Директорат по статистике работает по сбору статистических данных о странах-членах ОЭСР. Данные собираются в стандартизированных формах, позволяющие проводить их сравнение в международном масштабе и публикуются как в обычном, так и электронном формате. Торговля является двигателем экономического развития, который в эпоху глобализации заработает на полную мощность. Директорат по торговле разрабатывает многосторонние правила и международную дисциплину торговой деятельности, которые станут необходимы для поддержания мирового торгового порядка в связи с развитием и расширением торговли в этой новой эре. Уругвайский раунд переговоров, проведенный в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле решил многие вопросы в этой области. Тем не менее, Директорат по торговле ОЭСР, как и ранее, будет вовлечен в анализ и подготовку новых торговых переговоров, которые затронут совершенно новые категории торговых правил, связанные с вопросами охраны окружающей среды, политики в области конкуренции, промышленной и технологической политики. Высокий уровень безработицы, нестабильные и низкие заработки, нищета, недостаточный уровень образования разрывают социальную ткань общества и грозят разрушением экономики. Директорат по образованию, занятости, трудовым и социальным вопросам контролирует работу во многих взаимосвязанных областях социально-экономической политики, направленной на предотвращение исключения определенных групп населения из социальной жизни общества. Директорат ведет мониторинг динамики структур занятости и заработной платы, предлагая анализ ключевых тенденций и основных направлений политики на рынке труда. В круг интересов Директората входит также изучение эффективности здравоохранения и программ социального обеспечения, роль женщин в составе рабочей силы и влияние технологических факторов на положение работников. Через отдельную группу, Центр по исследованиям и новым разработкам в области образования, Директорат проводит изучение новых методик преподавания и учебы. Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) – крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 57% мирового ВВП и 42% объема мировой торговли (по данным на 2007 год). Образовано в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Секретариат АТЭС, расположенный в Сингапуре, включает только 23 дипломата, представляющих страны-участники АТЭС, а также 20 местных наемных сотрудников. Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 года главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты (неформальные встречи) лидеров стран АТЭС, в ходу которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. С большей периодичностью проходят сессии министров иностранных дел и экономики. Главные рабочие органы АТЭС: Деловой консультационный совет, три комитета экспертов (комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет) и 11 рабочих групп по различным отраслям экономики. В АТЭС входит 19 стран Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) и две территории – Гонконг (Сянган, являющийся частью КНР) и Тайвань, поэтому официально его участники называются не странами – членами АТЭС, а экономиками АТЭС. В 1998 году, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов – России, Вьетнама и Перу – введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. Заявление на вступление в АТЭС подали Индия и Монголия. Главные цели организации – обеспечение режима свободной открытой торговли и укрепление регионального сотрудничества. Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» между странами так называемого Тихоокеанского кольца и Европой. В ноябре 2012 года планируется проведение саммита АТЭС в России. Саммит должен пройти во Владивостоке на острове Русском. Таблица 2 – Основные внешнеторговые показатели АТЭС, трлн. долл. США
В 2008 году из-за нестабильной экономической и финансовой ситуации в мире объем ВВП стран АТЭС резко сократился с 28,3 трлн. долл. до 16,0 трлн. долл. Объемы экспорта и импорта уменьшились более чем в два раза. Таблица 3 – Торговые квоты АТЭС в 2006 – 2008 гг.
