Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:42, доклад
Международный валютный фонд (МВФ) – межправительственная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Задача фонда – содействие международному валютному сотрудничеству и торговле, координация валютно-финансовой политики стран-членов, предоставление им займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов. В настоящее время в состав МВФ входят 186 стран.
Международный валютный фонд (МВФ) – межправительственная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Задача фонда – содействие международному валютному сотрудничеству и торговле, координация валютно-финансовой политики стран-членов, предоставление им займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов. В настоящее время в состав МВФ входят 186 стран.
Цели МВФ:
— поощрение международного сотрудничества в области валютной политики;
— способствование
— способствование
— поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами-членами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции;
— участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение ограничений на трансфер валюты;
— предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов государств-членов.
Функции МВФ:
— соблюдение согласованного кодекса
поведения (тесное сотрудничество в
вопросах международной валютной политики
и межгосударственного
— финансовая помощь для преодоления дефицита платежного баланса;
— консультирование и сотрудничество.
Организационная структура МВФ
Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий из представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной политики министра или главы центрального банка вместе с заместителем), назначенных на 5 лет.
В ведение Совета входят: изменение статей Соглашения, прием и исключение государств-членов, определение и пересмотр величины их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Совет управляющих собирается один раз в год и обычно принимает решения по вопросам, которые согласно Уставу не могут быть переданы другому органу.
Временный комитет собирается на заседания дважды в год и постоянно консультирует Совет управляющих по регулированию платежных балансов, обеспечению международной ликвидности, принципам использования ресурсов МВФ, принятию мер, направленных на смягчение кризисных ситуаций в мировой валютной системе, и т.д.
Исполнительный совет (
В функции директора-распорядителя входят ведение текущих дел и назначение должностных лиц МВФ: своего заместителя, секретаря, казначея, заведующих отделами, генерального советника юридического отдела, заведующих административной службой и европейской штаб-квартирой фонда (в Париже).
Уставный фонд МВФ образуется за счет взносов государств-членов в соответствии с установленной для каждого из них квотой. Квоты служат для определения объема финансового взноса каждого члена; размеров кредитов в МВФ, которые пропорциональны квоте; определения количества голосов, имеющихся у той или иной страны, и соответственно ее возможности воздействовать на политику этой организации.
Устав МВФ предусматривает, что в дополнение к собственному капиталу, являющемуся главным источником финансирования, Фонд может использовать также заемные средства. МВФ может делать заем как у государств и международных организаций, так и на мировом финансовом рынке.
Кредитная деятельность МВФ. МВФ за счет собственных или привлеченных ресурсов предоставляет кредиты в иностранной валюте или СДР для выравнивания платежных балансов стран-членов. Кредитные операции осуществляются только с официальными органами стран-членов Фонда: казначействами, центральными банками, валютными стабилизационными фондами. Кредиты предоставляются в форме продажи МВФ иностранной валюты на национальную (или предоставления СДР), на срок до 3 лет сверх обычных кредитов до 140% от квоты. Их погашение производится в течение 4—10 лет.
Одной из форм межгосударственного
валютного и кредитного регулирования
является создание специальных фондов
путем заимствования ресурсов. Роль
МВФ заключается в
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
МВФ было решено создать
в июле 1944 г. на международной конференции,
проводившейся в Бреттон-Вудсе, в
американском штате Нью-Хемпшир. На ней
делегаты от 44 государств договорились
об основах сотрудничества, призванного
не допустить повторения экономической
политики, ставшей одной из причин Великой
депрессии 1930-х годов. В тот период в целях
сохранения золотовалютных резервов некоторые
страны ограничили для рези¬дентов возможность
покупать товары за рубежом, другие деваль¬вировали
свою валюту, третьи установили сложные
ограничения на право граждан владеть
иностранной валютой. Однако принятые
решения оказались непродуктивными, и
ни одна страна не смогла за их счет надолго
вырваться из ловушки кризиса. Экономическая
политика в стиле «разори соседа», популярная
в 1930-х гг., подор¬вала международную экономику:
объем мировой торговли резко сократился,
и во многих странах снизились занятость
и уровень жизни. С приближением конца
Второй мировой войны ведущие государства-союзники
начали рассматривать различные планы
восстановления порядка в международных
валютно-финансовых отношениях. В результате
на Бреттон-Вудской конференции было принято
решение о создании МВФ. Представители
стран разрабо¬тали устав (или статьи
соглашения) международной организации
для надзора за международной валютно-финансовой
системой, а также для содействия устранению
валютных ограничений, связан¬ных с торговлей
товарами и услугами, и укреплению стабильности
обменных курсов. Главными архитекторами
послевоенной между¬народной экономической
системы стали специалист Министерс¬тва
финансов США Гарри Декстер Уайт и известный
британский экономист Джон Мейнард Кейнс.
