Международный туризм как одно из проявлений современной глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 07:42, реферат

Описание

Целью моей работы является рассмотрение наиболее актуального проявления глобализации – международного туризма. Для раскрытия данной темы мне потребуется выполнить следующие задачи: изучить понятие глобализации, исследовать ее проявления в различных сферах, рассмотреть наиболее важные и очевидные проблемы, которые возникают из-за процесса глобализации в экономической жизни и тесно связаны с международным туризмом, такие как: миграция трудоспособного населения и проблема «утечки мозгов», что так характерно и актуально, к сожалению, для нашей страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-4
ГЛАВА 1. Экономическая глобализация как характерная черта XXI века..5-10
1.1. Понятие интернационализации экономической жизни………..…5-7
1.2. Основные направления неравномерности распределения выгод и ущерба от глобализации……………………………………….…..8-10
ГЛАВА 2. Проявления глобализации в сфере туризма………………….…10-16
2.1. Международный туризм как фактор глобализации……………....10-14
2.2 Международные миграции как фактор и результат глобализации.14-16
Заключение………………………………………………………………………..17
Список используемой литературы………………………………………………18

Работа состоит из  1 файл

международный туризм.doc

— 95.00 Кб (Скачать документ)

· интернационализация  производительных сил;

· интернационализация  международного разделения труда;

· увеличение масштабов  и качественное изменение характера традиционной международной торговли овеществленными товарами;

· международное  перемещение финансовых и производственных ресурсов, обеспечивающее переплетение и взаимозависимость экономической  деятельности в различных странах;

· развитие сферы услуг;

· международный  обмен научно-техническими знаниями;

· международная миграция рабочей силы;

· международное  сотрудничество, направленное на решение  глобальных проблем современности (охрана природы, освоение Мирового океана, космоса, помощь голодающему населению развивающихся стран и др.).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. Проявления глобализации в сфере туризма.

2.1. Международный туризм как фактор глобализации.

Сначала о глобализации. Человечество объективно продвигается к все более тесному и всестороннему единству. Этот процесс проходит крайне противоречиво. Но даже в экстремальных проявлениях, таких, как навязывание мировому сообществу однополярного мира и установление "нового мирового порядка", или стремление к религиозной монополии, выражаются крайние, но центростремительные тенденции одного процесса — глобализации.  
     Объективность процесса отнюдь не значит, что он всегда является позитивным. Действительно, и "коллективные" бомбардировки Югославии, Ирана и Ирака, и террор в Америке — факты глобального масштаба, по-своему характеризующие современный процесс глобализации.  
     Становится очевидным, что человечество до сих пор не выработало единой глобальной модели развития, которая бы устроила все движущие силы этого процесса. Поэтому реальный процесс глобализации протекает в крайне противоречивых формах, и лишь умножает глобальные противоречия. В либеральной прессе не устают критиковать Карла Маркса за формационный редукционизм его модели глобализации. Но разве свободна либерально-демократическая модель от монетарного редукционизма? Иными словами, ни одна из предложенных на Западе моделей глобализации не соответствует системе общечеловеческих ценностей. Можно даже предположить, что таких ценностей до сих пор не существует, но очевидно, что их необходимо сначала сформировать. Полагать, что они уже сформированы на либеральной доктрине — столь же опрометчиво, если бы сегодня их формировать на концессионной религиозной основе. Это скорее дифференцирующие начала глобализации, которые необходимо учитывать в единой доктрине только как подсистемы в модели глобализации.  
     В этих условиях нам предстоит еще только сформировать понятную для всех и соответствующую системам ценностей всех существующих цивилизаций модель глобализации, которая была бы способна развивать мировое сообщество во всем его многообразии в направлении его единства. Как отметил в своей работе, посвященной проблемам глобализации, Г. А. Зюганов: "Именно здесь, на почве этих самых общих и глубоких философских вопросов, и разворачивается мировая социально-экономическая, политическая и духовная борьба".  
     Современный туризм столь же противоречив, что и процессы глобализации, идущие в мире. Но именно в XXI веке туризм должен стать одним из эффективнейших способов формирования системы общечеловеческих ценностей. Туризм может способствовать формированию единства многообразия мира, в котором "свободное развитие всех есть условие развития каждого"
[1].

Доходы от международного туризма скоро достигнут триллиона  долларов. Он стал второй отраслью хозяйства (после нефтепереработки), и каждый восьмой человек на земном шаре трудится в туристском бизнесе. В условиях глобализации стремительно развивается международный туризм, число туристов достигает до 500 млн. человек в год.