В 2008 г. наблюдается тенденция к уменьшению торговых квот. Так экспортная квота стран АТЭС снизилась на 2,4% по сравнению с предыдущим годом, а импортная квота – на 3,4%. Таким образом, из-за финансового кризиса внешнеторговый оборот уменьшился на 5,8%. 2.2 Специализированные организации Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) является наиболее крупной международной организацией, в число функций которой входит весьма широкий спектр вопросов, связанных с охраной и использованием результатов интеллектуальной деятельности. 26 апреля – Международный день интеллектуальной собственности. Именно в этот день в 1970 году вступила в силу конвенция о создании Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). В 1974 году ВОИС получила статус специализированного учреждения Организации Объединенных Наций. Историческими предпосылками создания этой организации, уходящими корнями к концу XIX в., явились процессы слияния структур, образованных в свое время для административного руководства Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. и Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений 1886 г. В настоящее время ВОИС является одним из 16-ти специализированных учреждений, входящих в систему Организации Объединенных Наций (ООН). ВОИС в рамках компетенции ООН осуществляет свою деятельность в соответствии с основополагающими документами, договорами и соглашениями. Штаб-квартира ВОИС находится в Женеве (Швейцария). Генеральным директором Организации является Фрэнсис Гарри. ВОИС определяет интеллектуальную собственность как результат конкретной творческой деятельности человека. Она охватывает два основных раздела – промышленную собственность и авторское право. Промышленная собственность – это не станки и не оборудование. Это изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, коллективные знаки, знаки обслуживания. По авторскому праву защищаются литературные, музыкальные, художественные, фотографические, кинематографические и другие произведения. Основными целями, которые преследует создание ВОИС, являются содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире путем сотрудничества государств и, в соответствующих случаях, во взаимодействии с любой другой международной организацией, обеспечение административного сотрудничества Парижского союза, специальных союзов и специальных соглашений, заключенных в связи с этим союзом, Бернского союза, а также любых других международных соглашений, призванных содействовать охране интеллектуальной собственности, администрирование которых ВОИС приняла на себя согласно возложенным на нее функциям. Для достижения указанных целей ВОИС через свои соответствующие органы выполняет следующие функции: - содействует разработке мероприятий, рассчитанных на улучшение охраны интеллектуальной собственности во всем мире и на гармонизацию национальных законодательств в этой области; - выполняет административные функции Парижского союза, специальных союзов, образованных в связи с этим союзом, и Бернского союза; - может согласиться принять на себя администрирование по осуществлению любого другого международного соглашения, призванного содействовать охране интеллектуальной собственности, или участвовать в таком администрировании; - способствует заключению международных соглашений, призванных содействовать охране интеллектуальной собственности; - предлагает свое сотрудничество государствам, запрашивающим юридико-техническую помощь в области интеллектуальной собственности; - собирает и распространяет информацию, относящуюся к охране интеллектуальной собственности, осуществляет и поощряет исследования в этой области и публикует результаты таких исследований; - обеспечивает деятельность служб, осуществляющих международную охрану интеллектуальной собственности, и, в соответствующих случаях, осуществляет регистрацию в этой области, а также публикует сведения, касающиеся данной регистрации; - предпринимает любые другие надлежащие действия. В настоящее время ВОИС насчитывает 184 страны-участницы. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) – международная межправительственная организация (также называемая картель), созданная нефтедобывающими державами в целях стабилизации цен на нефть. В состав ОПЕК входят 12 стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла, Катар, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Ангола. Штаб-квартира расположена в Вене. Генеральный секретарь (с 2007 г.) – Абдалла Салем аль-Бадри. Целью ОПЕК является координация деятельности и выработка общей политики в отношении добычи нефти среди стран участников организации, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения стабильных поставок нефти потребителям, получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль. Министры энергетики и нефти государств-членов ОПЕК дважды в год проводят встречи для оценки международного рынка нефти и прогноза его развития на будущее. На этих встречах принимаются решения о действиях, которые необходимо предпринять для стабилизации рынка. Решения об изменениях объема добычи нефти в соответствии с изменением спроса на рынке принимаются на конференциях ОПЕК. Страны члены ОПЕК контролируют около 2/3 мировых запасов нефти. На их долю приходится 40% от всемирной добычи или половина мирового экспорта нефти. Из крупнейших производителей пик нефти еще не пройден только странами ОПЕК (за исключением Венесуэлы) и Канадой. В СССР пик нефти был пройден в 1988 году. В России с 1998 года наблюдается постоянный рост добычи, однако есть предположения, что в 2007-2008 был достигнут пик. Таблица 4 – Квоты ОПЕК и добыча нефти по странам в 2007 году, тысячи баррелей в день
