Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 14:56, курсовая работа
Валютные войны представляют собой последовательные преднамеренные действия правительств и центробанков нескольких стран по достижению относительно низкого обменного курса для своей национальной валюты, с целью увеличения собственных объёмов экспорта.
По мнению многих экспертов, мировой валютный рынок в конце 2010 г. находился в состоянии «войны» за всеобщее ослабление валют. В усло¬виях недостаточного спроса, государства разделились на два лагеря: эмитенты резервных валют прибегали к практике монетарной экспансии, а остальные отве¬чали валютными интервенциями.
Введение 3
1 Позиции отдельных стран 4
1.1 Валютные интервенции банка Японии 4
1.2 Индия против валютных войн 6
1.3 «Слабый» доллар США и контроль за капиталом 8
2 Системы резервных валют 10
2.1 Доллар США 10
2.2 Превращение юаня в мировую валюту 12
2.3 Новации в валютной сфере 12
Заключение 14
Список использованных источников и литературы 15
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Позиции отдельных стран
1.1 Валютные интервенции банка Японии
1.2 Индия против валютных войн
1.3 «Слабый» доллар США и контроль за капиталом 8
2 Системы резервных валют
2.1 Доллар США
2.2 Превращение юаня в мировую валюту
2.3 Новации в валютной сфере
Заключение
Список использованных источников и литературы 15
ВВЕДЕНИЕ
Валютные войны представляют собой последовательные преднамеренные действия правительств и центробанков нескольких стран по достижению относительно низкого обменного курса для своей национальной валюты, с целью увеличения собственных объёмов экспорта.
По мнению многих экспертов, мировой валютный рынок в конце 2010 г. находился в состоянии «войны» за всеобщее ослабление валют. В условиях недостаточного спроса, государства разделились на два лагеря: эмитенты резервных валют прибегали к практике монетарной экспансии, а остальные отвечали валютными интервенциями. От такой политики понесли потери страны, занимавшие нейтральную позицию. В связи с этим, необходимо изучать пути дальнейшего совершенствования международной валютно-финансовой системы для обеспечения системной стабильности мировой экономики в сочетании с контролем стран с развитой экономикой за недопущением резких колебаний и беспорядочных изменений валютных курсов, что обуславливает актуальность темы исследования.
Целью данной работы является изучение международных валютных войн, в частности, позиций отдельных стран.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучить позиции Японии, Индии, США;
- рассмотреть системы резервных валют: доллар, иена.
В качестве объекта исследования в данной работе выступает международные валютные войны, предметом – позиции отдельных стран.
1 ПОЗИЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН
1.1 Валютные интервенции банка Японии
Центральный банк Японии в сентябре 2010 г, впервые за 6 лет провел валютные интервенции (на 25 млрд. долл.). Однако это не помогло, и японская валюта в октябре 2010 г. продолжила укрепляться по отношению к доллару США, обновив 15-летние максимумы (до 85 иен за 1 доллар США). Возвращение Токио на валютные рынки чревато заметными последствиями для валютных курсов, перспектив японской экономики и координации международной валютной политики. Проведение интервенций также подчеркивает значимость опыта Японии в период после резкого снижения цен на активы в качестве образца для остальных развитых экономик, принимающих меры к преодолению значительного сокращения объемов кредитования.
Иена более не является верной ставкой против доллара США. За свои действия токийские власти подверглись лишь незначительной открытой критике со стороны торговых партнеров Японии. В результате Банк Японии, скорее всего, вернется на валютные рынки при удорожании доллара США до 83-84 иен. Поскольку японские власти на нынешнем этапе стремятся к ослаблению иены, эту цель можно достигнуть «печатанием» неограниченного количества денег. Теоретически единственное к тому препятствие - риск инфляции. Однако Япония все еще остается в режиме дефляции, и власти имеют возможность и стимул к недопущению дальнейшего удорожания иены. Это важно в период, когда ФРС США рассматривает проведение дополнительного количественного ослабления - меры, которая окажет понижательное давление на доллар США. Возврат Японии на валютные рынки означает, что инвесторы, оказывающие понижательное давление на доллар США, не будут рефлексивно предпочитать иену.