  В 60-70-х гг. международный туризм приобрел всемирный характер. В результате образовался мировой рынок, в котором участвуют все без исключения страны. В среднем около 65% всех международных туристических поездок приходится на Европу, около 20% — на Америку и около 15% на остальные регионы. Подробную статистическую информацию о развитии международного туризма можно найти также в статистическом сборнике Yеаr Bоок оf Тourism Statistics , издаваемом Всемирной туристской организацией (ВТО).

    Основными факторами, влияющими  на развитие выездного туризма в высокоразвитых странах, являются экономические и социальные, прежде всего рост личных доходов граждан (потенциальных туристов) выше пределов, достаточных для удовлетворения необходимых потребностей.

    К субъективным причинам относится  деятельность государственных органов, регулирующих порядок въезда-выезда из страны и пребывания на ее территории иностранных граждан и др.

    Развитие международного туризма  в странах, преимущественно принимающих  туристов, обусловлено стремлением  увеличить приток иностранной  валюты и создать новые рабочие  места. Многие страны посредство м международного туризма пытаются решить проблемы платежного баланса.

  Согласно  данным ВТО[1] в мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристических услугах, в которых поступления от туризма превышают доходы от экспорта, нередко во много раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков и тропиков — Барбадос, Сейшельские острова и др. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть от объема экспорта. Это в основном развивающиеся государства со слабо развитой экономикой. Исключение составляют Австрия, Испания, Португалия и др.

    Под поступлениями от международного  туризма понимается плата за товары и услуги, произведенная иностранными туристами во время их пребывания в стране, за исключением прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта.

    Международные туристические расходы  включают оплату продуктов и услуг, произведенных жителями данной страны за границей. Доходы от международного туризма в 1990 г. составили 255 006 млн. дол. Наибольшие доходы получили США (40 579 млн. дол.).

  Расходы американских туристов за рубежом также  оказались выше, чем расходы туристов из других стран. Соотношение между доходами и расходами от международного туризма в странах и регионах различается. Наибольшее положительное сальдо имеет Испания (+14 339 млн. дол.), затем Франция (+7761 млн. до.].), Австрия (+6805 млн. дол.) и Италия (+5916 млн. дол.), а наибольшее отрицательное сальдо - Япония ( - 21 350 млн. дол.) и Германия (—19 153 млн. дол.) (см. табл.1).

    Обычно считается, что помимо  расходов на проезд в страну  и обратно иностранный турист  затрачивает на питание около  40% своих расходов, на проживание  — 30%, на проезд внутри страны  — 8%, прочие расходы — 22%.

  В результате расходов, осуществляемых иностранными туристами в стране пребывания, во-первых, увеличиваются доходы туристских фирм (прямой эффект); во-вторых, повышается спрос со стороны туристического сектора экономики' на товары и услуги поставщиков, что в свою очередь способствуют повышению спроса на товары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах (косвенный эффект), в-третьих, увеличиваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанного с туристическим бизнесом, что вызывает рост потребительского спроса (вынужденный эффект). Косвенный и вынужденный эффект вместе называются вторичным эффектом.

    Хотя первое место по значимости  международного туризма для национальных  хозяйств отводится поступлениям  валюты, наряду с получением прибыли  возможна и значительная утечка валюты. Развивающиеся страны вынуждены импортировать значительное количество продуктов и товаров для туристов, а также необходимое оборудование для индустрии туризма. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 15-55% поступлений в зависимости от развития экономики и ориентированности туристической индустрии на местные ресурсы. Также существует импорт, обусловленный воздействием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая из промышленно развитых стран, демонстрируют товары лучшего качества и расширенного ассортимента, что является «живой» рекламой и способствует импорту иностранных потребительских товаров.

    Велико значение туризма и  для рынка рабочей силы. По  данным американских специалистов, индустрия туризма (включая внутренний) является крупнейшей по числу занятых рабочих мест в большинстве стран, обеспечивая работой свыше 100 млн. человек. Индустрия туризма относится к числу наиболее трудоемких отраслей. Например, в Северной Америке на нее приходится 5% от ВНП и 8% всех работающих, в Западной Европе — 7 и 11% соответственно.

2.2. Международная миграция как фактор и результат глобализации.

     Среди движущих сил экономической глобализации и одновременно ее результатов не на последнем месте находится перемещение через границы миллионов людей. В поисках работы и лучших заработков, по политическим и иным причинам люди эмигрируют, покидая свое отечество навсегда или на долгие годы.[1] Еще большее число людей отправляется за рубеж на временные заработки. Многочисленный иностранный персонал постоянно работает в посольствах, различных зарубежных представительствах и фирмах. Потоки туристов, бизнесменов, ученых и деятелей культуры, частных граждан ежегодно пересекают в обоих направлениях границы стран. Международная миграция в такой широкой трактовке — одна из характерных черт мирового развития, признак происходящего сближения экономической и культурной жизни народов, населяющих нашу планету, известного размывания их национальной самобытности, возросшей мобильности в расселении людей.