Термин «корзина» ОПЕК был официально введен 1 января 1987 года. Цена «корзины» определяется как средний арифметический показатель физических цен следующих сортов нефти: Arab Light (Саудовская Аравия), Basra Light (Ирак), Bonny Light (Нигерия), Es Sider (Ливия), Girassol (Ангола), Iran Heavy (Иран), Kuwait Export (Кувейт), Merey (Венесуэла), Murban (ОАЭ), Oriente (Эквадор), Qatar Marine (Катар), Saharan Blend (Алжир). Историческим максимумом для «корзины» ОПЕК является ценовая отметка $140,73 за баррель, зарегистрированная 3 июля 2008 года. В марте 2008 года в корзину включили Oriente (Эквадор). В январе 2009 года из корзины была исключена Minas (Индонезия), а вместо BCF 17 (Венесуэла) в корзину включили Merey (Венесуэла). На настоящий момент (октябрь 2009) корзина включает в себя 12 сортов нефти. Таким образом, в настоящее время цена корзины ОПЕК определяется как средний арифметический показатель физических цен 12 вышеупомянутых сортов нефти, добываемой странами картеля. 2.3 Международные финансовые организации Всемирный банк (ВБ) – это многостороннее кредитное учреждение, состоящее из шести тесно связанных между собой организаций, входящих в систему ООН, общей целью которых является оказание финансовой помощи развивающимся странам за счет развитых стран. В условиях глубоко взаимосвязанной и быстро изменяющейся глобальной экономики Всемирный банк предоставляет займы, консультации и ряд других стандартных ресурсов более чем 100 развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Помощь осуществляется таким образом, чтобы максимально увеличить пользу и смягчить влияние внешних факторов для более бедных стран, так как они принимают больше участия в мировой экономике. Основное внимание уделяется предоставлению помощи самым малоимущим слоям населения и самым бедным странам, но для всех своих клиентов Всемирный банк подчеркивает необходимость: - инвестиций в население, в особенности, через базовое здравоохранение и образование - охраны окружающей среды - поддержки и стимулирования развития частного сектора - усиления возможностей правительств в эффективном и прозрачном предоставлении качественных услуг - поддержки реформ с целью создания стабильной макроэкономической среды, способствующей инвестированию и долгосрочному планированию. Всемирный банк является самой крупной организацией, оказывающей помощь в развитии, ежегодно принимая обязательства на сумму 20 млрд. долл. США в виде новых займов. Тем не менее, он не является единственным донором, а также играет жизненно важную роль в проведении координационной работы с другими организациями (частными, правительственными, многосторонними и неправительственными) для наиболее эффективного использования ресурсов в поддержку текущей программы развития страны. Цель деятельности Всемирного банка заключается в снижении уровня бедности и улучшении уровня жизни населения путем непрерывного роста и инвестирования в население. Всемирный банк принадлежит более чем 180 странам-членам, мнения и интересы которых представлены Советом управляющих и Советом директоров, находящимся в Вашингтоне. Страны-члены являются акционерами, наделенными властью принятия окончательных решений Всемирного банка в соответствии с их долями в уставном капитале Всемирного банка. Таблица 5 – Квоты в уставном капитале стран-участниц в 2008 году, %
Вследствие того, что министры встречаются только раз в год, основная доля власти управляющих делегирована Совету исполнительных директоров. Каждое участвующее правительство Группы Всемирного банка представлено в штаб-квартире Всемирного банка в Вашингтоне (Округ Колумбия) исполнительным директором. Пять крупнейших акционеров – Франция, Германия, Япония, Великобритания и Соединенные Штаты Америки, каждый из них назначает своего исполнительного директора, в то время как другие страны-члены представлены 19 исполнительными директорами, которые выбираются группой стран (или избирательных округов). В группу Всемирного банка входят: 1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР), созданный в 1945 г. с целью предоставления кредитов относительно богатым развивающимся странам. 2. Международная ассоциация развития (МАР), основанная в 1960 г. с целью предоставления кредитов на особо льготных условиях беднейшим развивающимся странам. 3. Международная финансовая корпорация (МФК), созданная в 1856 г для содействия экономическому развитию в развивающихся странах путем оказания поддержки частному сектору. 4. