Международный туризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:19, реферат

Описание

Туризм – это одна из важнейших сфер деятельности современной экономики, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. При этом в отличие от многих других отраслей экономики туризм не приводит к истощению природных ресурсов. Будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет бóльшую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

Содержание

Введение
1.Международный туризм и его роль в мировой экономике.
2.Глобальный финансовый кризис и его влияние на международный туризм.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

меж отнош.docx

— 98.61 Кб (Скачать документ)

     В результате расходов, осуществляемых иностранными туристами в стране пребывания, во-первых, увеличиваются  доходы туристских фирм (прямой эффект); во-вторых, повышается спрос со стороны  туристического сектора экономики  на товары и услуги поставщиков, что  в свою очередь способствуют повышению спроса на товары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах (косвенный эффект), в-третьих, увеличиваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанного с туристическим бизнесом, что вызывает рост потребительского спроса (вынужденный эффект). Косвенный и вынужденный эффект вместе называются вторичным эффектом.

     Хотя  первое место по значимости международного туризма для национальных хозяйств отводится поступлениям валюты, наряду с получением прибыли возможна и  значительная утечка валюты. Развивающиеся  страны вынуждены импортировать  значительное количество продуктов  и товаров для туристов, а также  необходимое оборудование для индустрии  туризма. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 15-55% поступлений в зависимости  от развития экономики и ориентированности  туристической индустрии на местные  ресурсы. Также существует импорт, обусловленный  воздействием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая из промышленно развитых стран, демонстрируют товары лучшего  качества и расширенного ассортимента, что является «живой» рекламой и  способствует импорту иностранных  потребительских товаров .

     Велико  значение туризма и для рынка  рабочей силы. По данным американских специалистов, индустрия туризма (включая  внутренний) является крупнейшей по числу  занятых рабочих мест в большинстве  стран, обеспечивая работой свыше 100 млн. человек. Индустрия туризма  относится к числу наиболее трудоемких отраслей. Например, в Северной Америке  на нее приходится 5% от ВНП и 8% всех работающих, в Западной Европе — 7 и 11% соответственно.

     В 2006 г. наибольший рост туристических потоков - 9,8% отмечен на африканском направлении: путешественникам особенно полюбились Южная Африка, Кения, Мозамбик и Свазиленд. Вторым по популярности направлением являются страны Азии и Тихого океана: число туристов туда увеличилось на 8,3%. На третьем месте остаются государства Ближнего Востока, несмотря на их сложную политическую обстановку. В частности, за 8 месяцев 2006 года на Ближний Восток приехало на 6% больше гостей.

     Далее следуют США - рост на 4,3%, Европа - на 3,1%. Вместе с тем Восточная Европа и бывший СССР - один из немногих регионов мира, в которые туристы стали  ездить меньше - на 0,1% по сравнению с  прошлым годом. Однако к 2020 году Россия будет входить в десятку стран - лидеров по приему туристов: ее доля составит 3% (47,1 млн. человек). На первом месте окажется Китай (8,7%), на втором - США (6,5%), а на третьем - Франция (5,9%).

     Всемирная туристская организация (UNWTO) опубликовала исследование мирового туррынка в 2008 году и прогнозы на наступающий год. В опубликованном исследовании, результаты которого сообщает RATA-News, говорится, что в ушедшем году туристы совершили во всем мире 924 млн. поездок, что на 16 млн. (на 2%) больше, чем в 2007 году.

     Двухпроцентный  рост числа турпоездок базируется на хороших результатах первой половины года - до начала финансового кризиса.

     Вторая  половина года показала резкое изменение: число поездок либо не росло, либо сокращалось. Между январем и  июнем число туристических прибытий выросло на 5%, тогда как во второй половине 2008 года оно сократилось  на 1% .

     В целом по 2008 году все регионы мира показали положительную динамику, исключая Европу, где отмечалось сокращение прибытий. Лучшие результаты были зафиксированы  на Ближнем Востоке (+11%), в Африке (+5%) и в обеих Америках (+4%). На американском континенте хорошая статистика была достигнута за счет большого числа  поездок в США до августа и  традиционной популярности стран Центральной  и Южной Америки. 