     Однако  общепринятое понятие миграции более  узкое. Под ней обычно понимается переселение людей в другую страну на постоянное или длительное жительство. Такое смешение людей разной культуры и языка, разных обычаев и нравов, ассимиляция одних другими или образование сохраняющих свою самобытность крупных иммигрантских диаспор, представляет, несомненно, важную сторону глобализации. Возможно, что миграция в этом смысле даже в большей мере, чем другие процессы, определяет будущее мирового сообщества. Речь, разумеется, не идет о новом великом переселении народов, когда толпы пришельцев оседали на новых землях, вытесняя аборигенов, когда происходило смешение кровей и языков, разрушалась одна культура и возникала другая, не обязательно более высокая. Канули в лету колониальные завоевания, сопровождавшиеся истреблением местного населения в Америке и Австралии, никогда не повторится насильственный вывоз рабов из Черной Африки, общее число которых в американских колониях составило с XV по XIX век около 15 миллионов.

     Современная миграция приобрела в основном цивилизованный характер, порождается иными причинами  и имеет другие последствия. Но, как  и в прошлые века в Америке, Австралии или Южной Африке, в  наше время она может стать  важным фактором формирования государства и его экономического прогресса, иллюстрацией чему служит Израиль[1]. И сегодня многие испытывают искушение найти счастье в другой стране, где богаче жизнь и больше свободы, нет дискриминации по национальному или религиозному признакам. Экономические мотивы массовой миграции в мирных условиях, несомненно, превалируют над политическими, идеологическими и нравственно-религиозными. Поскольку миграционные процессы в широком и узком плане не ослабевают, а нарастают, возникает вопрос об их роли в мировой экономике. 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Глобализация  углубляет, расширяет и ускоряет всемирные взаимосвязи и взаимозависимости  во всех сферах сегодняшней общественной жизни.

     Для одних это открывает новый  мир возможностей и надежд. Для  других это мир, в котором люди все меньше контролируют вещи, которые непосредственно затрагивают их повседневную жизнь.

     Конечно, для большинства людей глобализация - концепция слишком абстрактная, чтобы она могла бы вызвать  сильные чувства - неважно, какого плана. Для них глобализация - это ощутимые следствия глобализированной торговли, инвестиций, нанесения ущерба окружающей среде и сходные темы, которые связывают людей с быстрыми изменениями в их жизни, осуществляемыми во всемирном масштабе.

      Но  для туристической деятельности сотрудничество стран играет положительную роль. Глобализация способствует развитию международного туризма и это ее положительный признак, так как люди могут посещать и исследовать все новые частички земного шара, также глобализация способствует международной миграции и в этом ее отрицательная роль, так как за частую за границу из своих стран уезжают очень нужные люди.

      Цели  и задачи поставленные мною во введении я считаю выполненными, дума, что  изучение данной темы поможет мне  в моей будущее специальности. 
 

 
 
 

Список  используемой литературы:

  1. Богомолов О.Т. Анатомия глобальной экономики: Учебное пособие. – М.: Академкнига, 2004 – 216 с.
  2. Горбачев М.С. Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. – М.: Альбина Паблишер. – 2003 – 592 с.
  3. «Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций» (Принята 08.09.2000 Резолюцией 55/2 на 8-ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)
  4. Лучко М.Л. Конкурентыне стратегии ТНК. // Вестник Московского университета; сер.6: экономика. -2004 - №1. – с.31-56.
  5. Фаминский И.П. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России. –М.: Республика. – 2004 – 448 с.
  6. Проблемы современной экономики. [электронный журнал] // Экономика и глобализация – электронная версия – Режим доступа: http://www.m-economy.ru
  7. Сообщество экспертов. [электронный ресурс] //  Глобализация – электронная версия – Режим доступа: http:// globalization.report.ru
  8. Научная энциклопедия. [электронный ресурс] // Беседа корреспондента с профессором Валерием Квартальным -  электронная версия – Режим доступа: http://www.vikipedia.ru
  9. Данные Всемирной туристской организации. [Электронный ресурс] // Всемирная туристская организация – электронная версия – Режим доступа: http://turismatik.ru
  10. РосБизнесКонсалтинг. [электронный ресурс] // Экономика – электронная версия – Режим доступа: http://www.rbc.ru

Информация о работе Международный туризм как одно из проявлений современной глобализации