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), основанное в 1988 г. с целью поощрения иностранных инвестиций в развивающиеся страны путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызванных коммерческими рисками. 5. Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС), созданный в 1966 г. в целях содействия увеличению потоков международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами. На долю группы ВБ приходится не менее половины общего годового объема средств, выделяемых всеми межгосударственными организациями развивающимся странам. ВБ призван способствовать интеграции экономики всех стран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства. Международный валютный фонд (МВФ) начал свою деятельность в 1946 г., после ратификации договоров, разработанных на Бреттон-вудской конференции Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам (1944г.). МВФ входит в систему Объединенных наций в качестве специализированного учреждения. В настоящее время членами МВФ являются около 186 стран, включая все бывшие союзные республики. Штаб-квартира находится в Вашингтоне. Каждая страна-член имеет 250 голосов + 1 голос за каждую часть квоты, равную 100 тыс. СДР (СДР – специальные права заимствования определяются на основе стоимости корзины из пяти ведущих мировых валют: доллара США, немецкой марки, французского франка, фунта стерлингов и японской йены). Целями МВФ является: поощрение международного сотрудничества в области валютной политики; содействие сбалансированному росту мировой торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех членов в качестве главной цели экономической политики; поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции; участие в создании многосторонней системы платежей, устранение ограничений на трансфер валюты; предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов стран-членов. Основные направления деятельности МВФ включают также регулирование платежных балансов стран-членов и внешней задолженности. Усиливается взаимодействие с МБРР, ОЭСР, Парижским и Лондонским клубами и т.д. В области регулирования платежных балансов и внешней задолженности МВФ предоставляет кредиты странам-членам при условии проведения ими определенных изменений в своей экономической политике. Перед получением кредитов страна-заемщик согласует с Фондом программу финансово- экономической стабилизации. Предоставление валютных средств осуществляется в зависимости от выполнения этой программы. Наличие подобной программы и соглашения с МВФ обычно рассматривается как международное свидетельство платежеспособности страны. В сфере долгового регулирования МВФ активно взаимодействует с Всемирным банком. Высшим руководящим органом МВФ является Совет Управляющих, состоящий их представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной политики министра или главы центрального банка вместе с заместителем). За исключением ряда полномочий (определение условий и прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и т. п.) он может делегировать исполнение своих задач Исполнительному Совету. Управляющие встречаются раз в год на ежегодных сессиях. Основными источниками финансирования МВФ являются взносы (квоты) государств-членов и займы МВФ у своих членов. Как правило, МВФ предоставляет средства своим членам равными кредитными траншами, каждый из которых соответствует 25 процентам квоты государства-члена. В рамках программы расширенного финансирования членам МВФ может предоставляться среднесрочный кредит (обычно на 3 года) для устранения внутри- и внешнеэкономических перекосов. Рисунок 3 – Непогашенные обычные кредиты в 2000-2009 гг., млрд. СДР Институт МВФ, созданный в 1964 г. (Вашингтон, США), организует курсы и семинары по повышению квалификации государственных служащих из стран-членов МВФ. Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) был создан в 1991. ЕБРР насчитывает 60 членов (58 государств, Европейское Экономическое Сообщество и Европейский Инвестиционный банк), включая 26 стран Центральной и Восточной Европы и Содружества Независимых государств (СНГ). Уставный капитал Банка составляет 20 миллиардов евро. Штаб-квартира ЕБРР расположена в Лондоне. Руководство деятельность ЕБРР осуществляется Советом Управляющих, в котором представлены все учредители Банка. Совет Управляющих делегирует полномочия к Совету Директоров, насчитывающему 23 члена, избираемому Управляющими на 3 года. Совет Директоров отвечает за руководство основными операциями Банка, включая принятие решений относительно проектов и одобрения бюджета. Президент избирается Советом Управляющих на 4-летний период. Диапазон деятельности ЕБРР весьма широк. Он может участвовать в акционерном капитале, участвовать в кредитовании, выдавать гарантии по проектам, привлекать сторонних инвесторов и т. д. До 60% инвестиций ЕБРР осуществляет непосредственно в негосударственный сектор. Основной задачей Банка является финансирование проектов, способствующих развитию экономики. Всего за 1991—2008 банк выдал странам Восточной Европы 33 млрд. евро для 2,2 тыс. проектов, из которых на долю России пришлось более 5,9 млрд. евро. При осуществлении своих проектов ЕБРР координирует свою работу с МФК и Всемирным банком.