Рисунок 2 - Рост прибытий в % по сравнению с тем же периодом предыдущего года 2007, 2008 гг. (UNWTO Tourism Barometer. Edition 2009_01)

     Число поездок сокращалось в последние  шесть месяцев года и в Европе (-3%), и в Азии (-3%). В Азии падение  было даже более значительным из-за того, что в 2007 году континент пережил  двукратный рост числа прибытий, и  эта тенденция продолжилась в  первой половине 2008 года (+6%). Несмотря на общую негативную ситуацию, некоторые  направления в 2008 году показали очень  хорошие результаты (рисунок 3). В  первую очередь, это Гондурас, Никарагуа, Панама, Уругвай, Корея, Макао (Китай), Индонезия, Индия, Египет, Ливан, Иордания, Марокко и Турция. 

Рисунок – 3 Прибытия туристов (в %) по регионам мира в 2008 г.(UNWTO Tourism Barometer, 2009_01) 

     Докризисная динамика прибытий в период с 2005 по 2008 год выглядела достаточно перспективно. Лишь к концу 2008 резко снизился прирост прибытий по всем направлениям путешествий в мире, что привело к падению доходов от туризма в общемировом масштабе.Прогнозы UNWTO на предстоящий 2009 год неутешительны.

Рисунок 4 – Доходы от прибытий туристов в мире помесячно  в % 2005-2008 гг. (UNWTO Tourism Barometer. Edition 2009_01) 

     Как сообщает январский выпуск «Барометр  UNWTO», мировой туризм будет либо стагнировать, либо сокращаться в течение всего года. Правда, многое тут будет зависеть от изменения экономических условий.

     Специалисты предполагают, что в 2009 году международный  туризм либо не вырастет совсем, либо сократится на 2%. Америка и Европа будут затронуты этим сокращением заметнее других континентов, так как экономика этих регионов либо уже вошла, либо входит в состояние рецессии. В Азиатско-Тихоокеанском регионе результаты года могут быть позитивными, но, в любом случае, рост будет значительно менее заметным, чем в предыдущие годы.

     По  данным ВТО развитие туризма по регионам будет неравномерным. Самые высокие  темпы прироста ожидаются в странах  Азии и Тихого океана, в Европе и  Америке они будут ниже общемировых.

     Доля  этих двух регионов в прибытии туристов упадет с 79,1% в 1995 г. до 62,6% в 2020 г. Одновременно ожидается и возрастание доходов от туризма - с 399 млн. долл. США в 1995 г до 2 триллионов долл.США в 2020г, или в пять раз. Также увеличатся затраты туриста на одно путешествие - с 707 долл. США в 1995 г. до 1248 долл. США в 2020 г, или в 1,8 раза.

     Наибольшая  туристская подвижность населения  ожидается в Нидерландах, Германии, Великобритании, Канаде и Японии, где  на одного жителя страны будет приходиться  по 1,5—2 поездки за границу в год. В большинстве других стран, входящих в десятку, туристская подвижность  заметно ниже единицы.

     Наиболее  характерными тенденциями мирового туризма в настоящее время  являются диверсификация туристского продукта, поиск новых туристских направлений, сокращение средней продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее давление цен.

     Рост  конкуренции на рынке туристского  спроса происходит в результате действия следующих факторов:

  • появления все большего числа стран с амбициозными экспансивными планами привлечения туристов;
  • достижения пика насыщения некоторых форм и видов туризма, предлагаемых туристскими центрами и странами (например, на рынке пляжного отдыха).

     Это требует от стран, стремящихся сохранить  свою туристскую привлекательность, следующих  действий:

  • попытаться сохранить баланс между ростом спроса и ростом предложения;
  • осуществлять планирование развития туризма в соответствии с принципами устойчивого развития;
  • предусматривать долгосрочные инвестиции в сферу туризма;
  • обеспечить наличие ясных государственных стратегий развития туризма, гибкости и оперативности в принятии решений.

     По  мере того, как экономические выгоды, получаемые от туризма, становятся все  более очевидными, отношение стран к международному туризму становится все более лояльным и ведет к уменьшению числа ограничений. Важным для проведения стратегической политики развития туризма является учет демографических тенденций, происходящих в Европе. В настоящее время статистика указывает на постоянный рост доли населения пожилого возраста в европейских странах с развитой экономикой, в то время как численность населения трудоспособного возраста переживает стагнацию. Результатом этого является растущий спрос на туристский продукт, предназначенный для так называемого «зрелого» сегмента туристского рынка.