Решение японских властей попутно изменяет экономическую политику страны. Со времени резкого снижения цен на активы в конце 80-х гг. правительство и центральный банк расходятся относительно адекватных мер. Поскольку Банк Японии независим, министерство финансов мало влияет на денежно-кредитную политику. Но поскольку не Центробанк, а Минфин отвечает за валютную политику, его недавнее распоряжение о продаже иены фактически заставило Банк Японии эмитировать больше денег. При дальнейшем повышении властями страны роли бюджетных стимулов денежно-кредитная и бюджетная политика должны способствовать ускорению роста экономики.
Однако выгоды для японской экономики оборачиваются усложнением международной валютной политики. Страны «Группы 20» склоняют Китай к более быстрому повышению курса юаня в целях сокращения крупных мировых торговых дисбалансов. В то же время действия Токио дают возможность самой Японии оставаться с крупным дефицитом текущего платежного баланса. Хотя согласованная валютная политика может помочь ликвидации мировых экономических дисбалансов, достижение масштабной договоренности между США, Китаем, Японией и Европой, подобной «Соглашению Плаза» в 1985 г., для ослабления доллара США представляется маловероятным. Этот шаг потребовал бы удорожания валют азиатских стран относительно доллара США и европейских валют, перемены основ денежно-кредитной политики для поддержки окрепших азиатских валют и изменений в экономической политике для увеличения в долгосрочной перспективе не экспорта, а потребления в странах Азии. В Китае «Соглашение Плаза» считают причиной резкого взлета и последующего падения цен на активы в Японии в конце 1980-х гг.
Вместе с тем, валютные интервенции Японии наводят на мысль о том, что в ближайшие 10 лет подобные действия правительств и центробанков, скорее всего, станут значительно более частыми. С начала сокращения объемов кредитования волатильность валютных курсов выросла. В условиях возрастания неопределенности относительно политики и перспектив ключевых экономик мира валютные курсы в ближайшие несколько лет, скорее всего, будут резко колебаться.
В 2009 г. Швейцарский национальный банк начал в одностороннем порядке проводить валютные интервенции в целях снижения курса швейцарского франка. Теперь этому примеру последовали власти Японии для прекращения удорожания иены. Аналогичные меры предпринимают и остальные ведущие экономики мира, сталкиваясь с высокой волатильностью валютных курсов. Ведь, как и в Японии, процентные ставки США, Канаде, Великобритании, Швейцарии и еврозоне упали, бюджетные дефициты резко выросли, крупным банкам пришлось оказывать срочную денежную помощь, экономический рост остается низким, сохраняется опасность дефляции. Возможно, этим объясняется почти полное отсутствие жалоб на проведение Японией валютных интервенций со стороны ее основных торговых партнеров. Директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Канн, комментируя масштабные валютные интервенции различных центробанков, отметил, что «страны пытаются использовать свои валюты как оружие».
В результате отсутствия согласованной политики ведущих экономик мира по противодействию валютным войнам вполне вероятно, что все больше стран для спасения своих экономик станут прибегать к практике контроля за движением капитала и валютным интервенциям. Исключение составляет Индия[1].
1.2 Индия против валютных войн
В результате отсутствия согласованной политики ведущих экономик мира по противодействию валютным войнам вполне вероятно, что все больше стран для спасения своих экономик станут прибегать к практике контроля за движением капитала и валютным интервенциям. Исключение составляет Индия. Уже 2 года она не осуществляет валютные интервенции для регулирования курса национальной валюты. Она не стала вводить новые виды контроля за движением капитала, как это сделали многие страны с формирующимися рынками. У нее, в отличие от Китая и других азиатских приверженцев меркантилизма, нет внешнеторгового профицита. Она не стремится инвестировать избыток денежных средств в экономику «богатых» стран из-за малых шансов его преумножения там. Вместо этого Индия выбрала классический сценарий развития экономики для стран с формирующимися рынками. Она имеет дефицит торгового баланса и импортирует капитал, что помогает ей ежегодно почти на 8 % сокращать количество граждан, живущих за чертой бедности.
