Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 11:53, курсовая работа
Целями настоящей работы являются следующие:
– изучить историю создания Международного валютного фонда;
– определить главные цели и систему управления МВФ;
– выявить основные направления деятельности МВФ;
3
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине "Международные валютно-кредитные отношения"
на тему "Международный валютный фонд на рубеже столетий"
ВВЕДЕНИЕ
В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение финансово-кредитной системы резко возрастает. Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью денежных и финансово-кредитных рычагов, а финансово-кредитная и денежная системы - один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работают рыночные механизмы. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения - составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В настоящее время особенно важна для страны поддержка мировых финансовых систем, в том числе МВФ. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов. Так как валютные и финансовые организации проводят анализ и собирают статистику данных экономического роста стран, необходимо придерживаться их рекомендаций.
Международный валютный фонд (МВФ) является на сегодняшний день основным международным институтом, определяющим международную кредитную политику. Это не значит, что невозможно получить кредит в обход МВФ, но значит, что всякий международный кредитор, так или иначе, учитывает опыт и мнение МВФ о возможностях кредитования той или иной страны. На множестве международных конференций и совещаний проводимых МВФ разрабатываются новые инструменты для урегулирования проблем внешней задолженности. В этом проявляется актуальность вопроса, рассматриваемого данной курсовой работой.
Целями настоящей работы являются следующие:
– изучить историю создания Международного валютного фонда;
– определить главные цели и систему управления МВФ;
– выявить основные направления деятельности МВФ;
– охарактеризовать деятельность МВФ как всемирного кредитора;
– описать механизм кредитования стран-участниц;
– определить место МВФ в системе международных валютно-кредитных отношений;
– изучить особенности взаимоотношений Российской Федерации и МВФ;
– описать условия вступления и обязанности России как члена Международного валютного фонда;
– определить значение участия в Фонде для экономики и валютной системы РФ.
Объектом исследования данной курсовой работы является изучение деятельности Международного валютного фонда на рубеже столетий. Предметом исследования – непосредственно определение механизма кредитования стран-участниц и изучение особенностей взаимоотношений РФ и МВФ.
Теоретическую основу курсовой работы составляют труды отечественных авторов-исследователей, периодические издания.
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:
– изучение научной литературы;
– анализ и обобщение отечественной практики.
Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. Основная часть в свою очередь включает в себя 3 главы, каждая и которых состоит из 3 пунктов. Материал изложен на 40 страницах.
1. ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МВФ
1.1 Эволюция Международного валютного фонда
Необходимость создания организации для регулирования мировой валютной системы стала обнаруживаться во время Великой депрессии, которая разрушила мировую экономику в 30-е годы.
Всеобщее недоверие к бумажным деньгам в условиях кризиса повысило спрос на золото до уровня выше, чем существовавшие его запасы в финансовых органах. Поэтому ряд стран во главе с Великобританией были вынуждены отказаться от золотого стандарта, который определял на протяжение многих лет стоимость денег как неизменную величину. Неопределённость стоимостного измерения денег, которые не имели больше фиксированного соотношения с соответствующим количеством золота, привела к тому, что обмен деньгами между странами, которые сохранили золотой стандарт, и странами, которые отказались от него, значительно усложнился. Страны начали организовывать запасы золота и денег, на которые его можно было закупить. Сократилось количество денежных операций, ликвидировались рабочие места, снижался уровень жизни населения. Нарушилось соотношение между деньгами и стоимостью товаров, а так же между стоимостями разных валют. В таких условиях мировая экономика начала разрушаться: в 1929 – 1932 годах цены на товары в мире упали на 48%, а объём мировой торговли снизился на 63%. [7, C. 326]
Неоднократные попытки решения валютных проблем на международных конференциях и встречах не имели успеха. Необходимо было наладить сотрудничество между всеми государствами для создания новой валютной системы и организации международного института для осуществления постоянного контроля за ней.
В начале 40-х годов Харри Декстер Уайт (США) и Джон Мейнард Кейнс (Великобритания) практически одновременно внесли свои предложения относительно создания новой мировой валютной системы и соответствующей постоянно действующей организации. После долгих переговоров, которые проходили в тяжёлых условиях военного времени, международное сообщество согласилось на принятие новой системы и создание такой организации. Решающая встреча по учреждению Международного валютного фонда (МВФ) состоялась в июле 1944 года в Бреттон-Вудсе (Нью-Гемпшир, США), где собрались представители 44 государств. МВФ начал свою деятельность в Вашингтоне в мае 1946 г. в составе 39 стран.
За время, прошедшее с момента создания МВФ, в его положении и роли произошли существенные изменения. Эволюция роли МВФ во многом связана с изменением баланса сил в самом Фонде, несмотря на то, что позиция США в нем по-прежнему остается преобладающей.
В настоящее время США вынуждены учитывать усиление экономической мощи других ведущих стран – членов Фонда и позицию развивающихся стран в отношении мировой валютно-финансовой политики.
