Международный рынок услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 03:21, курсовая работа

Описание

Внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной частью хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций. Возрастает интерес в экономическом, производственном и научно-техническом сотрудничестве с партнерами их зарубежных стран.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и характеристика услуг 5
1.1. Классификация услуг международных экономических организаций 5
1.2. Географическое распределение и развитие торговли услугами 9
1.3. Правовое регулирования на рынке международных услуг 12
Глава 2. Анализ мировых рынков услуг 14
2.1. Международный туризм 14
2.2. Международный рынок транспортных услуг 19
2.3. Международный рынок технологий 27
Глава 3. Россия на международном рынке услуг 34
3.1. РФ на международном рынке услуг 34
3.2. Туризм как приоритетная сфера в РФ 37
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложение 46

Работа состоит из  1 файл

Курсовая МЭО Международный рынок услуг.docx

— 122.54 Кб (Скачать документ)

Российский рынок услуг  начал формироваться в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в  большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в  ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени  отечественный рынок услуг находится  в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась  в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и  в целом индустрии развлечений. В 2000г. доля сферы услуг в ВВП России составила около 55%, в то время как в 1990г. эта доля в ВВП РСФСР равнялась 35%. Существенную роль играет сфера услуг в решении вопросов занятости населения: доля занятых в сфере услуг в общей занятости населения достигает 56%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России еще недостаточно высока - в ВВП развитых стран ее доля превышает 65%, а в США достигла 77%.

Структура и основные качественные параметры российского рынка  услуг существенно отличаются от западных прежде всего преобладанием традиционных отраслей, обеспечивающих транспортировку и сбыт произведенной продукции. Так, в 2000 г. в структуре добавленной стоимости, созданной в сфере коммерческих рыночных услуг, доминировали позиции: "торговля, общественное питание и заготовки" (54%), "транспорт" (17%), а также "связь" (4%), что составляет в совокупности более 70% от общего объема созданной добавленной стоимости.

В настоящий момент в России имеются пробелы в отношении  статистического учета услуг как во внутреннем производстве, так и во внешней торговле (особенно в отношении географической структуры экспортных и импортных потоков отраслей услуг). Есть проблемы с классификацией услуг. Так, тормозом развития практической деятельности операторов рынка услуг является разнобой в отнесении тех или иных видов услуг к экспортно-импортным операциям. Имеется необходимость и уже ведется работа по составлению общероссийского классификатора видов экономической деятельности по товарам и услугам, адаптированного к международной классификационной системе.

Экономическое развитие секторов услуг сопровождалось созданием  соответствующей законодательной  базы. Было принято значительное число законов и других нормативных правовых актов, необходимых для установления регулирующих мер, затрагивающих как общий режим деятельности в сфере услуг (Гражданский кодекс Российской Федерации или закон об иностранных инвестициях), так и его специфические аспекты в отдельных секторах услуг (закон о банках и банковской деятельности, об организации страхового дела, о туристской деятельности, законодательство в отношении ряда профессиональных услуг и т.д.).

Потребность в дальнейшем формировании режима регулирования  сферы услуг, который обеспечит оптимальное сочетание государственных контролирующих мер и конкурентных условий для деятельности отечественных и иностранных поставщиков услуг, становится для России все более явной в свете задачи присоединения к ВТО.

Россия находится в процессе присоединения к ВТО, и переговоры по торговле услугами составляют самый трудный, завершающий этап на пути этого присоединения. Речь идет о международных сделках, охватывающих самые разнообразные сферы деятельности – оптовую и розничную торговлю, банковское дело, страхование, аудит, транспорт и телекоммуникации, строительство и инжиниринг, здравоохранение и туризм и т.д.

Россия, ведя переговоры по торговле услугами, должна учитывать, что ей необходимо представить перечень обязательств по доступу иностранных поставщиков услуг на отечественный рынок. Перечень составляют двоякие ограничения: общие для всех секторов услуг и специфические, касающиеся определенного сектора. При этом специфические обязательства должны рассматриваться примерно по 160 видам услуг, систематизированным по 12 секторам согласно классификатору ВТО. В работе по составлению российских обязательств задействованы около 50 федеральных министерств и ведомств, органы государственной и судебной власти.

В процессе выработки обязательств по доступу иностранных поставщиков  услуг необходимо найти баланс между  интересами по защите своего внутреннего  рынка и потребностью в иностранных  инвестициях для создания современной  инфраструктуры; между преимуществами, которые получают российские поставщики на внешних рынках в результате присоединения  к ВТО, и степенью активности иностранцев  на территории РФ.

Устранение противоречий между  интересами российских и иностранных  производителей потребует больших  усилий. В первую очередь это связано  с тем, что сфера услуг, меры по ее регулированию являются относительно новой проблемой для нашей  страны. В настоящий момент Россия особенно нуждается в создании стройной, более совершенной системы правового регулирования сферы услуг, в этом отношении положительное значение может иметь использование опыта ВТО по урегулированию внешнеэкономической деятельности в сфере услуг.