Практическую деятельность фонд начал
в мае 1946 г.; в него вошли 39 стран. СССР принял
участие в Бреттон-Вудской конференции,
но в связи с началом холодной войны статьи
соглашения МВФ ратифицированы не были.
По той же причине в 50-60-х г. из МВФ вышли
Польша, Чехословакия и Куба. Уставные
цели МВФ сегодня остаются теми же, как
они были сформулированы в 1944 г. С тех пор
в мире произошел значительный рост реальных
доходов. И хотя выгоды экономического
роста не распределяются равномерно (как
внутри стран, так и между ними), в большинстве
государств уровень благосостояния резко
возрос по сравнению с периодом между
двумя мировыми войнами. Это отчасти объясня¬ется
совершенствованием экономической политики,
в том числе политики, которая стимулировала
рост международной торговли и помогла
сгладить экономический цикл подъемов
и спадов.
В течение десятилетий, прошедших со Второй
мировой войны, в глобальной экономике
помимо роста благосостояния произошли
другие значительные изменения, которые
усилили важность и актуальность задач,
выполняемых МВФ, но в то же время потре¬бовали
от него адаптации к изменившимся условиям
и реформ. Быстрый прогресс в области технологий
и средств связи способс¬твовал росту
международной интеграции рынков и формированию
тесных связей между экономиками стран.
Во время «перестройки» «Большой семеркой»
было принято решение: Европейский союз
координирует оказание помощи странам
Восточной Европе, а непосредственно МВФ
- СССР (затем - России и странам СНГ). 1 июня
1992 г. Россией были подписаны статьи соглашения
МВФ, и она официально стала участницей
этой организацией.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
МВФ осуществляет следующую
деятельность*:
♦ Проводит наблюдение за изменениями
в экономической и финансовой ситуации
и политике в государствах-членах и на
глобальном уровне, а также дает государствам-членам
конкретные рекомендации по вопросам
экономической политики, опираясь на свой
более чем пятидесятилетний опыт.
♦ Предоставляет кредиты государствам-членам,
испытыва¬ющим проблемы платежного баланса,
— не только в целях временного финансирования,
но также для поддержки поли¬тики стабилизации
и реформ, направленной на устранение
экономических проблем.
♦ Оказывает техническую помощь правительствам и цент¬ральным банкам государств-членов и проводит подготов¬ку кадров в сферах своей компетенции. Например, после распада Советского Союза МВФ проявил инициативу в оказании помощи России, странам Балтии и другим госу¬дарствам бывшего СССР по созданию казначейских систем центральных банков в рамках перехода от централизован¬ного планирования к рыночным экономическим системам
Выступает форумом международного
обсуждения эконо¬мических проблем. Являясь
единственным международным учреждением,
полномочия которого предусматривают
веде¬ние активного диалога практически
со всеми странами по вопросам экономической
политики, МВФ служит главным форумом
для обсуждения не только экономической
полити¬ки стран в глобальном контексте,
но и вопросов, имеющих важное значение
для стабильности международной валют¬но-финансовой
системы.К ним относятся: выбор странами
курсовых механизмов, недопущение дестабилизирующих
международных потоков капитала и разработка
стандартов и кодексов для проведения
политики и деятельности инсти¬тутов
в соответствующих областях.
При осуществлении надзора за экономической
политикой государств-членов МВФ в основном
рассматривает результаты экономики в
целом, т.е. макроэкономические показатели.