3. Перспективы развития международных экономических организаций и их связей с Россией 3.1 Взаимоотношения с Россией Членами Всемирной торговой организации являются уже 148 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением. Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие: - получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; - доступ к международному механизму разрешения торговых споров; - создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО; - расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере; - создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок; - участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов; - улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли. Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот. На сегодняшний момент российскими учеными и экспертами подготовлено большое количество коллективных работ, представляющих анализ последствий присоединения России к ВТО. Некоторые из них, подготавливались независимыми экспертами по заказу Минэкономразвития России. Общие выводы независимых экспертов показывают, что системных проблем присоединение к ВТО не вызовет ни в одном из секторов российской экономики. В краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас. Однако влияние этого фактора на темпы роста экономики в целом и ее отдельных отраслей ожидается незначительным, часто не превышая значения статистической погрешности. Другие факторы, такие, как изменения валютных курсов, состояние мировой экономической конъюнктуры, инвестиционная активность будут влиять на российскую экономику гораздо в большей степени. Вместе с тем, все эксперты сходятся в том, что в долгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО будет оказывать безусловное положительное воздействие на экономический рост в России, содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию на внутреннем рынке, создавая четкие международно-правовые рамки для проведения внутренней политики в сфере регулирования внешней торговли. Не менее чем вступление в ВТО, для России важны отношения с ОПЕК.
Таблица 6 – Сравнительные данные о добыче нефти в Российской Федерации и ведущих странах-экспортерах нефти, тыс. баррелей в день
Все страны ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Из этого следует, что без внешнего рынка говорить о развитии стран ОПЕК нет смысла. Экспорт сырья, являясь основным источником дохода стран, «вытягивает» за собой и внутреннюю экономику. Из этого следует, что экономика стран-участников картеля напрямую зависит от мировых цен на углеводородное сырье. Ясно, что в общих интересах и России, и ОПЕК, поддержать цены на нефть в заранее оговоренных пределах. С одной стороны, цены на нефть должны покрывать производственные затраты и основные риски производителей. С другой стороны, цены не должны оказывать отрицательного влияния на развитие мировой экономики и, в частности, должны позволять осуществление инвестиций в развитие нефтяной промышленности. Решить эти проблемы можно только объединенными усилиями стран-членов ОПЕК и независимых производителей. Взвешенная и кропотливая работа в этом направлении позволит добиться долгосрочного решения существующих проблем. В конце марта Всемирный банк улучшил ожидания роста российской экономики. Согласно данным последнего доклада международной кредитной организации, ВВП России в 2010 году вырастет на 5−5,5%. В январе Всемирный банк прогнозировал 3,2% роста. «В России ожидается уверенное восстановление экономики, при этом рост занятости, скорее всего, будет незначительным», — отмечалось в докладе ВБ. Основным фактором роста эксперты банка назвали рост потребления, в частности домашних хозяйств. Дополнительным источником роста, по их мнению, может стать пополнение запасов материальных оборотных средств на российских предприятиях в течение первой половины 2010 года. В то же время ВБ считает маловероятным значительное увеличение инвестиций в основной капитал из-за избытка производственных мощностей и жестких условий кредитования. «Темпы экономического роста в 2011 году будут в значительной степени зависеть от способности банковского сектора предоставлять долгосрочные кредиты предприятиям для того, чтобы стимулировать рост инвестиций в основной капитал», — говорилось в документе. 