Кроме того, все еще остается проблема соответствия международного метода статистического  учета услуг системе статистике, принятой в России. В отличие от ВТО в российской статистике производство материальных и нематериальных благ объединено, учет ведется по «списку», включающему следующие позиции:

  • транспорт и связь
  • торговля, общественное питание, МТС и сбыт, заготовки
  • информационно-вычислительное обслуживание
  • сфера операций с недвижимостью
  • ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания
  • здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение
  • образование, культура и искусство
  • наука и научное обслуживание
  • кредитование, финансы, страхование, пенсионное обеспечение
  • аппарат управления, организация управления, кооперация и общественные организации.

Следует учитывать, что по мере «взросления» ВТО, и ГАТС в частности, к странам, вступающим в эту организацию, будут предъявляться высокие требования.

3.2. Туризм как приоритетная сфера в РФ

 

Россия располагает огромным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников. У нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, а в отдельных регионах - нетронутая, дикая природа.

           Анализ современного состояния  туризма в Российской Федерации  показывает, что в последние годы  эта сфера в целом развивается  стабильно и динамично. Отмечается  ежегодный рост внутреннего туристского  потока. Быстро растущий спрос  на туристские услуги внутри  страны вызвал бум строительства  малых гостиниц, в основном, в  курортных регионах, а также увеличение  числа гостиниц международных  гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов. При этом основные предложения направлены на развитие гостиничного бизнеса в регионах России. Особо следует отметить успехи последних лет в развитии курортно-туристического комплекса Краснодарского края, которые закономерно привели к выбору  нашей страны при определении Сочи местом проведения зимней Олимпиады – 2014. Благодаря этому получили всемирную известность не только  Красная Поляна и Сочи,  но и весь Краснодарский край в целом, что обуславливает долгосрочный бизнес-интерес к развитию туристской инфраструктуры данного региона и гарантию того, что через несколько лет Черноморское побережье станет развитым курортным центром мирового уровня.

         В настоящее время в стране  насчитывается более 6 тысяч гостиниц, тогда как в 2004 году их насчитывалось  только 4 тысячи. С учетом количества  иных средств размещения, таких  как пансионаты, дома и базы  отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч. [6]

По оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 году в ВВП  нашей страны с учетом мультипликативного эффекта  составили  6,7%.  Согласно данным того же источника, число рабочих  мест в туризме составило 1% от общей  занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%,  инвестиции в основной капитал  в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом  росте в 8,2%. [5]

Что касается таких объектов туристской инфраструктуры, как аквапарки, развлекательные центры, горнолыжные  комплексы, туристский транспорт и  др., то их явно не хватает.

Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного  отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма.

Москва и Санкт-Петербург, являясь до сих пор основными  транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают  на себя до 75% международных прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого роста  цен в названных городах. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006 года.

К наиболее значимым проблемам, требующим пристального внимания и  серьезного подхода к их решению, относятся недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных  условий для инвестиций при строительстве  средств размещения  и  иных объектов туристского использования.

В настоящее время в  нашей стране значительная часть  материальной базы туризма нуждается  в обновлении, так как около  половины гостиниц в нашей стране относятся к некатегорийным.

Вместе с тем предложения  по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием  нового и реконструкцией существующего  гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство  новых средств размещения, но и  сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания,  индустрии  развлечений, объекты туристского  показа и др.).

Главными препятствиями  для привлечения инвестиций являются отсутствие готовых инвестиционных площадок, необходимые бизнес-структуры, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Неурегулированными остаются  вопросы использования рентных доходов в личных целях (сдача жилья в наем под гостиничное использование). 

В настоящее время наиболее перспективными видами туризма на мировом  туристском рынке, растущими опережающими темпами, являются:

  • культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% общего международного потока туристов и характеризующийся  высокой средней нормой туристских расходов;
  • активные виды туризма, такие как спортивный и приключенческий, приобретающие все более широкую популярность в мире;
  • специализированный туризм, подразумевающий такие его разновидности как экологический, научный, учебный, событийный,  лечебно-оздоровительный и др.;
  • круизный - морские и речные круизы, в которых в 2006 году участвовало более 12 млн. туристов;

- деловой туризм, охватывающий  так называемую индустрию MICE (деловые  встречи, событийные мероприятия,  конференции).

С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния   туристской инфраструктуры и готовности туристского  продукта особый интерес  для развития въездного туризма в нашу страну могут  в основном представлять следующие  виды туризма: культурно-познавательный, деловой, а также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе  горнолыжный, экстремальный (приключенческий),  этнический, учебный, научный и др.). [6]

      Для внутреннего  рынка особенно важно развивать  пляжный и оздоровительный туризм.

Для России с ее недостаточно развитой туристской  инфраструктурой и  огромным невостребованным туристским потенциалом развитие специализированного  туризма как нового альтернативного  направления представляет наибольший интерес с точки зрения привлечения  искушенного иностранного потребителя  и диверсификации внутреннего туристского  предложения.

Выявленные приоритетные виды туризма и перспективные  туристские регионы определяют соответствующие  им приоритеты в развитии туристской инфраструктуры.  

Одной из актуальных проблем  является проблема транспортной составляющей в обеспечении дальнейшего развития туризма в России. Это относится  к авиа-, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог.

Информация о работе Международный рынок услуг