К ним относятся общий объем расходов
(и их основные компоненты, такие как потребительские
расходы и инвестиции), выпуск про¬дукции,
занятость и инфляция, а также платежный
баланс. В центре внимания МВФ находится
макроэкономическая полити¬ка страны
— политика, связанная с государственным
бюджетом, регулированием процентных
ставок, денежно-кредитной сферы и обменного
курса, а также политика в отношении финансового
сектора, включая регулирование банков
и других финансовых институтов.
МВФ также уделяет внимание структурной
политике, вли¬яющей на макроэкономические
показатели, включая политику в отношении
рынка труда, определяющую занятость и
динамику заработной платы. МВФ консультирует
каждое государство-член относительно
возможных путей совершенствования его
политики в перечисленных областях для
более эффективного достижения таких
целей, как высокая занятость, низкая инфляция
и устойчи¬вый экономический рост — т.е.
рост, который можно поддержи¬вать, не
создавая таких трудностей, как инфляция
и проблемы платежного баланса.
СОВМЕСТНЫЕ ПРОГРАММЫ И ПЛАНЫ В ОТНОШЕНИИ РОССИИ.
Интеграция России в мировую
экономику предполагает, в частности,
ее подключение к
В виду названных причин в середине 1980-х
годов был взят курс на поэтапное присоединение
СССР к МВФ и МБРР. Отдельные контакты
с ними, носившие информационный и технический
характер начали осуществляться с конца
1988 г. В сентябре 1989 г. на 44-й сессии Генеральной
Ассамблее ООН Советский Союз официально
заявил о своем намерении установить постоянные
связи с МВФ и Всемирным банком. В июле
1990 г. СССР впервые посетил директор-распорядитель
Фонда М. Камдессю.
После распада СССР входившие в его состав
государства, большая часть которых образовала
Содружество Независимых Государств (СНГ),
пошли по пути индивидуального вступления
в бреттоно-вудские институты. Российская
Федерация подала заявление о присоединение
к МВФ и МБРР 7 января 1992 г. Одновременно
с учетом требований МВФ был разработан
«Меморандум об экономической политике
Российской Федерации», утвержденный
правительством 27 февраля 1992 г.
27 апреля 1992 г. Совет управляющих МВФ проголосовал
за примем России и 14 других бывших советских
республик. После подписания российскими
представителями Статей соглашения (устава)
МВФ 1 июня 1992 г., учредительных документов
МБРР 16 июля 1992 г. и МФК 12 апреля 1993 г. Россия
официально стала участницей этих организаций.
Обязанности России как
члена МВФ
Членство в МВФ возлагает на Россию и другие
страны СНГ обязательство выполнять требования,
зафиксированные в Статьях соглашения
МВФ.
Во-первых, в соответствии со статьей VII устава обязанностью стран – членов МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости валют в сфере международных текущих валютных операций, неучастие в дискриминационных валютных соглашениях.
Во-вторых, статья VII требует от стран-членов не прибегать к практике множественности валютных курсов. Согласно этому требованию, Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и другим иностранным валютам.
В-третьих, непременным условием членства России и других государств бывшего СССР в МВФ является установление их информационной открытости. Страны-члены должны регулярно предоставлять Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т.п. Помимо того, они обязаны принимать у себя представителей МВФ для изучения на месте состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики.
возможность каждого участника оказывать воздействие на его деятельность с помощью голосования
определяется долей в капитале. Наибольшим количеством голосов в МВФ обладают:
“США- 17,7%
Германия- 5,5%
Япония- 5,5%
Великобритания- 4,9%
Саудовская Аравия- 3,4%
Италия- 3,1%
Россия- 2,9%
Доля стран ЕС- 26,2%
24 промышленно развитых государств имеют 59,6% голосов в МВФ. На долю
остальных стран, составляющих почти 86% количества членов Фонда, приходится
лишь 40,4 голосов”.
Директор-распорядитель ( с 1987 г. )- Мишель Камдессю ( Франция ), его
заместители ( с 1994 г. )- Стэнли Фишер и другие ( США ).
На первых порах МВФ как кредитор играл скромную роль. Однако в 70-х и
особенно в 80-х годах произошло значительное расширение его кредитной
деятельности.