3.2 Общемировые перспективы развития международных экономических организаций В начале XXI веке геополитические, да и экономические позиции развивающихся стран заметно укрепились. Среди них отчетливо обозначились свои центры – Индия, Бразилия, Китай. Развивающиеся страны активно борются за то, чтобы их внешняя торговля и мировая торговля в целом в большей мере служили инструментами развития собственных экономик. В полном объеме была поставлена задача борьбы с нищетой и экономической отсталостью. Одним из инструментов решения данной проблемы признана внешняя торговля и ее правовая база (включая нормы ВТО). Все это привело к формированию нового формата соотношений мировой торговли. В 2003 году США впервые импортировали из развивающихся стран больше товаров, чем из развитых. Постоянно расширяется номенклатура экспорта развивающихся стран, в том числе и за счет наукоемкой продукции. В свою очередь, эти страны являются емкими рынками сбыта для развитых стран. Именно рост спроса со стороны развивающихся стран в значительной мере смягчил последствия экономического спада 2000-х годов и стал важным условием расширения международной торговли. Возросло влияние на мировой рынок торговли непосредственно между развивающимися странами. Это направление – Юг-Юг занимает около 40% экспорта развивающихся стран. В связи с укреплением экономических позиций эти страны стали гораздо жестче отстаивать собственные интересы и в ВТО, и в других организациях все чаще выступая, как это было в 70-80 годы XX века, с групповых позиций. Участие в переговорах ВТО таких групп, как G20, G33, G90, позволило развивающимся странам добиваться все больших успехов, достигать поставленных ими целей или блокировать многосторонние переговоры в случае, если они развивались не в том направлении. Можно констатировать, что групповая коммерческая дипломатия позволила развивающимся странам стать ключевыми участниками принятия решений в рамках ВТО. Ученые отмечают, что наиболее крупной по размерам экономической коалицией будет Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество. Членами этого объединения станут три крупнейших экономических державы мира – США, Китай и Япония. На долю этой коалиции будет приходиться не менее 60% мирового ВВП, а без учета США и других стран НАФТА – около 35%. Можно полагать, что в первой половине 21 в. АТЭС останется наиболее динамично развивающимся районом глобальной экономики. На 20 встрече АТЭС на уровне министров, завершившейся 20 ноября 2009 г., прозвучал призыв к членам организации объединиться для совместного противодействия глобальному финансовому кризису. На встрече представители членов организации подчеркнули роль информационных технологий в области торговли, инвестиций и экономического развития, выразив готовность продолжать содействовать привлечению информационных технологий и снижать налоговую ставку на информационную продукцию. Участники также согласились создать специальные ведомства для повышения способности АТЭС к анализу и исследованию. Председатель Делового консультативного совета АТЭС Хуан Раффо отметил необходимость усилить контакты между средним и малым бизнесом и повысить их собственную конкурентоспособность. С начала года в рамках АТЭС прошли встречи на разных уровнях в целях достижения общего процветания членов организации. В совместном заявлении по итогам четвертой встречи министров образования АТЭС подчеркивается, что интенсификация образования, профессиональной подготовки и освоения информационных технологий являются первоначальными задачами для всех членов организации на пути достижения совместного процветания. Обобщая все вышесказанное, нужно отметить, что долгосрочные перспективы развития любой экономической организации достаточно туманны. Экономики многих стран сильно пострадали от мирового финансового кризиса. Одни из них не продвигаются вперед, а других кризис «отбросил» по экономическому развитию на несколько лет назад. Также в связи с этим обостряются конфликты внутри интеграционных группировок. Так, например, развитые страны ЕС отказываются финансировать экономику стран-новичков Евросоюза, поскольку их собственная экономика находится под ударом.