Как в Совете управляющих, так и Административном совете Фонда решения принимаются в соответствии с системой взвешенного голосования. Каждая страна располагает 250 голосами, к которым, в зависимости от величины ее квоты, добавляется некоторое число голосов. Величина квоты зависит от размера национального дохода страны, от ее доли в международной торговле и от размера ее валютных резервов. Квота подлежит периодическому пересмотру. Другим важным моментом в эволюции роли МВФ является то, что с 70-х годов влияние фонда на экономическую политику стран-членов, в особенности развивающихся стран, постоянно возрастало. Так, например, число развивающихся стран преобладает в МВФ, хотя "семерка" ведущих государств имеет в Фонде более чем 55% голосов. [12, C. 84]
Изменения в деятельности МВФ в основном связаны с особенностями эволюции структуры мировой экономики. В числе таких особенностей: углубление процессов интернационализации и глобализации производства и капитала, возникновение разветвленной сети транснациональных корпораций, дальнейшее расширение механизма межгосударственного макроэкономического регулирования, значительный рост удельного веса в мирохозяйственной сфере стран Западной Европы и Японии. Ощутимое возрастание роли ряда развивающихся стран в международных хозяйственных взаимоотношениях, и, наконец, появление международной финансовой экономики, связанной с мировой финансовой революцией, а также возникновение так называемой "новой экономики", основанной на реалиях развития сети Интернет.
1.2 Главные цели и система управления МВФ
В первой статье Устава МВФ определены цели Фонда, включающие:
- поддержку развития международного валютно-финансового сотрудничества;
- проведение консультаций по валютным проблемам;
- содействие расширению сбалансированного роста международной торговли с целью увеличения занятости, доходов и развития производительных сил стран-членов;
- достижение стабильности валютных курсов и недопущение конкурентной девальвации валют;
- содействие в создании многосторонней системы платежей по текущим операциям между странами-членами;
- устранение валютных ограничений;
- предоставление странам-членам валютных средств, для финансирования дефицитов платежных балансов стран-членов.
Организационная структура МВФ отражена в его Уставе. Со времени основания Фонда в Устав было внесено три поправки. В настоящее время предусматривается наличие Совета управляющих, Исполнительного совета, директора-распорядителя, штата международных служащих и Совета (вместо предусмотренного Уставом Совета действует Временный комитет).
Высшим органом МВФ является Совет управляющих, в который каждое государство-член назначает управляющего (как правило, министра финансов или председателя ЦБ) и его заместителя. Совет управляющих собирается на ежегодные совещания. В другое время Советом также могут проводиться обсуждения или голосование по телефону.
Отдельные полномочия Совет управляющих делегирует Исполнительному совету. Совет собирается, как правило, три раза в неделю и ведет всю текущую работу Фонда. Исполнительный совет состоит из 24 исполнительных директоров, 5 из которых назначены ведущими государствами (США, Германией, Японией, Францией и Великобританией), а 19 избраны остальными странами-членами.
Исполнительный совет занимается стратегическими, административными и оперативными вопросами, включая надзор за политикой обменных курсов государств, предоставление финансовой помощи странам-членам, подготовку комплексных исследований и консультаций по проблемам мировой экономики.
Исполнительный совет выбирает директора-распорядителя МВФ, который выступает в качестве председателя Совета. Под руководством Исполнительного совета директор-распорядитель ведет повседневную работу МВФ.
В 1974 году по решению Совета управляющих для оперативного воздействия на реформирование валютной системы и перехода к плавающим курсам валют был создан Временный комитет по вопросам реформы международной валютной системы. Комитет собирается два раза в год. В последние годы его роль заметно возросла. Он занимается вопросами международной финансовой системы, готовит доклады для Совета управляющих, а также предложения по изменению Устава МВФ.
Штат международных служащих Фонда насчитывает около 2300 человек.[15, C. 356]
1.3 Основные направления деятельности МВФ
Основные направления деятельности МВФ включает предоставление средств для корректировки валютных курсов, стабилизации платежных балансов стран-членов, урегулирования внешней задолженности, финансирования временных дефицитов платежных балансов. Усиливается роль МВФ в выработке концепции преодоления слаборазвитости, координации макроэкономической политики ведущих стран мира.
Особое значение имеет расширяющееся взаимодействие МВФ с МБРР, ОЭСР, ПРООН, другими международными организациями, а также с Парижским и Лондонским клубами.
В сферах регулирования платежных балансов и внешней задолженности Фонд предоставляет кредиты странам-членам при условии проведения ими определенных изменений в экономической политике. Перед получением обусловленных кредитов страна-заемщик согласовывает с Фондом программу финансово-экономической стабилизации. В зависимости от хода выполнения этой программы стране предоставляются валютные средства, предусмотренные отдельным кредитным соглашением с МВФ. В условиях долгового кризиса наличие программы и соответствующего соглашения с Фондом стало рассматриваться как своего рода международное свидетельство платежеспособности страны и необходимое условие облегчение ее долгового бремени со стороны других официальных и частных кредиторов. [4, C. 253]
В Уставе МВФ предусмотрено два вида кредитной деятельности Фонда: сделка (transaction) - предоставление валютных средств из ресурсов Фонда и операция (operation) - оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств.
МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами государств - центральными банками, казначействами, стабилизационными фондами. Как правило, кредиты предоставляются на покрытие дефицита платежного баланса либо на поддержку структурной перестройки экономики стран-членов. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита может быть серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное структурными расстройствами в области производства, торговли или механизма ценообразования.
Государство, нуждающееся в иностранной валюте, осуществляет заимствование (drawing) либо в иностранных валютах, либо в СДР в обмен на эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке этого государства. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы "под залог" соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на такую валюту нет спроса, она остается в Фонде до ее выкупа страной-эмитентом.
МВФ взимает с государств-заемщиков разовый комиссионный сбор в размере 0,5% занимаемой суммы и определенную процентную ставку за предоставляемые кредиты, которая базируется на рыночных ставках.
Информация о работе Международный валютный фонд на рубеже столетий