     В последние годы отчетливо прослеживается тенденция к усилению мер по охране окружающей среды. Европа в целом  характеризуется сравнительно высокими стандартами уровня жизни людей  и уровня их образования. Эти факторы объясняют повышенное внимание к вопросам охраны окружающей среды на континенте. На государственном уровне постоянно обсуждаются и принимаются решения по вопросам очистки воды и воздуха, переработки отходов, защиты природы и животного мира и др. Этому способствует высокий уровень внимания к данным проблемам со стороны средств массовой информации. В большинстве случаев рассмотрение вопросов охраны окружающей среды объединяется с вопросами развития туризма, что способствует привлечению особого внимания правительств европейских стран к вопросам так называемого «устойчивого» развития туризма, охватывающего проблемы развития туризма и защиты окружающей среды на комплексной взаимозависимой основе. Несомненно, повышенное внимание к данным вопросам создает условия для появления новых туристских продуктов как на уровне индивидуального туризма, связанного с экологическими интересами, так и массового туризма.

           Еще одна тенденция  связана с тем, что большинство  европейцев живут в густо населенных урбанизированных районах. Это в  значительной степени формирует  туристские предпочтения в направлении  сельского туризма, кратковременного отдыха, отдыха вне высокого сезона, активных видов туризма, кратковременных  поездок в другие города с познавательными  целями, выбора туров с проживанием  не в гостиницах, а в апартаментах с самообслуживанием и др. В  перспективе ожидается, что по мере того, как мир станет более изученным, и будет появляться все меньше новых туристских центров, усилится тенденция к путешествиям в более отдаленные, менее известные и малодоступные места.

           Вместе с тем  развитие информационных технологий и  общее снижение цен на туристские поездки относительно доходов населения способствуют увеличению числа туристов и во многом способствуют происходящему в настоящее время процессу глобализации. Как известно, вместе с глобализацией приходит единообразие. Поэтому все большее число людей предпочитают поездки в туристские центры, которые гарантируют избыток развлечений и хорошую погоду. В настоящее время существует большое число курортов, обеспечивающих потребности, характерные только для какого-либо одного сегмента туристского рынка. Например, это сугубо молодежный отдых или отдых по системе «все включено», который не предполагает общения туристов с местным населением и культурой принимающей страны, и вместе с тем сохраняет свою популярность среди туристов.

           В большинстве своем  туристские предпочтения зарубежных туристов связаны с высоким уровнем  сервиса и разумным соотношением цены и качества. Эти условия в настоящее время и в ближайшем будущем будут являться предпочтительными при выборе туристских поездок.

     Таким образом, общей тенденцией является поляризация туристских предпочтений, с одной стороны, характеризующаяся укреплением позиций массового туризма в развитых туристских странах, а с другой, увеличением спроса на индивидуальный или специализированный туристский продукт. Это требует постоянных активных действий со стороны стран, развивающих туризм, направленных на выделение приоритетных видов туристского продукта и создание условий для достижения приемлемого соотношения их цены и качества.

     При проведении государственной политики в сфере туризма национальные туристские администрации большинства  стран учитывают прогноз развития туризма в мире, составленный Всемирной  туристской организацией (ЮНВТО) –  крупнейшей межправительственной организацией, являющейся специализированным учреждением  ООН и насчитывающей в своем  составе 153 страны. Согласно исследованию ЮНВТО «Туризм – панорама 2020»  увеличение мировых туристских прибытий в период между 2000 и 2020гг. прогнозируется более, чем вдвое.

     С целью увеличения международных  туристских прибытий мировая туристская общественность в лице ЮНВТО сформулировала следующие основные задачи, стоящие  перед странами на ближайшее десятилетие:

  • повышение общей ответственности и роли координации со стороны правительств стран, делающих ставку на развитие туризма;
  • обеспечение мер безопасности и своевременного обеспечения туристов необходимой информацией;
  • повышение роли государственной политики в сфере туризма;
  • усиление роли государственно-частных партнерств;
  • необходимость государственных вложений в развитие туризма, прежде всего в продвижение туристского продукта и развитие туристской инфраструктуры.

Информация о работе Международный туризм