Заключение Рассмотрев международные организации с момента их создания и поняв принципы, на которых они создаются, необходимо отметить, что международные организации представляют собой определенную систему, которая основана как на договорных, так и на юридических нормах. Все отношения, которые существуют между государствами регулируются самими государствами через созданные ими международные организации. Эти международные организации возникли на определенной ступени развития человеческого общества. Появление государств, а затем системы государств осуществление ими не только внутренних, но и внешних функций привело к возникновению международного права и созданию международных организаций. Среди систем международных организаций главное место занимают государства, каждое из которых обладает суверенитетом. Государства путем соглашений между собой создают нормы международного права и образуют различные межправительственные организации. Именно от государств зависит стабильное функционирование международной системы в целом. Поскольку государства во всех созданных международных организациях обладают реальной силой, то они сами и через созданные организации обеспечивают соблюдение и выполнение международных обязательств. Через созданные международные организации регулируются: политические, экономические, научно-технические и культурные отношения. Наличие созданных международных организаций дают определённые гарантии в решении международных конфликтов т.к. их нормы определяют нормы поведения государств в отношениях между собой. Являясь самостоятельной системой, международные организации не заключают в себе нормы внутригосударственного права, но при этом могут испытывать на себе известное влияние норм внутригосударственного права. Создание международных организаций основано, прежде всего, на основе свободного согласования и волей суверенных государств. Выражение своего согласия на создания тех или иных международных организаций является заключение конкретных международных договоров. Разрешая те или иные вопросы, заговаривающиеся стороны на добровольной и равноправной основе вырабатывают возможные решения с учетом законных интересов всех участником. На этой же основе создаются и международные организации, т. е. на принципе равноправного представительства всех участников. Характерной особенностью развития человечества является постоянное совершенствование технического прогресса, хозяйственной и культурной жизни всех народов, отсюда происходит повышение удельное веса международных отношений. Отсюда возникает необходимость решения международных проблем, но не с помощью военной силы, а через созданные международные организации. Повышение роли международных организаций создает для государств определенные гарантии, как в решении различных споров, так и в предотвращении военных конфликтов. Существование и создание международных организаций раскрывает более широкие возможности сближение всего человечества и способствует наиболее быстрому развитию цивилизации. Необходимо отметить, что на современном уровне отношений человечество все больше стало сообща решать вопросы не только роста технического прогресса, но и об экологии нашей Земли. Решая вопросы экологии Земли на международном уровне, – это означает, что человечество решает вопросы будущего существования нашей планеты.
Список использованной литературы 1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. – М.: Экономистъ, 2004. 2. Герчикова И.Н. Международные экономические отношения: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. – М.: АО «Консалтбанкир», 2008. 3. Глинкин А.Н. Интеграция в Западном полушарии. – М.: ИЛА РАН, 2006. 4. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2003. 5. Международные экономические отношения. Под ред. В.Е. Рыбалкина. – М., 2005 г. 6. Мировая экономика: Учебник / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2007. 7. Паньков В.А. Общеевропейское экономическое пространство: возможности и перспективы // Мировая экономика и международные отношения, 2007, №3. 8. Раджакова З.К. Мировая Экономика: Учебник. – М.: Инфра-М, 2004. 9. Халевинская Е.Д. Международные экономические организации (учебное пособие). – М., 2005. 10. Чекурова М.В. Международные экономические отношения. – М.: МИНХ, 2005. 11. http://www.ec.europa.eu/ 12. http://www.wto.org 13. http://www.oecd.org 14. http://www.gks.ru 15. http://www.quote.rbc.ru |