По мнению многих экспертов, в том числе индийских, страна не сильно пострадала от кризиса, потому что постоянно контролировала движение капитала и сделала свой рынок облигаций практически недоступным для иностранных инвесторов. Хотя Индия официально не отказалась от практики ограничения потоков капитала, фактически она глубоко интегрирована в мировую экономику. За последнее 10-летие трансграничные потоки капитала выросли с 50% до более чем 120% ВВП. Около 500 индийских трансграничных компаний получили доступ на международные рынки капитала и возможность размещать свои наличные средства как внутри страны, так и за ее пределами. В условиях торговой глобализации государство не может сдерживать глобализацию капитала.
Если Индия уже практически открыла доступ на свой финансовый рынок, не закроет ли она его из-за ухудшающейся мировой финансовой обстановки? Регулирование Китаем курса своей валюты побуждает его торговых конкурентов занижать курсы своих валют. Из-за экспорта капитала странами, манипулирующими курсом своей национальной валюты, в страны, не использующие данную практику, дорожает валюта последних и возникает угроза формирования пузырей цен на активы. Однако, несмотря ни на какие мировые перипетии, Индия пока не намерена менять тактику своего развития. На фоне недавно разразившихся валютных войн не принимавший в них участия Центральный банк решил поднять процентные ставки, несмотря на риск укрепления своей валюты. Индия пошла на такие меры из опасений необоснованного удорожания активов.
В рамках стратегии приватизации промышленности страны планируется проведение ряда госкомпаний. Такими мерами Индия намерена связать иностранный капитал и придать потенциально реверсивным «горячим деньгам» статус стабильных зарубежных прямых инвестиций. Хотя выпуск новых акций не остановит рост курса национальной валюты, Индия не намерена отказываться от модели открытой экономики. Она не собирается вводить новые правила контроля за движением капитала, которые вряд ли окажутся действенными. Она не планирует сдерживать процесс роста своей валюты, т.к. ее удорожание может в некоторой степени сократить приток «горячих денег» из-за опасений инвесторов потерпеть убытки в случае внезапного падения курса рупии.
1.3 «Слабый» доллар США и контроль за капиталом
Снизив процентные ставки почти до нуля и предполагая дальнейшее количественное смягчение, ФРС США вновь обеспечивает спекулянтов и банки дешевыми кредитами, большая часть из которых используется в сделках против доллара США. Проблема в том, что количественное смягчение стимулирует защитные меры против искусственного удешевления доллара США. Мягкая кредитная политика в США и Японии усилит спекуляцию против валют развивающихся стран с устойчивым платежным балансом. И крупнейшим спекулятивным выигрышем остается ожидаемое повышение курса юаня с последующей ревальвацией и других азиатских валют.
Здесь наблюдаются отголоски азиатского кризиса 1997 г., но обратного характера. Тогда спекулянты сбрасывали активы, «опустошая» резервы центральных банков, которые пытались поддержать стабильность своих валют. Теперь эти страны склоняются к введению контроля за капиталом и блокируют покупку спекулянтами их активов и валют. Проторила данную дорогу Малайзия, которая в 1997 г. заблокировала продажу собственной валюты. Китай начал обсуждение тактических мер по изоляции своих финансовых рынков от дальнейшего притока доллара США. Наиболее простой путь - запретить обмен юаней на доллары США для неторговых сделок. Это фактически приведет к установлению двух обменных курсов одного для торговли, другого для финансовых сделок что было обычным в 1930-1960-е гг[2].
Миру угрожает разделение на два конкурирующих финансовых блока, один из которых сконцентрирован вокруг доллара США, другой - вокруг БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай). В 2009 г. были сделаны пробные шаги в названном направлении, когда Китай Индия и Россия наряду с Ираном и членами Шанхайской организации сотрудничества начали переговоры об использовании в расчетах по торговым операциям вместо доллара США собственных валют. Китай поддержал предложение России о применении юаня и рубля в торговых операциях и провел переговоры об этом с Бразилией и Турцией.
Для сдерживания данного процесса США и Японии необходимо отказаться от политики количественно го смягчения, даже в ущерб экономическому росту Лучше разработать новые нормативные акты, которые положат конец проведению западными банками спекулятивных сделок с иностранными валютами путем повышения резервных требований или введении налога на валютные сделки и опционы. Без указанных мер другие страны вскоре начнут защищать свои валюты. Тогда именно «близорукость» политики США станет причиной изоляции доллара США и его пользователей.